Views Comments Previous Next Search

История синтезаторов. Часть вторая

307052
Написал * lopatin200726 мая 2009
307052

В первой части мы упоминалось о самых первых синтезаторах, о моделях, которые оформили звуковую культуру двадцатого века. Во второй части - о более современных, но не менее легендарных инструментах.

Roland

Так получилось, что компания Hammond стала настоящей кузницей конструкторов синтезаторов. Инженер Лесли из этой компании создал всемирно известный лесли-спикер, а другой сотрудник Hammond – Икутаро Какехаши, создал целый культ синтезаторов Roland. Эта компания с начала семидесятых годов занималась транзисторными музыкальными устройствами. Наиболее часто используемые сейчас старые инструменты – это ритм и бас-машины – TB-303, TR-808, TR-909, синтезатор TS-404 (Transistor Synth). С этими устройствами напрямую связано музыкальное направление acid. Roland – это не просто синтезатор, это новое на тот момент представление о звучании.

Настоящей революцией в звуке стали ритм-машины Roland, которые компания начала производить с первого дня своего существования. Это модели TR-33, TR-55, TR-77 (TR – Transistor Rhythm). Наиболее успешная – модель TR-808… KLF, Beastie Boys, Dr.DRE, Jean Michel Jarre, Public Enemy, Snoop Dogg – очень неполный музыкантов, которые использовали и этот инструмент. 

История синтезаторов. Часть вторая. Изображение № 1.

На фото: Roland TR-808

Созданная в 1980 году ритм-машина была программируемой, имела свой банк синтезированных звуков, при этом обладала широкими возможностями редактирования. С момента выхода до популярности прошло некоторое время – музыканты с опаской смотрели на новый звук.
Но настоящий взрыв на рынке синтетического звука произошёл, когда компания выпустила до этого не существовавшее устройство – совмещенный бас/ритм модуль. В качестве бас-машины было разработано устройство TB-303 (TB – Transistor Bass), в качестве ритм-машины использовалась TR-606. Оба устройства синхронизировались между собой по MIDI-интерфейсу. Этот инструмент сильно повлиял на несколько стилей, от техно до транса. Вся современная танцевальная музыка вышла из этого аппарата.

История синтезаторов. Часть вторая. Изображение № 2.

На фото: Roland TB-303

В 1983 году выпущен новый модуль ритм-машины TR-909. Он стал продолжением известной модели TR-808. Отличие заключалось в том, что теперь хэты и тарелки были сэмплированы, а не синтезировались, как в 808. 

Особенно ценятся сейчас профессиональные синтезаторы Roland, в частности, серии Jupiter. Эти инструменты стоят весьма дорого. 

Первая выпущенная модель Jupiter 4 Compuphonic не привлекала большого внимания, хотя ей пользовались несколько ведущих музыкантов. Она выпускалась три года подряд – с 1978 по 1981. Внешне она похожа на небольшой электро-орган. Клавиатура тоже маленькая – всего 49 клавиш. Аппаратная часть состояла из аналоговых осцилляторов, фильтров, блока PWM-модуляции, арпеджиатора. Инструмент поддерживал четырёхголосную полифонию. Из знаменитостей, использовавших данный инструмент можно назвать Stevie Wonder, Tangerine Dream, Depeche Mode, Gary Newman.

История синтезаторов. Часть вторая. Изображение № 3.

На фото: Roland Jupiter-4

Следующим в модельном ряде стал Jupiter-8. Он начал выпускаться с 1980 года и отличался от предшественника не только внешне, но и внутренне. Это уже 61 клавиша, а не 49, полифония стала восьмиголосной. Два аналоговых осциллятора для каждого голоса, регулирование баланса между ними, PWM, фильтры, ADSR-envelopes, 64 пресета – на тот момент ни у одного из конкурентов не было таких возможностей.

История синтезаторов. Часть вторая. Изображение № 4.

На фото: Roland Jupiter-8

Эта модель также очень востребована. Ей пользовались и пользуются: Ministry, Moby, Orbital, Depeche Mode, Jean-Michel Jarre, The Prodigy, Duran Duran, Pet Shop Boys, The Cure и ещё не одна сотня известных музыкантов. Jupiter-8 выпускался четыре года, с 1980 по 1984. По сегодняшний день Roland не выпустил ничего более успешного, чем эта модель. 

В 1983 году была выпущена шестиголосная полифоническая модель Jupiter-6. Она имела ряд новаций и расширений возможностей для серии Jupiter, но выпускалась всего лишь год и появилась в преддверии не менее известной серии Juno.

История синтезаторов. Часть вторая. Изображение № 5.

На фото: Roland Juno-6

Серия Juno знаменита благодаря синтезатору Juno-6. Отличает его шестиголосная полифония и впервые применённые цифровые (а не аналоговые) осцилляторы (DCO – Digital Controlled Oscillator). В отличие от аналоговых, цифровые осцилляторы позволяют получать более точное соответствие звука с представлением музыканта. Проще говоря, настройки звучания стали проще и стабильнее.
Juno-6 выпускался с 1982 по 1984 год. В 1984-м ее сменила Juno-106, где помимо всего прочего было качественно интегрировано MIDI. 106-я модель выпускалась до 88 года. Ей пользовались Chemical Brothers, EMF, Jean-Michel Jarre, The Prodigy, Reel 2 Reel, Eurthymics, Tangerine Dream.

Roland сегодня – одна из ведущих компаний-производителей электронных инструментов. Ассортимент очень широк, однако так и не удалось что-либо также узнаваемое и имеющее такое влияние на музыку, как аналоговые синтезаторы и ритм/бас-машины.

ARP

Имя ещё одного конструктора синтезаторов, Алана Р. Перлмана, мало что скажет даже очень осведомлённому музыкальному деятелю. Но его инициалы – возможно. 

Инструменты, выпускаемые под маркой ARP в своё время составляли серьёзную конкуренцию продукции Роберта Муга. Упоминание моделей ARP Odyssey, Omni, 2600 и сейчас способно поднять артериальное давление бывалого музыканта.

Алан Перлмэн основал компанию ARP в 1969, а через год в продаже появилась первая модель – ARP2500.

История синтезаторов. Часть вторая. Изображение № 6.

На фото: ARP 2500

К сожалению, компания начала выпускать инструменты в не очень успешный период. В начале семидесятых спрос на синтезаторы был единичным. 

В 1972 году выпустили ARP Odyssey – первый дуофонический синтезатор. Он оказался очень популярным. В то время, когда модели обычно прекращали существование через три-четыре года, Odyssey выпускали девять лет. Примечательно, что клавиатура состояла всего из 37 клавиш. За девять лет модель неоднократно изменяли. В конце концов появился внешний аудиовход и система Proportional Pitch Control, позволяющая расширить возможности синтезированного звука, используя несколько видов питча.

История синтезаторов. Часть вторая. Изображение № 7.

На фото: ARP Odyssey Mk III

До сегодняшнего дня компания не дожила из-за, прежде всего, неудачной политики в области интерфейса (конкурирующий Роберт Муг уже снабжал синтезаторы регуляторами питча и модуляции). Это не привлекало покупателей. Было и ещё несколько слабых моментов.

Не спасла ни оригинальность звучания, ни большие возможности. Звук у этих синтезаторов очень характерный, за что и любим многими. В 1981 году фирму ARP постиг очень серьезный финансовый кризис. Последняя разработка продавалась уже от имени производителя CBS/Rhodes, а синтезатор назывался Chroma. 

ARP Odyssey использовался ABBA, Apollo 440, Manfred Mann's Earth Band, R.E.M., Kraftwerk, Chemical Brothers и т. д. 

Oberheim

Близко сотрудничавшей с компанией ARP фирме Oberheim повезло больше. Марка Oberheim хорошо известна и в наши дни.

Первоначально компания Oberheim Electronics, основанная Томом Оберхеймом, разрабатывала электронные процессоры эффектов. Потом компания выпустила один из первых в мире цифровых секвенсоров – DS-2 для синтезаторов ARP Odyssey и Minimoog. Естественно, что после внедрения секвенсора в синтезатор, музыканты почувствовали необходимость в более широких возможностях инструмента. Oberheim ответила на необходимость модулем SEM (Synthesizer Expander Module). С него и началось производство синтезаторов под собственной маркой. 

История синтезаторов. Часть вторая. Изображение № 8.

На фото: Oberheim OB-1

Звук этих синтезаторов не так уж и отличен от других аналоговых синтезаторов, но в тоже время, какой-то шарм в этом звучании есть. Наиболее известные модели Oberheim – OB-1 и OB-8. На сегодня Oberheim предлагает модель OB-5, в которой смоделировано классическое аналоговое звучание данной фирмы.

Sequential Circuits

Мало кому знакомое название компании Sequential Circuits компенсируется широкой известностью её главного продукта – культового синтезатора Prophet-5. В начале восьмидесятых он считался одним из лучших профессиональных синтезаторов, и конкурировал с разработками фирмы Roland. Успех Prophet-5 сподвиг главу Roland Икутаро Какехаши на инициативу полностью пересмотреть дизайн и начинку для Jupiter-8.

История синтезаторов. Часть вторая. Изображение № 9.

На фото: Prophet-5

Стоимость синтезатора и его технические данные (пять голосов с двумя аналоговыми осцилляторами, генератором шума, голосовым генератором и фильтрами) нашёл спрос среди множество традиционных музыкантов, поскольку был более доступен и отличался не слишком новаторским звучанием. Музыканты, которые пользовались этой моделью: INXS, Abba, Peter Gabriel, Kraftwerk, Jethro Tull, Alan Parsons Project.

Компания не просуществовала и десяти лет: основала в 1978 году, и куплена Yamaha в 1987. Зато за этот промежуток её синтезатор определял звучание многих музыкантов того времени.

E-mu

И просто нельзя обойти вниманием фирму E-mu, чьи инструменты во многом задавали направление для всей индустрии искусственного звука.

Компания E-mu Systems Inc. была основана в начале 70-х годов в Калифорния. Очень интересным кажется то, что основал её микробиолог Дейв Россум. Студнта-ботаника просто поросили распаковать доставленный короб с синтезатором Moog Series III. Надо помнить, что инструменты того времени не похожи на современные – тогда это были какие-то шкафы, больше похожие на промышленный холодильник. И микробиолог, никогда не видевший до этого синтезатора, оказался единственным в университете, кто смог подключить инструмент. Видимо, в том момент его осенило, и с тех пор он конструирует синтезаторы.

Его первые разработки Royal Hearn и Black Mariah были изготовлены из обувных коробок с кнопками из алюминиевой фольги.

Компания была основана в 1971 году, но первые годы деятельности работала на другие имена – разработки использовались в инструменте компании Oberheim, а позже в инструменте Prophet 5 компании Sequential Circuits. И только в 1980 был выпущен аналоговый синтезатор E-mu Audity, находящийся под управлением компьютера Twin Z-80. 

В компании стразу сообразили, куда катится мир, и с 1981 года музыкальные инструменты разрабатывались на основе сэмплированного звука. Первый такой инструмент – 8-битный клавишный сэмплер Emulator I – был ещё и первым в мире синтезатором со встроенным дисководом для хранения данных.

История синтезаторов. Часть вторая. Изображение № 10.

На фото: E-MU Emulator I

Далее новаторские инструменты выпускались один за другим: в 1984 году в продажу поступил клавишный сэмплер Emulator II, положивший основу для звуковых библиотек, в следующем году компания выпустила сэмплирующую драм-машину SP-12, в 1987 году появился сэмплер EIII, который до настоящего времени является эталоном звучания, основу современным ломанным битам положила сэмплирующая драм-машина SP-1200 в 1988 году (эту машину неоднократно снимали с производства, но вновь выпускли, так спрос на неё среди рэпперов был очень высоким). И до настоящего момента – синтезаторы, сэмплеры, устройства записи на жёсткий диск, барабанные модули, и бог знает что ещё производится под маркой E-mu.

АНС

Хотя промышленного значения синтезатор АНС не имеет, о нём нельзя не сказать. Инструмент был придуман выдающимся русским учёным и инженером Евгением Александровичем Мурзиным и названный им так в честь композитора Александра Николаевича Скрябина. На этом аппарате в шестидесятых и семидесятых годах работала «Московская экспериментальная студия электронной музыки». 

Синтезатор «АНС» имеет 720 управляемых генераторов, перекрывающих 10 октав. Основной звукоряд инструмента представляет собой членение октавы на 72 ступени (возможна также и 114-ступенная темперация, что является порогом разрешающей способности человеческого слуха по высоте). Столь широкий исходный спектр тонов обеспечивает синтез любых звуков. Не имея практически темперации, «АНС» позволяет пользоваться любыми ладами и звукорядами как существующими в музыкальной культуре разных народов, так и никогда не существовавшими.

На этом аппарате композитор записывает нужные ему звуки на стекле, покрытом непрозрачной несохнущей краской, снимая её в определенных местах специальным кодирующим устройством, включая тем самым генераторы соответствующей высоты. Это стекло является своеобразной партитурой композитора. Музыкант подкрашивает, ретуширует, стирает и наносит новые кодовые рисунки, сразу же осуществляя слуховой контроль получаемого результата. На стекле партитуры можно разрабатывать совершенно необычные по спектрам звуки. Аппарат, имеющий систему памяти, может запоминать такие разработки и впоследствии пользоваться ими.

Не имея ограничений в тембрах и их изменениях, «АНС» позволяет в сочинениях использовать искусственные голоса и шумы возможных строений. Необыкновенные возможности синтезатора говорят о его близости к идеалу синтезатора.

Рассказать друзьям
30 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.