Views Comments Previous Next Search

"Дорога" Федерико Феллини

511717
НаписалВаня Чемодан30 апреля 2010
511717

Рецензия на фильм Ф. Феллини "Дорога"

Италия первых послевоенных лет,наверное, была похожа на любую страну, которую «посетила» Война: разруха, нищета без намёков на благополучное будущее и уставшие от долгих потрясений судьбы люди. Картина далеко не радостная. Нерадостной предстаёт перед нами и кинокартина Феллини «Дорога», естественными декорациями к которой и стала итальянская послевоенная провинция. Провинция и в спокойные времена остаётся безликим местом, откуда многие бы удрали за светлым будущим представься такая возможность. Но если возможности нет, а о будущем не думают даже в столицах, то приходится оскалившись или усмехнувшись налаживать быт там, где ты оказался. Объеденённые одной бедой люди в то время начинали вместе строить свой новый мир, чего не скажешь о мире сегодняшнем: не то что не строят, люди не умеют вместе жить! Фильм Феллини о том, как может измениться человек, оторвавшись от людей,о том, что происходит, если человек не знает, что такое жить вместе. О прошлом, настоящем и будущем современного человека.

Все герои «Дороги» так или иначе, но приспособились к т яжёлой жизни рядовых людей. Кто-то с слезами на глазах отдаёт дочерей на работу здоровенному циркачу-силачу, кто-то ходит по канату от города к городу, кто-то живёт в монастыре. Но есть такие, которые даже не представляют что такое «наладить жизнь». В «Дороге» это Джильсамина: наивная как ребёнок девушка, «немного не в себе», как сказала её мать. И такая девушка попадает в руки полной своей противоположности Дзампано. Дзампано наладил свою жизнь до автоматизма: он перемещается на гибриде мотоцикла и грузовика из пункта А в пункт В, изображая силача. И хотя он развлекает и взрослых и детей, он настолько повзрослел на войне, что сам забыл о веселье навсегда. Он зол на мир, зол всегда и везде. Отгородившись от мира своим мотороллером и незамысоватым промыслом, Дзампано медленно, но верно чернеет душой, что всегда ведёт к печальному концу. Помню в одной книге читал: тот, у кого душа тёмная, видит только тёмные сны,а тот, у кого совсем тёмная, и вовсе никаких. Дзампано не снились сны, он существо, подобное зверю: каждый день он занят одним – поиском средств к существованию. Как и его гибридный транспорт, он тоже гибрид: гибрид человека и зверя. Причём от человека ему досталась разве что речь. Хотя и говорит он немного: чаще всего заученную фразу о том, что его занятие смертельно опасно, дабы заманить народ на своё представление и заработать очередные гроши. Абсолютно закрытый для общества, он чем-то похож на динозавра: сильный, но обречён на вымирание."Дорога" Федерико Феллини. Изображение № 1.

Никаким образом Джильсамина не могла вписаться в упрощённую до примитивной схемы жизь Дзампано. Но судьба свела их вместе. Собственно судьба – одна из сквозных тем фильма. Это даже что-то вроде надтемы, сверхсмысла. Война изуродовала души людей, и люди изуродовали судьбы друг друга, встречаясь на дороге жизни. После войны появились «не те люди» и повороты «не туда». Не имея ни желания, ни понимания необходимости вписываться в общество такие люди отстранились от него, и тем самым обрекли себя на гибель.

Сознание Джильсамины было похоже на чистый лист бумаги, душа её была душой ребёнка. Открытая для мира, она была непонятна Дзампано. И мир открывался для Джильсамины, в то время как для Дзампано он уже давно был закрыт. Отсюда злость циркача: зверь, если не понимает, что происходит или убегает или пытается защититься.

Так что же произошло со зверем Дзампано? Он не справился с чувством. И дело совсем не в том, что это было за чувство: любовь, ненависть… Какая разница, если Дзампано вобще не мог чувствовать ничего, кроме того, что мы привыкли называть инстинктами. Само чувство погубило его. Проникновение Мира в его душу, от которого он давным давно спрятался, стало подобно страшной болезни убивать его.

Но Дзампано жил среди людей. Человек рядом ему был необходим как связующее звено с миром, как граница между ним и миром остальным. Овеществлённая граница, которая помогала ему ощущать время и самого себя. И всё бы шло своим чередом, если бы не Джильсамина. Она открыла все границы и разрушила собственный мир Дзампано. А Дзампано погубил её. На чистом листе он вывел уродливые и грубые какракули. И испортил всю тетрадь."Дорога" Федерико Феллини. Изображение № 3.

Рассказать друзьям
5 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются