Views Comments Previous Next Search

Cecil Beaton

117926
НаписалВаня Ронин4 мая 2010
117926

Сесил Битон – любимейший британцами персонаж, один из героев нации. Англичане говорят о своей любви к нему с некоторым недоумением, как бы слегка извиняющимся тоном, какой они обычно употребляют для признаний в любви к летающему цирку Монти Пайтона или глупым выходкам мистера Бина. Как и они, фотограф – одновременно дитя традиции и ниспровергатель устоев британской нации. По словам господина Пеппера, "мы ценим Битона за изящество и талант, тщательно закрывая глаза на менее приглядные его черты".

Cecil Beaton. Изображение № 1.

Он к тому же знаменитый дизайнер и художник, придумавший костюмы и декорации к самым известным театральным постановкам и кинофильмам вроде "Моей прекрасной леди". Денди и эстет в духе Оскара Уайльда, известный едкими высказываниями о своих знаменитых моделях и жизни в целом. Ветреный субъект, сделавший свою личную жизнь всеобщим достоянием: кто сейчас не знает о том, что Сесил Битон предпочитал мужчин, но при этом годами ухаживал за Гретой Гарбо, которая стойко отвергала все его предложения руки и сердца.

Cecil Beaton. Изображение № 36.

Но все же главная из его многочисленных личин – фотограф, один из лучших портретистов XX века, ставший его летописцем. У Сесила Битона почитали за честь сниматься знаменитости, великие артисты и светские персонажи, политики, вершившие судьбы Европы, и деятели художественного бомонда, придумывавшие и ниспровергавшие быстро сменяющие друг друга моды, стили, течения. Переплюнуть рекорд Сесила Битона, который почти 60 лет слыл модным и остро актуальным фотографом, не удавалось, пожалуй, ни одному из его современников.

Cecil Beaton. Изображение № 71.

Для многих разгадка его тайны – в умении понравиться другому, дать возможность портретируемому уйти в мир грез, заставить реальность мимикрировать под мир искусственных желаний и эрзац-событий. Мол, сам Сесил Битон жил в придуманном мире театральных декораций, умел удачно приврать, приукрасить действительность и называл себя искусным "манипулятором с камерой". Да посмотрите же в самом деле, говорят его критики, на его приемы: знаменитая любовь к ретуши, все эти цветочки и виньетки, игры со светом, стоящим сзади модели или падающим откуда-то сбоку, отчего человек становится бесплотной и прекрасной идеей. Вспомните, как он заставлял Марлен Дитрих и Коко Шанель имитировать статуи. Или вот, например, ряд кадров: Мэрилин Монро в самых разных позах и ракурсах. Вот здесь она вульгарна, здесь ужасно выглядит. А вот результат: прекрасная дива лежит полуприкрытая легкой тканью, с цветком в руке. Взгляд зовущий, чарующий, проникающий в самую душу.

Cecil Beaton. Изображение № 106.

На самом деле, конечно, секрет популярности Сесила Битона, как и любого выдающегося фотографа, вовсе не в кокетстве с реальностью. И уж тем более не в скандальном самопиаре или умении удачно настраиваться на волну модных на данный момент тенденций и стилей. Скорее уж разгадку знаменитого феномена Битона следует искать в прямо противоположном направлении. Его тайна – в одновременном отказе и от жесткого подстраивания реальности под себя, и от коверкания своего собственного взгляда в угоду зрителю. Именно это постоянное балансирование на грани позволяет идти на тесный контакт со снимаемыми объектами, сохраняя при этом верность самому себе, чувствовать чужие мимолетные настроения и вписывать их в свое собственное. Сесил Битон к тому же в каждом из снимков постоянно и безжалостно обнажает свою личность – навык, которым денди, сделавший саму свою жизнь объектом искусства, всегда владеет в совершенстве.

Cecil Beaton. Изображение № 141.

Битон родился в семье, принадлежавшей к среднему классу, во время Эдуарда , который и дал название эдвардианской эпохе, предшествовавшей Первой мировой войне. Для всего последовавшего века это время ассоциировалось со знаменитым эдвардианским костюмом, ставшим синонимом слов elegance и glаmour, последним предавангардным стилем. Неудивительно, что Битон, считавшийся специалистом по эдвардианскому костюму, появлялся на сцене всякий раз, когда мода начинала испытывать ностальгию по прошлому. А на протяжении ХХ века она это проделывала не раз. В истории моды было много достойных фотографов и стилистов, сотрудничавших с тем же Vogue и давших имя придуманным ими стилям. С Битоном немного другая история: он ценен не столько тем, что провозглашал новое в моде, а тем, что соединил в себе все архетипичные черты и человека света, и человека, этот свет оценивающего. Фотографируя своих друзей-художников, представителей света и титулованных особ, Битон обставлял свою работу так, словно это была просто милая встреча, игра, вечеринка - и чем знаменитее он становился, тем больше это льстило его моделям. В свете же Битон научился одному обязательному правилу, которому потом следовали все светские хроникеры - иронии по отношению к предмету описания. Длительная карьера и широкое признание в конце концов принесли Сесилу Битону дворянский титул - и это, по всей видимости, было апофеозом его реализовавшихся социальных притязаний.

Cecil Beaton. Изображение № 176.

Ссылки: http://en.wikipedia.org/wiki/Cecil_Beaton

http://www.artcyclopedia.com/artists/beaton_cecil.html

Cecil Beaton. Изображение № 211.

Рассказать друзьям
11 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются