Views Comments Previous Next Search

Эклер: От «Каштанки» к «Аватару»

1224180
НаписалСаша Похвалин28 мая 2010
1224180

Мы продолжаем экскурсию в мир анимационных приемов и сегодня расскажем историю жанра ротоскопной анимации (или ротомации), также известного как «Эклер».


История

Эклер: От «Каштанки» к «Аватару». Изображение № 1.

Многие, наверное, смотрели такие мультфильмы, как «Каштанка» или «Ночь перед Рождеством», и восхищались мастерством советских аниматоров. Но не многие знают, что реализм этих мультфильмов был достигнут при помощи техники ротоскопирования. Эта техника основана на процессе, когда отснятый в живую фильм вручную обрисовывается поверх аниматорами.

Изобрел этот прием Макс Флейшнер, который снимал и обрисовывал своего брата, наряженного в клоуна для мультфильма «Из чернильницы». Используя придуманную технологию, Флейшнер также оживил культовую Бетти Буп в 30-х. Одной из самых удачных работ студии Флейшнера является сериал про Супермена.



Соединенные штаты

Эклер: От «Каштанки» к «Аватару». Изображение № 2.

Многие крупные студий использовали ротоскопирование в своем творчестве. Дисней часто использовал технику ротоскопирования в своих ранних мультфильмах, достигая фантастического реализма персонажей. Но мастер делал это очень осторожно, чтобы персонажи не «выпадали» из картинки. Такие канонические мультфильмы, как «Белоснежка и семь гномов» (1937) и «Золушка» (1950), вовсю использовали ротоскопирование для создания анимации людей.




Позднее, когда анимация стала более стилизованной, как, например, в «101 далматинец», ротоскопирование стали использовать в Диснее в основном для изучения движений людей и животных.

Флейшнер, как изобретатель жанра, не отставал, и в 1939 году выпустил «Путешествие Гулливера» — второй полнометражный мультфильм, сделанный не компанией Дисней. Paramount хотели выпустить картину к Рождеству, а это значит, что времени на ее создание было в три раза меньше, чем ушло на создание «Белоснежки». Компания Флейшнера сильно разрослась, чтобы успеть выпустить фильм в срок.



   

Режиссер Дон Блат, один из главных конкурентов Диснея на поприще традиционной анимации, тоже не стеснялся использовать ротомацию в своих работах. Это хорошо видно в открывающей сцене мультфильма «Американская история» про русских мышей в Америке. Также Блат использовал прием в таких фильмах, как «Все псы попадают в рай» и «Титан После гибели земли»




Несмотря на такие легенды, как Блат и Дисней, главным мастером ротоскопирования является Ральф Бакши — крестный отец американской взрослой анимации. Ральф, в пику большинству мультипликаторов, сделал себе имя на создании противоречивых и провокационных лент совершенно не детского содержания. Его фильмы «Американский поп», «Затрудненное движение» и «Огонь и лед» служат образцом художественного ротоскопирования. Бакши возвел технику на совершенно новый уровень. Впервые он использовал ее в мультфильме «Чародеи» в 1977 году, когда 20th Century Fox отказались увеличить бюджет на 50 000 $ чтобы закончить мультфильм (На этом же собрании Fox не дали Лукасу дополнительные три миллиона на завершение «Звездных войн»). Одна из самых известных работ мэтра — экранизация «Властелина Колец» 1978 года.




Кроме непосредственно мультфильмов ротоскопирование использовалось и как прикладной прием при съемке музыкальных видео клипов (Take Me On – A-Ha, Money for Nothing – Dire Straits) и для создания спец эффектов. Например знаменитые световые мечи из «Звездных войн» — яркий пример использования ротомации в кино.



Советский союз

Эклер: От «Каштанки» к «Аватару». Изображение № 3.

В Советском союзе техника называлась «Эклер» в честь проектора, при помощи которого она создавалась. В России метод был известен еще в 20-х годах, но получил широкое распространение только в 30 – 50-х годах. Одной из причин использования техники было мнение что такие мультфильмы отражают стилистику соцреализма. Хотя в 1951 году заслуженный русский аниматор Иван Иванов-Вано выступил с докладом, в котором говорил, что «Эклер» считался временной мерой до тех пор пока не повысится профессионализм мультипликаторов. Только после прихода к власти Хрущева в России стали использовать более свободные техники.

Для съемок таких мультфильмов в России привлекали знаменитых актеров, которые вместе с аниматорами создавали образы персонажей, походку. В мультфильме «Аленький цветочек» режиссера Льва Атаманова снимались такие звезды, как Николай Боголюбов, Наталья Крачковская и Михаил Астаганов.




Выделяется из советских мастеров эклера Михаил Цехановский. Он снял мультфильмы «Сказка о старике и золотой рыбке», «Дикие лебеди», «Царевна-лягушка» и знакомую многим с детства «Каштанку».




Азия

Эклер: От «Каштанки» к «Аватару». Изображение № 4.

Отдельно в истории ротоскопии стоит первый китайский анимационный фильм «Принцесса железный веер», в котором тоже большую роль сыграла техника ротоскопии. Близнецы Ван, Лайминг и Гучан, были первыми китайскими аниматорами. Начав свою карьеру еще в 30-х годах, они с упехом доминировали в анимации Китая несколько последующих десятилетий. После просмотра «Белоснежки и семи гномов» Диснея они решили создать не менее качественный фильм во славу китайской нации. Так появился фильм «Принцесса железный веер», который рисовали 237 аниматоров в течении трех лет. Для того чтобы сэкономить и без того небольшой бюджет братья вовсю использовали ротомацию. Созданный в оккупированном японцами Шанхае этот мультфильм попал в Японию и вдохновил великого Асама Тедзуку (Astro Boy, Metropolis) стать художником. Благодаря влиянию этого фильма, для военно-морских сил был снят первый полнометражный японский мультфильм «Святые морские войны Момотаро».






Ротоскопия сегодня

Эклер: От «Каштанки» к «Аватару». Изображение № 5.

В последнее время появилось очень необычное направление этого жанра, которое довольно сильно отличается от всего, что делалось раньше.

В середине 90-х аниматор и ученый из Массачусетского Технологического института (а именно отделения занимающегося изучением мультимедийных продуктов, Media Lab) Боб Собистон создал проект под названием Rotoshop. Этот программный продукт позволял в определенной мере автоматизировать процесс ротоскопии. При этом на выходе получался продукт обладающий определенным визуальным стилем, до этого в ротоскопии не виданным. В 1998 Собистон снял несколько короткометражных роликов для MTV при помощи своей технологии, а в 1999 вышел короткометражный мультфильм «Закусь и выпивка», который собрал несколько наград на фестивалях и даже попал в коллекцию международного музея современного исскуства (MoMA).




В 2001 году режиссер-многостаночник Ричард Линклэйтер, вдохновленный творением Собистона, выпускает ставший культовым мультфильм «Пробуждение жизни». Боб активно участвовал в процессе и не только позволил воспользоваться его Rotoshop'ом, но и нанял тридцать аниматоров, чтобы помочь снять фильм. Живые актеры, надо сказать довольно известные, были отсняты, а потом обрисованы. Казалось бы, классические эклер, но это не совсем так. Обычно живые люди используются как образец для движений персонажей, а здесь это были мультипликационные версии Итана Хоука, Жули Дельпи и даже, эпизодически, Стивена Содерберга. Фильм получил 5 наград и 14 номинаций.




Тем не менее, «Пробуждение жизни» так и остался культовым арт-хаус проектом, многими так и незамеченным. Линклейтер вернулся к кино, но судя по всему не оставил мечты об анимации. И вот в 2006 году выходит его новый фильм «Помутнение» с Киану Ривзом, Уайононой Райдер и Робертом Дауни Младшим. Такой актерский состав не мог не наделать шума и о фильме стали говорить еще задолго до его выхода на экраны. Снятый по мотивам книги Флиппа Дика, фильм как всегда вызвал противоречивые оценки фанатов и всех остальных. Фильм, так же как и предыдущий, был снят при помощи технологии Rotoshop и даже был показан на Каннском фестивале в программе «Особый взгляд» в 2006 году.




Мультфильмы Собистона и Линклейтера подготовили фундамент для целого нового направления в истории Эклера и ротоскопии. Теперь это не сопутсвующее ремесло и не низкий прием для облегчения работы аниматоров. Благодаря оригинальному подходу к реализации, необычным темам и прекрасной арт-дирекции они превращают теперь уже CG (computer generated) эклер в абсолютно отдельный жанр.

«Вальс с Баширом» — израильский мультфильм номинировавшийся в 2008 году в Каннах на пальмовую ветвь является одним из ярких представителей новой волны ротомации. Это почти документальное погружение в воспоминания о войне в Ливане переплетающееся со снами рефлексией главных героев. Помимо Пальмовой ветви фильм получил Золотой глобус, премию Сезар и номинировался на Оскар как лучший фильм на иностранном языке.




Другой пример фильм «Год рыбы», который тоже вышел 2008 году. Магическая история из жизни современного нью-йоркского китайского квартала. История современной золушки даже с несколькими хэппи-эндами сделанная полностью в жанре ротоскопной анимации. Дэвид Каплан, режиссер картины в одном из интервью сказал что «Затрудненное движение» Бакши — его любимый мультфильм.




Постепенно ротоскопирование переходит в иную форму — технологию известную как motion-capture (англ. — захват движения). Теперь актеров не обрисовывают, прикрепляют к ним датчики и за счет них считывают движения, которые потом накладываются на трехмерных персонажей.

Искушенные в анимции французы создают собственные шедевры в этом направлении. В 2006 выходит мультфильм «Возрождение». Основной особенностью мультфильма стало то, что он использовал только черный и белый цвета. 2 приза, а том числе на международном анимационном фестивале Аннеси.




Фильм «Чикаго 10» находится где-то на стыке жанров. Это судебная драма о слушании по дела антивоенных протестующих после Национальной Демократической Конвенции в Чикаго в 1968 году. Лента в включает в себя не только анимацию, но архивные записи слушанья и самой конвенции.




Эклер: От «Каштанки» к «Аватару». Изображение № 6.

И все же ротоскопирование уходит в прошлое, уступая дорогу новым технологиям. Появляются такие фильмы как «Аватар», практически полностью созданные при помощи захвата движения живых актеров. А Энди Серкис, с кого сканировали движения Голлума и Кинг Конга, создает собственную студию по созданию motion capture анимации. 

И точно также, как раньше на счет ротоскопии, сейчас ведутся споры о том, являются ли произведения созданные при помощи motion-capture технологии анимацией. По сути происходит практически тоже самое, просто теперь аниматоры оперируют не карандашом обрисовывая проекцию с пленки, а компьютером, который обрабатывает информацию с датчиков. Но как и в случае с эклером, несмотря на кажущуюся простоту процесса, только истинные мастера способны вдохнуть жизнь в движущуюся картинку. Компьютерную или нарисованную.

Рассказать друзьям
12 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются