Views Comments Previous Next Search

Война как нечто личное

156810
НаписалAnton Mikhailovsky30 июня 2010
156810

Юджин Ричардс, возможно, один из лучших живущих ныне фотодокументалистов, при первой встрече производит странное впечатление. Он выглядит тихим и застенчивым, и, по собственному признанию, не знает, как общаться с агентствами и фотографами на больших фестивалях. 

Война как нечто личное. Изображение № 1.

«На фестивалях надо продавать свои работы, я от этого испытываю дискомфорт, - признается он, - От общения с фотографами мне тоже неуютно. Они показывают свои работы, интересуются моим мнением, просят советов, а я не знаю, что им ответить. Я сказал бы что-нибудь, если бы мог - но когда я так отвечаю, никто мне не верит». 

Война как нечто личное. Изображение № 2.

Юджин Ричардс дважды ушел из «Магнума» и один раз «VII», прежде чем он подписал контракт с Getty Images. В этом году в Перпиньяне он представил очень интимный проект. «Война как нечто личное» - это серия из 15 фотоэссе, в каждом из которых мы знакомимся с американцами, жизнь которых была глубоко и необратимо затронута войной в Ираке. Фронтовой врач, которому после возвращения с войны пришлось бороться с зависимостью. Отец, который только что узнал, что его сын погиб во время военных действий. Мать, посвятившая все свое время сыну с тяжелым ранением мозга. Солдат, который отказался продлевать контракт и бежал в Канаду. Молодой парень, который на четвертый день в Ираке получил ранение позвоночника и остался парализованным на всю жизнь. 

Война как нечто личное. Изображение № 3.

Идея проекта сформировалась в результате длительных размышлений, говорит Ричадс. «Я всегда критически относился к войне и хотел что-нибудь сделать в связи с этим. Я думал поехать в Ирак, но мне не хотелось быть связанным, следовать за армией. Мне было важно чувствовать себя свободным в выборе того, что я снимаю и куда я еду. Война - это нечто личное, - добавляет он, - Мой сын задумался, как бы он поступил, если бы его призвали в армию. Это решение, в принятии которого участвует вся семья. И оно может привести к большим конфликтам, как это было в моей собственной семье. Отец сказал: «Если тебя призовут, пойдешь воевать во Вьетнам». У меня просто не было бы выбора». 

Война как нечто личное. Изображение № 4.

Ричардс начал работу над проектом 4 года назад. Он стал разыскивать в интернете семьи, жизнь которых в результате войны оказалась поломана. «Я не хотел выбирать, кого снимать, а кого нет, - говорит фотограф, - Я не хотел влезать в детали, не интересовался, где они воевали, каково их отношение к войне. Томас был первым, кто согласился. Я позвонил ему, и мы встретились». 

Война как нечто личное. Изображение № 5.

Ричардс провел несколько дней с бывшим солдатом у него дома в Канзас-Сити. Томасу каждое утро было нужно два часа, чтобы подняться с постели и собраться. Посмотрев фотографии, Ричардс не сразу решился кому-либо их показывать. Он позвонил Томасу и спросил: «Ты знаешь, как ты плохо выглядишь?» «Что, совсем?» - ответил тот. Так бывает, это правда. 

Война как нечто личное. Изображение № 6.

Для большинства фотографов самое главное - это получить доступ, возможность работать. Но это очень деликатный момент, особенно когда у семьи горе. В каждой истории есть есть черта, которую нельзя переступить. Это их история, и они имеют право на свои границы». 

Война как нечто личное. Изображение № 7.

Сейчас Ричардс продолжает работать над проектом. Он получил грант 20 000 долларов от Getty, чтобы закончить работу. Фотограф надеется, что, когда книга будет опубликована, это привлечет больше внимания к огромному количеству солдат, которые возвращаются с войны калеками. 

Война как нечто личное. Изображение № 8.

«Главная проблема - это равнодушие, - говорит Ричардс, - из Афганистана, где война набирает обороты, тысячи людей вернутся покалеченными. И именно сейчас, в данный момент, мы можем сохранить столько людей, которые умерли бы в других войнах«. 

Война как нечто личное. Изображение № 9.

Иногда равнодушие принимает другие формы. Фотографа часто спрашивают, не пропагандирует ли он антиамериканские настроения,  демонстрируя критический взгляд на последствия войны. «Америка - это страна, в которой я хочу жить. Я против правительства? Да. Я сталкивался с людьми, которые перемывали косточки убитым горем родственникам, они, дескать, не должны протестовать, их сыновья были добровольцами и знали, на что идут. Как можно говорить такое?»

Война как нечто личное. Изображение № 10.

Равнодушие присутствует и на страницах журналов. «Я не могу опубликовать эту историю. Я пытался, но ее взял только один журнал, The Nation, на одну полосу. Для журналов в этом нет ничего нового. Их интересуют не проблемы, а решения. 

Война как нечто личное. Изображение № 11.

Тем не менее, добавляет Ричардс, реакция аудитории была потрясающей. «Обязательно нужно, чтобы этот материал увидел свет, нужно завязать диалог. Для этого СМИ должно принести что-то в жертву. Их тоже можно понять, почему они должны это печатать, они гораздо больше заработают на фотографиях знаменитостей». А если публиковать в интернете? «Тогда нужно быть готовым к тому, что история больше тебе не принадлежит. Я вижу в этом только одну опасность - что некоторые люди могут использовать фотографии для пропаганды собственных политических взглядов. Нужно найти способ показывать эту историю в той форме, в которой она задумывалась». 

Война как нечто личное. Изображение № 12.

В этом году серия "Война как нечто личное" победила на конкурсе World Press Photo заняв первое место в номинации Проблемы современности. 

Сайт премии World Press Photo на русском языке: http://wpp.objectivereality.org

Выставка World Press Photo на Lookatme: http://www.lookatme.ru/cities/moscow/events/114357

Рассказать друзьям
15 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются