Views Comments Previous Next Search

Хорошие люди и их могилы

84902
НаписалФедор Федорович 23 августа 2009
84902

 

Все хорошее когда-нибудь заканчивается. Вот и подходит к концу неделя смерти на лук эт ми, а после этого будет другая неделя. Как она будет называться, какой теме будет посвещена и будет ли вообще, можно только гадать. Думая о земном и вечном, я выбрал 9 могил людей, чье творчество и жизненный путь показались мне заслуживающими внимания. 

Тайни Тим (Tiny Tim, 1932-1996). 

Герберт Каури, известный под своим сценическим именем Tiny Tim, вовсе не был маленьким: под 2 метра ростом, он играл на укулеле (маленькая гавайская гитара) и пел фальцетом песни начала XX века и своей современности. Начав карьеру в 60-ых годах, он вскоре стал очень известной фигурой в Америке. Для большей части людей Tiny Tim был музыкальным курьезом, но он очень серьезно относился к своему делу и собрал около 3000 старых песен, которые помнил наизусть и с радостью исполнял всем желающим.  Свою музыкальную роль он видел в сохранении и передаче старых песен и их особой атмосферы. В 70-ых годах слава на него начала спадать, и вскоре люди его забыли. Он жил в гостиничных номерах, изредка участвовал в телешоу и давал концерты. Tiny Tim умер, исполняя в доме престарелых прославившую его песню “Tiptoe through the tulips”. 

Хорошие люди и их могилы. Изображение № 1.

Джон Фэи (1939-2001). 

Его часто называют кантри гитаристом. Он действительно играл кантри музыку, но не ту, которая ассоциируется с американскими вестернами. Его стиль игры был очень экспрессивным и надрывным. Также Фэи записывал аудио коллажи, а в музыке часто встречались элементы фламенко, босса-новы и даже индиских раг. Фэи был самоучкой и начал играть с 14 лет. Уже в 1959 году он создал свой лейбл Takoma, где выпускал не только свои записи, но и работы других исполнителей. В 60-ые годы он записал очень монго альбомов, ставшх классическими, но дальнейшие жизненные драмы отразились на его творческой активности. Он начал пить, распродал свою огромную коллекцию пластинок и долгое время жил в гостиничных номерах. Интерес к нему снова возрос в середине 90-ых годов, во многом благодаря человеку по имени Джим-о-рурк. Многие оценили его талант и Фэи опять вернулся к концертной деятельности и изданию своих работ. Я хорошо помню тот день , когда я ехал зимой из Челябинска в Екатеринбург и смотря на заснеженные сосны, слушал его новогодний альбом. 

Хорошие люди и их могилы. Изображение № 5.

Глен Гульд (1932-1982)

Канадский пианист, исполнявший классическую музыку. Гульд, став известным еще в раннем возрасте, прекратил свою концертную деятельность на пике популярности и стал работать в своем доме, записывая классические произведения и активно используя последние достижения звукозаписывающей техники. Его часто упрекали за монтаж своих исполнений, где он выбирал и склеивал наиболее удачно записанные  фрагменты.  

В 60-ых годах  он заявил, что будущее лежит за электронной музыкой и очень высоко оценил революционный по тем временам труд Wendy Carlos “Switched on Bach” по переложению музыки Баха для синтезаторов, а точне сказать, звуковых модулей фирмы Муг. Глен Гульд также делал радиопостановки, в которых применял принцип контрапункта, но для речи, когда несколько голосов звучало одновременно и при этом человек мог улавливать смысл происходящего. Одна из моих самых любимых работ это Гольдберг вариации, которые он записал в 1952 году и потом перезаписал в 1981 за год до смерти. 

Хорошие люди и их могилы. Изображение № 9.

Акира Куросава (1910-1998)

Мне кажется, очень много людей в России смотрели его фильмы. Наиболее известные из них: Расемон, по рассказу Акутогавы Рюноске и Семь Самураев. Мои самый любимые —  фильмы 50-ых и 60-ых годов. Помимо уже упомянутых фильмов Расемон и Семь Самураев, это —  Телохранитель, Жить и Рай и Ад. Манера съемки, сценарий, декорации и, без преувеличения, каждый кадр — отдельное произведение искусства, которым хочется подолгу любоваться. Чтобы добиться нужного эффекта во время съемок, Куросава был до такой степени внимателен и дотошен, что его прозвали Император. Например, для того, чтобы одежда выглядела в кадре естественно, он выдавал своим актерам костюмы за несколько недель до съемок, чтобы они успели к ним привыкнуть и заодно немного износить. Куросава также особым образом относился и к музыкальному сопровождению своих фильмов, предпочитая пышной аранжировке минимальный набор инструментов (например, только барабаны или флейта). За свою жизнь он снял 30 фильмов, 16 из которых, с участием актера Тосиро Мифуне. 

Хорошие люди и их могилы. Изображение № 13.

Тосиро Мифуне (1920-1997)

Те, кто смотрели фильмы Куросавы, запомнили этого актера и, если не его фамилию и имя, то уж точно его игру. Тосиро Мифуне играл разбойника в Расемоне и бедного крестянина в Семи Самураях. Он снялся в 16 фильмах Куросавы и их считали идеальным творческим тандемом, который, правда, потом распался. Не будучи японцем, мне тяжело судить о том, насколько убедительно Мифуне удалось передать японский дух и японскую эстетику, но более сильного впечатления от его исполнения ролей самурая и ронина, я не припомню. Помимо фильмов Куросавы, Мифуне снялся  более чем в 150 фильмах, став одним из самых известных и уважаемых актеров Японии своего времени. 

Хорошие люди и их могилы. Изображение № 17.

Миямото Мусаси (1584-1645). 

Это реально существовавший воин средневековья, ставший легендой, благодаря своему мастерскому владению оружем. Первый поединок он провел в 13 лет. По легенде, за всю свою жизнь он проиграл всего несколько поединков. В 15 лет Мусаси отправился путешествовать по Японии, для овладения техникой и проверки своих способностей, что было нормальной практикой того времени. Мусаси участвовал в нескольких больших сражениях и, по преданиям, иногда мог использовать деревянный меч, настолько высоко было его мастерство. Так он поступил во время самого известного дуэля с Сасаки Кодзиро, которого убил мечем из весла, сделанным по дороге на поединок. Он также был и художником, а под конец своей жизни поселился в пещере, где занимался живописью и практиковал дзен. Перед смертью он закнчил свою “Книгу пяти колец”, в которой исследовал вопросы стратегии, тактики и философии. Миямото стал прототипом для множества литературных персонажей, картин и художественных фильмов. 

(Мусаси мне написал, что свое видео он выложит на ютьюб чуть позже)

Хорошие люди и их могилы. Изображение № 21.

Александр Башлачев (1960-1988)

Я никогда не забуду холодную зиму в квартире моего друга, когда я, наивно думая, что на русском языке петь нельзя, услышал его песни. После этого дня и на протяжении последующих трех лет, его музыка не покидала моего плеера. Его активный творческий путь длился всего 4 года и начался, когда его друг из Череповца Леонид Парфенов (тот самый), привел его к Артемию Троицкому. Сразу начались концерты, квартирники и выступлнения в Питере и Москве. В качестве инструмента у него была 12-струнная гитара, к которой он впоследствии привязал колокольчики. Мне наиболее близки его песни, которые уже не имеют отношения к власти в стране, не говорят о совке, а направленны уже куда-то вдаль, далеко-далеко. У него был свой особый язык, на котором он на свой манер задавал вечные вопросы и, по-моему, на некоторые, давал ответы. Для меня выражение "русских дух" приобрело смысл только после прослушивания его песен. 

Хорошие люди и их могилы. Изображение № 25.

Алексей Михалев (1944-1994). 

Все мое детство прошло под голос этого замечательного переводчика. Алексей Михалев закончил Институт Восточных Языков (сейчас факультет ИСАА при МГУ) со специализацией по фарси, был личным переводчиком Брежнева, а начиная с 70-ых годов занялся переводами художественной литературы с персидского и английского языка. Он переводил работы Мюриэл Спарк, Уильяма Фолкнера, Джона Стейнбека  и Дж. М. Кутзее. 

Известность ему принесли переводы зарубежных фильмов, распространявшихся на пиратских кассетах. Характреной особенностью этого переводчика, помимо веселого голоса и ироничного осмысления текста, был еще и выбор фильмов. Он не переводил все подряд, а выбирал фильмы, которые ему были близки. Одна из его первых работ—  фильм Пролетая над гнездом Кукушки. Он перевел более 250 картин, из которых такая классика, как Молчание ягнят, Назад в будущее, Индиана Джонс, Человек дождя, Голый пистолет, Полицейский из Беверли Хилз. 

Хорошие люди и их могилы. Изображение № 29.

Лев Термен (1896-1993). 

Гениальный изобретатель. Эта заметка получилась значительно больше предыдущих, а все потому, что о Термене нельзя рассказать кратко, настолько революционными были его изобретения и необычной его жизнь. Его часто вспоминают как создателя одного из первых электронных инструментов — Терменвокса, но мало кто знает, что помимо Терменвокса он изобрел автоматические двери, автоматы освещения, сигнализации, охранные устройства, первую в мире ритм-машину, систему интерактивного взаимодействия с танцовщиком, а также прототип современного телевидения. Можно сказать, что Лев Термен стал основоположником интерактивной технологии и мультимедиа. В его жизни больше вопросов, чем ответов, поэтому ниже я приведу историю, которую я собрал из разных источников. 

Термен происходит из древнего французско-немецкого рода Терменов, чей девиз — "не больше, не меньше".  Жизнь его была полна неожиданных поворотов и встреч. С детства увлекался экспериментами и контсруированием различных интсрументов и приборов. С 1928 года Термен работал в Америке и за это время, помимо различных музыкальных приборов, разработал сигнализации для тюрем Синг-Синг и Алькатрас. Он быстро стал знаменитостью, входил в клуб миллионеров и общался с  Джорджом Гершвиным, Морисом Равелем, Чарли Чаплиным, Альбертом Эйнштейном, которые заходили в его Нью-йоркскую студию. Он продолжал давать концерты в Америке и Европе, женился на красивой чернокожей танцовщице, что говорят, шокировало людей и прервало его общение со многими знакомыми. В 1938 году его, по одной информации вызвали в Москву, а по другой, похители советские спецслужбы. Обвинив Термена в убийстве Кирова, его приговорили к 8 годам лагерей и сослали. На Магадане в ссылке он проработал 2 года бригадиром строительной бригады, после чего его, за изобретение монорельсовой дороги, которая повышала производительность труда рабочих, перевели в туполевское конструкторское бюро, где он долгое время проработал вместе со своим ассистентом Сергеем Королевым. 

С 1947-67 работал в Московской Консерватории в лаборатории акустики, занимаясь научной деятельностью и воссоздавая свои старые музыкальные разработки. В 1967 году его исключили, после публикации статьи в The New York Times. Все его инструменты разрубили и выкинули. С 1967 года он работал на физическом факультете в МГУ и продолжал свои научные эксперименты, в том числе и по бессмертию. В начале 90-ых он вступил в партию, а на вопросы зачем, отвечал, что лично обещал Ленину. Термен встречался с Лениным в 20-ых годах и демонстрировал ему Терменвокс, после чего получил право на бесплатное передвижение по всему Советскому Союзу. Это был удивительный человек, жизнь которого нельзя и невозможно описать в этой короткой заметке.  

В Москве, в честь его имени в 1992 году создали Термен-центр, который знакомит людей с академической электронной музыкой, интерактивным искусством, мультимедия технологиями и поддерживает молодых артистов, работающих в этой области. Для многих людей именно это место стало источником знаний о новых разработках в интерактивном искусстве, музыкальных и видео технологиях, а также обо всем, что имеет отношение к другой электронной музыке, а не к Жан Мишель Жарру ;-). Термен-центр работает и по сей день. 

Хорошие люди и их могилы. Изображение № 33.

Рассказать друзьям
8 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются