Views Comments Previous Next Search

Параллельные миры: Спецпроекты 4-й Московской биеннале

26066
Написалалиса таёжная29 сентября 2011

Свиные головы, зомби, гигантский краб, Белоснежка и все остальное, что не вошло в Основной проект биеннале, но точно стоит увидеть

Кроме Основного проекта, в рамках биеннале в Москве проходит еще почти сотня выставок современного искусства, почти не связанных друг с другом. С одной стороны — путаница и сумбур, в которых еще надо разобраться, с другой — замечательная возможность потратить не одни выходные с пользой. Look At Me продолжает рассказывать и показывать то, что увидел на Московской биеннале: если бы можно было собрать в одну выставку все хорошее с альтернативных площадок, вполне получился бы еще один Основной проект.

Под абстрактным лозунгом «Переписывая миры» в параллельной программе собрались медиа-активисты, художники, которые из сыра и хлеба творят бутербродное искусство, советские классики концептуализма и какая-нибудь группа AES+F. Площадок много, и все разные, посмотреть все могут только одновременно одержимые и безработные — в этот раз география простирается от кластера ARTPLAY и привычного «Винзавода» до выставочного центра на Каширке, Южного Бутова, Музея при РГГУ и даже Музея декоративно-прикладного искусства. Кажется, никто не понимает, зачем после многомесячного перерыва открылось сразу все, но факт остается фактом: людей много и им интересно. Если серьезно отнестись к маршруту, за выходные можно успеть увидеть выставок двадцать — вполне себе еще один Основной проект.


Dada Moscow

Страница выставки 

Выставка Dada Moscow находится всего в сотне метров от Основного проекта, так что все, кто пришел на главную выставку и хорошо видит в темноте (с бумажными указателями иногда случается путаница, а вход в Dada пока теряется среди других вывесок), скорее всего увидят и эту сборную выставку под эгидой нового дадаизма. Какого-то настоящего родства с дадаистами на этой выставке не больше, чем на любой другой, но ощущение безрассудства и хулиганства как-то присутствует: то ли от свиных голов и плохо пахнущих овощей, которые щедро нарезали на столе, то ли от обрывков газет и глупых постеров, то ли от Моны Лизы, которой вместо усов на лицо приклеили в этот раз череп и мух. К выставке прилагается приятно сделанная газета, объясняющая на английском языке каждый экспонат, но в памяти больше другого остается запах гниющих овощей и летающая лампочка, подвешенная к шумному фену. 

Параллельные миры: Спецпроекты 4-й Московской биеннале. Изображение № 1.

Экспозиция Dada Moscow


Некрореализм

Страница выставки 

О Евгении Юфите знают все, кто любит экспериментальное кино, но холсты его и других некрореалистов можно увидеть гораздо реже. В этот раз некрореалистам уделили аж четыре этажа особняка в Ермолаевском, на которых между березовых бревен повесили устрашающе темные картины с вурдалаками и страданиями, а за черными занавесками показывают страшные и очень смешные видео — в основном про пытки и казни в разных их видах. Охранник на входе спрашивает: «Девушка, у вас крепкие нервы?», и если нервы некрепкие, то четыре пролета с иллюстрациями трупов и объяснениями процесса разложения вряд ли дадутся вам легко. Также лучше не ходить на выставку сразу после еды: может немного затошнить или смеяться с набитым желудком будет трудно. Тем, кто любит грайндхаус, беспощадный эксплуатейшн и немое кино, должно понравиться наверняка, остальным лучше выбрать подходящий момент и толкового спутника, иначе придется серьезно отвечать себе на вопрос от музейной смотрительницы с вязанием: «Вам правда нравятся эти смерти?»

Параллельные миры: Спецпроекты 4-й Московской биеннале. Изображение № 25.

Экспозиция выставки


AES+F: Allegoria Sacra

Страница выставки 

Спецпроект показывают в большом зале Мультимедиа-арт-музея: в выходной день матрасы и диваны напротив панорамного экрана переполнены застывшими от восхищения зрителями. Длинное, пафосное барочное видео AES+F положено на музыку Чайковского, Шуберта, Вивальди и Генделя: среди сотни актеров встречаются Алексей Плуцер-Сарно и Данила Поляков, а также группа китайцев, арабы в аэропорту, скинхед, негры и гомосексуальные пары. Все они сидят в аэропорту как в чистилище, вроде бы ожидая рейса, а на самом деле смешиваясь за и против друг друга в невероятной и плавной войне. Зал ожидания становится джунглями и пустыней, китайцы скользят на коньках, арабы размахивают мечами, холодные белые женщины картинно меняют позы — вроде бы переиначенный сюжет с картины Беллини становится глобальным продолжением «Пира Трихмалиона». Все, в чем хороши AES+F, — в еще большем масштабе, в еще более леденцовых цветах, и, если посидеть в зале дольше пяти минут, кажется, что даже с 3D-эффектом.

Параллельные миры: Спецпроекты 4-й Московской биеннале. Изображение № 46.

Видеоинсталляция AES+F


«Группа Зеро» и авангард в Италии 1960-х

Страница выставки 

Выставка итальянского модерна заняла три этажа и поражает кристальной чистотой и удивительно продуманным выставочным пространством: свет и тень от экспоната значат здесь ничуть не меньше, чем сам экспонат. Отражающие лучи зеркала, ровные и тихие круги и треугольники от главных итальянских художников шестидесятых — очень отличная от других проектов биеннале история. С одной стороны, конечно, легко подводить черту под явлением, показывая лучшие образцы, с другой — в залах совсем не хочется читать вывески, а хочется смотреться в фигуры и говорить с музейным смотрителем: «На что это похоже, по-вашему?» — «На растущие волосы». — «А вот кто-то говорит, что на фарш».

Параллельные миры: Спецпроекты 4-й Московской биеннале. Изображение № 60.

Экспозиция выставки


Искусство против географии

Страница выставки 

Довольно большая выставка в Цехе Красного — это тридцать три художника от Петербурга до Ижевска, чьи примеры подтверждают, что современное искусство есть не только в Москве. Тема географии так или иначе все же доминирует: от изображения городов и ландшафтов до обыгрывания советского прошлого, коммунистических символов и коммунального быта. Смесь сильных влияний наивного искусства, поп-культуры и советской эстетики — все это очень чувствуется в немосковских работах.

Параллельные миры: Спецпроекты 4-й Московской биеннале. Изображение № 78.

Экспозиция выставки


Герман Титов. Незначительные изменения

Страница выставки 

Медиа-арт и картины Германа Титова — о фиксации незначительных изменений и новых состояний — скромная и меланхоличная выставка о пустоте и одиночестве. В немноголюдных белых залах можно по полчаса сидеть перед медитативным видео под названием «Ничего не происходит-2» и с грустью заметить, что внезапно прошло полчаса. Проекты о взаимодействии с равнодушной действительностью то ли в такое время года, то ли при последних событиях оставляют очень стойкое ощущение сомнамбулической подавленности.

Параллельные миры: Спецпроекты 4-й Московской биеннале. Изображение № 95.

Экспозиция выставки


МедиаУдар. Международный фестиваль активистского искусства

Страница события 

При всей международности на двух этажах здания на ARTPLAY по соседству с Британкой — участники в основном из России или как-то с Россией связанные. Из всех площадок эта самая индустриальная, малобюджетная и неустроенная, и кажется, в этом кроется какой-то жест: социальное искусство и акции протеста и сейчас — самый низкобюджетный и некоммерческий способ самовыражения, а большинство участников явно или подспудно противопоставляют себя буржуазности. И так выглядит со стороны, что на фоне благополучного, денежного и причесанного Основного проекта «МедиаУдар» — шумный и не совсем вменяемый сосед. На площадке, которая все еще находится в процессе строительства, — громкий видеоарт группы «Война», про которую другая часть группы «Война» говорит, что они самозванцы (то самое видео с целованием милиционерш), низкобюджетный, но покоряющий всех своей интонацией перформанс с крабом, сколоченным на коленке, издевательства над стереотипами о России и россиянах в виде энциклопедии и видеодокументация анархических песенных шествий.

Параллельные миры: Спецпроекты 4-й Московской биеннале. Изображение № 105.

Экспозиция постоянной части «МедиаУдара»


Реликварий

Страница события 

Небольшая выставка «Реликварий» — это девять мозаичных объектов под кураторством Аввакумова. Объекты представляют из себя абстрактные хранилища для вещей, которые предполагается передать следующим поколениям, причем это может быть как гигантское яйцо, окруженное иглами, так и герметичная библиотека, посмотреть на которую можно будет только через небольшие окошки.

Параллельные миры: Спецпроекты 4-й Московской биеннале. Изображение № 121.

Экспозиция выставки


 
Раскрашивая серое. Современное румынское искусство

Страница выставки 

Пока современное румынское кино покоряет кинофестивали своим темпом, особым юмором и гуманизмом, современное румынское искусство остается для большинства белым пятном. Глядя на выставку «школы серого реализма», становится понятно, что то, что работает в фильмах, не очень работает в арте, а новые серые из Румынии — обаятельные, но в целом необязательные европейские ребята, страдающие многими клише посткоммунистических стран и все еще делающие большинство объектов по мотивам поп-культуры. И серое среди всего, что привезли на выставку, так уж получилось — самое яркое.

Параллельные миры: Спецпроекты 4-й Московской биеннале. Изображение № 129.

Экспозиция выставки


Неверный адрес

Страница выставки 

Небольшая и тоже необязательная, но приятная выставка в галерее InUtero сделана при участии финнов, и в двух десятках работ чувствуется сдержанная северная рука: приглушенные цвета, отстраненные и суховатые документальные серии, созерцательные и почти неподвижные видео Махачевой и Суониеми и доведенные многочисленными искажениями до абстракции фотографии Теро Пухи. Здесь же разместилась и видеодокументация одной из самых забавных акций на биеннале — о финке, переодетой Белоснежкой, которую не пускают в парижский Диснейленд.

Параллельные миры: Спецпроекты 4-й Московской биеннале. Изображение № 139.

Экспозиция выставки

Заложники пустоты

Страница события 

Одна из самых впечатляющих и интересных выставок о советском и постсоветском искусстве взялась за глобальную тему, не проваливаясь в общие места. О пустоте говорят Кулик, Пивоваров, Альберт и Кабаков, и все это пустота — частная и общая: белые транспаранты без лозунгов, зимний пейзаж с крошечной елкой и черной рекой, белый холст, набитый изнутри деревяшками, пустое место в вагоне метро с отстранившимся телом рядом сидящего. Тридцать очень известных имен с разными подходами и техниками в рамках этой выставки совсем не кажутся притянутыми за уши, что вообще большая редкость для группового проекта. А надписи на стенах из цитат о пустоте — один из тех нечастых случаев, когда хочется дочитать текст на выставке до конца. К сожалению, снять выставку не получилось: съемка в Третьяковке — это всегда особая история, не всегда с удачным концом.


В следующих постах о биеннале Look At Me продолжит рассказывать о других выставках параллельной программы — многие из них открылись только что и совсем ненадолго.

Рассказать друзьям
2 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются