Views Comments Previous Next Search

13-й

125214
НаписалДарья Ермилова26 июля 2010
125214

В конце июня прошел показ коллекций 13-го выпуска Лаборатории моды Вячеслава Зайцева

...........................................................................................................................................

В последнее время активно обсуждается вопрос о перспективах развития российской моды – в частности, на LAMе ему было посвящено немало постов. Затрагивались и проблемы отсутствия государственной поддержки, и внятного представления властей о важности развития этой сферы национальной экономики, и о нежелании большого бизнеса вкладывать деньги, и о недоразвитой структуре, и о специфических особенностях наших потребителей и, естественно, о несовершенстве образования отечественных дизайнеров.

При этом нельзя, наверное, предложить какую-то одну идеальную модель образования в силу изменчивости нашей действительности, зыбкости условий работы и отсутствия отлаженной системы, какая, собственно, уже много лет существует на Западе. Мы не можем себе позволить роскошь готовить дизайнеров с узкой специализацией (стилист нижнего белья, например, как в ESMOD), тем более находят применение наши выпускники в самых разнообразных сферах деятельности.

Но никто при этом, кажется, не сетовал на то, что у нас нет талантов. Талантами Россия всегда была богата. Проблема в том, как российской моде обрести собственное лицо. Период подражания, копирования и пассивного освоения западного опыта должен когда-то закончиться – вторичное и третичное никому не интересно, включая и наших собственных потребителей, которые предпочитают оригинал копии. Японские дизайнеры никогда бы не добились мирового признания, если бы только подражали европейским традициям. У нас же до сих пор культивируется комплекс собственной неполноценности, с которым наши дизайнеры никогда не будут интересны ни там, ни здесь. На эту же тему, кстати, высказался в своем интервью LAMу Ханс-Ульрих Обрист (о современном российском искусстве).

"Надежда на новое поколение дизайнеров, которые не только должны уметь следовать трендам, но и обладать индивидуальностью."

            

За последние годы наши дизайнеры, кажется, вполне освоились в нише масс-маркета, но не создали пока оригинального направления в мировом дизайне. Надежда на новое поколение дизайнеров, которые не только должны уметь следовать трендам, но и обладать индивидуальностью.

Кстати, если они хотят работать для нашего рынка (а для какого же еще?!), то сомнительными представляются перспективы минимализма как главного долговременного тренда – в силу менталитета и сложившихся традиций. Очевидно, что важно не только умение работать с формой, «отсекая» лишнее, но и с декором, цветом, фактурами (а не только рабски следовать тенденциям), что для нашего потребителя является большей ценностью, чем чистая форма (этот вопрос, конечно, требует отдельного разговора). Но мы – не французы, не итальянцы, не японцы и не англичане, и сомнительно, стоит ли нам так уж стремиться ими стать!


Еще одна важная тенденция – индивидуализация предметной среды в целом, что создает потребность в одежде с «собственным лицом». Процитирую Андрея Аболенкина: «Теперь же будут в цене индивидуалисты, которых осталось немного». Очевидно, что открытие в будущем дизайнере творческой индивидуальности является одной из главных задач обучения. И на этом поприще, кстати, в нашей стране есть и положительный опыт, и традиции. А выпускная коллекция должна быть своеобразной заявкой на индивидуальный стиль, подход или концепцию, тем более, что если дизайнер потом «окунется» в сферу масс-маркета, это будет чуть ли не единственной возможностью сделать то, что хочется, не оглядываясь на требования маркетологов или байеров. Но даже чтобы делать интересную массовую одежду, нужно иметь творческий потенциал. Поэтому задача – не штамповать однояйцевых близнецов, а развивать творческих личностей (хотя способности, конечно, у всех разные). Не правильных, «обтесанных» под какие-то шаблоны, а тех, кто, может, и делает ошибки, но зато свои ошибки. Как сказала незабвенная Вивьен Вествуд: «Минимализм – это спорт для дизайнеров, которые боятся ошибиться».

"Лаборатория моды В. Зайцева – единственное в своем роде учебном заведении, которое изначально создавалось не как аналог и конкурент высшим учебным заведениям, а как авторская студия."

            

Именно в этом контексте и хотелось бы написать о 13-м выпуске Лаборатории моды В. Зайцева – единственном в своем роде учебном заведении, которое изначально создавалось не как аналог и конкурент высшим учебным заведениям, а как авторская студия, где за год люди с разной подготовкой (часто уже имеющие высшее дизайнерское образование или не имеющие никакого) приобретут дополнительные знания и умения.

В частности, освоят метод наколки, с помощью которого можно создавать самые сложные формы, методы конструирования, но не традиционного «кондового», а более гибкого, «креативного», секреты технологии, накопленные специалистами Дома моды на протяжении многих лет, освоят композиционные закономерности, поймут смысл эволюции костюма и моды. Конечно, научить того, кто не умеет, хорошо рисовать за год невозможно. Общеизвестно, что лучше всего рисуют (не только в нашей стране, но и по сравнению с западными учебными заведениями) выпускники государственных вузов. Но за год в Лаборатории научат рисовать технические эскизы и грамотно подать свою идею, оформить портфолио.

Учащихся в Лаборатории не ориентируют на работу в массовом производстве – эта ниша заполнена выпускниками государственных вузов. Но и среди выпускников Лаборатории можно найти удачный пример создания нескольких марок массовой одежды с «индивидуальным лицом» – Султанна Французова. Но чаще выпускники Лаборатории заявляют о себе, участвуя со своими творческими коллекциями в неделях моды – Ольга Ромина, Маша Шароева, Марина Эндоурова, Юля Калманович, Максим Раппопорт, Катя Кочубей, Сабина Горелик, Наташа Глазкова. За 13 лет были разные выпуски, но «юбилейный» 13-й, как отметили члены экзаменационной комиссии на выпускном показе, как раз порадовал своими разнообразными коллекциями. Первый раз все коллекции получили оценку «отлично». Андрей Аболенкин, который был членом этой комиссии, отметил: «Способность внятно изложить идею и расчистить мини-коллекцию от мусора – отличный результат после года обучения. В конце концов, главное в моде – желание публики увидеть продолжение, непредсказуемость результата, различия, а не сходство».

Конечно, выпускники Лаборатории (из Москвы и Ростова-на-Дону, Уфы и Челябинска, Киева и Витебска, Бреста и Сухума) создавали свои коллекции (не 3-4-5, а в среднем 8-10 моделей) не в безвоздушном пространстве. Естественно, в них чувствуется влияние и западных, и японских дизайнеров, и основных трендов.

 

Выпускникам были заданы 4 вопроса (к сожалению, смогли ответить не все):

  1. Какое направление в дизайне вам близко?
  2. Какую идею вы хотели воплотить в вашей выпускной коллекции?
  3. Какую одежду вы хотели бы делать?
  4. В течение года вы стремились к одной цели: создать выпускную коллекцию. Какова ваша следующая цель?

...............................................................................................................................................

Попытаюсь сгруппировать коллекции по темам, конечно, весьма условно. В последние сезоны многие дизайнеры увлекаются направлением, которое можно назвать «неоконструктивизм», не исключением стали и некоторые выпускные коллекции:

...............................................................................................................................................

 

1. Лусинэ Акопян - коллекция «Валькирия»

 

13-й. Изображение № 1.

 

  1. На сегодняшний день меня привлекает сочетание классики и минимализма: простые линии, которые в сочетании создавали бы более сложные, логичные и одновременно элегантные формы. Каждая деталь должна иметь свое строго индивидуальное место и вносить свой вклад в общую гармонию вещи.
  2. Моя выпускная коллекция – это материальное выражение моего мировосприятия, образа мышления, моего отношения к жизни в целом.
  3. Я стремлюсь создавать одежду для сильной, самодостаточной и харизматичной девушки, уверенной в себе, знающей, к чему идет и чего хочет. Моя одежда должна помогать ей в достижении поставленных целей.
  4. Моя следующая цель – на практике изучить механизмы, по которым работает мир моды, для того, чтобы успешно реализовать себя в профессии.

 

2. Алла Белоусова – коллекция «Огни Святого Эльма»

 

13-й. Изображение № 9.

 

  1. Мне нравятся вещи с «изюмом», чтобы в простой вещи вдруг появлялся какой-то неожиданный элемент. Нравится работать с плотными материалами, люблю цвет, эксперименты с формой... по направлению пока затрудняюсь ответить, но это должна быть одежда, в которой человек будет привлекать к себе всеобщее внимание.
  2. Цель коллекции была в создании яркого настроения, поэтому были использованы яркие краски, разнофактурные материалы, новые фактуры.
  3. Хочу делать одежду, формирующую настроение и жизнь человека, который не боится экспериментов, рад новому, но в то же время ценит комфорт.
  4. Цель: найти «своих» клиентов – людей без комплексов и узких рамок, ну и, конечно, без материальных проблем:)

 

3. Ирина Зубарева – коллекция «Риверсайд»

 

13-й. Изображение № 17.

 

  1. Мне нравится создавать одежду, больше относящуюся к классике, но с привнесением каких-то необычных элементов, материалов, акцентов.
  2. Своей коллекцией я хотела показать, что современная женщина может выглядеть не только элегантно и стильно, но и, в некотором случае, слегка авангардно.
  3. Я бы хотела создавать одежду, больше относящуюся к классике, но не типичную классику, а формировать новое ее направление. Посмотрим, что из этого выйдет. Но от творческих и экспериментальных коллекций я тоже не отказываюсь. Это я ооочень люблю.
  4. Создание своей собственной марки и поддержание её дальнейшего процветания.

..............................................................................................................................................

Следующую группу коллекций я бы назвала условно «коктейльное платье» или «нарядное платье». Это реальные носимые вещи, которые можно отнести к нарядной одежде. Глядя на наших актрис на Московском кинофестивале, отчетливо понимаешь, что большинство из них срочно нуждаются не только в услугах стилиста, но и в разнообразной нарядной одежде. Так что у этих коллекций, я думаю, есть будущее.

 .............................................................................................................................................

4. Лана Билюга – коллекция «Созерцание»

 

13-й. Изображение № 25.

 

5. Елена Терзиева – коллекция «Белым по чёрному»

 

13-й. Изображение № 33.

 

6. Яна Печорина – коллекция «Печорин»

 

13-й. Изображение № 41.

 

...............................................................................................................................................

Следующие коллекции можно отнести к романтическому направлению с элементами историзма. Это, конечно, очень условно, так как в современной моде практически нет чистых определенных стилей, всё переплетается.

...............................................................................................................................................

 

7. Анастасия Рыбина – коллекция «Мой рыцарь»

 

13-й. Изображение № 49.

 

8. Мила Хатламаджиева – коллекция «Нимфы»

 

13-й. Изображение № 57.

 

  1. Мне близка эклектика – это отсутствие «правильного» или «неправильного» стиля, когда можно сочетать несочетаемые вещи, цвета, аксессуары и образы. Это и есть истинная свобода для моего творчества.
  2. Своей выпускной коллекцией я хотела сказать, что даже самое крошечное живое создание способно изменить внутреннее содержание и внешний облик мира, ведь в каждом есть своя маленькая вселенная. Так и насекомое может открыть в себе новую сущность, представ в ином обличье – в образе нимфы...
  3. Я бы хотела создавать носимую одежду прет-а-порте под собственной маркой, а также не стану отказываться от удовольствия создавать кутюрные вещи (с акцентом на ручную работу и аксессуары).
  4. Следующий шаг – создание собственной марки одежды.

 

...............................................................................................................................................

Две коллекции были посвящены этническому стилю. Одна из них, коллекция Русудан Кобяковой, была особо отмечена Андреем Аболенкиным: «... я увидел первую за последние лет десять удачно и со вкусом сделанную этническую коллекцию, не просто намекающую на экзотические обстоятельства, а этническую – с горизонтальной раскладкой ткани, многослойностью, перенасыщенной стилизацией, произвольными объемами...». Нужно отметить, что коллекция «Аль-Магриб», напоминающая коллекции Kenzo в исполнении Антонио Марраса, имеет принципиальное от них отличие – она сделана специально для мусульманок, с учетом всех строгих религиозных требований к одежде.

..............................................................................................................................................

 

9. Русудан Кобякова – коллекция «Аль-Магриб»

 

13-й. Изображение № 65.

 

  1. Мне очень близка этника, люблю сложные сочетания тканей, принтов, фактур. Кроме того, восхищаюсь творчеством кутюрье начала ХХ века – К. Шанель, П. Пуаре, М. Вионне. Особое удовольствие доставляет смешение стилей – эклектика.
  2. Мне хотелось показать красивую мусульманскую женщину, по-восточному роскошную, по-французски утонченную.
  3. Роскошную одежду, в которой женщина чувствует себя уверенно и вызывает восхищение.
  4. Цель – Дом моды :) (простите за скромность)

 

10. Сандра Ищенко – коллекция «Хинамацури»

 

13-й. Изображение № 73.

 

  1. Мне нравится одежда, которую можно использовать в жизни и чтобы она была яркая. Сочетание разных материалов и фактур.
  2. Выпускная коллекция была экспериментом с чем-то новым для самой себя. И Азия имеет много интересных мотивов, которые хотелось использовать для современной моды.
  3. Хочется делать интересную одежду, которую хочется носить.
  4. Следующая цель – сделать ещё одну коллекцию и определиться, в каком направлении двигаться в будущем. А также поработать на большую компанию, чтобы понимать, как работают крупные фирмы.

 

..............................................................................................................................................

Как уже было сказано, на занятиях в Лаборатории очень много времени и внимания уделяется работе с тканью, с формой на основе метода наколки. Эта методика похожа на традиции работы портных XIX – начала XX вв. , в частности, мастеров высокой моды. Поэтому следующая группа условно может быть названа «от кутюр» - только работа с формой, сознательно ограничивая себя в цвете и декоре. Некоторые модели напоминают о творчестве Кристобаля Баленсиага, Чарльза Джеймса, Жака Фата, Мадлен Вионне и других мастеров работы с формой. Такие коллекции, наверное, можно назвать своеобразной «визитной карточкой» Лаборатории моды.

..............................................................................................................................................

 

11. Людмила Головань – коллекция «Воображаемые аккорды»

 

13-й. Изображение № 81.

 

  1. В данный момент мне интересно всё: от одежды casual до haute couture (любых стилей и направлений).
  2. В выпускной коллекции было стремление выразить свою индивидуальность, внутреннее состояние и эмоции, не привязываясь к единому стилю.
  3. Хотелось бы создавать одежду прет-а-порте (в коммерческих целях) и, по возможности, чего бы очень хотелось (хотя бы 1-2 раза в год) – абсолютно не носимые коллекции для показов.
  4. Движение вперед – самореализация.

 

12. Оксана Саммашева «Лунная соната»

 

13-й. Изображение № 89.

 

  1. Создание не носимых вещей, отчужденного образа, как эскизы.
  2. Нежный «белый образ» с яркими нотами без меланхолии.
  3. С чистыми линиями. Эксперименты с кроем, с чистым цветом... Графичную.
  4. Хотелось бы стать выше))) в плане дизайна... Дом моды, одежда класса люкс. Вот.

 

13. Александра Телицына – коллекция «Аллюзия»

 

13-й. Изображение № 97.

 

  1. Мне нравится классика, считаю, что в костюме должно быть всё выдержанно. Возможно, сложность кроя, а с другой стороны – простота.
  2. Мне хотелось показать современную девушку с сильным характером и стержнем внутри, но где-то в глубине она очень мягкая.
  3. Хотелось бы создавать интересные конструктивные вещи.
  4. Цель: развивать себя и реализовать в профессии.

 

14. Мария Цуман – коллекция «Реинкарнация пространства»

 

13-й. Изображение № 105.

 

  1. Конструктивизм, минимализм.
  2. Цель дипломной коллекции – за счет минимального количества линий и простоты добиться четких форм и силуэтов. Вещь – скульптура...
  3. Конкретного ответа на данный вопрос дать не могу: хочется пробовать себя во всём – в чём-то новом, не открытом для меня.
  4. Эта цель была одной из... Но не главной...

 

..............................................................................................................................................

Особо на выпускном показе выделялась коллекция Тани Чекиш-Кузнецовой. Она создала маленькое шоу с певцом и танцорами-трансвеститами, для которых тоже сделала костюмы. На этом фоне были показаны платья, которые получили Гран-при на последнем конкурсе имени Н.П. Ламановой. Но, как говорила сама Таня, её область – именно создание костюмов для шоу, образных, эффектных, ярких.

...............................................................................................................................................

 

15.Татьяна Чекиш-Кузнецова – коллекция «Сказка»

 

13-й. Изображение № 113.

 

................................................................................................................................................

И отдельная тема – способность молодых дизайнеров на современном уровне интерпретировать традиции. И в трех выпускных коллекциях я это увидела, хотя, скорее всего, их создательницы об этом даже и не думали. Мне представляется, что это пример перспективного обращения к традициям – не сарафанам и матрешкам и не к тем источникам, которые вдохновляли и вдохновляют западных дизайнеров от Гальяно до Готье – литературным образам Толстого и Достоевского в смешении с их представлениями о дореволюционной России. Но то, что обязательно должен прочитать образованный западный интеллектуал (Достоевского, например) у нас воспринимается, к сожалению, совсем по-другому - как заезженные штампы после школьных уроков литературы, вызывающие рвотный рефлекс, как пионерская тема в брежневские времена.

 Но что же взять как источник вдохновения, если не водку, матрешек и медведей? Море идей можно найти и в советской литературе, и в советском искусстве, общем и для России, и для сопредельных стран наследии. Например, в коллекции Ники Чекмаревой «Вещь не в себе» мне отчетливо увиделись отголоски экспериментов с формой и пространством супрематистов и конструктивистов (сказалось, видимо, образование, полученное в Суриковском), соединенные с влиянием японских деконструктивистов.

..............................................................................................................................................

 

16. Ника Чекмарёва – коллекция «Вещь не в себе»

 

13-й. Изображение № 121.

 

  1. Минимализм, концептуализм и деконструктивизм. Хорошо бы объединить эти три понятия в одно.
  2. Хотелось показать некую трансформацию моих идей, т.е. движение от вещи привычной для человеческого восприятия к объектам, которые порой трудно отнести к такому понятию, как одежда.
  3. Одежду, которая дает человеку свободу самовыражения. При этом моя одежда должна быть максимально удобной. Никаких жертв во имя красоты!
  4. Теперь моя цель заявить о себе как о художнике и найти людей, для которых предназначена моя одежда.

 

..............................................................................................................................................

Коллекция «Танцевать в искаженном виде запрещается» Людмилы Мамоновой (филолога по образованию) вызвала ассоциации с литературой гротеска и абсурда Даниила Хармса, передающей своеобразный дух нашей «страны чудес» - страны абсурда, хотя давно уже не советской .

...............................................................................................................................................

 

17. Людмила Мамонова – коллекция «Танцевать в искаженном виде запрещается»

 

13-й. Изображение № 129.

 

  1. Деконструктивизм. ЮМОР, минимализм, концептуализм, дебилизм:)
  2. Моя выпускная коллекция была своеобразной пробой пера. Не могу однозначно ответить на этот вопрос, скорее могу сравнить себя с ребёнком, которому в руки попались новые материалы для самовыражения. Но определенно то, что я хотела попытаться сделать что-то не сильно серьезное, не сильно однозначное, без претензий на что-либо конкретное... Как наше время. В общем-то. Не всё получилось, но начало хорошее:)))
  3. Для умных людей, для них же с чувством юмора, с внутренней свободой, для людей БЕЗ ФИГНИ!
  4. Делать то, что идет изнутри, более цельно. Делать это так же честно, может даже еще честнее. Учиться! У.Ч.И.Т.Ь.С.Я. хм... Следующая цель? Развиваться, безусловно!

 

...............................................................................................................................................

Коллекция Маши Алуевой «Бункер» появилась под влиянием «Улитки на склоне» братьев Стругацких. Хотя по эстетике она и напоминает культовый австралийский фильм-антиутопию «Безумный Макс» с Мелом Гибсоном в главной роли (1979 г.), но всё-таки с «местной спецификой» (да еще сама Маша из Бреста). Мне кажется, на сегодняшний день это гораздо более актуальный источник вдохновения, чем Анна Каренина!)

...............................................................................................................................................

 

18.Мария Алуева – коллекция «Бункер»

 

  • «...В старом ржавом бронеавтомобиле времен Вердена было жарко до тошноты, воняло горячим маслом и бензиновым перегаром, горела тусклая лампочка над железным командирским столиком, изрезанном неприличными надписями, под ногами хлюпала грязь, ноги стыли, мятый жестяной шкаф для боеприпасов был набит бутылками с кефиром, все были в ночном белье и чесали пятерней волосатые груди, все были пьяны, и зудела мандолина...» (Арк. и Б. Стругацкие «Улитка на склоне»)

 

13-й. Изображение № 137.

 

  1. Создание театральных образов.
  2. Хотелось поработать с гротескными формами и яркими образами в теме, где женские формы женственны, корректно преувеличены, немного наивны, а мужские – мужественны, небрежны и сильны. Работала с тематическими фактурами и различными приемами, имитирующими пятна от слез, пота, ржавчины.
  3. Продуманную, выразительную и качественную.
  4. Работать с яркими свободными людьми, делать одежду Высокого класса.

 

 

 

_______________________________________________________________________

В заключение хочется пожелать всем выпускникам Лаборатории моды найти свое место в российской моде, а также украинской и белорусской). Дерзать, творить, реализовывать себя, ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает!)

Большая благодарность в работе над постом Людмиле Головань, Нике Чекмаревой и dartproduction.

_______________________________________________________________________

В посте использованы материалы:

  1. Блога Андрея Аболенкина
  2. Фотографии Динары Аккужиной и из блога Любови Трейго
Рассказать друзьям
12 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются