Views Comments Previous Next Search

В здоровом звуке здоровый ух!

0731
НаписалDJ FAMILY (ARMA 5/2) 2 июня 2010
0731


Не секрет, что все хорошо в меру. Любое ваше занятие, любые виды деятельности будь то банальный сон или прием пищи, поход в магазин или в тренажерный зал хороши только в том случае, если вы чередуете подобные события между собой.

Но стоит лишь чуть переборщить с чем-либо, неважно с чем именно, и результат не заставит себя ждать. Наверняка каждый сталкивался с обжорством и “пересыпом”, ноющими мышцами и сорванными связками, и, с самым страшным, что может случиться с любым “человеком от музыки”, прострелянными и “заложенными” ушами. Клубы, плохие наушники или неверно подобранный уровень громкости на домашней акустике – все это может привести к травме уха, вплоть до полной глухоты. Что делать?

Прежде всего стоит понять, что такое ухо. Наше ухо – это сложная система, которая принимает механические колебания среды в ограниченном диапазоне, который составляет примерно 16-20000 колебаний в секунду. Эти колебания поступают через внешнее ухо к барабанной перепонке, которая передает колебания трем слуховым косточкам, которые, в свою очередь, доносят и усиливают эти колебания, донося до так называемой “улитки” внутреннего уха, где располагается кортиев орган, который, в итоге, преобразует изначальные колебания в нервные импульсы, необходимые мозгу для анализа поступившей информации. Трудно представить, сколько миллионов лет потребовалось эволюции, чтобы сформировать столь сложную, но при этом, столь эффективную систему восприятия звука. Ведь человеческий слух – один из самых совершенных, разве что некоторые животные вроде дельфинов и летучих мышей способны похвастаться более развитым аппаратом, способным передавать более широкий частотный и динамический диапазон акустических колебаний. Если бы человеческий слух был еще чуть более чувствительным, буквально на один порядок, можно было бы услышать, как движутся молекулы воздуха!

Но довольно лирики и сухой науки, вернемся к нашим реалиям суровой диджейской жизни. Так случилось, что современная музыка призвана скорее уничтожать и травмировать наш слух, чем услаждать и радовать. Стоит вспомнить, что раньше не было ни звукозаписывающей аппаратуры, ни усилителей, ни микрофонов, ни, тем более, девайсов, вроде синтезатора и вертушки, а были лишь акустические инструменты, вокалисты да еще всевозможные приспособления, которые могли извлекать записанные механическим способом звуки (например шарманка или церковные механические органы). Таким образом неестественно громкие и агрессивные звуки встречались в природе лишь в случаях стихийных бедствий или катастроф, и лишь позже, когда сформировалась идея симфонических оркестров, появилась музыка, которая нарочно звучала громко. Для того, чтобы понять, что такое “громко” и “тихо” обратимся к понятию децибел (дБ). Это относительная логарифмическая величина, которая используется в физике в разных областях, и углубляться в рамках данной статьи в различия и особенности разных видов этой единицы измерения было бы напрасной тратой времени. Нас же интересует конкретно dBSPL, единица измерения непосредственно громкости относительно нашего порога слышимости. Данная шкала громкости принимает порог слышимости за 0 дБ. Итак, начинаем добавлять громкость, учитывая, что увеличение на 10 дБ примерно приравнивается к увеличению громкости в два раза. Первый шаг от нашего порога слышимости – мы слышим как тикают наручные часы, как насекомые бегают по стеклу и как работает в соседней квартире радиоточка. Еще шаг в 10 дБ, и мы отчетливо слышим шепот и шаги ниндзя по мрамору. Следующий уровень – и вот более крупные механизмы, вроде таймера духовки и бегущих по газону бурундуков открывается нашему слуху… И так далее, вплоть до 60 дБ, уровня громкости человеческой речи. После этого уровня начинается “погоня за глухотой”, точнее за акустической травмой, которая может привести к глухоте. Шум на оживленной улице в 70 дБ (установленная норма допустимого уровня громкости окружающей среды в повседневной жизни) или стандартный “студийный” 85 дБ уровень прослушивания фонограммы для неподготовленного жителя “из глубинки” может стать настоящим испытанием на прочность, потому что принято считать, 80 дБ давления это уже серьезная опасность для слуха. Что говорить о следующих этапах нашего путешествия по “ступеням громкости”: 90 дБ “дает” отбойный молоток или мощный перфоратор. 100 дБ, и вы в заводском цехе ковки металлических изделий. 110 дБ, и вы наконец на нормальном мероприятии в клубе с “приличным звуком”. По крайней мере, так положено по ГОСТу… Но кому какое дело до каких-то там нормативов и стандартов, когда есть возможность “дать мощи”. Поэтому мы подходим к уровню в 120 дБ, где начинаются проблемы с ушами и не только. Во-первых, надо помнить, что всяческие субнизкие и ультравысокие частоты и резонансы, которые возникают в неподготовленных помещениях (а в клубах чаще всего мало кто заботится об акустике) могут вызвать различные побочные явления – от легкого головокружения вплоть до тошноты и сильной головной боли. Но это еще полбеды. Разрыв барабанной перепонки на 130-140 дБ – следующий “уровень”, который легко можно “освоить” в неподготовленном помещении с непропорционально инсталлированным, по уровню звукового давления, оборудовании. А это уже серьезно – последствия вроде острого отита среднего уха или полной потери слуха (хорошо, если временной) могут полностью разочаровать в музыке любого, даже самого ярого фаната техно. 180 дБ последняя для живого человека отметка громкости – после такого уровня давления в прямом смысле может “взорваться” голова. Поэтому вернемся лучше к музыке, и разберемся, как можно избежать, хотя бы частично, всех проблем со слухом. 

Во-первых, на больших мероприятиях с высоким звуковым давлением (от 90 дБ и выше) следует применять беруши. Профессиональные модели вроде Proguard Custom стоят около 120 евро, и хороши тем, что не просто делают тише, а срезают эффективно и “музыкально” именно вредные для слуха частоты (от 1 до 8 кГц) и практически блокируют ультразвук. От низких частот подобные устройства не спасут. Если потребности в “правильном” звуке находятся на втором месте после непосредственной защиты, можно немного сэкономить и обойтись “аптечными” бытовыми одноразовыми “затычками” за 30-50 рублей. Подобные беруши скорее приглушат весь спектр на 20-30 дБ, и просто спасут вас от перегрузок слухового аппарата и вытекающих последствий.


Во-вторых, следует отучить себя от задорного юношеского акта “прокачки-себя-посредством-приближения-вплотную-к-огромной-колонке”. Подобная практика может негативно сказаться на организме в целом, не только на слуховом аппарате. Лучше всего находиться на концерте или на пати в центре зала. Именно в центре зала обычно отстраивает наилучшим образом звук инженер-акустик и все работающие на площадке звукорежиссеры поддерживают именно такую настройку.
В-третьих, работая за пультом старайтесь делать монитор тише. Отстроить “правильную” громкость достаточно просто – сделайте вначале нарочито громко ваш монитор, а затем убавляйте громкость до уровня, когда монитор будет слегка громче звука из зала. Немного напрячь свой мощный слуховой аппарат гораздо проще, чем потом его лечить, так что учитесь работать на невысоких уровнях громкости.


В-четвертых, работая с наушниками также избегайте избыточного уровня громкости. Наушники должны работать в сопоставимой громкости с монитором, ведь синхронизировать музыку гораздо проще по высоким средним и высоким частотам, а именно диапазон этих частот наиболее хорошо различает наш слух.

В-пятых, если вы слышите, что на площадке гудит звук, не ждите чуда, а просто подойдите к “местному звукарежу” и предложите помощь в настройке системы. Основным инструментом настройки акустической системы на площадках является, чаще всего, 31-полосный графический эквалайзер. Подобное устройство позволяет вырезать и усиливать 31 фиксированный частотный диапазон, который для простоты обозначается отдельной частотой (например 55, 105, 210, 440 и так далее Гц). Наиболее часто проблемы возникают с низкими и средними высокими частотами (20-200 Гц и 1000-8000 Гц соответственно). Способ устранения резонансов помещения (а именно резонансы вызывают характерный гул) достаточно включить перед мероприятием любую знакомую вам плотную фонограмму на среднем уровне громкости и поочередно искусственно “задирать” по очереди регуляторы громкости каждой частоты. В случае, если при сильном поднятии уровня громкости звук не вызывает резонанса, следует вернуть регулятор в исходное положение. В случае возникновения гула следует нейтрализовать, вплоть до полного “вырезания”, конфликтную частоту. Таким простым способом возможно добавить комфорт как гостям так и артистам мероприятия.

В-шестых, если вы не уверенны в качестве вашей музыки (бутлеги, mp3 низкого битрейта, просто любительские фонограммы) и акустика заведения оставляет желать лучшего – лучше отказаться от сомнительного успеха “сырого креатива” лубочных мастеров fruity loops в пользу профессионально обработанных композиций, основной чертой которых является “нейтральное” звучание, лишенное очевидных резонансов. Поберегите свои уши и нервы организаторов мероприятия, которым потом придется выслушивать жалобы на “плохую музыку” от посетителей.

И, наконец, хочется еще раз напомнить – если вы посвятили свою жизнь профессиональной деятельности в сфере музыки и концертной деятельности, будьте бдительны, ведь кто сможет позаботиться о вашем слухе (главнейшем вашем инструменте), кроме вас самих?

Автор - DJ школа / www.djfamily.ru

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.