Views Comments Previous Next Search

Зеленый маркетинг

812902
НаписалАлена 8 апреля 2012
812902

Эко продукты, эко дома, эко кары, эко мебель. Неужели мы с тобой стоим на пороге эко жизни и эко будущего? Нет. Экомаркетинг - новый маркетинговый тренд на рынке товаров и услуг.

 

 1. Что такое эко маркетинг (green marketing). Где и как оно появилось. Час Земли, зачем это? 

 Экомаркетинг ( от англ. green marketing) – продуманная вокруг товара «эко» легенда. Она может гласить о 100% натуральности продукта, о безотходном производстве или о заботе компании об окружающей среде в целом. Своего рода санитары леса на просторах рынка, которые рубят зелень так, что щепки летят. Родителями экомаркетинга было поколение американских Бейби Бумеров, родившихся между 1946 и 1964гг.. Бабушки и дедушки этого эко тренда не просто носили ленточку в волосах, хипповали и путешествовали на стареньких Фольцвагенах. Будучи политичными, хиппи не поддерживали ценностей капитализма и больших денег. Они стремились к слиянию, как с особями противоположного пола, так и природой вокруг них. Эко жизнь – вот что обладало для них истинной ценностью. Американскому сенатору того времени и истинному хиппи Гейлору Нельсону, принадлежит идея проведения Дня Земли (1970г.). Этот день и стал первой открытой демонстрацией миру обеспокоенности экологическими вопросами. Сейчас тебе более знакомо понятие Часа Земли – современная аналогия Дня Земли, признанная выключить тебя свет и электроприборы. Но вернемся к истории. Логично грянувший в 1973 году Нефтяной Кризис стал благодатной почвой для отказа США от многолитражных автомобилей. А вышедший в прокат 1979 году фильм «Китайский Синдром» окончательно взбудоражил умы современности сюжетом об огромной опасности атомных электростанций и стоящих за ними чиновников, скрывающих от общественности вред АЭС. С этого момента эко тренд начал набирать обороты. Дети Бейби Бумеров, или Поколение X, сделало эко движение массовым, а знаменитые эко амбассадоры Леонардо ДиКаприо, Камерон Диаз задали поколению начала 80-ых моду на эко жизнь. Поколение Y, мы с тобой– кульминация эко движения. Нам от 20 до 30. Мы живем от одной природной катастрофы до другой, от Урагана Катрина до цунами в Таиланде и разлива нефти в мексиканском заливе. В России ежегодно перерабатывает только около 15% отходов, на свалках же захоронено более 82 млрд тонн* (*по данным выступлений участников Весеннего Биотопливного конгресса). Мы мечтаем о спокойной и здоровой эко жизни, и как любой житель мегаполиса, пытаемся найти способ быть ближе к природе. 

 

2. Сколько стоят три буквы «эко»? 

 Эко товары и продукты – вот что может помочь. Но как заставить тебя покупать эко? Напугать! Например, внушить мысль о том, что в изменении климата виноват ты, а не природная динамика. Если с детства говорить ребенку, что мир под угрозой экологической катастрофы и виной тому его безответственность, на выходе мы получим потребителя Поколение Z - Zомби, вынесшего эко культуру за пределы салонов СПА и гламурных ресторанов. Детям поколения Z показывают робота Валли, разбирающим груды мусора на планете Земля, оставленного ленивыми и безответственными людьми. В школах США читают лекции, что эко мир будущего в руках детей и переработка упаковки - главный критерий для выбора компания - производителя. Человек Поколения Z сортирует бумажный и пластиковый мусор, он готов платить больше за гибридное авто, он выбирает дорогую одежду из органического хлопка и свято верит в то, что если он купит более дорогое кофе в Старбаксе, упаковка которого будет впоследствии переработана, он изменит будущее планеты. За счет заветных трех букв «эко» продукты и товары обойдутся тебе дороже по сравнению с твоими обычными предпочтениями. Эксперимента и интереса ради, я решила посетить эко магазин и закупить продуктов на неделю, а потом сравнить полученный средний чек с чеком из Ашана. 

 

Продукт                             Страна     изготовитель              Эко, руб.    Ашан, руб.   

Гречневая крупа, 500 гр. Германия                                        295.00       67.00   

Мюсли, 500 гр.                  Германия                                        452.00      89.00 

Помидоры Черри, 800гр. Израиль                                           340.00     180.00  

Картофель, 2 кг.             Франция                                            654.00       70.00 

Органический кефир, 2л. Польша                                            300.00       100.00  

Био йогурт Ehrman, 5 шт. Финляндия                                      1135.00     170.00   

Молоко Valio                Финляндия                                              81.00        35.00   

Яйца, 20 шт.                    Польша                                              100.00       63.00  

Макаронные изделия, 1 уп    Италия                                        346.00       90.00  

Шницель, 2 кг.                     Подмосковье                                2000.00     900.00  

Курица, 1 кг.                      Подмосковье                                    900.00   130.00

 Кетчуп с тростниковым

сахаром, 1уп.                       Германия                                          410.00      89.00 

Чай жасминовый, 1уп.         Китай                                                 580.00     439.00   

Сок, 2 уп.                               Германия                                          478.00     164.00   

 

ИТОГО:                                                                                        8071.00        2586.00  

 Средний чек в эко магазине составил около 8 тысяч рублей, что равно нашей с тобой официальной сумме потребительской корзины за месяц. 

 

 3. Зеленым документ. 

Как вычислить эко продукт? По эко маркировке. Экологическая маркировка в нашей и западных странах - один из основных инструментов продвижения продукции, а также ее наценки. По данным независимых экспертов, наличие эко маркировки увеличивает стоимость на товар минимум на 30%. Эко маркировка – не путай с составом продукта, это символ, который компания получает право наносить на упаковку, только пройдя соответствующую сертификацию. Сейчас таких систем в мире существует более 30, в России она пока одна - система добровольной экологической сертификации «Листок жизни». Остальные заявления об «экологической чистоте», «натуральности», «дружественности окружающей среде» можно считать гринвошингом. Cсылки на маркировки: http://www.pro-okna.ru/LoadedImages/IMG_2006-07-25-%FD%EA%EE4.jpg.

Экологически безопасным продуктом можно считать продукт не содержащий вредных для тебя и окружающей среды веществ, а при его утилизации бесследно исчезает с Земли. Есть ли такие?


4. Гринвошинг.  
Гринвошинг (greenwashing)  -  попытка заработать деньги  на спекуляции заветными тремя буквами «эко».  Консультационная маркетинговая  компания (США) TerraChoice  выпустила для тебя доклад («Greenwashing Report»), в котором указал 7 так называемых смертных грехов,  которые берут на себя компании, пытающиеся представить свой продукт как эко продукт, когда на самом деле он таким не является.

 

1.  Ложные  утверждения 

Все, благодаря чему утверждаемое имеет двоякий или неясный смысл. Излюбленная уловка -  предлог до. Соса-Сola запустила кампанию о магически полученной бутылке, утверждающей то, что  «Эта бутылка до 30% состоит из переработанного материала». До 30%... То есть либо 1 %, либо 29%?  

 

2. Меньшее зло

Показывая плюсы, компания умалчивает о минусах.  Например, Электрокары Toyota Prius, Nissan Leaf. Да,  бензиновых выхлопов от них меньше. Но, посмотри на них с другой стороны.  Откуда  берется электричество для подзарядки? Может быть, электростанции работают на экологически чистом угле? Или солнечные батареи и ветряные мельницы сделаны из звездной пыли девственниц?  

 

3.Выделение достоинств, сокрытие недостатков

.Акцентируем внимание на мелкие достоинства, скрываем огромные недостатки. Например, Nestle предлагает воду Pure Life в новой форме бутылки, при производстве которой требуется до 15% меньше пластмассы.  Попытка помочь природе? Или такую форму просто дешевле производить? Если пластик так вреден, почему просто не отказаться от воды в бутылках и  предложить фильтр для воды?

 

4. Неактуальные утверждения. 

Информация, за счет которой продукт позиционируется как экологичный – правдивая,  но бесполезная. Например, компания заявляет, что их продукт  «не содержит хлорфторуглеродов, разрушающих озоновый слой», однако это вещество уже давно запрещено и его не использует никто.    Здесь излюбленное словцо  -  ГМО. ГМО, они же организмы с  искусственно измененным генетическим материалом, были придуманы  как способ прокормить человечество, которое по прогнозам ученых к 2050 году удвоится и станет около 100 млрд чел. В России разрешено использование трансгенов как в пищевой промышленности, так и в качестве кормов, однако запрещен посев и выращивание генетически модифицированных растений.  По данным Роспотребнадзора за 2008г. доля ГМ-продуктов на российском рынке составляет менее 1%!  Овощей и фруктов, выращенных с использованием ГМО на российском рынке быть не должно - у нас пока нет ни одного легального посева.  Поэтому, утверждения «Без ГМО» на пищевой соде, грече, чае не открывают Америку.«Когда мы едим, например, кукурузу, то в каждой ее клеточке содержится 50 тысяч генов. В ГМ-кукурузе один из этих 50 тысяч модифицирован. Во-первых, это количество просто ничтожно по сравнению с общим объемом генов, съедаемых нами, а во-вторых, такая замена гена может произойти и сама собой в ходе селекционной работы" - заявляет член-корреспондент РАН, директора Института общей генетики Николая Янковского.  

5.Бездоказательные утверждения.

Доказать сказанное сложно или вовсе недоказуемо. Один из самых распространенных примеров – производители тканей, указывающие долю использования переработанного сырья без предъявления доказательств.Независимой экспертизе в лаборатории "Impetus", Бремерхафен, подверглась продукция «C&A», «Tchibo» и «H&M». Выяснилось, что одежда этих брендов содержит не только экологичное сырье, но и ГМО-хлопок.

 

6.Несуществующие маркировки.

 Производитель ставит на свой товар маркировку, свидетельствующую об одобрении экологичности товара третьей стороной, притом, что такого одобрения или третьей стороны не существует. Согласно сайту  e-xecutive.ru, число экологичных товаров за 2010 год возросло на 73%, при этом всего 4,5% товаров, позиционирующих себя как экологичные, не имеют ни одного из «грехов» гринвошинга. 

 

 Еще разок, смотри настоящие маркировки далее: http://www.pro-okna.ru/LoadedImages/IMG_2006-07-25-%FD%EA%EE4.jpg.

 

7.Слишком общие утверждения.

Производитель использует очень общего утверждение.       Хорошим примером служит формулировка «Полностью натуральный». Мышьяк, уран, ртуть и формальдегиды – вещества натурального происхождения. Натуральный продукт (вещество) вовсе не обязательно будет  экологичным.


5. Эко товары и факты 

 

Эко Продукт Что это?   

Органическая одежда Nike- это линия одежды, произведенная из 100% органического хлопка.  Такой хлопок выращен  в экологически чистых районах без синтетических удобрений, пестицидов и инсектицидов. И без эксплуатации труда африканского населения, конечно. К 2009 году  благодаря популяризации органических тканей и раскрутки хлопковой одежды Nike смог увеличить глобальные продажи органического хлопка с 245 млн.долл. до 2.4 млрд. долл, Прогнозируемая же цифра потребления к 2010 году составила 5.1 млрд.долл.   


Эко Кары. 

Эко кары имеют не совсем эко аппетиты. Lexus Hybrid в идеальных условиях трассы кушает 7.5 литров на сотню, а в городских пробках все 10, что близко к аппетитам  Hyundai Tucson, Subaru Legacy и Ford Mustang.  Ford Escape Hybrid кушает около 11 литров на сотню. Продажи пресловутого Tayota Prius на российском рынке за 2010 год увеличились  более чем в 1000 раз по сравнению с 2009. Аналитики прогнозируют, что к 2020 году на гибриды придется 13% от общего объема производства автомобилей.


   Ботинки Timberland 

Ботинки этой компании ты всегда можешь вернуть в магазин после пары лет носки  с возможностью  их полной переработки. На каждой коробке обуви ты найдешь «Зеленый индекс» - маркировку с указанием,  какой процент ботинка может быть переработан, и насколько было вредно окружающей среде производство этой пары. Продажи компании Timberland в 2009 г составили 1.3 млрд долларов. Было открыто 200 магазинов более чем в 15 странах мира.   Эко секс игрушки компании Babyland. Быть эко натуралом в сексе? Легко! Натуральные лубриканты на основе органического льна, какао масел и масел дерева Ши. Деревянные и стеклянные дидло. Вибраторы на солнечных батареях. Презервативы из кожи ягненочка. Альтернативные подарки для твоей эко девушки. По  данным издания Times magazine  объем стеклянных эко дидл , продаваемых  компанией, в 2009 году вырос на 85%.   


Эко Велосипеды (Sanyo, Yamaha). 

Велопром  также подвержен гибридизации. Гибридный велосипед отличается от обычного  наличием электро двигателя.  Например,  электро байки компании Sanyo  ты можешь либо  крутить педали своей мышечной тягой,  либо электрической. На сложных для велосипедиста участках система автоматически может подключать электромотор для облегчения жизни наездника, а на спусках и при торможении генератор, вмонтированный в переднее колесо, конвертирует кинетическую энергию велосипеда в ток заряда аккумулятора. В 2010 году по всей Европе  было продано более 700 тысяч электрических велосипедов , что составило  плюс  40% к прошлому  году. Около 300 тысяч продается  ежегодно  в Японии. Лидером  же  по продажам гибридных байков остается рынок Китая- 10 млн. штук  за год.  

 

  IKEA.

Несколько лет подряд IKEA  предлагает покупателям специально выведенный сорт серебряной ели в прокат.  Покупаешь  красавицу за 1790 рублей, возвращаешь ее в магазин после Новогодних праздников и получаешь 1000 рублей назад на карту IKEA. Это сделано для того, чтобы сократить масштабную  вырубку елей  в России, а также избежать груд  выброшенных  елок, мишуры, игрушек и ваты. Зимнюю красавицу же отправляют в  переработку на комоды и полочки. Только двумя  московскими магазинами ИКЕА  было закуплено 16 000 ёлок.  По данный компании, возврат елок  составил 80% .Можно предположить, что 12 000 покупателей елей,  получившие 1000 рублей на карты,   вернулись в последствие  магазин и все-таки потратили  там и эти деньги.   


Эко Джинсы Levi’s.

Первым шагом, сделанным компанией Levi’s в этом направлении стало создание  эко джинс из 100% хлопкового денима. Кнопки этой модели  были  произведены из скорлупы кокосового ореха, а пуговица и молния из не-гальванизированного металла. Помимо этого, при окраски таких джинс в цвет индиго использовался картофельный крахмал, цветки мимозы и марсельское мыло.  Вторым и на сегодняшний день самым инновационным предложением стали джинсы из материала Waterless (пер. с англ. «меньше воды») на создании  которого тратится в среднем на 28% воды. Цена за Waterless пару составляет 90 долларов. Планируемый объем продаж 1,5 миллиона пар. Путем несложных математических действий получаем  135 млн. долл. оборота от продаж первой партии.  

Рассказать друзьям
8 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются