Views Comments Previous Next Search

Декларация независимости: 10 режиссеров-авторов на службе у студий

118741
НаписалОля Страховская10 ноября 2011

Истории Николаса Рефна, Терри Гиллиама, Гаса Ван Сента и других независимых режиссеров, попавших в студийные проекты

Недавно в российский прокат вышел «Драйв» Николаса Виндинга Рефна — американский дебют европейского режиссера, приглашенного на проект крупной голливудской студией и лично звездой фильма Райаном Гослингом. Последовательный путь к более крупным бюджетам и выход на все более широкую аудиторию по большому счету является нормальным развитием карьеры любого режиссера, но в адрес авторов, совершающих резкие прыжки в мейнстрим, не раз летели реплики «Продался!». Далеко не всем попытавшим удачи с крупнобюджетными проектами удавалось справиться с машиной кинопроизводства и идеями, которые им навязывали продюсеры. Look At Me решил вспомнить десятку известных кинематографистов, привыкших к творческой независимости и попавших в крупные студийные проекты. А также что из этого получалось: как Мишель Гондри не справился с комиксом, Кристофер Нолан добавил Бэтмену психологизма, а Гас Ван Сент удержался в рамках приличий.


НИКОЛАС ВИНДИНГ РЕФН

Декларация независимости: 10 режиссеров-авторов на службе у студий. Изображение № 1.

Датчанин Рефн, выпускник американской киношколы, всю кинематографическую жизнь тянулся к экранному насилию и за границу: из восьми его фильмов лишь половина снята на родном языке (три из них — трилогия «Пушер» про наркотрафик). В дебютном триллере «Страх "Икс"» играл Джон Туртурро, в британском «Бронсоне» про агрессивного уголовника — Том Харди. Даже в выдающейся по уровню HDR-пейзажистики «Вальгалле: Сага о викинге» кровожадный одноглазый скандинав (Мадс Миккельсен) немой, но все вокруг говорят по-английски.

В 2005 году в поле зрения Universal и продюсера «Блондинки в законе» Марка Платта попал свежий роман Джеймса Саллиса «Драйв», по которому они тут же заказали сценарий под Хью Джекмана и режиссера Нила Маршалла. Впрочем, вскоре обе звезды соскочили, и главная роль перешла к Райану Гослингу. Актер поставил единственное условие — фильм должен снимать Рефн, а студия, осознав перспективы, отдала проект в руки независимых продюсеров.



Декларация независимости: 10 режиссеров-авторов на службе у студий. Изображение № 2.
Известные работы: «Страх "Икс"», «Пушер», «Пушер 2», «Пушер 3», «Истекающий кровью» «Бронсон», «Вальгалла: Сага о викинге», «Драйв»

Как и стоило ожидать, голливудского блокбастера из «Драйва» не получилось. История водителя, попавшего из-за женщины в криминальный оборот, вместо адреналиновой гонки вышла по-скандинавски неторопливой. В одном из интервью Гослинг сдал причину такого темпа: оказывается, для человека, взявшегося за картину с названием «Драйв», Рефн страшно боится скорости. Тем не менее, нетипичный подход к поп-культурному сюжету принес ему титул лучшего режиссера на Каннском кинофестивале, хоть и вызвал несколько приступов недоумения у рядовой публики (вплоть до того, что одна из кинозрительниц подала на прокатчиков в суд, возмутившись, что фильм не похож на «Форсаж»). Это не помешало кассовым сборам в три раза превысить небольшой тринадцатимиллионный бюджет картины — во многом благодаря восторженной реакции прессы, каннской премии и, как заметил один из аналитиков рынка, «хипстер-фактору».

К достижениям фильма стоит записать появление на свет плодотворного творческого союза: Рефн и Гослинг объявили о запуске еще двух совместных фильмов. Оба задействованы в проекте студии Warner — ремейке фантастической антиутопии семидесятых «Бегство Логана», а также сделают вместе драму «Бог простит» о глубоко несчастном криминальном авторитете, торгующем наркотиками под прикрытием боксерского клуба в Бангкоке.

 

БЫЛО



СТАЛО


 

Декларация независимости: 10 режиссеров-авторов на службе у студий. Изображение № 3.

Мы вырезали из фильма почти все диалоги, все лишнее, что можно было оттуда выбросить. Оригинальный сценарий занимал восемьдесят одну страницу. Шестьдесят процентов этого текста отправилось в мусорную корзину.

 


Декларация независимости: 10 режиссеров-авторов на службе у студий. Изображение № 4.

 



ГАС ВАН СЕНТ

Декларация независимости: 10 режиссеров-авторов на службе у студий. Изображение № 5.

 

Бывший художник, учившийся на одном курсе с Дэвидом Бирном из Talking Heads, к середине девяностых Ван Сент представлял из себя образец американского независимого режиссера, певца деклассированной и потерянной молодежи, застрявшей на низших ступенях социальной лестницы. К моменту, когда на него обратили внимание крупные студии, в списке достижений режиссера уже были дебютная гей-драма «Дурная ночь», отмеченный призами американских критиков за сценарий и режиссуру «Аптечный ковбой» и «Мой личный штат Айдахо», взявший на кинофестивале в Торонто приз прессы FIPRESСI.

К 1997 году по Голливуду уже несколько лет гулял сценарий «Умницы Уилла Хантинга» Бена Аффлека и Мэтта Дэймона, задуманный ими как триллер; ходили слухи, что на главные роли в постановке могут позвать Брэда Питта и Леонардо ДиКаприо.



Декларация независимости: 10 режиссеров-авторов на службе у студий. Изображение № 6.
Известные работы
«Аптечный ковбой», «Мой личный штат Айдахо», «Умница Уилл Хантинг», «Джерри», «Слон», «Последние дни», «Параноид-парк», «Харви Милк», «Не сдавайся»

По совету режиссера Роба Райнера («Неспящие в Сиэтле») и заслуженного сценариста Уильяма Голдмена (в числе прочего сочинившего «Бутча Кэссиди и Сандэнс Кида») молодые авторы переписали сценарий с уклоном в драму, а благодаря помощи Кевина Смита папка оказалась на столе братьев Вайнштейн из студии Miramax, продвигавшей независимое кино. С их подачи в режиссерском кресле оказался Ван Сент, а в главных ролях — сами сценаристы.

История молодого человека, наделенного выдающимися математическими способностями, вышла гладкой и не особенно похожей на предыдущие фильмы Ван Сента — но в этом вряд ли стоит винить голливудскую систему. Ван Сент подчеркивал, что ни разу не изменил себе, взявшись за постановку «Уилла Хантинга» и что сам сценарий сгладил шероховатость и маргинальность его почерка. Единственное, о чем режиссер жалел впоследствии, — так это о том, что все-таки держал в голове интересы студии и вырезал пару сцен на монтаже для соблюдения принятого в Голливуде хронометража. 

«Умница Уилл Хантинг» стал прорывом режиссера в мейнстрим, хотя главные награды за фильм достались все-таки Аффлеку с Дэймоном («Оскар» и «Золотой глобус» за лучший сценарий) и Робину Уильямсу («Оскар» за лучшую роль второго плана). Самому Ван Сенту картина открыла дальнейшую дорогу в Голливуд, позволив реализовать свой план — ремейк хичкоковского «Психо». Хотя ни перелицовка голливудской классики, ни дальнейшие студийные опыты режиссера так и не дотянули до успеха его «Умницы».

 

БЫЛО



СТАЛО


 

Декларация независимости: 10 режиссеров-авторов на службе у студий. Изображение № 7.

Мэтт с Беном безостановочно подыгрывали мне, вели себя открыто и непосредственно и как актеры, и как сценаристы картины. Я всегда пытаюсь объяснить всем на площадке, что не надо слишком держаться за написанное, иначе есть риск застрять в своих репликах. Если хочешь идти по сценарию — пожалуйста. Забудешь слова — ничего страшного, партнер подхватит или что-то придумает. Такой подход я одобряю.

 


Декларация независимости: 10 режиссеров-авторов на службе у студий. Изображение № 8.

 


ДЭВИД КРОНЕНБЕРГ

Декларация независимости: 10 режиссеров-авторов на службе у студий. Изображение № 9.

Главный кинематографист Канады, так и не променявший ее на Лос-Анджелес, первый десяток лет снимал на родине умные, но малобюджетные хорроры про трансформации человеческого тела. Но после «Видеодрома» вдруг оказалось, что его мрачная и перверсивная манера крайне востребована в Голливуде восьмидесятых, где фильмы ужасов как раз стали перебираться из категории «Б» в класс «А».

Голливуд впервые одолжил Кроненберга для постановки «Мертвой зоны» (1983) по Стивену Кингу с Кристофером Уокеном. В полной мере студийным опытом это назвать было трудно — фильмом занимался Дино Де Лаурентис, умудрявшийся продюсировать одновременно Ингмара Бергмана и «Конана-варвара». Зато в полноценной голливудской принадлежности его следующего фильма «Муха» нет никаких сомнений.



Декларация независимости: 10 режиссеров-авторов на службе у студий. Изображение № 10.
Известные работы:  
«Сканнеры», «Видеодром», «Муха», «Обед нагишом», «Автокатастрофа», «Экзистенция», «Оправданная жестокость», «Порок на экспорт», «Опасный метод»

Этим ремейком американского хоррора пятидесятых занималась студия «Двадцатый век Фокс», пришедшая в ужас от первой версии сценария и позвавшая спасать проект продюсера Мела Брукса — а тот уже первым делом подумал о Кроненберге. Режиссер согласился, потребовав право перелопатить сценарий на свой вкус — и снял свою самую кассовую картину, умудрившись ни на шаг не отступить от творческих принципов. История изобретателя, который решил поставить на себе опыт по телепортации и слился со случайно залетевшей в аппарат мухой, словно специально была придумана для Кроненберга. Ему удалось не просто высказаться на любимую тему прямым текстом, но и снять фильм о стадии в отношениях, когда встреченный тобой приятный мужчина вдруг оказывается мерзким насекомым — и все это под радостный визг страшно напуганных зрителей.

Подкрепленный коммерческим успехом «Мухи», Кроненберг умудрился не скатиться в нишу жанрового кино, а наоборот, продолжил свои изучения трансформаций души и тела: от «Обеда нагишом» по Берроузу и «Автокатастрофы» через «Историю насилия» к истории психоанализа в «Опасном методе» этого года.

БЫЛО



СТАЛО


 

Декларация независимости: 10 режиссеров-авторов на службе у студий. Изображение № 11.

Люди обожают думать об иных формах жизни, они очарованы идеей полететь на другие планеты и найти там иную форму жизни, но у нас тут, на Земле, есть самые инородные виды живых существ, о которых только можно мечтать. На мой взгляд, это вообще единственное место, где они есть — мы одни во Вселенной, и нам лучше это понять и смириться. 

 

Декларация независимости: 10 режиссеров-авторов на службе у студий. Изображение № 12.

 




ТЕРРИ ГИЛЛИАМ

Декларация независимости: 10 режиссеров-авторов на службе у студий. Изображение № 13.

Единственный член группировки «Монти Пайтон», не рожденный в Британии (правда, получивший английское подданство в 1968 году) и известный своей невезучестью: почти все его режиссерские работы постоянно натыкаются на препятствия, вплоть до смерти главных героев. Несмотря на это, Гиллиам продолжает бороться с судьбой и выбил у нее ряд шедевров, в числе которых «Бразилия», «12 обезьян» и «Король-рыбак».

История отношений Гиллиама и Голливуда похожа на американские горки: несмотря на регулярные провалы и страшные проблемы на съемках, отчаянные продюсеры периодически предлагают ему крупные суммы и звездных актеров (и порой даже умудряются отбить свои капиталы). Заработав себе культовый статус с «Бразилией» и полдюжины оскаровских номинаций с «Королем-рыбаком», Гиллиам попал в подчинение Universal в студийном проекте «12 обезьян» — вольном ремейке французского получасового фильма «Взлетная полоса», почти целиком склеенного из фотографий.


 
Декларация независимости: 10 режиссеров-авторов на службе у студий. Изображение № 14.
Известные работы
«Монти Пайтон и священный Грааль», «Бразилия», «Приключения барона Мюнхгаузена», «Король-рыбак», «12 обезьян», «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», «Страна приливов», «Воображариум доктора Парнаса»

Режиссеру выдали тесный по голливудским меркам бюджет и навязали в звезды Брэда Питта (во многом благодаря его скромным требованиям по зарплате); съемкам мешала погода, вместо павильонов приходилось снимать в заброшенных ангарах, вдобавок запутанный сценарий не особенно упрощал ситуацию. Но в этих нечеловеческих условиях Гиллиаму как-то удалось не выйти за рамки бюджета и сроков (что вообще на него непохоже). Фильм собрал рекордную кассу и до сих пор остается самой коммерчески успешной работой режиссера, а Питт получил за свою роль «Золотой глобус» и оскаровскую номинацию.

Следующий студийный проект Гиллиама, «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», страшно провалился в прокате, не окупив даже затрат на производство, но столь же стремительно заработал культовый статус. Два года спустя Гиллиам попытался взяться за крупномасштабную историю «Человек, который убил Дон Кихота», но съемочную площадку заливало, актеры выбывали и фильм регулярно закрывали из-за финансовых трудностей. Последней голливудской авантюрой режиссера на сегодняшний день являются 88-миллионные «Братья Гримм», собравшие в прокате чуть больше сотни, а за Гиллиамом держится слава автора, прогневавшего высшие силы.

БЫЛО



СТАЛО



 

Декларация независимости: 10 режиссеров-авторов на службе у студий. Изображение № 15.

Я никогда не видел "Взлетную полосу". Когда я снимаю что-то на основе чего-то другого, я беру за принцип не читать и не смотреть оригинал: иначе я буду им придавлен или буду чувствовать гигантскую ответственность. Я не читал "1984", прежде чем снять "Бразилию".

 

Декларация независимости: 10 режиссеров-авторов на службе у студий. Изображение № 16.




ТОМАС АЛЬФРЕДСОН

Декларация независимости: 10 режиссеров-авторов на службе у студий. Изображение № 17.

Бывший шведский телевизионщик, ставивший детские шоу и скандинавскую версию «Форта Боярда», позже примкнул к комедийной группировке Killinggänget, сняв с ними телефильм о путешествии шведских холостяков за эстонскими невестами под названием «Обманутые в Таллинне». В 2008-м Альфредсон ворвался в мир независимой режиссуры, сняв экранизацию вампирской драмы взросления «Впусти меня» и собрав за нее несколько десятков премий по всему миру, включая BAFTA и приз фестиваля Tribeca.

Англичане не зря отметили «Впусти меня» премией Британской киноакадемии. Задумав экранизацию романа Джона Ле Карре «Шпион, выйди вон!» (по которому в шестидесятых на британском ТВ шел мини-сериал), сценарист «Королевы», «Фрост против Никсона» и «Проклятого Юнайтеда» Питер Морган пригласил Альфредсона занять на проекте режиссерское кресло. 



Декларация независимости: 10 режиссеров-авторов на службе у студий. Изображение № 18.
Известные работы
«Обманутые в Таллинне», «Четыре коричневых оттенка», «Впусти меня», «Шпион, выйди вон!»

Получив в свое распоряжение тридцатимиллионный бюджет, режиссер первым делом нанял на главные роли Гари Олдмана, Колина Ферта, Тома Харди и Бенедикта Камбербатча (Шерлока из прошлогоднего британского сериала), а также ветерана Джона Херта в роли главы британской разведки и Светлану Ходченкову в образе советской шпионки. Фильм, представленный на Венецианском фестивале, уже вышел в британский прокат и три недели возглавляет местный бокс-офис. Западная пресса также выражает завидное единодушие с публикой и взахлеб хвалит картину за вдумчивый взгляд на шпионские игры эпохи холодной войны и вышколенный стиль — что неудивительно, учитывая, что Альфредсон привел с собой на картину тех же оператора и монтажера, с которыми сделал «Впусти меня».

В российский прокат «Шпион, выйди вон!» выходит 8 декабря — на день раньше американского. Как ни странно, пока что известий о дальнейших планах Альфредсона нет; не исключено, что американские студии всерьез рассматривают планы заполучить его в Голливуд.

 

БЫЛО



СТАЛО



 

Декларация независимости: 10 режиссеров-авторов на службе у студий. Изображение № 19.

Когда собираешься снять фильм — это как когда ждешь ребенка и начинаешь повсюду замечать детей или собираешься купить машину и кругом видишь одни машины. Так что вот — я делаю фильм про Англию начала семидесятых, и глаза начинают выхватывать цвета, машины на улице, программы по ТВ, и ты начинаешь все это собирать у себя в голове.

 

Декларация независимости: 10 режиссеров-авторов на службе у студий. Изображение № 20.







ФЛОРИАН ХЕНКЕЛЬ ФОН ДОННЕРСМАРК

Декларация независимости: 10 режиссеров-авторов на службе у студий. Изображение № 21.

Наследник благородного немецкого рода, чьи корни уходят в XV век, младший фон Доннерсмарк дебютировал независимой немецкой драмой «Жизнь других» про конфронтацию свободомыслящего драматурга и следящего за ним агента штази на фоне ГДР восьмидесятых — и сразу заработал за нее «Оскар» в категории лучший иностранный фильм.

Поставив на полку оскаровскую статуэтку, режиссер получил в свое распоряжение стомиллионный бюджет на «Туриста» — правда, его кандидатура была совсем не первой в списке. Сначала фильм хотели отдать шведу Лассе Хальстрему, а на мужскую роль прочили Тома Круза, а затем Сэма Уортингтона. Позже на проекте появилась Анджелина Джоли, а с ней и фон Доннерсмарк. Правда, режиссер тут же разругался с исполнителем главной мужской роли и вернулся на проект только после замены Уортингтона на Джонни Деппа. 


 Декларация независимости: 10 режиссеров-авторов на службе у студий. Изображение № 22.
Известные работы:  «Жизнь других», «Турист»

Картину снимали в спешке, чтобы вписаться в насыщенный график Деппа и разойтись по дате релизов с «Пиратами Карибского моря», но вряд ли именно это повлияло на конечный результат. Остается только гадать, каким образом европейский режиссер, сделавший до этого неглупую и деликатную камерную картину, напрочь потерял разум рядом с двумя самыми красивыми людьми планеты и снял банальный романтический триллер, несколько бессмысленный даже по голливудским меркам. 

Растратив весь бюджет и талант на наряды и гонки на лодках по венецианским каналам, фон Доннерсмарк оказался перед ворохом презрительных рецензий, не говоря уже про обличительную речь Рики Джервэйза на церемонии «Золотых глобусов», где «Турист» был представлен в трех номинациях. Даже американская публика, на которую, казалось бы, рассчитан фильм, отнеслась к нему прохладно, но, к облегчению продюсеров, коммерческие показатели картины спасли зрители за пределами Штатов. Не исключено, что после этого фон Доннерсмарк задумается о возвращении в европейский кинематограф.

БЫЛО



СТАЛО


 

Декларация независимости: 10 режиссеров-авторов на службе у студий. Изображение № 23.

Верьте или нет, но Энджи с Джонни никогда не виделись. Все эти годы они были королем и королевой Голливуда, но вживую они никогда не встречались. Так что я был первым, кто свел их вместе.

 

Декларация независимости: 10 режиссеров-авторов на службе у студий. Изображение № 24.

 



МИШЕЛЬ ГОНДРИ

Декларация независимости: 10 режиссеров-авторов на службе у студий. Изображение № 25.

Гондри, которого упорно считают французским режиссером, почти не снимал на родном языке — но даже в англоязычных картинах всегда оставался в границах инди-кинематографа. За свою карьеру он сделал всего пять фильмов и около сотни видеоклипов (в том числе знаменитые ролики для Бьорк и The White Stripes), а его непревзойденным успехом до сих пор остается драма «Вечное сияние чистого разума» с Джимом Керри и Кейт Уинслет.

Постепенно сдвигаясь от драм к более легковесным картинам, Гондри рано или поздно должен был попасть в оборот крупной студии, а самым подходящим проектом для приложения его игрушечного визуализма и культа DIY казалась экранизация комикса. Так что предложение возглавить постановку юмористического «Зеленого Шершня», с которой в Голливуде носились (в том числе Кевин Смит) лет двадцать, было воспринято поклонниками режиссера на ура.


 
Декларация независимости: 10 режиссеров-авторов на службе у студий. Изображение № 26.
Известные работы
«Вечное сияние чистого разума», «Наука сна», «Перемотка», «Зеленый Шершень

История богатого рохли и его шофера-изобретателя, выходящих бороться с преступностью в глупых масках, вроде бы тоже прекрасно вписывалась в актуальную тенденцию пересмотра супергеройского дискурса, но подачу Гондри, мягко говоря, не поняли. Эту легкомысленную и вполне веселую безделушку, сделанную с большой душой (как у него обычно бывает) всерьез ругали за анемичность, ходульный юмор и даже за Сета Рогена в главной роли; в полной мере провалом «Зеленого Шершня» не назовешь, но принять его могли бы и получше.

На этом романтическая афера Гондри с Голливудом пока что закончена. Сейчас режиссер доснимает независимый фантастический фильм про подростков из Бронкса с неизвестными актерами и готовится к экранизации «Пены дней» Виана с Одри Тоту и Роменом Дюри — на французском.

 

БЫЛО



СТАЛО


 

Декларация независимости: 10 режиссеров-авторов на службе у студий. Изображение № 27.

Я не стремлюсь к контролю. Мне кажется, у меня лучше получается, когда я не контролирую какие-то вещи. Так что суть в том, что я не хочу, чтобы меня обвиняли в чем-то, чего я не сделал.

 

Декларация независимости: 10 режиссеров-авторов на службе у студий. Изображение № 28.





АЛЬФОНСО КУАРОН

Декларация независимости: 10 режиссеров-авторов на службе у студий. Изображение № 29.

Выпускник философского факультета, мексиканец Куарон, пожалуй, может похвастаться самыми неожиданными карьерными поворотами в этом списке. Познакомившись в университете с оператором Любецки (который считается сейчас одним из лучших операторов на свете, сняв «Древо жизни» Малика), Куарон сделал с ним почти все свои фильмы: пару на родине, еще два (не особо претендующих на звание коммерческих хитов) — в Штатах, а затем свою знаменитую независимую драму с Берналем и Диего Луной «И твою маму тоже».

Не снискав особого успеха в Голливуде и, казалось бы, вернувшись в лоно независимой региональной кинематографии, Куарон внезапно получил предложение о блокбастере из Великобритании. Warner как раз подыскивали замену Крису Коламбусу, покинувшему «Гарри Поттера» после двух первых частей.


 
Декларация независимости: 10 режиссеров-авторов на службе у студий. Изображение № 30.
Известные работы
«Маленькая принцесса», «Большие надежды», «И твою маму тоже»,  «Гарри Поттер и узник Азкабана», «Дитя человеческое»

После недолгих переговоров с Гильермо дель Торо (не увенчавшихся успехом) выбор продюсеров «Поттера» пал на Куарона, благо Джоан Роулинг нравилась его американская адаптация викторианского романа про сиротку «Маленькая принцесса». Немного поволновавшись, что не читал оригинала, Куарон взял на себя полномочия и снял общепризнанно лучшую серию эпопеи, попав ровно в тон истории, где уже закончилась умилительная сказка для младшего школьного возраста и еще не началась мрачно-готическая драма взросления.

Получив хвалебные отзывы за взрослый подход к детской теме, Куарон вышел из франшизы, переждал пятилетку (спродюсировав за это время политическую драму «Убийство Ричарда Никсона») и по иронии выступил с фильмом «Дитя человеческое», где по сюжету дети вообще перестали появляться на свет. Следующий фильм режиссера выйдет только в 2012 году — это будет 80-миллионная голливудская картина с камерным сюжетом про пару астронавтов (Клуни и Баллок), застрявших на сломанном космическом корабле.

БЫЛО



СТАЛО


 

Декларация независимости: 10 режиссеров-авторов на службе у студий. Изображение № 31.

Я ничего не знал про "Гарри Поттера". То есть я знал, что было кино, про весь этот огромный успех "Гарри Поттера", но я никогда не читал книг и до фильмов руки не доходили. Поэтому, когда я прочитал сценарий, тут же захотел прочесть книгу. И когда прочитал книги, понял, что должен сделать этот фильм. Это такой потрясающий материал.

 



Декларация независимости: 10 режиссеров-авторов на службе у студий. Изображение № 32.

 



КРИСТОФЕР НОЛАН

Декларация независимости: 10 режиссеров-авторов на службе у студий. Изображение № 33.

Англичанин Нолан, дебютировавший с черно-белым британским нуаром, снятым за шесть тысяч долларов, приковал к себе всеобщее внимание следующей картиной «Мементо». Изворотливый триллер про человека, который пытается разыскать убийцу жены, но из-за травмы может удержать в памяти только десять минут, был снят Ноланом в Голливуде, но тоже за крайне скромные по американским меркам деньги. Вместо дорогих спецэффектов в ход пошел арсенал кинематографических трюков: режиссер резал повествование на куски и клеил черно-белую и цветную пленку, демонстрируя нетривиальный авторский подход к традиционному жанру.



Декларация независимости: 10 режиссеров-авторов на службе у студий. Изображение № 34.
Известные работы
«Помни», «Бессонница», «Бэтмен: Начало», «Престиж», «Темный рыцарь», «Начало», «Возрождение Темного рыцаря» (2012)

Нолан меньше всего подходит под описание независимого режиссера, совершившего внезапный прыжок в мейнстрим. Он, скорее, режиссер с динамично развивающейся карьерой — но в массовом сознании, пожалуй, все-таки закрепился как умник, снявший «Мементо» и попавший на «Бэтмена». Франшиза про Человека — летучую мышь, действительно стала поворотной точкой как в биографии Брюса Уэйна, так и самого режиссера: в конце концов впервые ему довелось ворочать 150 миллионами, бэтмобилем и героем с важной для поп-культуры судьбой. Нолан сразу объявил, что намерен разобраться с мужчиной в латексном трико по-серьезному: заглянуть ему в душу и увидеть там страх, фрустрации и детские травмы. В общем, показать Бэтмена таким, каким мы его еще не видели (для чего на роль взяли Кристиана Бэйла, незадолго до того сыгравшего в «Американском психопате» и «Машинисте»). Нолану удалось полностью оправдать название серии «Бэтмен: Начало» и перезапустить франшизу примерно тем же образом, каким продюсеры недавно поступили с Джеймсом Бондом, — другой вопрос, что от психоанализа в комиксах все уже несколько подустали.

Тем не менее в следующем году выйдет уже третий «Бэтмен» в его постановке, а в перерывах между сериями комикса Нолан успел снять не нуждающиеся в представлении «Престиж» и «Начало»: можно сказать, автор нашел свое место в жизни.

БЫЛО



СТАЛО


 

Декларация независимости: 10 режиссеров-авторов на службе у студий. Изображение № 35.

Мы хотели сделать такую адаптацию Бэтмена, какую он заслуживает. Настолько эпичную, насколько мы только могли. Когда я говорю слово "эпичный", это не про размер или взрывы, а о персонажах на экране. 

 

Декларация независимости: 10 режиссеров-авторов на службе у студий. Изображение № 36.

 



ДЖОН ВУ

Декларация независимости: 10 режиссеров-авторов на службе у студий. Изображение № 37.

Главный специалист по гонконгским боевикам, Джон Ву вывел в звезды первой величины Чоу Юнь-Фата и с середины восьмидесятых упорно зарабатывал с каждым фильмом награду местной киноакадемии в категории «Лучший режиссер года». Ву настолько эффектно адаптировал к азиатским реалиями стилистику американских экшен-фильмов, что Голливуд не смог устоять перед искушением выкрасть режиссера. Рабочее предложение из-за океана поступило ровно накануне передачи Гонконга КНР, так что Ву воспользовался возможностью сбежать и прибыл в Штаты в статусе иммигранта.

Universal наняли Ву ставить «Трудную мишень» с Ван Даммом. Это был первый прецедент, когда китайскому режиссеру поручили блокбастер, так что продюсеры на всякий случай поставили контролировать процесс большого поклонника Ву, автора «Зловещих мертвецов» Сэма Рэйми (завещав ему срочно перехватить режиссерское кресло, если китаец не справится). 


 
Декларация независимости: 10 режиссеров-авторов на службе у студий. Изображение № 38.
Известные работы
«Наёмный убийца», «Пуля в голове», «Вор в законе», «Круто сваренные», «Трудная мишень», «Сломанная стрела», «Без лица», «Миссия невыполнима 2», «Час расплаты», «Битва у Красной скалы»

Свой голливудский дебют Ву пришлось снимать под тяжелым прессингом, в четко оговоренные сроки и ровно с тем количеством и качеством насилия, чтобы получить рейтинг «до семнадцати в сопровождении взрослых», а не более жесткий «до семнадцати запрещено». Ситуацию осложняло и эго Ван Дамма, и слабый английский режиссера, который порой с трудом объяснялся со съемочной группой. Фильм в итоге пришлось не раз переделывать, прежде чем его одобрили к показу целевой аудитории, а Ван Дамм в возмущении смонтировал собственную версию, врезав туда кучу своих крупных планов.

Пресса отнеслась к голливудскому дебюту Ву прохладно, заметив, что «режиссер, конечно, дельный, но с таким сценарием и бревном в главной роли далеко не уедешь». Зато фильм собрал кучу денег, как и все следующие голливудские работы его автора — «Сломанная стрела», «Без лица» и вторая «Миссия невыполнима», ставшая самым кассовым фильмом 2000-го. Пару лет назад Ву вернулся в Гонконг, а в прошлом году получил в Венеции почетную премию за вклад в кинематограф.

БЫЛО



СТАЛО


 

Декларация независимости: 10 режиссеров-авторов на службе у студий. Изображение № 39.

В Голливуде одни сплошные подковерные игры, совещания, своя политика. Не то чтобы у них не было уверенности во мне, просто система работает таким образом.

 

Декларация независимости: 10 режиссеров-авторов на службе у студий. Изображение № 40.

Рассказать друзьям
11 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются