Views Comments Previous Next Search

Дневник интерна: Будни младшего куратора современного искусства

2315194
Написалалиса таёжная27 октября 2011

Интерн европейской арт-компании рассказывает, как она делает выставки в Австрии, как получила грант и что такое арт-система Европы изнутри

Look At Me продолжает публиковать впечатления молодых людей, которые добиваются чего-то сами. Молодой куратор и интерн в Ассоциации современного искусства (Грац, Австрия) Маша Котлячкова пишет специально для Look At Me колонку, в которой рассказывает о том, как у нее получилось уехать на практику за границу, как живет и работает независимое искусство в Австрии и как со стороны выглядит европейский образ жизни.  



Дневник интерна: Будни младшего куратора современного искусства. Изображение № 1.

 


Маше Котлячковой двадцать пять лет. Она изучала межкультурные коммуникации в МГЛУ им. Мориса Тореза, после чего примала участие в организации культурных проектов в Сербии и Украине, и даже жила в эколофте. Весной этого года Маша получила грант на практику в Ассоциации современного искусства в австрийском городе Грац. В своем дневнике Маша рассказывает о том, как у нее это получилось и чем она там занимается.


О получении гранта и отъезде  

Я получила грант этой весной. В том, что я его получу, не сомневалась, несмотря на то, что заявки на подобные проекты отсылала на протяжении последних двух лет. Мы с моим проектом идеально подходили друг другу, ведь я целенаправленно выбирала культурные и экологические проекты. Мне хотелось не просто поехать в другую страну, а научиться чему-то интересному. Я люблю фотографию и искусство, и мой проект привлек меня еще и тем, что ребята в ассоциации через искусство освещают социально острые темы. Думаю, Бэнкси у нас бы понравилось. 

Процесс получения гранта выглядит так: проект или организация, которые хотят принять человека (тебя) у себя, пишут заявку на грант в организацию под названием Youth Networks, которая, в свою очередь, спонсируется европейской комиссией. Далее проекты одобряются или нет, создаются вакансии, на которые может откликнуться любой желающий. Степень конкуренции зависит от типа проекта: на мой было несколько десятков желающих. Ограничения — человек должен проживать на территории Европы (в широком смысле, Москва считается) и быть не старше тридцати лет.



Можно поехать в Италию работать на экологической ферме, восстанавливать замок в Чехии или строить инсталляции в глубинке Испании


Тематика проектов разная: экология, культура, работа с детьми, молодежью, престарелыми и т. п. Например, можно поехать в Италию работать на экологической ферме, или восстанавливать замок в Чехии, или строить инсталляции в глубинке Испании для случайно забредших путешественников. Продолжительность проектов — от нескольких месяцев до года. После одобрения проекта в интернете публикуется вакансия. Для участия в отборе нужно прислать CV (европейский стандарт нашего резюме) и мотивационное письмо. При идеальном стечении обстоятельств вам оплачивают дорогу до места проекта (и обратно), визу, страховку на время пребывания, транспортные и карманные расходы, проживание, питание и курсы обучения языку страны, в которой вы будете жить. 

 

О Граце и Австрии

Я живу в самом центре города, в квартире также живут два студента-австрийца (они отличники) и моя напарница-итальянка. Мой проект относится к разряду культурных — это работа в команде ассоциации современного искусства ROTOR (http://rotor.mur.at/), во втором по величине городе Австрии, Граце в регионе Штирия — в этом году город признан ЮНЕСКО городом дизайна. И это неудивительно — чего только стоят местный дом искусств с крышей морского чудовища, множество фестивалей, галерей, студий. Согласно официальной статистике, каждый пятый в Граце — студент. Каждый третий — музыкант. Каждый второй — велосипедист, включая монахинь. Велосипедов больше, чем машин. А парков больше, чем торговых центров. 



Согласно официальной статистике, каждый пятый 
в Граце — студент. Каждый второй — велосипедист, включая монахинь



Современное искусство в Граце забурлило только в середине шестидесятых —  одновременно с венским акционизмом. Впервые с ним я столкнулась в барселонском музее MACBA — комнаты были наполнены картинами c кровью и кричащими голыми телами. Именно в то время разные области искусства (архитектура, аудиовизуальное искусство) стали плавиться и соединяться воедино: то, что раньше выставлялось в разных комнатах и музеях, в шестидесятых стало одним целым — короче, свобода. Тогда же, в 1968 году, в Граце появился фестиваль Steirische Herbst («Штирийская осень»), который также продолжается с тех пор и представляет собой мощное городское событие со спектаклями, выступлениями групп, дизайн-выставками, демонстрацией новых медиа и т. д. Фестиваль при этом проводится при поддержке государства. Чтобы стало понятно: в этом году за концепцию фестиваля отвечают две девушки, одна — с фиолетовыми волосами, другая — с афро. Мне непривычно видеть такой состав правления — вспомните нашу городскую хохлому.


Дневник интерна: Будни младшего куратора современного искусства. Изображение № 2.

Город Грац, проекты и помещения ROTOR


 

Вообще с искусством в Граце все очень хорошо: в городе много галерей, таких ассоциаций, как ROTOR, в которой я работаю, по стране несколько, и все они финансово поддерживаются государством, регионом и городом плюс различными европейскими фондами. Художником не называет себя только ленивый, в стране много грантов и спонсируемых резиденций. Музеи интерактивные, приятные и очень современные, а творят в них, что хотят. Выучиться на художника можно в Вене и Линце, а в Граце есть факультет истории искусств и коммуникативного дизайна.

О команде

Моя работа заключается в организации и поддержке выставок и проектов ассоциации, коммуникации с художниками. Я работаю с напарницей-итальянкой. Чем эта ассоциация отличается от просто музея, галереи, университета или коммуны художников? Тем, что это все вместе и чуть больше. Схема работы примерно такая: четыре раза в год устраиваются глобальные выставки, которые длятся два-три месяца. Параллельно с этим идет работа по множеству направлений: ассоциация устраивает выставки на других территориях, воркшопы, публикует книги, каталоги, поддерживает современных художников (так называемые художественные резиденции). Художники тесно работают с простыми людьми — например, художников часто запускают в сплоченное комьюнити местных мигрантов и смотрят, что из этого получится: там они устраивают бесплатные воркшопы по шелкографии, снимают кино и прочее.



Художники тесно работают с простыми людьми — их запускают в сплоченное комьюнити мигрантов и смотрят, что из этого получится


Основное направление нашей работы в ROTOR — современное визуальное искусство, обязательно затрагивающее темы политики, экономики и экологии. Само помещение центра небольшое — пять выставочных залов, кафе, архив и офис. У меня, конечно, крышу сорвало еще в архиве: здесь хранятся портфолио всех художников, как угодно относящихся к работе ассоциации за последние десять лет, плюс книги и журналы по искусству со всей Европы за тот же период. Ассоциация спонсируется из тех же трех карманов: государство, регион и город, с которыми она заключает трехлетний контракт. Плюс — не нужно искать бюджет под каждый проект, минус — отчитываются за каждый цент: однажды мы купили подставку под посуду за три евро — попросили обязательно забрать чек. 


Дневник интерна: Будни младшего куратора современного искусства. Изображение № 18.

Рабочий процесс и первая выставка



Как выглядит процесс работы над проектом? Главные здесь — Маргарета и Антон, они основали ассоциацию в 1999 году. До основания ассоциации Маргарета работала в Париже дизайнером у Нины Риччи. Оба одновременно являются директорами, кураторами и родителями троих детей. Они разрабатывают концепцию выставки, собирают под эту концепцию художников и организуют все событие от и до. Первую выставку они вообще устраивали у себя дома, прикрутив ко всей мебели колесики, чтобы было легко освобождать помещение. Антон и Маргарета придумывают концепцию проекта, просматривают свой архив, чтобы найти подходящих художников. А дальше начинает работать команда, частью которой являюсь я: нашей задачей является реализация выставки в мельчайших деталях.

О первом проекте

В пятницу состоялось открытие первого проекта, в котором я была задействована — ANNENVIERTEL MANIFESTO. В Граце есть район, который по большей части заселен иммигрантами, — Анненфиртель. Иза, австрийская художница, на протяжении одного года общалась с семью девушками-иммигрантками. Результатом общения явился так называемый «Манифест Анненфиртель»: это некий микс из лозунга и стихотворения о правах этих женщин. В парке этого района стена одного из домов была реконструирована, и к ней большими красными буквами был прибит манифест. Маленькими буквами сверху — словосочетания того, что они переживали на родине, например: «жизнь без будущего», «люди без прав». Большими снизу — чего бы им хотелось: «работа без запрета», «жизнь без злости» и т. д. За день до открытия кто-то ночью разворотил два слова, хотя они были вбиты в бетон пятнадцатисантиметровыми гвоздями. 



Открытие выставки закончилось хипповской песней «Неважно, где ты родился, важно — где пригодился»


Что до открытия, никогда не видела ничего подобного: в парке был установлен стол с едой и алкоголем; мэр, организаторы и художница вещали без микрофона, стоя на опавшей листве. Местные алкоголики были задобрены бутербродами и шнапсом и мирно освободили лавочки. Открытие выставки закончилось хипповской песней (перевод дословный) «Неважно, где ты родился, важно — где пригодился».  

Продолжение следует

Рассказать друзьям
23 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются