Views Comments Previous Next Search

Black in USSR: советский фанк и соул

3110481
НаписалСтанислав 17 ноября 2009
3110481

Минувший выпуск программы «45 оборотов» был не просто посвящён целиком и полностью музыке, исполненной советскими музыкантами в 70-х годах прошлого века, но музыке, сыгранной с жирной ритм-секцией, сочными духовыми, квакающими гитарами и прочими элементами, создающими настоящий грув.

45 Оборотов - Выпуск 14, Black in USSR by Stanislav

Black in USSR: советский фанк и соул. Изображение № 1.

Фанк в СССР явление уникальное в своей самобытности, ведь советские музыканты 70-х годов имели сильно ограниченный доступ к результатам труда своих американских коллег, что усложняло прямое копирование и подражание. Это заставляло их многое домысливать самостоятельно и спровоцировало развитие оригинального звучания. Вероятно, и цензура внесла свой вклад в формирование стиля советского фанка, отсекав излишнюю «американизированность», хотя более вероятно, что она просто оказала максимально негативное влияние на количество издававшихся композиций в подобных жанрах.

Чтобы разобраться немного подробнее в истории развития явления «советский фанк», мы взяли короткое интервью у Георгия Арамовича Гараняна, руководителя ансамбля «Мелодия» в 70-х годах, композиции которого помимо прочего также прозвучат в предстоящем эфире. Для коллекционеров, интересующихся советским фанком, Георгий Арамович - культовая фигура. Его обработки советских и зарубежных песен придавали им необыкновенную динамичность и грув, что было нетипичным для советской музыки начала 70-х годов. Такие пластинки ансамбля «Мелодия» как «Популярная мозаика», «Знакомые мелодии», «Лабиринт» и некоторые другие, уже сложно достать в России, а иностранцы готовы заплатить хорошие деньги, лишь бы получить эти издания. Особенно популярен за рубежом саундтрек к фильму «Романс о влюбленных» из-за двух инструментальных композиций «Манёвры» и «Поиск», которые исполнил оркестр под руководством Гараняна.

Black in USSR: советский фанк и соул. Изображение № 2.

Оркестр кинематографии п.у. Г. Гараняна - Манёвры (1974)

Ансамбль "Мелодия" п.у. Г. Гараняна - Почему (1973)

 Станислав: Георгий Арамович, понятие «советский джаз» прочно укоренилось в советской музыкальной литературе. Почему, по Вашему мнению, не сформировался термин «советский фанк» да и вообще слово «фанк» практически не применялось (обычно употреблялся термин «джаз-рок»), хотя его элементы можно услышать в произведениях множества музыкальных коллективов различных республик бывшего СССР?

Георгий Арамович: Вопросы названий стилей носят чисто музыковедческий, часто субъективный характер и для меня принципиальной роли не играют (я не теоретик, а практик). Самое главное, мы понимаем, о чем мы говорим.

 

Станислав: С 1973 года, Вы возглавили новый ансамбль «Мелодия», где помимо стандартных оркестровых инструментов стали активно использовать различные электронные эффекты при обработке звучания такие как «фазз», педали «ва-ва». Что послужило толчком для ухода от классического джазового набора инструментов?

Георгий Арамович: Я занимался музыкальной электроникой с 1985 года, еще до появления МИДИ. Большая часть основ фонограмм для моих фильмов записана дома. Но об этом мало кто знает, так как записана ритмическая основа и записана таким образом, чтобы имитировать звучание живого оркестра. А что касается эффектов, то их присутствие или отсутствие сути дела не меняют. Главное, чтобы они не мешали, а помогали в качестве оркестровой или сольной краски.

 

Станислав: Как получилось, что Вы стали использовать стиль фанк в своих произведениях и аранжировках? Что вдохновляло Вас на это и откуда Вы узнавали о такой музыке?

Георгий Арамович: В то время я и не знал, что это называется фанком. Просто это было на слуху, но не только у меня, но у всех.

 Black in USSR: советский фанк и соул. Изображение № 3.

Станислав: О жёсткости советской цензуры ходят легенды. Приходилось ли Вам преодолевать преграды с её стороны?

Георгий Арамович: Приходилось и много. Но это, слава богу, в прошлом.

 

Станислав: На каких американских исполнителей, играющих в стиле фанк, вы ориентировались, и приходилось ли Вам встречаться с представителями американской фанк сцены?

Георгий Арамович: Образцом были братья Брекер, Бади Рич, Стиви Уандер, Джино Ванелли.

 

Станислав: Интересуетесь ли Вы сейчас современной фанк сценой? Нет ли желания
снова сыграть что-то из репертуара ансамбля «Мелодия» 70-х годов?

Георгий Арамович: Сейчас пишется пластинка "Проверено временем-2", кое-что из этого диска попадает под термин "Советский фанк". В моем учебнике по аранжировке (по нему учатся во многих муз. заведениях России) много о различных стилях того времени.

 Black in USSR: советский фанк и соул. Изображение № 4.

Станислав: И в заключение, несколько слов, которые Вы бы хотели адресовать современной молодёжи?

Георгий Арамович: Я не знаю, что адресовать современной молодежи. Я не Макаренко. Могу только показать то, что умею и пожелать, чтобы их всю жизнь сопровождала хорошая музыка.

 

Теперь несколько слов о миксе, который можно услышать в подкасте. За 70 минут прозвучит более 35 композиций от музыкальных коллективов различных республик бывшего СССР: Россия, Армения, Грузия, Украина, Латвия, Азербайджан, Эстония, Молдавия и одно произведение советского композитора, сыгранное чешским оркестром. Разумеется, все использованные треки были изданы только на пластинках «Мелодия» и с оных будут играться.

Многие пластинки, которые прозвучат в эфире, уже не так-то просто найти. Это кстати основная трудность при поиске советского винила – почти любую американскую пластинку вы найдёте, предложив хорошую цену, но редкое советское издание порой бывает практически невозможно достать. Просто напросто, отсутствует предложение – если раритет и есть у коллекционеров, то они ни за что не продадут его.

 

Скачать микс: 45 Оборотов - Выпуск 14, Black in USSR by Stanislav

Архив программ: http://www.urbansoul.ru/staytuned/45rpm/

Рассказать друзьям
31 комментарийпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.