Стрижку-моптоп The Beatles позаимствовали у своего приятеля, фотографа Юргена Фольмера. Еще были укороченные костюмные брюки, ботинки с кубинским каблуком — это уже разработки другого фотографа, Астрид Кирхерр, с которой группа познакомилась во время гастролей по Германии. Влияние The Beatles на модную индустрию оказалось так же велико, как и на музыкальную. Потом были рубашки в «турецкий огурец», брюки в цветочек, флуоресцентные цвета, усищи Ринго и белоснежный костюм Леннона. Эти ребята, с одной стороны, очень точно соответствовали царящей в каждый отдельный момент их творческой жизни эпохе, с другой — сами эту эпоху создавали. Помогали им в этом не только гитары, но и друзья — The Rolling Stones и The Kinks, например.

1–5. The Beatles в начале своей карьеры 6–7. Ребята из The Rolling Stones не всегда были похожи на Джека Воробья 8. The Kinks 9. The Last Shadow Puppets, наверное, главные продолжатели дела The Beatles


Олег MoBKiD Миронов, дизайнер, DJ и музыкант, редактор сайта Moscow Mod Scene: «Музыка и внешний вид — вот что больше всего занимало молодых людей и девушек в конце 50-х. Это средства, а цель — вырваться любой ценой из рамок навязшей в зубах британской традиции, отдающей нафталином, противопоставить себя родителям, старшим братьям и сестрам, всё еще переживающим крах Великой Британской империи после Второй мировой войны. Это была молодежь, существующая вне географических или политических рамок. Они, воспользовавшись ситуацией на британском рынке труда, смогли наконец потребовать у жизни только самое новое и самое лучшее: отцы хватались за сердце, узнав, что вся недельная зарплата сына была спущена на пластинки американских джазовых музыкантов в лондонском порту. Но самые свежие пластинки — это не только музыка. Их обложки можно использовать для того, чтобы объяснить портному с Карнаби-стрит, каким должен быть правильный костюм. Важно быть в порту первым, важно опередить перекупщиков винила — и к тому времени как эта запись станет популярной в клубах Сохо, ты уже будешь готов встретить её достойным образом. Счет идет не на недели и не на дни — именно часы решают всё. Весь мир — открытая книга, все его модные тенденции смешиваются в клубах Сохо: Карибские острова, Латинская Америка, Куба, Африка соревнуются со старушкой Европой в лице Италии и Франции на одном танцполе. Именно этот гремучий коктейль и вызвал взрыв, который окончательно разрушил все возможные рамки и условности первой половины XX века и расчистил дорогу сумасшедшим свингующим шестидесятым».

Англичан можно пробовать делить субкультурно, географически (тут дело касается не столько географии страны, сколько Лондона) — в общем, любым доступным способом, но вам никогда не удастся составить всеобъемлющую классификацию. Потому что каждого англичанина нужно рассматривать отдельно, в связи с тем окружением, в котором он существует. Парень из Сити в хорошо скроенном костюме ближе к вечеру четверга может превратиться в идеологического двойника Джейми Хайнса и отправиться в Сохо. 

1. Джейми Хайнс и Лиам Галлахер (в образе Джона Леннона) на обложках журналов 2. Неряха Пит Доэрти долго считался образчиком английского стиля 3–4. А потом Кейт Мосс променяла его на холеного Хайнса 5. Брайан Ферри в середине 70-х 


Хороший пример этой чудесной мимикрии англичан — Эд Уэстуик, который в лице своего экранного альтер-эго Чака Басса превратился в икону проамериканского стиля преппи, а в Лондоне опять становится потертым и немного неряшливым завсегдатаем пабов Ислингтона.

1. Британский GQ назвал Эда Уэстуика прорывом года 2. Уэстуик в жизни и на экране 3–4. Стильные английские парни уходят, как горячие пирожки: Николаса Холта уже успел ангажировать для своей рекламной кампании Том Форд, до этого снявший его в своем фильме 5. Модник Джуд Лоу вовсю сотрудничает с Dior, но исправно ходит на показы Twenty8Twelve, принадлежащего Сиенне Миллер и ее сестре


Александра Боярская-Уэйтт, журналист, живет в Лондоне: «Недавно я брала интервью у священника, и оказалось, что он в юности играл в панк-группе. Он сказал: „Штука была в том, что мы были анархистами и при этом должны были выглядеть очень определенным образом и ходить в определенные места и определенной походкой — чтобы быть правильными панками и анархистами“. Для меня это очень точно определяет вообще то, как одеваются английские мужчины. Им очень важно принадлежать к определенной институции. Поэтому здесь много ярковыраженных субкультур — как ни в одном другом городе мира, и город можно территориально разделить на зоны их существования: например, те же панки и рокеры будут тусоваться в Кэмдене. Если же говорить о модниках, то это Шордич и Дальстон.

Но тут возникает вопрос: модники или классные ребята? Модники — это узкие штаны, черная рванина, заклепки, большие уродливые ботинки, волосы всех цветов и пастельных оттенков и странные стрижки. Это видоизмененный, заточенный под сегодня панк, лучше пахнущий и причесанный. А вот классные ребята — это те, кто одевается в старье. Это самое лучшее слово, чтобы объяснить тех, кто мне в Лондоне приятнее всех — это либо правда старые вещи, то есть обтрепанный у ворота свитшот, дырочки на свитере, пятнышки, хорошо потертые джинсы, ношеная обувь со стертыми подметками. Либо это одежда, которую мог бережно носить их дедушка или папа — твидовые пиджаки, вязаные шотландские свитера, потертый кожаный портфель, пальто, тренч — более классические вещи. В сочетании это очень хорошо работает — как какой-нибудь тренч и старенькая вязаная шапка; особенно если добавить здоровую иронию и спокойную стрижку».

1–2. Марк Ронсон 3. Британский Esquire не так давно провел конкурс, по результатам которого был выбран самый стильный мужчина Соединенного Королевства 4–5. Лондонцы 


Говоря об английских марках, хочется как-то обойти стороной Topman — все-таки он уже давно перекочевал из разряда локальных диковинок в нечто повсеместное. Лучше обратить внимание на Peter Jensen — производителя качественных базовых вещей, среди которых нет-нет да промелькнет какой-нибудь усыпанный рисованными зайчиками кардиган. Не менее забавные вещи встречаются у демократичного FCUK, где за £140 можно обзавестись отличной паркой. Но главное достоинство марки — сезонные коллекции футболок: весной можно было обзавестись майками с героями Kick-Ass, сейчас на очереди белоснежные футболки с нанесенными на них черно-белыми портретами Пеле и Джорджа Беста, Майкла Кейна и Джими Хендрикса, Кита Ричардса и Мика Джаггера. Любителям классики также стоит наведаться в Bamford & Son. Из обуви стоит выделить Buddhahood, которые производит и продает камерный магазинчик B Store.

1–2. Рекламная кампания Topman AW 2010 3–4. GQ Japan September 2010: даже японцы ощутили зов Лондона

Разумеется, нельзя не вспомнить про Burberry — флагмана английской моды последних десятилетий, марки с полуторавековой историей, начавшейся с производства верхней одежды для британской армии. С 2001 года за творческую составляющую бренда отвечает веселый Кристофер Бейли. За это время Бейли дважды становился дизайнером года, дважды получал награду как лучший дизайнер мужской одежды, а в прошлом году сама королева вручила ему Орден Британской империи.

И действительно: за неполные десять лет Кристофер полностью урбанизировал застоявшийся бренд, не отрекаясь от его наследия. Теперь Burberry носят не только аристократы, но и рокеры. К последним Бейли питает особенную симпатию, а потому приглашает принять участие то в показе, то в рекламной кампании (в крайнем случае — сыграть что-нибудь на after-party) и стабильно снабжает тренчами и дубленками.

1. Кристофер Бейли 2. На съемках рекламной кампании и с Эммой Уотсон на MET Gala 3. Джордж Крейг, фронтмен группы One Night Only, во время шоу 4. The Cheek — новейшие любимцы Бейли 5–7. Кадры из рекламной кампании сезона A/W '10–11: уютный Brit, классический London, роковый Prorsum 


Вторая после тренчей визитная карточка Burberry — брючные костюмы. Они — как лакмусовая бумажка: американцы носят их очень по-деловому, будто только что выбежали на обед из своего офиса на Уолл-стрит; итальянцы выглядят очень sexy и редко застегивают пуговицы. А вот англичане всегда stay cool: могут при полном параде отыграть «She's So Heavy» — да еще и на пару с симфоническим оркестром, как сделали Алекс и Майлз из The Last Shadow Puppets.

Но больше всего костюмов сносил один из самых опасных подданных Ее Величества — агент 007, он же Джеймс Бонд. Впрочем, черпать вдохновение можно не только в фильмах про секретного агента: в «Гарри Поттере» отлично воплотилась эпоха 90-х с ее пониманием английского уюта, а после прочтения книг Диккенса любому порядочному джентльмену хочется одернуть сюртук.

1. Кадр из рекламной кампании Burberry AW 2006 2–4. Джеймс Бонд в исполнении Шона Коннери 5. Кадр из фильма Harry Potter and the Deathly Hallows 6–7. Кадры из фильма Oliver Twist, снятого Романом Полански


Паша Осовцов, редактор freizeit.ru: «Английские дизайнеры, может быть, даже больше американских коллег склонны черпать вдохновение в милитари. Бренды вроде Heritage Reseach и Nigel Cabourn — вообще один сплошной архив. Но для меня британский стиль — не только набор правильных брендов, а скорее именно особенная манера одеваться, выглядеть. Ладно скроенная куртка Barbour, чуть зауженные, но не короткие брюки, аккуратная сорочка, ну и ботинки Clarks, конечно. Можно экспериментировать: шарфы в клетку, шляпы, дождевики — все это именно английская история. И не забывайте о бульдоге».

Вы наверняка обратили внимание, что мы не стали сосредоточиваться на таких привычных для гардероба англичан вещах, как тренч и ботинки челси. Сделано это все было сознательно: в скором времени мы расскажем вам и про то, и про другое.