Views Comments Previous Next Search

Не задерживайте дыхание

75729
НаписалЯна Норина11 августа 2009
75729


На этот пост меня вдохновил фильм "Смертельный номер". А именно начальные титры. Просто очень красиво. 

Сейчас съемки под водой - нечто само собой разумеющееся. В кино и телевидении подводная съемка даже не обсуждается. 


Но видеоаппаратура не сразу изобрелась. Это - один из методов самовыражения или эффектных приемов, съемки под водой - это раздел искусства. Сопряженный с адским трудом и стоивший больших усилий и многих жертв в свое время.


С тех пор, как Жак-Ив Кусто и Эмиль Ганьян, благодаря изобретению акваланга, открыли людям путь под воду, количество желающих посмотреть на "безмолвный мир" год от года все увеличивается. 

Еще в глубокой древности самые отчаянные исследователи учились нырять сначала с задержкой дыхания, потом с воздушным мешком. Позже появился так называемый «колокол», но и он становился непригодным для дыхания по истечении короткого времени пребывания в нем человека. После изобретения иного механизма подачи воздуха, за счет чего уменьшились габариты аппарата и исчезла опасность отравления углекислым газом, воздушный колокол стали использовать в том числе и в кино, снимая через иллюминатор корпуса. Этот метод успешно применяли в научных картинах и художественных фильмах в сочетании с комбинированными съемками, таких как «Подводная лодка Т-9», «Тайна двух океанов» и других.

До появления в арсенале подводников акваланга операторы все-таки умудрялись снимать кое-что под водой благодаря так называемым перископам. Перископ (это труба), который обычно соединяли с объективом, а с другой стороны к трубе крепилась призма, преломляющая свет под углом 90 градусов. Таким образом, появляется возможность снимать под водой, погрузив в нее перископ и не используя больше никаких специальных средств. Нет нужды напоминать, что перископ должен быть герметичным, чего добиться весьма несложно. Возможности при такой съемке были очень малы, однако, позволяли снять песок на мелководье, рыб в аквариуме, или затонувшую игрушку в ванной.

В 30-х годах XX столетия было создано первое автономное водолазное снаряжение, которое служило спасательным средством для экипажей подводных лодок. Относительно компактный дыхательный аппарат имел небольшой вес, что давало возможность автономного плавания, но лишь до определенной глубины. И только акваланг, изобретенный в 1943 году известным французским исследователем Жаком Ивом Кусто и инженером Эмилем Ганьяном, освободил водолазов от тяжелых скафандров и громоздкого оборудования и положил начало развитию популярного ныне дайвинга и активному освоению жанра подводных съемок.


 Little fish, 2005

Экскурс в теорию

 Дайвинг сам по себе опасен для жизни — он требует длительной подготовки под руководством специалистов. Обращение с аквалангом требует максимальной сосредоточенности, четкости и уверенности в своих действиях. Все движения под водой должны быть отточены до автоматизма. Нужно быть хорошим пловцом, умело обращаться с аквалангом, практически не задумываясь, при этом совершать манипуляции с аппаратурой, постоянно находясь в состоянии творческого поиска. Справиться с такими задачами может далеко не каждый.

При погружении под воду давление на тело значительно возрастает, но благодаря сжатому воздуху, которым дышит человек, внутри создается противодавление (организм содержит около 70% жидкости, которая практически не сжимается). На глубине человека не сплющит и не раздавит только при условии равенства наружного и внутреннего давлений.

Съемки под водой значительно отличаются по технике и методике. Оператору необходимо учитывать такие факторы, как герметизация аппаратуры, недостаток света и особенности его преломления под водой, трудности с получением четких кадров и многое другое. Вода содержит множество непрозрачных частиц, что приводит к следующему: за счет сильного поглощения красной части спектра видеокадры на большом расстоянии будут иметь синий оттенок, а задний план будет недостаточно экспонированным. Учитывая эти факторы, а также эффект обратного рассеяния, члены съемочной группы используют источники дополнительного освещения, специальные корректирующие фильтры, располагают световые приборы как можно дальше от объектива камеры, делают панорамные планы в направлении снизу вверх и придумывают прочие хитрости.

Необходимо помнить, что качество картинки ухудшается по контрасту и цвету уже при удалении от основного объекта на 1…2 метра. Баланс белого под водой настраивается при каждом перемещении. Опытные операторы-подводники для улучшения изображения всегда берут с собой набор цветокорректирующих фильтров, рассчитанных на разные глубины. Здесь также есть определенные тонкости — при использовании фильтра для коррекции заднего плана и при подсветке предмета, располагающегося на переднем плане, объект сильно окрашивается в красный цвет. Эта проблема решается при помощи дорогостоящих и сложных в техническом обслуживании световых приборов, имеющих цветовую температуру 5000К.

Эффект увеличения — еще одна трудность «киновидеодайвинга». Под водой угол зрения объектива становится меньше, поэтому объекты кажутся на четверть крупнее и ближе. Справиться с проблемой помогают широкоугольные насадки на объектив. Для проведения одновременно панорамных и макросъемок под водой необходимо иметь съемную широкоугольную насадку на боксе.

Правила, часть которых приведена выше, — результат многолетнего опыта, накопленного в подводной киноиндустрии. Знание этих особенностей очень помогает современным операторам. В 1940-е же годы Кусто, впервые погружаясь под воду с камерой, об этом не ведал, обходился лишь простейшим оборудованием, собственной интуицией и немногочисленными знаниями, собранными человечеством к тому времени.

Отец жанра

Не задерживайте дыхание. Изображение № 1.

Легендарный Жак Ив Кусто, которого справедливо называют Люмьером подводных съемок, всю свою жизнь посвятил морю и кино. В юношеские годы он взял в руки камеру, купленную отцом для семейных торжеств, и с тех пор с ней не расставался.


Весь мир знает этого француза как неутомимого путешественника, океанографа, создателя акваланга, но только киношники могут оценить его вклад в развитие подводного кино — Кусто изобрел несколько видов камер, специальные осветительные приборы и первую телевизионную систему для съемок под водой. Он придумал «подводное блюдце» — маленькую, маневренную лодку для исследований и съемок на глубине и множество разных полезных «мелочей» для работы под водой.

«Серьезное» кино началось для Кусто уже в зрелом возрасте, когда с помощью друзей он смастерил камеру формата 35 мм и после множества неудачных попыток снял первые кадры на глубине около 20 метров. Его первый короткометражный фильм так и назывался «18 метров под водой» и состоял из эпизодов, отснятых совместно с товарищами. Погружались они в водонепроницаемом боксе собственного производства. Это изобретение представляло собою довольно опасный в эксплуатации аппарат замкнутого цикла: стоило опуститься чуть глубже 18 метров — и подводнику уже грозило кислородное отравление. Кусто дважды терял под водой сознание и мог лишиться жизни.

Примечание: Атмосферный воздух имеет приблизительно следующий состав: азот — 78 %, кислород — 21 %, аргон — около 1%, диоксид углерода — 0,03%, а также незначительное содержание водорода, гелия, неона, криптона и ксенона. Для погружения необходимо знать процентное соотношение газов, составляющих дыхательную смесь, поскольку под давлением их свойства меняются.

К примеру, кислород под воздействием более двух атмосфер (15…20 м) оказывает отравляющее действие на организм. Азот под давлением свыше пяти атмосфер (40…50 м) вызывает азотное опьянение. Повышение диоксида углерода в дыхательной смеси более чем на 3% приводит к смерти. Каждый компонент в составе воздуха с увеличением давления сверх нормы становится для организма ядом.

Случаи погружений, которые едва не закончились летальным исходом, привели Кусто к идее создания акваланга. Вместе с инженером Э. Ганьяном они взяли за основу аппарат Рукейроля-Денейруза и, усовершенствовав его, создали простой в эксплуатации автономный дыхательный прибор на сжатом воздухе. Уже в скором времени команда подводников, вооружившись новым аппаратом, приступила к съемкам документальной ленты «Останки затонувших кораблей» («Затонувшие суда»). Тогда Кусто удалось освоить глубину, в два раза превышающую его прежний рекорд. Две первые картины начинающего документалиста были показаны в Париже и с большим интересом приняты публикой.


В 1950 году Кусто приобретает минный тральщик «Калипсо». С помощью спонсоров он переделывает судно в океанскую лабораторию и оборудует кабиной для подводного наблюдения, имеющей форму сферы с оптимальными для исследований и съемок иллюминаторами. Приблизительно в эти же годы появляется и более совершенное оборудование — электронная вспышка Эджертона и камера для съемок инженера Лабана. У Кусто расширяются возможности для новых путешествий и кинопроектов. В 1955 году на борту «Калипсо» исследовательская киногруппа отправляется по маршруту Красное море — Индийский океан — Сейшельские острова и далее по всему свету к неисследованным до того времени местам. Результатом длительного путешествия стал полнометражный документальный фильм «Мир тишины» («В мире безмолвия», снят совместно с Л. Малем), который принес Кусто настоящую славу. Картина имела шумный успех. В 1956 году в номинации «документальный фильм» она получает «Золотую пальмовую ветвь» и год спустя — «Оскара». Важно отметить, что на следующий год другой фильм Кусто — «История красной рыбы» — получает те же самые престижные награды, что подтверждает заслуженный успех уже знаменитого на весь мир документалиста-подводника.

За полвека Кусто с верными друзьями обошел на «Калипсо» все моря и океаны. Экспедиции и исследовательские работы фиксировались на пленку. Телевизионный сериал «Одиссея капитана Кусто» до сих пор популярен во всем мире, включая Россию. Всего же фильмография известного документалиста насчитывает более 120 лент, большинство из них выпущены его студией «Объединенные акулы». Работы Кусто около 40 раз номинировались на «Эмми» и трижды получали «Оскара» — самую высокую награду в мире кино.

Подводные съемки быстро и прочно обосновались в кинематографе.

Не задерживайте дыхание. Изображение № 2.

Films: Candy, 2006; Lucía y el sexo, 2001

Не задерживайте дыхание. Изображение № 4.

Сейчас Amphibico является самым крупным в мире производителем широкого диапазона боксов, которые подходят для большинства цифровых видеокамер Sony. С 1988 г. компания Amphibico производит новейшее подводное оборудование высокого качества, используемое как любителями, так и профессиональными операторами-аквалангистами. Изначально компания была основана Валом Ранеткинсом, подводником и фотографом с 25-летним стажем. Его опыт и знания в этом специфическом направлении помогли достичь высокого качества оборудования и удовлетворить все требования, предъявляемые к продукции такого класса. В 1998 г. владелец компании сменился, но состав персонала остался прежним. Рон Хэнд - нынешний президент и главный администратор - начал работу в Amphibico с тем же энтузиазмом и дальновидностью, которые стимулируют рост и развитие компании вот уже более 10 лет. 

Человек- амфибия, 1962

Не задерживайте дыхание. Изображение № 9.

Одним из самых масштабных советских подводных проектов стал популярный фильм «Человек-Амфибия», вышедший на экраны в 1962 году. Сцены снимали в автономном снаряжении на глубине 150 метров в условиях 15 атмосфер избыточного давления. Впервые в истории отечественного кинематографа оператор Эдуард Розовский проводил под водой не комбинированные, а натурные съемки. Руководили этой работой режиссеры В. Чеботарев и Г. Казанский.

Не задерживайте дыхание. Изображение № 10.

Предстоящая новая работа, трудоемкая и опасная, заставила членов съемочной группы затратить массу времени на тренировки в бассейнах Ленинграда и подробное изучение техники и технологии погружения. Операторы, режиссеры, группы, осветители, художники, механики, декораторы — все тщательно отбирались и проходили строгий медицинский контроль. Почти полгода с кинематографистами занимались пловцы из института физкультуры им. П. Лесгафта, после чего каждый сдал экзамен на звание легкого водолаза и получил профессиональные права и водолазную книжку.

Не задерживайте дыхание. Изображение № 11.

В таких непривычных условиях приходилось работать Эдуарду Розовскому. За свою творческую жизнь он снял 80 кинокартин, в том числе кинохиты «Белое солнце пустыни» и «Начальник Чукотки», но фильм о «морском дьяволе» всегда останется для него одним из самых любимых. Почти полвека назад никто из операторов в Советском Союзе не знал, как снимать под водой, но Э. Розовский сумел снять в Черном море, лишенном растительности и животного мира, подводную стихию океана, наполненного поэзией и красотой.

Мировой кинематограф

Мастера художественного кино любят снимать подводный мир не меньше, чем документалисты.И здесь «впереди планеты всей» оказался Голливуд. 

20000 лье под водой

Не задерживайте дыхание. Изображение № 12.

Приключения "Посейдона", 1972

Хотя фильмы-катастрофы снимались в Голливуде и раньше, даже в 30-е годы, но, пожалуй, лишь после появления «Приключения «Посейдона», который пользовался громадным успехом в Америке (весьма скромный бюджет в размере $5 млн. был превзойдён в прокате почти в 19 раз!), заговорили о становлении данного жанра, затем развитого благодаря «Аду в поднебесье» и «Землетрясению». В ленте бывшего оператора Роналда Нима (правда, его фактическим сорежиссёром являлся продюсер Эрвин Аллен, как раз приверженец кинокатастроф) речь идёт о затоплении океанского лайнера «Посейдон», пассажиры которого пытаются спастись и выжить. Так что эту картину можно считать в каком-то смысле предшественницей более современного «Титаника» именно из-за масштабности зрелища, оснащённого спецэффектами (разумеется, они были вознаграждены «Оскаром»).

Документальный фильм "Голубая вода, белая смерть", 1971

Не задерживайте дыхание. Изображение № 13.

Челюсти, Jaws (1975)


После ошеломляющего успеха картины в прокате, кинокритики поспешили повесить все лавры на специалиста по монтажу Верну Филдс. 28-летнего Стивена Спилберга никто не принимал в расчет. Именно поэтому в последующих работах Стивен отказался от услуг госпожи Филдс.

Позднее продюсеры признавались, что если бы они раньше знали, сколько проблем было во время производства картины, они никогда не взялись бы за этот фильм. Съемочный процесс растянулся до 155 дней вместо изначально запланированных 52 суток.

Именно в «Челюстях» был впервые запатентован операторский приём, когда оптическим путем объекты на заднем плане приближаются, при этом все, что на ближнем плане, не меняется. Построенная механическая акула, когда ее привезли на остров Мартас-Винъярд и поместили в первый раз в воду, попросту утонула, так что команде техников пришлось в срочном порядке немного ее переделать

Питер Гимбл вместе со своей съемочной группой отправился в удивительную экспедицию. Целью путешественников было отыскать места обитания Большой Белой Акулы и заснять это удивительное животное. Экспедиция, которая длилась девять месяцев, стартовала из Дурбана, Южная Африка, путь исследователей проходил через Индийский океан и завершился в Южной Австралии.

Титаник, 1997


«Титаник» Джеймса Кэмерона, ставшая самой кассовой картиной за всю историю кинематографа и получившая 11 статуэток «Оскар», отличается от своих предшественниц наличием мастерски вплетенных в сюжет подводных съемок реального «Титаника». Да и сама идея очередной экранизации возникла во многом благодаря возможности снять на дне уникальные кадры с видом затонувшего корабля.

Съемки проходили в октябре 1995 года. Конечно, группе Кэмерона не пришлось рисковать жизнью, как подводникам-первопроходцам, — на глубине 3,6 км все делали роботы, но сама подготовка к съемкам проходила очень долго. Работы велись с помощью дистанционно управляемого оборудования и новых глубоководных аппаратов, поэтому, прежде чем погрузиться в пучину океана, режиссеру пришлось окунуться в мир новых технологий.

Не задерживайте дыхание. Изображение № 14.

Не задерживайте дыхание. Изображение № 15.

Съемки печально знаменитого затонувшего корабля состоялись благодаря нашим соотечественникам при помощи российских глубоководных аппаратов «Мир-1» и «Мир-2» (они были доставлены к месту съемок на борту российского научно-исследовательского судна «Академик Келдыш»), которыми управляли командиры А. Сагалевич и Е. Черняев. Эти батискафы имеют высокие показатели маневренности, мощное освещение, большой угол обзора из иллюминатора и могут использоваться на рекордных глубинах. К тому же наличие двух аппаратов сразу существенно расширяет возможности для съемок. Поэтому режиссер остановил свой выбор именно на них.

Не задерживайте дыхание. Изображение № 16.

Всего было совершено 12 погружений двумя подводными аппаратами одновременно. Каждое занимало в среднем 15 часов, пять из них уходило на погружение и подъем. Чаще всего подводными съемками на дне руководил сам Д. Кэмерон, иногда это делали его помощники. Сценарий прохода камеры был продуман заранее, но видимость и направление течения постоянно вносили коррективы. Иногда вместо запланированного левого борта, к примеру, приходилось снимать более выигрышный в данный момент правый, и т.д.

Для съемок была создана специальная, не имевшая аналогов техника. Корпус кинокамеры был изготовлен из чистого титана, способного выдержать гигантское давление — 1,5 млн килограмм. Внутри аппарата находились только ручки управления кинокамерой, а сама она была вынесена наружу и помещена в специальный бокс, где могла выдерживать давление свыше четырехсот атмосфер. На аппарате «Мир-2» был установлен телеуправляемый модуль, с помощью которого велись съемки внутри «Титаника»- в районе носового трюма, полубака, в проеме главной лестницы.

На дне Атлантического океана было отснято огромное количество материала, однако в фильм вошло далеко не все. Часть предназначалась для дизайнеров, работавших над воссозданием интерьеров корабля, а также для студий, которые создавали миниатюрные модели корабля, использовавшиеся в дальнейшем при съемках эпизодов. Большинство других подводных сцен, которые выдает «полноцветность» изображения, было снято в бассейне с использованием различных декораций и миниатюрных моделей корабля разных размеров.

Увиденное на дне Атлантического океана настолько потрясло воображение режиссера, что он решил в соавторстве со своим братом Майком снять еще и документальную историю «Титаника». Специально для съемок под водой была разработана система, состоявшая из двух камер Panavision, размещенных на расстоянии 69 мм одна от другой. Учитывая предыдущий опыт, корпус камер из титанового сплава сделали более легким, что позволило уменьшить общую массу установки в десять раз — с 120 до 12 кг. Питание 2000 Вт к системе подводного освещения «Медуза» подавалось с поверхности при помощи экранированного кабеля.

В результате серии погружений, в которых участвовали подводные роботы «Джейк», «Элвуд» (Эбрибади, мит собади!!)) и опять же российские аппараты «Мир-1» и «Мир-2», братья Кэмерон отсняли 100 часов киноматериала, из которого были собраны две документальные ленты хронометражем 45 и 90 минут. Картина «Призраки глубины» вышла в прокат в апреле 2003 года.

Такой грандиозный замысел, как съемки затонувшего корабля на глубине почти 4000 м, мог быть реализован только благодаря самоотверженному труду огромного числа специалистов. Но зрители, как правило, об этом не задумываются. Главное, что они хотят видеть на экране — эффектно сделанную художественную или документальную историю.

И еще....





Рассказать друзьям
7 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.