Views Comments Previous Next Search
За стеной: Две стороны китайского современного искусства — Интервью на Look At Me

Интервью

За стеной: Две стороны китайского современного искусства

Что есть в КНР кроме Ай Вэйвэя

 

 

 

В мире, где есть китайское все, не до конца понятно, что там с искусством: есть либо официальная версия (например, идеологически безопасные экспортные подражания Гогену с Хёрстом и изображения змей, пагод и небоскребов, представленные Министерством культуры Китая в ММСИ), либо Ай Вэйвэй, пляшущий под Gangnam Style. Look At Me составил краткий гид по образам, реалиям и темам, которые важно знать, чтобы понять реальное положение дел в современном китайском искусстве.

Текст: Аня Савина

 

 

Традиции 

   

Традиционное китайское искусство с его историей в несколько тысяч лет до сих пор остается невероятно популярным: например, в 2011 году в пятерку самых продаваемых на аукционах художников наряду с Пабло Пикассо и Энди Уорхолом вошли Сюй Бэйхун, Чжан Дацянь и Ци Байши — известные китайские художники прошлого века, работавшие в традиционной технике. Классические сюжеты могут служить залогом коммерческого успеха, так что неудивительно, что молодые художники, представленные в ММСИ, увлеченно рисуют абстрактные пагоды или, например, сливовые деревья, состоящие из винтиков. Более знаменитые и серьезные художники работают с родным культурным наследием совсем иначе.

 

 

 

 

Хуан Янь наносит узоры
с традиционными мотивами китайской
живописи на изображения
и бюсты Мао Цзедуна

 

 

 

Huang Yan, автопортрет. Изображение № 1.Huang Yan, автопортрет

 

Huang Yan, Мао Цзедун. Изображение № 2.Huang Yan, Мао Цзедун

 

 

 

 

Хуан Янь наносит узоры с традиционными мотивами китайской живописи на изображения и бюсты Мао Цзедуна, свой автопортрет или тела людей: художника особенно интересует значение различных этапов истории Китая для современного человека. Еще один китайский художник и перформансист, Чжан Хуань, часто обращается к традиционной китайской философии — с ней связаны многие его перформансы. Недавно Хуань представил огромную инсталляцию в виде отдыхающего Конфуция, так как, по его мнению, именно этот мыслитель и его учение способны объединить всех китайцев. Некоторые, напротив, изо всех сил пытаются порвать с традициями: самый знаменитый современный художник из Китая Ай Вэйвэй разбивал старинные вазы династии Хань, раскрашивал их строительной краской
и логотипами Coca-Cola.

 

 

За стеной: Две стороны китайского современного искусства. Изображение № 3.

 

Работы Zhang Huan. Изображение № 4.Работы Zhang Huan

 

 

 

Циничный реализм

 

 

Это направление в искусстве возникло в девяностые в ответ соцреализму, который многие годы насаждался в КНР и, конечно, прославлял ее лидеров и политическое устройство. Циничный реализм — это фактически первое течение в китайском современном искусстве. Авангардные художники появились в Китае в 1980-х,
после провозглашения в 1978 году курса на рыночную экономику и общего ослабления режима. Однако это была лишь иллюзия: в 1989 году была разогнана первая в истории Китая выставка авангардного искусства, которая проходила в пекинской Национальной галерее.

Чжан Сяоган. Изображение № 5.Чжан Сяоган

Впрочем, в 1990-х многих участников этой выставки ждал успех у западных кураторов и коллекционеров. Художники циничного реализма выворачивали приемы соцреализма наизнанку, вытаскивая на поверхность весь ужас политической системы КНР и ее безразличие к личности. Например, Чжан Сяоган прославился благодаря серии работ, состоящей из семейных портретов времен «культурной революции» — у всех членов семьи одинаковые испуганные лица с замершими глазами. К циничному реализму также относится творчество знаменитого Ю Минчжуна. У всех его героев смеющееся лицо (это автопортрет художника), но при этом на картинах изображены казни или страдание.

 

 

За стеной: Две стороны китайского современного искусства. Изображение № 6.

 

За стеной: Две стороны китайского современного искусства. Изображение № 7.

 

 

работы Ю Минчжун. Изображение № 8.работы Ю Минчжун

 

 

 

 

Мао и «культурная революция»

 

 

Большинство знаменитых современных художников Китая родилось во время «культурной революции» — жестокого периода в современной истории страны, которой длился с 1965 по 1976 году, до смерти Мао Цзедуна. В это время любое «искусство ради искусства» было запрещено, а большинство художественных академий закрыто. В 1990-е и 2000-е художники, выросшие в период самоуправства хунвейбинов, стали использовать изображения Мао Цзедуна для своих ироничных
и броских произведений, которые были созданы под влиянием западного современного искусства и обеспечили их авторам невероятный коммерческий успех. На выставке в Saatchi Gallery в 2008 году The Revolution Continues: New Art from China коллекционер Чарльз Саатчи, благодаря которому прославились скандальные «Молодые британские художники», представил множество произведений, на которых по-разному (но всегда довольно критично) использовался образ Мао.

 

 

 

 

Например, семья братьев Гао, 
создавших провокационные скульптуры
«Мисс Мао» и «Казнь Христа», пострадала
во время «культурной революции»

 

Братья Гао, «Мисс Мао». Изображение № 9.Братья Гао, «Мисс Мао»

 

 

Например, семья братьев Гао, создавших провокационные скульптуры «Мисс Мао» и «Казнь Христа», пострадала во время «культурной революции». Ши Синьнин «пририсовывал» китайского лидера к знаменитым фотографиям — например к снимку с Ялтинской конференции, изображающему Сталина, Рузвельта и Черчилля, Цзен Фаньчжи изобразил его на фоне площади Тяньаньмэнь, а Цю Цзе и вовсе нарисовал пародию на портрет лидера — на его картине у Мао кошачья голова. Однако художники эксплуатируют знакомый большинству людей образ Мао не из-за стремления к легкой славе и деньгам. Например, семья братьев Гао, создавших провокационные скульптуры «Мисс Мао» и «Казнь Христа», пострадала во время «культурной революции»: в 1968 году их отца посадили в тюрьму, где он умер от пыток или совершил суицид. Таким образом, для многих художников ирония над китайским лидером — это способ преодолеть свои детские страхи.

 

 

За стеной: Две стороны китайского современного искусства. Изображение № 10.

За стеной: Две стороны китайского современного искусства. Изображение № 11.

 

семья братьев Гао, «Казнь Христа»;
работы Shi Xinning. Изображение № 12.семья братьев Гао, «Казнь Христа»; работы Shi Xinning

 

 

Ай Вэйвэй
и художники-диссиденты

 

 

В Китае запрещена любая критика государства, так что когда после разрушительного землетрясения в Сычуане, которое привело к гибели множества детей, Ай Вэйвэй пытался выяснить, почему школы рассыпались как карточные домики, китайское правительство начало преследование художника «за неуплату налогов». В это же время в память о погибших детях он создал работу, состоящую из множества школьных рюкзаков для выставки в Германии, тем самым сделав конфликт известным за пределами Китая. Несмотря на штрафы, тюремное заключение и запрет на выезд страны, знаменитый активист и диссидент продолжает устраивать политические акции и создавать работы, связанные с проблемами китайского общества — так, недавно в Норвегии была представлена его новая инсталляция, посвященная тому времени, которое художник провел в тюрьме.

 

 

Ай Вэйвэй . Изображение № 13.Ай Вэйвэй

 

 

Молодое поколение
и новая проблематика

 

 

То, какое искусство поддерживает официальное правительство, можно увидеть
в ММСИ: минимум критики, традиционные мотивы и следование западным тенденциям в современном искусстве. Однако молодые художники, несомненно,
не подвержены такому давлению, как их предшественники. Например, в 2011 году
в Пекине была выставлена скульптура «Офицер» Жао Жао, молодого художника
и бывшего ассистента Ай Вэйвэя. Она представляла собой разбросанные куски восьмиметрового изваяния, изображающего китайского военного, на форме которого была выгравирована дата ареста Ай Вэйвэя. После этого события многие арт-критики отмечали, что эта выставка поменяла представления о том, что позволено делать художнику в Китае, и что давление на искусство снижается. Однако в конце этого лета стало известно, что работы Жао Жао, которые художник должен был отправить на свою первую выставку в Нью-Йорке, были конфискованы на таможне, а затем уничтожены. Кроме того, Жао Жао должен был выплатить штраф в размере 48 тысяч долларов.

 

 

 

 

Китайское правительство 
по-прежнему пресекает любую
открытую критику

 

 

 

скульптура «Офицер» Жао Жао. Изображение № 14.скульптура «Офицер» Жао Жао

Китайское правительство по-прежнему пресекает любую открытую критику, но существуют темы, выбрав которые, художники получают определенную свободу высказывания. Один из самых ярких примеров работы с необычной проблематикой — произведения MadeIn Company, одной из молодых китайских арт-групп, которую основал художник Су Чжэнь. Этого концептуалиста волнуют темы, которые очень далеки от противостояния социалистического и циничного реализма: MadeIn Company исследует влияние Китая в Африке и знаменита своими скульптурами в виде африканских женщин, подвешенных в стиле эротического связывания «кинбаку». Кроме того, у арт-группы есть видео, изображающее африканского ребенка, которого приучают к китайским религиозным ритуалам в каком-то помещении, напоминающем зоопарк.

 

 

За стеной: Две стороны китайского современного искусства. Изображение № 15.

 

За стеной: Две стороны китайского современного искусства. Изображение № 16.

Рассказать друзьям
4 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.