Views Comments Previous Next Search
Рената Литвинова
манерничает — Крупный план на Look At Me

Крупный план

Рената Литвинова
манерничает

От «Увлечений» до «Последней сказки Риты» — с пришептываниями и томными жестами

В прошлый раз героем рубрики «Крупный план», где мы разбираем фирменные приемы знаменитых актеров, стал Мартин Фримен, чьи герои постоянно оказываются в замешательстве. Сегодня мы впервые за историю рубрики обратимся к российской звезде — Ренате Литвиновой, отмечающей завтра день рождения.

Текст: Андрей Карташов

Литвинова — из числа самых узнаваемых и характерных актрис отечественного кино. Она закончила сценарный факультет ВГиКа, но поначалу стала известна именно как актриса, сыграв в «Увлеченьях» Киры Муратовой. После этого были работа на телевидении в качестве ведущей, роли в сериалах и, конечно, фильмах; затем Рената начала снимать сама. Пожалуй, она единственная российская актриса, которую можно назвать дивой — достичь такого статуса Литвиновой удалось благодаря яркому имиджу. Характерный манерный выговор, экзальтированная жестикуляция и манера закатывать глаза — этими чертами актриса наделила практически всех своих героинь.

 

 

 

«Увлеченья»

Реж. Кира Муратова, 1994

 

 

 

В первой же своей большой роли Литвинова играет интересную девушку — медсестру, которая увлекается верховой ездой и закономерно оказывается в центре романтической истории. С «Увлечений» началась долгая история сотрудничества актрисы с Кирой Муратовой.

 

 

 

 

«Граница. Таежный роман»

Реж. Александр Митта, 2000

 

 

 

Сериал о пограничниках не только подарил нам лиричную песню «Ты неси меня, река», но и стал важной вехой в карьере Литвиновой. Жена офицера, которого играет Андрей Панин, — типичный литвиновский персонаж. Она пришептывает, заламывает руки, а в типично эксплуатационной сцене мытья в бане мечтательно говорит, что если ей хорошо, то обязательно хочется умереть.

 

 

 

 

«Настройщик»

Реж. Кира Муратова, 2004

 

 

 

Здесь у Литвиновой было где развернуться: она играет избалованную даму, чья привычка к роскоши доводит до крайности влюбленного в нее героя — в этом эпизоде она в очередной раз жалуется ему, что тот недостаточно зарабатывает. К этому времени у нашей героини уже сложился имидж манерной дивы, который она с удовольствием эксплуатирует в кадре.

 

 

 

 

«Богиня: как я полюбила»

Реж. Рената Литвинова, 2004

 

 

 

Название режиссерского дебюта Литвиновой говорит лучше всяких слов: в свой собственный фильм она переносит образ, уже сложившийся в картинах других режиссеров и на телевидении. Сюжет посвящен богатому внутреннему миру героини-следователя, расследующей дело о пропавшей девочке.

 

 

 

 

«Жмурки»

Реж. Алексей Балабанов, 2005

 

 

 

Эпизодическая роль в деконструкторском бандитском фильме Балабанова удалась Литвиновой с блеском: официантка в ее исполнении выглядит, как Грета Гарбо, по нелепости угодившая в провинциальный кабак.

 

 

 

 

«Два в одном»

Реж. Кира Муратова, 2006

 

 

 

Состоящий из двух историй фильм Муратовой построен на игре с театральными и кинематографическими условностями, и сцена становится в нем главной метафорой. Вот и героиня Литвиновой впервые появляется на экране в образе Снегурочки — вероятно, самой томной в истории благородного жанра утренника.

 

 

 

 

«Жесть»

Реж. Денис Нейманд, 2006

Рената Литвинова
манерничает. Изображение № 1.

 

 

Роль «жены обнаженного мужчины» не назовешь самой запоминающейся в карьере Литвиновой, да и сама «Жесть» — попытка сделать русский психотриллер — уже подзабыта. Тем не менее свою привычную манеру актриса привносит и в эту эпизодическую роль.

 

 

 

 

«Мне не больно»

Реж. Алексей Балабанов, 2006

 

 

 

Снова Балабанов, работающий в необычном для себя жанре мелодрамы. Роль на этот раз главная — богемная девушка с соответствующим именем Тата, приживалка у Никиты Михалкова. Рыжий парик, томный взгляд, странные наряды — все на месте.

 

 

 

 

«Золотое сечение»

Реж. Сергей Дебижев, 2009

 

 

 

Эзотерический опус культового андерграундного режиссера Дебижева рассказывает о фотографе, уставшем от московского гламура. Каковой олицетворяет, конечно же, Рената, играющая практически пародию на саму себя.

 

 

 

 

«Generation П»

Реж. Виктор Гинзбург, 2011

 

 

 

В экранизации культового романа Пелевина Литвинова в роли секретарши разбавляет исключительно мужскую актерскую компанию. В фильме задействована масса медийных лиц, которые выполняют функцию брендов — наша героиня не отстает и ведет себя в кадре привычно манерно.

 

 

 

 

«Последняя сказка Риты»

Реж. Рената Литвинова, 2012

 

 

 

В своем новом фильме Рената играет роль ангела смерти, и это, конечно, самый подходящий случай пустить в ход проверенный арсенал приемов: героиня смотрит из кадра томным взглядом с полуулыбкой.

Рассказать друзьям
9 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются