Views Comments Previous Next Search

Кинофестиваль в Торонто: Начало

223716
Написалсергей! 14 сентября 2009
223716

Кинофестиваль в Торонто: Начало. Изображение № 1.



Всем привет, меня зовут Сергей «bronepoezd» Сафронов. Некоторое время назад я существенно переместился в пространстве (на другую сторону планеты) и поэтому в данный момент оказался в непосредственной близости к Международному кинофестивалю в Торонто (TIFF, Toronto International Film Festival)

Кинофестиваль – это редкая возможность увидеть фильмы, которые не скоро появятся в прокате, причем в лучшем качестве, ведь на фестивали чаще всего привозят одну драгоценную копию, а в прокат выпускают тираж из универсальной сотни на дешевой пленке.

В ближайшую неделю я буду смотреть по фильму (а иногда по три) в день и рассказывать об этом здесь. К сожалению, я поздно вспомнил, что можно было оформить аккредитацию и ходить на все фильмы бесплатно (таким образом расширить свои возможности), но если повезет, я не собираюсь упускать случай заодно взять у кого-нибудь интервью.

Вот что мне уже удалось увидеть:

      

THE GOOD HEART Дагура Кари

Дагур Кари известен тем, что снял Noi albinoi («Ной – белая ворона»):


 ... и написал немало прекрасных песен, три из которых можно послушать здесь: http://www.myspace.com/blowslow (особенно "very slow bossanova").

Кинофестиваль в Торонто: Начало. Изображение № 2.


Или Кари очень волновался, или он всегда такой – осталось неизвестно. Он был в костюме, но не с иголочки, а как алкоголик. Выглядит так же – борода, грустные глаза, вытирал руки об пиджак. Повышенно скромный.

Повод для волнений был – премьера фильма перед широкой публикой. Кари сказал, что будет первый раз смотреть фильм со зрителями, после этого поднялся в зал и сел на кресло прямо передо мной.

Сосед из жюри тут же наклонил к нему пакет с попкорном (!). Кари секунд 5 смотрел в пакет своими глазами, но достал оттуда две штуки и сказал «спасибо».

Никаких трейлеров пока нет. есть одна фотография со съемок (совсем не тот цвет и свет), на которой видно, что Пол Дано с длинными волосами похож на Курта Кобейна:

Кинофестиваль в Торонто: Начало. Изображение № 3.

Если вы смотрели "Ной – белая ворона", то The Good Heart вряд ли покажется вам шедевром. (Кстати, как ни странно, название не так просто перевести, потому что в нем несколько смыслов, и неизвестно, какой выбрать, чтобы не получился спойлер).

По сути это точно такой же фильм, как Noi albinoi, даже кончается тоже на тропическом острове без слов. Но Пол Дано совсем не такой харизматичный, как Ной (хотя эмо и не бывают харизматичными, а Ной слушал хардкор, как известно).

Но если вы ничего не знаете про Ноя, и вам не с чем сравнивать – тогда Дагур Кари может показаться вам глотком свежего исландского воздуха (он оттуда, и, видимо, поэтому его так возбуждают тропические острова). Тут все на месте – медленная повторяющаяся музыка, 30% цвета, стюардесса боится летать, Пол Дано хочет умереть – но это не занудный фильм, каким он (как и "Ной") может показаться в пересказе, и в этом (как минимум) состоит талант Дагура Кари: фильм разбит на сотню осколков («Каждый, из которых больно вспоминать», – пишет Пол Дано).

«Кстати, Пол Дано тоже должен был сюда приехать, но он сейчас снимается в фильме. В пустыне. Поэтому он сказал, что ему придется быть в пустыне, и очень извинялся».

P. S. Пол Дано – великий актер, если что.

      

A SERIOUS MAN братьев Коэн

Коэны очень циничные. Пока один не говорил со сцены ничего необычного, другой играл с кредитной карточкой (?) в руках, победоносно глядя в зал. Ограничились представлением актеров (которым не дали слова), пожелали приятного просмотра и разошлись в зал. Поэтому мне не нравятся большие премьеры – после титров никто не выходит отвечать на вопросы, а перед началом каждый раз примерно так. Но Коэны уж совсем сократили процедуру до минимума.

Но A Serious Man, конечно, наоборот – максимальный:

Обычно трейлеры не отражают фильм, этот – выдающийся. или его сделали сами Коэны, или у кого-то было хорошее (нерабочее) настроение.

В A Serious Man нет главных героев («a», а не «the»). Сами Коэны назвали главным того, кто в трейлере даже не появляется (дядю-математика), а куратор фестиваля во вступительной речи главным назвал Бога, и это больше похоже на правду. В фильме только о нем и говорят, но сделать ничего не могут – всю кучу персонажей несет ураган событий, с которым никак не справиться. Некоторые герои не успевают даже произнести первую фразу, а уже падают замертво, тут ничего не поделаешь.

Финальная сцена – идеальная метафора всего, что происходит на экране полтора часа. Я помню где-то читал «10 советов тем, кто оказался в фильме ужасов», один из них был такой: «если вы снимаетесь в эпизоде, то наилучший и самый безболезненный вариант для вас - это самоубийство». Коэны не жалеют вообще никого, как и в «Стариках» – если ты оказался в их фильме, неважно, в какой роли, значит у тебя большие проблемы. В этот момент приятно сидеть с другой стороны экрана, но, по крайней мере, пару раз весь зал из хохота мгновенно погружался в тишину. Гениальное издевательство.

         

SAWASDEE BANGKOK ("Привет/пока, Бангкок")

Sawasdee Bangkok – четыре фильма тайских режиссеров, которые не собираются выпускать ни в прокат, ни на DVD, и вообще такими их не увидит больше никто, кроме зрителей фестиваля в Торонто.

История такая: тайское телевидение выделило деньги девяти лучшим тайским режиссерам, чтобы они красиво сняли Бангкок. Ожидались виды Бангкока, центральные площади, танцы и улыбки. «Я пытался даже посоветовать режиссерам поделить между собой районы, но никто не стал меня не слушать,» – пожаловался куратор проекта.

Получилось совсем не то, что ожидали инвесторы. Если бы этот сборник все-таки решили выпускать, его можно было бы искать по таким ключевым словам: проституция, воры, убийства, алкоголизм, бездомные, изнасилования, бедность и др.

Хотя, с другой стороны, тем, кто не пропустил российское кино 90-х, все это покажется весьма лайт. Во-первых, ничего страшного, во-вторых, снято очень по-тайски – с неуместным юмором и буддизмом в каждом кадре.

Фильмы все-таки покажут по тайскому телевидению, но с сокращениями и цензурой. лучшие из четырех, которые показали нам, сняли Висит Сасанатьянг и Пен-Ек Ратанаруанг. Другие два довольно стандартны (в одном даже есть закадровый текст, такой вот безвольный прием), но Сасанатьянг и Ратанаруанг – это две вершины тайского кино, причем до сегодняшнего дня они казались мне полными противоположностями.

Висит Сасанатьянг снял Citizen Dog:

Кинофестиваль в Торонто: Начало. Изображение № 4.

и Tears Of The Black Tiger:

Кинофестиваль в Торонто: Начало. Изображение № 5.

Так что было бы странно, если бы здесь он упустил возможность сделать фильм про слепую девушку, которая представляет, что живет в солнечном городе, где по улицам ходят слоны вместо машин, а птицы тоже наполовину люди.

У него в каждом фильме чудеса, причем он их всегда выкручивает на максимум, а персонажи ничему не удивляются – любой поворот принимают с таким лицом:

Кинофестиваль в Торонто: Начало. Изображение № 6.

Пен-Ек Ратанаруанг снял 69, Last Life In The Universe, Invisible Waves (с Кристофером Дойлом, оператором Вонга Кар-Вая):

Кинофестиваль в Торонто: Начало. Изображение № 7.

Он, наоборот, обычно настроен серьезно, дает время подумать, неторопливо разглядывая камерой каждую сцену. у него все предельно четко, как в самых серьезных фильмах: каждая деталь не случайна, у каждой мухи в каждре есть план, и звук, и свет, и жесты – все осознанно. в общем, режиссер, и, в общем, кино.

Поэтому от остальных трех фильмов его Silence (про бомжа, который помог девушке починить машину) отличался радикально. Все было очень реально, без скидок. Сначала девушка пытается прогнать его палочкой (потому что боится бродяг!), а потом три минуты без монтажа мы смотрим, как она едет домой и плачет.

Ну и титры.

И вдруг после них происходит невероятное. я всегда представлял обстановку на съемочной площадке Ратанаруанга примерно так (это он):

Кинофестиваль в Торонто: Начало. Изображение № 8.

Вокруг все такие же, смотрят, в полной тишине. Двинулся – уволен.

Оказалось вообще не так. После титров начинается музыка и показывают всю группу фильма Ратанаруанга, включая его самого, рыдающую девушку, бомжа, осветителей и всех остальных – все предельно искренне поют и танцуют под какой-то тайский хит, каждый по-своему.

Очень легко у него все это получается, оказывается.

Рассказать друзьям
22 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются