Views Comments Previous Next Search

Destination: Overdrive, или кто придумал рок-музыку?

54068
НаписалI M20 февраля 2010
54068

Представьте себе на минуту, что кто-то совсем не знакомый с современной западной музыкальной культурой, например папуас с островов Полинезии или пришелец из дальнего космоса, попросил вас разъяснить ему что такое рок-музыка и чем она отличается от множества других музыкальных течений. Если вы хотя бы немного играете на электрогитаре, то самое наглядное что можно сделать в таком случае - это выкрутить на усилителе distortion помощнее и сыграть хотя бы пару бодрых и тяжелых power-chord'ов (в народе - «дж-дж-дж»). Можно также продемонстрировать и дробь на двойных бас-бочках, но это уже немного другая история. Не удивляйтесь если ваш экзотический собеседник поинтересуется каким же образом люди дошли до такой жизни и такой музыки. 

Вопрос на самом деле далеко не риторический. Сегодня мало кого можно озадачить тяжелым и агрессивным звуком электрогитары, кроме, разве что, узников тюрьмы Гуантанамо или объединения коммунистов Санкт-Петербурга, но естественно так было не всегда. Если хотя бы мельком взглянуть на эволюцию рок-музыки вообще и электрогитары в частности, то становится очевидным, что не смотря на все жанровые перипетии и нюансы, это развитие придерживалось одного основного тренда — постоянного утяжеления звучания. На какие только ухищрения не шли музыканты и сочувствующие им техники чтобы добиться более громкого, грязного, агрессивного и тяжелого звука от своих инструментов: резали ножом динамики, перегревали лампы в усилителях, выкручивали громкость на самый предельный уровень, переделывали их электрические схемы, использовали всевозможные педали для раскачки и искажения звука и много чего еще — настоящая битва за овердрайв! Общепризнанными авторитетами в этой области стали Pete Townshend из The Who, Eric Clapton, The Kinks, The Sonics, Jimi Hendrix, Jimmy Page из Led Zeppelin, Roy Buchanan, а из умельцев-техников конечно же Jim Marshall, Roger Meyer, Jim Dunlop, Randall Smith и многие другие парни из 60х-70х. Однако хотя именно эти люди начали формировать облик современной рок-музыки, они не были в этом пионерами на 100%, потому что было кое-что еще, что и направило их творчество именно в этом направлении.

В прошлом 2009 году вышел своебразный фильм Дэйвиса Гуггенхайма «Приготовьтесь будет громко» (It Might Get Loud) — в нем трое звезд от гитаризма, Jimmy Page, Edge и Jack White, просто разговаривают о гитарах и делятся воспоминаниями из молодости. Ничего особо нового для фанатов гитары и самих музыкантов там нету — все это неоднократно рассказывалось в разнообразных интервью, журнальных статьях и т.д. Но есть там момент, когда Jimmy Page, показывая свою коллекцию записей, ставит некую пластинку, и под звуки, раздающиеся с этого винилового раритета, начинает изображать игру на воображаемой гитаре, комментировать, умиленно улыбаться и чуть ли не плакать.


Композиция которая так растрогала мистера Пейджа называется «Rumble». Она была записана в 1958 году Link Wray and his Ray Men на студии Cadence Records. Это короткий 2х-минутный инструментальный трек в котором есть только гитара, барабаны и бас (который подозрительно нестроит). Тем не менее, на сегодняшний день это самая первая известная запись на которой был применен так называемый «power-chord», а звук гитары был нарочито искаженным и вообще довольно экстремальным для того времени. Автору данной композиции Link Wray приписывают ни много ни мало изобретение эффектов дисторшн и фузза, лесли (эффект вращающегося динамика, позаимствовано у клавишников) использования обратной связи (фидбэка) и замену хитрых джазовых аккордов на простой, но мощный power-chord - по большому счету всего того чем так славится рок-музыка. Практически все упомянутые выше музыканты признавали влияние Link'a на свое творчество и всячески высказывали свое восхищение им, например Pete Townshend просто сказал: «Он — король!».

Тогда в конце 50х эта запись произвела огромное впечатление — для многих это было настоящее откровение, а для иных она показалась вообще чем-то опасным — некоторые радиостанции отказывались включать «Rumble» в ротацию, опасаясь что это может спровоцировать всплеск агрессии или преступности среди молодежи - довольно необычное опасение в отношении инструментальной композиции!


Рассказать друзьям
5 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются