Views Comments Previous Next Search

Eero Aarnio

117265
НаписалЖурнал Проектор 19 июня 2009
117265

Ээро Аарнио - из тех дизайнеров-новаторов, которые впервые начали  применять пластик для создания предметов интерьера. Придуманные им кресла и столы невообразимых форм и расцветок, а также многофункциональные объекты с игровым подтекстом являются олицетворением эпохи шестидесятых годов XX века.

Eero Aarnio. Изображение № 1.

Ээро Аарнио родился в 1932 году в Хельсинки, с 1954 по 1957 год там же учился в Институте прикладного искусства. В 1962 году, освоив профессию дизайнера, открыл собственную студию, в которой занимался  проектированием интерьеров, включая предметы мебели.  Находясь в поиске свежих решений, Аарнио экспериментировал с пластмассами. Результатом первых опытов стало кресло под названием Ball, созданное в 1963 году.

Eero Aarnio. Изображение № 2.

«Комната в комнате»

Данное определение очень точно характеризует этот революционный объект. Каждый, кому когда-либо доводилось сидеть в кресле-шаре, мог почувствовать себя защищенным тонкой оболочкой, позволяющей  побыть наедине с собой и своими мыслями даже в эпицентре шумной компании. В некоторых моделях Ball изнутри вмонтирован телефонный аппарат: кресло, изолированное от внешних шумов, легко превращается в кабину для переговоров. Аарнио шутил, что эта модель идеальна для однокомнатных квартир, потому что в Ball можно спрятаться, как в отдельной комнатке. Вращаясь на ножке-основании вокруг своей оси, кресло напоминает глобус, отсюда его второе название – Globe.

«У нас в доме не хватало большого кресла, - вспоминает дизайнер. – Я решил соорудить его самостоятельно, - абсолютно инновационное…» Сделав несколько эскизов, Аарнио остановился на шарообразной форме, параметры которой соответствовали его высокому росту. Опытный образец кресла, на изготовление которого ушел целый год,  до сих пор находится в доме дизайнера. Ээро склеил шар из слоистой древесины, а затем заламинировал внешний корпус стеклопластиком.

В 1966 году кресло Ball, представленное на мебельной выставке в Кельне, принесло Аарнио мировую известность и дало старт целой серии предметов, созданных из фибростекла. Не так давно «королева панка» Вивьен Вествуд использовала кресла Ball в своем модном шоу, а до этого их можно было заметить в фантастических блокбастерах "Марс атакует" и "Люди в черном", - естественно, на правах футуристического антуража. 

Eero Aarnio. Изображение № 3.

Мыльный пузырь

Ball – само совершенство, но Аарнио быстро надоело прятаться в глухих «недрах» ламинированного шара. Он поставил перед собой новую задачу - впустить в пространство кресла естественный свет. Для этого применил достаточно необычную технологию: изготовил новый, совершенно прозрачный шар из акриловой смолы, которая нагревалась и раздувалась подобно мыльному пузырю. Форма, получившая название Bubble, подвешивается на цепи к потолку и буквально парит в воздухе. С момента создания этого кресла в 1968 году появилось огромное множество всевозможных его копий, но права на производство Bubble и других вещей от Аарнио принадлежат компании Adelta. 

Eero Aarnio. Изображение № 4.

Гриб, томат и тянучка

Многие из предметов изобретательного финского дизайнера предполагают большое разнообразие в использовании. Нам посчастливилось увидеть кресло Tomato преспокойно плавающим в бассейне, и мы, на всякий случай, поинтересовались у автора, предполагал ли он это заранее? Оказалось, что да. Tomato –  забавный объект для помещений, открытого воздуха и, как выяснилось, для  воды – был изобретено в 1971-м. 

Eero Aarnio. Изображение № 5.

Тремя годами раньше Аарнио разработал кресло Pastil («Тянучку»), имеющее, по мнению New York Times, «наиболее удобную  для человеческого тела форму». Данный предмет удостоен почетной премии американской Академии промышленного дизайна. Аарнио вспоминает, что первый прототип Pastil был выполнен из полистирола: опытная модель позволила ещё раз проверить все параметры, эргономичность и возможность раскачивания. Кстати, при желании и на Pastil тоже можно поплавать. 

Eero Aarnio. Изображение № 6.

Ещё одна «съедобная» идея от Аарнио – табурет Mushroom – кажется, не является водоплавающим продуктом. Аарнио придумал его в 1960-м. Первая версия «Гриба» была сплетена из ротанга, следующая – уже в семидесятых – изготовлена из стекловолокна. По разным причинам в производство Mushroom был запущен только в конце девяностых. 

Eero Aarnio. Изображение № 7.

Парабола, фокус и другие

Стол Parabel (1994) Аарнио также выполнил из стекловолокна -  материала, позволяющего добиваться скульптурной выразительности форм и чрезвычайно простого в уходе. Дизайнер считает, что для Parabel предпочтительнее лаконичный белый цвет, так как он особенно выгодно подчеркивает эффектную пластику ножки и столешницы. 

Eero Aarnio. Изображение № 8.

В течение многих лет Ээро не давала покоя идея универсального кресла, которое можно было бы с одинаковым успехом использовать в частных и общественных интерьерах -  вальяжно восседать на нем в домашнем халате либо терпеливо высиживать рабочие заседания. Создав в 2002 году «обеденную версию» стола Parabel, Аарнио – в качестве дополнения к нему – придумал кресло Focus, эргономичный дизайн которого наилучшим образом сочетается с необычайно экстравагантной формой. Сделанное на основе металлоконструкции, покрытой специальной пеной и обитой тканью, это изделие удовлетворяет всем вышеизложенным требованиям: подходит и для домашней обстановки, и для офиса.

Eero Aarnio. Изображение № 9.

Однажды Аарнио признался: «Я стараюсь воспринимать окружающую природу, здания и другие объекты вне их масштаба: при этом большое может выглядеть маленьким, и наоборот…». Данное объяснение – своеобразный «ключ» к другому объекту дизайнера - Screw – столу, имеющему форму шурупа.

Eero Aarnio. Изображение № 10.

Pony, Tipi, Puppy

Некоторые предметы мебели от Аарнио имеют облик игрушек, среди них – Pony, Tipi и Puppy. Лошадка Pony уже не молода: ей тридцать шесть. Аарнио создал её в 1973-м – из формованного пенопласта на металлическом каркасе, обтянутого мягкой тканью. 

Eero Aarnio. Изображение № 11.

Спустя тридцать лет появился «птенец» Tipi – с головой, но без клюва, с туловищем и птичьими ногами, но без крыльев. А совсем недавно Аарнио сделал собачку Puppy - из жесткого полиэтилена, по традиции предполагающего использование объекта как в помещении, так и на открытом воздухе.

Eero Aarnio. Изображение № 12.

Предметы из этого «домашнего зверинца» очень нравятся детям и часто воспринимаются ими исключительно как игрушки, хотя являются мебелью. «Стул - это стул, - поясняет дизайнер. - Но то, на чём сидят, не обязательно должно быть стулом. Оно может быть чем-то другим, - главное, корректным с точки зрения эргономики. Например, маленьким и мягким Pony, на которого можно сесть верхом…».

PLASTIC IS FOREVER

Аарнио признается, что в настоящее время гораздо больше мебельного дизайна его интересует архитектура - постройки Фрэнка Гери, Ричарда Мейера, Йо Минг Пэя, Нормана Фостера и Захи Хадид. На вопрос об учениках, - мол, у большого мастера непременно должны быть последователи, - Ээро отвечает уклончиво и с иронией: «Я знаю, что один иностранный производитель мебели попросил своих сотрудников сделать такой дизайн, какой делает Ээро Аарнио. Это обстоятельство дает мне повод думать, что у меня есть некоторое число последователей или, по крайней мере, многие меня копируют…».

На сайте www.eeroaarnio.com существует раздел, посвященный копиям,  дискредитирующим честное имя маэстро: перечень некачественных подделок опубликован с целью спасти невнимательного покупателя от «несчастья» стать их обладателем. Здесь можно разглядеть кресло Ball с внутренней обивкой, выполненной из множества отдельных сегментов, - сделать подобную намного проще, но она несовместима с оригинальным дизайном. Или кресло Pastil – огромных размеров, но без отверстия для терморегуляции, отсутствие которого делает предмет непригодным для использования в условиях пляжа…

Большинство из созданных Аарнио объектов удостоено престижных международных наград и выставляется в крупнейших музеях мира – Музее современного искусства в Нью-Йорке,  Музее Виктории и Альберта в Лондоне, Музее дизайна Vitra в Вайле-на-Рейне. Созерцая всё это глянцевитое изобилие, хочется спросить: «Не много ли пластмассы?..». Пресыщенные пластиком шестидесятые далеко позади,  но Аарнио всё ещё на коне. Новатор Ээро, как не странно это прозвучит, отличается завидным постоянством: живя в десяти метрах от чистейшего озера и находясь в постоянном контакте с живой природой, он убежден, что эпоха пластика не закончена.

Опубликовано в журнале «Проектор» № 2(7) 2009, Проект № 1 «Персонификация».

Автор: Нина Филюта.

www.eeroaarnio.com

http://projectormag.livejournal.com

Рассказать друзьям
11 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются