Views Comments Previous Next Search

Евгений Цышков: кайф – остаться живым

42312
НаписалМария Иванова15 июля 2010
42312

Серфинг - родоначальник и прототип всех видов спорта, где человек так или иначе использует доску. Родиной серфинга считается Полинезия, катание по волнам на доске было любимым развлечением полинезийских богов. К их касте принадлежит и уроженец Таганрога Евгений Цышков - в миру инструктор по серфингу международной категории. Хотя начинал Евгений с виндсерфинга, не остался равнодушным к кайтсерфингу. И везде добивался успеха. Даже выступал в чемпионате мира за юниорскую сборную России на доске с парусом. Интервью с Женей подготовила Елена Рерих.

ГОЛЬ НА ВЫДУМКИ ХИТРА

Евгений Цышков: кайф – остаться живым. Изображение № 1.

- Знаю, что вы записались в школу виндсерфинга вопреки родительской воле. Почему родители не поддерживали вашего увлечения?

- Папа обошел кучу морей капитаном на яхте. Мне кажется, ему не хотелось, чтобы я очутился в этой среде… Он видел, что происходит с людьми, которые занимаются в яхт-клубе. Для меня он наметил стандартную программу: школа - институт - работа. Но все же сказал: "Иди, записывайся сам".

- Ну, хорошо, записались, даже под руководством тренера Юрия Крикунова стали чемпионом России. Чего же не остались в виндсерфинге?

- Не было возможности прогрессировать. Школу не финансировали. А то, на чем я тогда выигрывал, - были старые доперестроечные запасы. В 98-м все закончилось, оборудования не покупали, никуда не посылали.

- И вы, можно сказать, остались на мели?

- Устроился на работу к знакомым ребятам, шил паруса, ремонтировал инвентарь. Кажется, в 2000 году, увидев впервые кайт, сказал: давайте пошьем такой же!

- Сами?

- Все делали сами, денег не было. Два года мучились на самодельном кайте, который не летал и даже не плавал... Однажды на берегу появились какие-то люди с фирменным кайтом. Смотрю на них, а они даже привязать его как надо не могут.

- Познакомились?

Евгений Цышков: кайф – остаться живым. Изображение № 2.

- Да, оказались местные таганрогские, если можно так сказать, олигархи. Они мне сразу: "Бери! Катайся!" На соревнованиях в 2004 году у меня было шесть кайтов. Самая большая линейка - от 18 до 8 метров. Эти ребята все закупили, а кататься не умели. Вот мне и досталось.

- Добрые, однако... Вы тогда на кайте по трюкам заняли первое место. Что же на кайте не остановились?

- Устал от соревнований.

Евгений Цышков: кайф – остаться живым. Изображение № 3.

- Ну так катайтесь себе на здоровье без всяких соревнований. Многие так делают. А вы в серфинг подались. Почему?

- Во-первых, наименее соревновательный вид. Во-вторых, мне он никогда не надоедает. Поверхность, по которой скользишь, всегда разная.

- Мне доводилось видеть, как серферы бултыхаются в воде, лежа на доске, а встать и прокатиться у них так и не получается. И что в этом хорошего?

- Первоначально так у всех. Человек два часа гребет, проклиная все на свете. А поймал волну, проехал пять секунд - и снова ложится на доску и гребет туда же. Очень маленький, если можно так сказать, выхлоп удовольствия…

- И какой от этого кайф?

- Не могу объяснить! К сожалению, не могу.

Евгений Цышков: кайф – остаться живым. Изображение № 4.

- Сколько времени вам нужно, чтобы поймать волну?

- Сейчас у меня такой уровень, что я больше катаюсь, чем гребу. А поначалу и у меня было много проблем.

- Кто вообще приходит в серфинг?

- Люди, так или иначе связанные со скольжением, - по снегу, по воде. И сразу начинают сравнивать с тем, что было у них до этого. А там они полчаса готовились, два часа катались. В серфинге все наоборот. Поэтому много негативных отзывов. Но эти же самые люди остаются верны серфингу.

В ОДИНОЧКУ НА ВОЛНЕ

- Когда вы словили первый кайф на серфе? Где?

- На Бали, там учился кататься.

- Оказались на этом острове спонтанно?

- Пожалуй, да. Работал инструктором в Ейске в клубе "Акватория лета". Работа сезонная. Хотел накопить денег, купить кроссовый мотоцикл и заняться мотокроссом. Накопил там сколько-то и тут приезжает в гости Мария Иванова (тогда просто знакомая, а ныне жена) и говорит: "Поехали в Бразилию, покатаемся на кайте". К Южной Америке у меня какая-то неприязнь. Решили ехать на Бали на полтора месяца, там и учились.

- Выходит, послушай женщину, окажешься без мотоцикла?

- Потратили все отложенные сбережения, зато научились серфить!

- Как быстро получилось?

- Недели две я катался на песчаном пляже - там правильная безопасная волна. Учился сразу на короткой доске, что труднее, но проблем со скольжением не было.

- Что самое сложное в серфе?

- Многие заблуждаются, считая, что тяжело стоять на доске. На самом деле гораздо сложнее поймать волну в нужном месте. Она же обрушается.

- Как вы ее ловите?

- Как говорит один мой друг, это визуальный опыт. В принципе, серфингу учишься всю жизнь.

- А практически как это происходит?

- Все уплывают в океан, в зону, где формируется волна. На самом деле ее там не видно, океан гладкий. Когда волна подкатывается к берегу, она начинает подниматься, повторяя рельеф дна. Есть определенные точки, где чаще всего это происходит. Вот там мы ее и ловим. При этом есть одно важное условие: только один человек может быть на волне.

- Почему?

- Тот, кто едет перед тобой, будет мешать и портить замечательную поверхность.

- Нередко по телевизору показывают завораживающую картину: волна, поднимаясь, закручивается, и серфер оказывается не на ее верхушке, а в водяной трубе. Что с ним может произойти?

- В трубе невозможно высунуться. Ты поломаешь очень тонкую верхушечку и перевернешься на очень мелком месте.

- Чем чревато?

- Все эти красивые трубы - глубиной по пояс. Если вода обрушается, легко разбиться.

- Вы наверняка катались в трубе?

- Иногда бывает. Есть даже специальные места, мы их называем "трубопроводы". Честно скажу: я не люблю кататься в трубе. Во-первых, страшно. Во-вторых, травмоопасно, в-третьих, сомнительное удовольствие…

- То есть, попал в трубу - дело труба?

- У меня был опыт: увлекся, заехал в трубу, упал на рифы. Не мог ходить, нога отнялась. Катаясь в трубе, получаешь кайф от того, что выжил.

- Волна, которая закручивается в трубу, какой высоты?

- Полтора-два метра. На самом деле комфортное катание - не важно, труба или нет - на волне до двух метров. Все, что больше - жесткий экстрим. Когда говорят, что катались на волнах пять-семь метров, не верьте, брехня это.

- Сколько можно проехать на волне?

- Секунд 20, по расстоянию - от ста до трехсот метров. Бывают очень длинные волны, по 500 метров. Но чтобы такую встретить, нужно стечение обстоятельств.

- Ваш рекорд?

- Метров сто, наверное, проезжал.

- Вот кайф-то, наверное!

- Кайф в серфинге я получаю, когда пробираюсь сквозь джунгли на машине, потом пешком выхожу на пляж, где нет никого. Вижу волну, на которой никто не катается. Со мной два моих лучших друга и жена. И не важно, какая волна - два метра или полметра...

И КИНО ПОСМОТРЕТЬ, И КАЛЬЯН ПОКУРИТЬ

- Сколько нужно заниматься, чтобы более-менее прилично прокатиться?

- Достаточно недели, если заниматься в школе с инструктором. В нашей школе серферы занимаются три дня на песчаном пляже, на четвертый вывозим их на волну, которая образуется на рифе. На пятый-шестой день люди едут по "стеночке". То есть, не просто в пенке спускаются, а по гладкой поверхности волны. Это очень медленная пологая волна, ее не спеша можно поймать.

- Догадываюсь, что вы рассказываете о своей школе на Бали "Surf Discovery". Когда вы ее организовали?

- Два года назад.


- Трудно россиянину вести там свой бизнес?

- Несложно. Но долго, как говорится, запрягать. Там жарко, все расслабленные. Островная особенность такова, что все делается медленно. Регистрация компании занимает полгода.

- Народу к вам много едет?

- Да. Раньше в основном москвичи были. А теперь со всей России подтянулись. Учим только своих, работают только русские инструкторы.

- Сколько их?

- Со мной пятеро.

Евгений Цышков: кайф – остаться живым. Изображение № 5.

- Зарабатываете прилично или это больше увлечение для души?

- Скорее для души. Ну, а заработки... На еду хватает.

- Чем русская школа отличается от других?

- Да всем. На Бали другие школы работают по принципу: туроператор привозит клиента, тот отзанимался положенное время и уехал. Мне это изначально не нравилось. Я привык, что на станции есть чилаут (место отдыха. - Прим. Е.Р.), где собирается компания, можно посидеть, покурить кальян, потрындеть. Идея была создать душевную атмосферу, чтобы люди не чувствовали, что купили услугу (или, как мы говорим, ощущение) и ушли. Пусть они, пройдя курс, еще пол-отпуска у нас в чилауте отдыхают. У нас там Wi Fi, вечером кино показываем, кальян курим. Плюс в школе нет ни одного местного инструктора. Не совсем рентабельно, рабочая виза очень дорогая, но это пожелание клиентов. Мало кто знает английский на таком уровне, чтобы понять нюансы при обучении.

С МОСКИТАМИ И ТИГРАМИ

- Вы меняли дисциплины катания. В вас самих что-то менялось при этой перемене?

- Когда перешел на серфинг, поменялось мировоззрение, отношение к происходящему. Кайт и виндсерф - похожи. Люди на берегу собирают матчасть, разговаривают, а потом катаются каждый сам по себе. В серфе - иначе. Ты видишь людей на воде. Приплывая к ним, становишься частью этого сообщества, которое ловит волну. Разговоры ведутся во время процесса, когда ждут волну, сидя на досках. Потом раз - пришла волна, и все уехали. И все повторяется снова: ожидание, общение, катание. В начале мне такой порядок был немного непривычен.

- Что напрягало?

- Для меня спорт на 50 процентов - исследование. Поиск новых мест, где никто еще не бывал. Поэтому приходится залезать в непролазные джунгли, где нет дорог, отелей. Да что там, порой нет еды и воды. На Яве, например, серферы живут в джунглях, в палатках с москитами и тиграми.

- Так уж и с тиграми?

- Местные говорят, что в джунглях они водятся. Но там много диких свиней и оленей. Серферов тигры не трогают. Кстати, на эмблеме тамошнего клуба нарисован тигр.

- Вы говорите о культуре серфа, что ее надо постигать...

- Это скорее культура восприятия окружающего мира, куда входит отношение к людям, к природе, к океану. Надо уважительно относиться к тому, что происходит вокруг, а не так: приехал, волна моя, отпуск короткий, надо срочно все поймать.

- На мой взгляд, океан - довольно враждебная для человека среда…

- Не может быть океан враждебным! Многое зависит от того, есть ли у человека перед ним страх. Да, океан властвует над человеком. Чем больше его боятся, тем больше случается травм.

Евгений Цышков: кайф – остаться живым. Изображение № 6.

- Насколько серфинг травмоопасен?

- Не сказал бы, что очень. Случаются ушибы, царапины. Из серьезных - переломы. Бывает и тонут, когда переоценивают свои силы, лезут на большие волны. Океан, я так думаю, живой. Он чувствует, понимает людей.

- А вы его?

- Кажется, с океаном у меня есть взаимопонимание. Мне в нем комфортно.

- Ваша жена считает, что существует женский серфинг. Чем он отличается от мужского?

- Тем, что дамы боятся океана, волн, больше, чем мужчины. Тем не менее, женщин в нашей группе больше. К нам приходят письма, где женщины просят: "Я приеду к вам поучиться, а можно муж с ребенком посидят у вас в чилауте?" У женщин инстинкт самосохранения выше. В этом и заключается разница.

СТРИТ-СТАЙЛ НА ВОЛНЕ

- Какой у вас инвентарь?

- (после раздумья) Очень емкий вопрос. От доски в серфинге зависит больше, чем в других видах с досками. У нас их до сих пор делают вручную специальные люди, шейперы называются. Они изначально наделяют доску душой. Потом помощники покрывают ее стеклотканью, наносят рисунок. Доски делаются под конкретного человека и под конкретную волну. На Бали 50 видов волн.

- Так сколько же у вас досок?

- Две, обе универсальные. Одна короткая - 5,9 футов, как раз мой рост - 176 см, для прыжков, поворотов. Вторая более длинная, узкая, хорошо едет прямо. Для больших волн. Я на ней в "трубопроводе" катаюсь.

- Читала, что серферы катаются на 25-метровой волне, куда их затаскивает водный мотоцикл. Вы не пробовали?

- Нет. И, наверное, не попробую, но посмотреть хотел бы. Такие волны бывают на Гавайях и в Австралии. Но австралийские иные. Они образуются далеко от берега на отмели в океане. Там волна не поднимается плавно, а, натыкаясь на препятствие, вытягивает воду на себя и встает. Получается как бы такой "ротик". Человек, когда едет внутри волны, - в "ротике", оказывается ниже уровня океана на 15 метров. Это страшнее, чем ехать на большой волне, например, известной волне Jaws, "Челюсти" на Гавайях.

- Как бы вы определили философию серфинга?

- Сейчас настолько разные люди им занимаются, что мне трудно сказать. На начальном уровне было единение с природой, океаном. Сейчас молодежь привнесла в серфинге стрит-стайл. Использует волну, чтобы разогнаться и сделать трюк, который они делали на асфальте. Им не нужны суперволны, дикие места, природа.

- Может поэтому компания Volcom учредила приз в 10 тыс. долларов тому, кто первым сделает кикфлип (провернет под собой доску на 360 градусов по горизонтальной оси. - Прим. Е.Р.)?

- С одним только условием: этот трюк должен быть подтвержден видеозаписью, где видно, что серфер поймал волну руками, а не заехал на мотоцикле, сделал кикфлип, приземлился и поехал дальше на этой волне. При этом нельзя использовать кеды, в которых удобнее стоять на доске. Говорят, один спортсмен сумел этот трюк сделать, но у него пока нет документального подтверждения.

Евгений Цышков: кайф – остаться живым. Изображение № 7.

- Но трюки трюками, а ближе к жизни, каковы планы?

- Развиваться дальше. Возить людей в интересные места по всему миру. Уже был организован лагерь на Шри-Ланке, собираемся сделать кэмп на Маврикии и в Марокко. Есть в плане Австралия, но там дороговато.


Материал интервью "Спорт Экспресс" экстрим:

 http://extreme.sport-express.ru/reviews/6528/



Рассказать друзьям
4 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются