Views Comments Previous Next Search
Съешь меня: Основатель сервиса Haochi о том, как создать лучший блог про китайскую еду — Другое на Look At Me

Другое

Съешь меня: Основатель сервиса Haochi о том, как создать лучший блог про китайскую еду

Ждан Филиппов со товарищи рассказывает историю своего фудблога для иностранцев в Шанхае

Почти все блоги про еду похожи. Но не Haochi — сегодня фудблог, а в ближайшем будущем сервис для тех иностранцев в Китае, которые не знают, какое блюдо выбрать. Запустившись совсем недавно, Haochi уже сейчас привлекает своей оригинальностью, даже если полезность (особенно если читать блог, сидя в Москве) пока нельзя оценить. Look At Me попросил создателя блога про еду,

 

в недавнем прошлом дизайнера многих печатных изданий издательского дома «Коммерсантъ» Ждана Филиппова, проживающего в Шанхае, рассказать о том, почему он решил создать такой блог о еде, в чем его особенности и во что Haochi в ближайшем будущем превратится. Ждан не только рассказал, но и собрал комментарии всех своих друзей и соратников.

Съешь меня: Основатель сервиса Haochi о том, как создать лучший блог про китайскую еду. Изображение № 1.

 

 

 

 

ВСТУПЛЕНИЕ

Съешь меня: Основатель сервиса Haochi о том, как создать лучший блог про китайскую еду. Изображение № 2.

ЖДАН ФИЛИППОВ

создатель сервиса
Haochi

 

«В районе, где мы живем, — 2988 ресторанов. Не считая уличных торговцев, стихийных ночных точек, шашлычников и прочей случайности. 2988 — это количество ресторанов (не блюд) в одном районе Шанхая. Представляем масштаб Китая и понимаем, что в каждом заведении (не говоря уже о городе) одно и то же блюдо одной и той же кухни часто готовится по-разному. Вопрос — сколько это еды?

Очень много.

Точной цифры нет. Пусть из этого «очень много» половина — вариации. Пусть еще половина от этой половины нам не понравится. И все-таки. Меня возбуждает мысль о том, что вокруг столько блюд, которых я еще не пробовал, и, возможно, никогда не попробую. Поэтому мы решили помочь другим попробовать побольше и разного — чтобы через это помочь себе сделать то же самое. Так мы с единомышленниками начали придумывать сервис Haochi.ru, который бы помогал не только найти и понять, но и попробовать в удачной комбинации блюда китайской кухни. Чем хочет стать Haochi — в тезисах и комментариях от товарищей смотрите ниже».

Съешь меня: Основатель сервиса Haochi о том, как создать лучший блог про китайскую еду. Изображение № 3.

 

   

ДЛЯ ЧЕГО

Съешь меня: Основатель сервиса Haochi о том, как создать лучший блог про китайскую еду. Изображение № 4.

АДАМ СИНИКИН

сценарист 

Artisanlibrary

 

Найти блюда по вкусу в Шанхае без знания китайского
языка — и среди невероятного выбора.

«Когда мы только приехали в Китай и начали ходить по ресторанам, нас преследовали неудачи. Бывало, выберешь что-нибудь из меню, полагаясь на иероглиф «мясо», а получаешь рога и копыта. Однажды мы заказали «водяную рыбу» (следовало бы насторожиться от такой тавтологии), и пришлось есть давленую черепаху. Когда заранее знаешь, что заказал, — это, возможно, не так азартно, зато питаешься более полноценно и вкусно».

Съешь меня: Основатель сервиса Haochi о том, как создать лучший блог про китайскую еду. Изображение № 5.

 

 

 

НАША ПОЗИЦИЯ

Съешь меня: Основатель сервиса Haochi о том, как создать лучший блог про китайскую еду. Изображение № 6.

МАЙКЛ ВАДЖАНТАЛ

основатель
Locaclick

 

Эстетский англоязычный сервис. Площадка, где рестораны
предлагают блюда, а люди пробуют и делятся.

«Возможно, это будет ценное приложение для тех, кто хочет попробовать постичь Китай с кулинарной стороны. Мне кажется разумной попытка набрать критическую массу в одном месте и создать англоязычное сообщество гурманов в Китае — полностью увлеченных китайской же едой. С радостью предвкушаю, как они это реализуют; удастся ли ребятам преподнести далеко не новую уже тему с нового ракурса».

Съешь меня: Основатель сервиса Haochi о том, как создать лучший блог про китайскую еду. Изображение № 7.

 

 

 

ДОСТОИНСТВА СЕРВИСА

Съешь меня: Основатель сервиса Haochi о том, как создать лучший блог про китайскую еду. Изображение № 8.

КАТЯ КНЯЗЕВА

журналист, один из редакторов
Haochi

 

 

Хорошие (но честные) фотографии, подробные теги, лучший поиск.

«Я поначалу скептически отнеслась к фотографиям в упор: боялась, что они не передадут объем и фактуру еды. А оказалось, такой угол обзора как раз выявляет красочность и пропорциональность ингредиентов, что в китайском блюде так же важно, как вкус и аромат. Чтобы закодировать все блюда тегами, пришлось изобретать новый язык, ведь английское «spicy» не передает даже двадцать базовых оттенков вкуса. К счастью, нужный язык мы уже изобрели, когда переводили учебник для кулинарного института в Чэнду».

Съешь меня: Основатель сервиса Haochi о том, как создать лучший блог про китайскую еду. Изображение № 9.

 

 

 

НАША ПУБЛИКА

Съешь меня: Основатель сервиса Haochi о том, как создать лучший блог про китайскую еду. Изображение № 10.

ВИЛЛ ЦЗИ

ходячая википедия китайской еды

(Прислал вместо своего портрета фото китайского младенца — прим. ред.)

 

Экспаты, туристы и просто интересующиеся китайской едой в Шанхае.

«Я видел достаточно примеров, когда иностранцы, не знающие китайского, но привлеченные китайской едой, той самой, о которой столько говорят, испытывали трудности при заказе — и в итоге заказывали то, что бы они точно не захотели бы пробовать, если бы знали.

Мой любимый пример — классический, кажется выдуманным, но это обычная история. Небольшое место, еда выглядит отлично и пахнет очаровательно. Пара туристов увлечены картинками и запахом снаружи. Они внутри и — какое облегчение — меню (даже) на английском. Они заказывают блюдо под названием «Ароматное мясо», и оно приходится им по вкусу. На самом деле они едят мясо собаки. В этой истории все хорошо — хорошо, что блюдо им понравилось, и хорошо, что они не узнали о том, что именно они ели, — но стали бы они заказывать собаку, если бы знали заранее? Смысл в том, что контролировать то, что ты ешь, лучше случайных радостных открытий и куда более частых разочарований.

Поначалу меня это забавляло, но со временем я стал представлять себя на их месте: быть беспомощным в другой стране в смысле питания и без особенной помощи от других. Если бы появилась что-то, что могло бы помочь людям в такой ситуации, было бы здорово».

Съешь меня: Основатель сервиса Haochi о том, как создать лучший блог про китайскую еду. Изображение № 11.

 

 

 

СВЕРХЗАДАЧА

Съешь меня: Основатель сервиса Haochi о том, как создать лучший блог про китайскую еду. Изображение № 12.

АЛЬБЕРТ КРИССКОЙ

похудатель

 

Генератор идеального заказа — все блюда сочетаются между собой, все невероятно вкусно (сочетания блюд сбалансированные и точные).

«Мои уважаемые сотрапезники! Есть вещи, о которых мало кто говорит, и поэтому человеку довольно сложно ориентироваться в том, правильно ли он делает то, что кажется совершенно обыденной вещью. Особенно это плохо для тех, кто только начинает что-либо делать и формирует свои привычки. Например, глажка рубашки часто является такой вещью — неясно, кто этому учит и кто и как начинает это делать. Но факт в том, что многие из нас гладят рубашки, часто даже не зная, правильно ли поставлен процесс и, что интересно, насколько хорош результат. Ведь надетая рубашка все равно быстро мнется, да и в обществе не принято в открытую обсуждать наличие и величину складок. Вот вам кто-либо когда-либо что-либо говорил по поводу отглаженности вашей рубашки? Ведь даже комплимент вроде «как ты сегодня отутюжен» почти не встречается среди массы других не несущих никакой информации фраз. Секс относится к этому разряду. Точнее, относился до недавнего времени. Теперь, благодаря книгам и порнухе, многие мальчики знают, сколько раз надо лизнуть, сколько фрикций будет считаться немаленьким числом. Но проблема мальчиков в том, что многие девочки тоже зомбированы обществом и не говорят, когда лижут не так или количество фрикций не переросло в качество.

К чему я это? Да к тому, что мало кто знает, как надо заказывать блюда в китайском ресторане. Почти никто этому не учит. И даже китайцы сами не в состоянии четко объяснить, по каким параметрам это надо делать. Поваренных книг по китайской кухне — масса. Советов начинающим о том, как держать палочки и можно ли яйцами лезть в солонку, тоже. И даже объяснений странных кулинарных привычек народов Поднебесной встречается на просторах интернета или на книжных полках немало.

Можно много стенать по поводу того, что те, кому китайская пища пришлась не по вкусу, просто не пробовали настоящей китайской еды. Но давайте задумаемся — что же это такое, настоящая еда? Как и в западной пище, огромное значение имеет не само по себе блюдо, а то, в сочетании с чем оно подано. И тут сложность заказа в китайском ресторане становится очевидной — как выбрать это самое, трудно уловимое, число блюд, при котором будет и всем сестрам по серьгам, и еды на столе не останется, и богатство вкусов сыграет свою симфонию на вкусовых сосочках трапезничающих, не повторяясь и не превращаясь в какофонию (какое неподходящее для застолья слово!), а, наоборот, дополняя друг друга и вплетая одну мелодию в другую, подчиняясь взмахам палочек зачарованных дирижеров? Это притом, что среднее меню в китайском ресторане имеет около тридцати холодных закусок, 150 горячих блюд и потом еще кучу супов, горе-море-продуктов (да-да, деликатесы в Китае так и зовутся — 山珍海味, буквально «горные диковинки и морские вкусности», загадочную секцию под названием «основные блюда», где содержание не соответствует названию, а смысл заключается в крепком забитии пыжом из лапши, риса или пельменей только что поглощенного коктейля из предыдущих разделов меню, и то, что переводчик называет десертами, а глаз и вкус таковым признать отказывается.


Съешь меня: Основатель сервиса Haochi о том, как создать лучший блог про китайскую еду. Изображение № 13.

И давайте добавим к этому тот факт, что в каждом блюде есть не только два или три главных ингредиента, но и свои соусы, стиль приготовления (для обозначения способов приготовления есть слова «варить», «жарить» и дальше еще около пятнадцати или двадцати глаголов), степень остроты и совсем уж эзотерическое понятие о холодности или горячести блюда, что не имеет никакого отношения к его температуре, а напрямую увязано с традиционной китайской медициной и поддержанием хрупкого баланса здоровья в телах посетителей ресторанов.

Так кто же научит этому всему человека, только приехавшего в Китай? Никто, потому что, как и определение пола у только рожденных цыплят, это можно постичь только путем участия в большом количестве банкетов и интенсивного наблюдения за тем, как заказывающий пытается учесть интересы всех едоков, удивить чем-либо интересным и при этом остаться в рамках никогда не произносимого вслух бюджета. То есть это процесс эмпирического постижения, где нет учителя и каждый, коль он хочет обрести независимость и самостоятельность в вопросе составления гастроикебаны, должен учиться сам — и это при почти полном отсутствии обратной связи. Потому что китайцы, если они и доверят лаоваю выбрать блюда в ресторане, никогда не скажут, что выбор был плох (как они никогда не поправят ваш китайский язык) — из врожденного нежелания поправлять чужие ошибки, приправленного вежливостью и нежеланием задарма учить тех, кто явно не относится к их кругу. А иностранцы либо не поймут, если что-то было не так, либо спишут это просто на огрехи китайской кухни и все равно все съедят, особенно если на столе будет достаточно пива.

Но в эпоху, когда скоро в космос полетят орды туристов, компьютер будет встроен в очки, а в интернет выйдут не только холодильники, но и собаки, это просто вопрос времени, когда искусственный интеллект сможет помочь нам сделать заказ в китайском ресторане. Но, чтобы он смог это сделать, надо, чтобы кто-то уже сейчас заложил ту самую базу, из которой, как из ЭНИАКА или калькулятора «Электроника», вышли наши современные электронные друзья, появится потом великий и могучий «помогай» в столь нелегком вопросе. И тут, дорогие товарищи по невидимому застолью, на сцену выходит проект Haochi — он и есть то самое начало, ad huovo, так сказать, в этом процессе обуздания знания масс и канализации его в генератор заказов, который, как поводырь для слепца, сможет для самого захудалого туриста составить такой заказ, при котором он не только оближет пальчики, но еще и наберет вес.

Чтобы это случилось, создатели сервиса полагаются на сложный алгоритм, созданный несколькими людьми, каждый из которых, подобно лягушке из колодца, видит только свой клочок неба на своде китайской кулинарии. Но этот код, который вот-вот заживет своей жизнью, будет постоянно самообучаться с помощью информации, получаемой от пользователей, от их отзывов и отголосков из их желудков. Так что давайте все вместе питать его своими отзывами, памятуя о том, что с каждым из них алгоритм сможет лучше составить идеальный заказ для следующего из нас.

Итак, за Haochi — ганьбэй («тост» — прим. ред.)»!

 

 

 

ОФОРМЛЕНИЕ

Съешь меня: Основатель сервиса Haochi о том, как создать лучший блог про китайскую еду. Изображение № 14.

АНДРЕЙ

FLAKONKISHOCHKI

современный художник, нигилист, улитка

 

 

Своей жанр подачи фотографий — «китайская столовая под ЛСД» — в противовес как еде, снятой на инстаграм, так и промышленной фудфотографии.

«У меня особое отношение к Китаю, может, из-за того, что я родился на Дальнем Востоке, или потому, что моей первой зарубежной вылазкой был Китай. Я обожаю всякие дикие и яркие штуки и люблю азиатскую кухню. В Haochi это все есть! Сейчас сайт представляет собой арт-галерею. Фотки еды, положенные на квадраты разной степени экспрессивности. Этот сайт делает мой друг Ждан, а если он что-то сделал, значит, это не просто так. Все эти фоны – это переосмысленный китайский бэкграунд. Это все важно, но самое классное, что это выглядит круто, бьет по шарам. Смотришь — заебись! Выбранная форма — тут есть и строгость, и панк-рок. Больше всего меня веселит, что можно взять старую китайскую картинку, разблерить ее и получить красивый фон. Даже если ты не любишь китайскую еду или просто не любишь еду, или не любишь смотреть на еду, или не любишь себя, все равно тебе будет интересно».

Съешь меня: Основатель сервиса Haochi о том, как создать лучший блог про китайскую еду. Изображение № 15.

 

 

 

ПОЧЕМУ МЫ

Съешь меня: Основатель сервиса Haochi о том, как создать лучший блог про китайскую еду. Изображение № 16.

ДИМА БАРБАНЕЛЬ

masterskaya.pro

 

Dianping, Foodspotting, Openrice и еще дюжина сервисов. У нас другая схема, свои «суперудары». Будем искать-привлекать-воспитывать своего зрителя-читателя-пользователя.

«Самое важное — смеяться: над собой, косным и с неповоротливым старым мозгом, кучкой мусора в башке, ситуацией, тупым решением, которое впоследствии, в отдаленном будущем, не видном нам из точки, где мы сейчас, станет самым что ни на есть единственным и неоспоримо лучшим, смеяться от души и передавать это ощущение непрекращающегося веселья по случаю празднования жизни через то, что ты делаешь. Haochi — пример такой позиции, не очень красивый и совсем пока не точный, скорее всего, не работающий, как должен работать сервисный продукт, претендующий на трафик соцсети с точки зрения KPI и конверсии, тем не менее имеет одно главное и единственное пока достоинство: он про веселье. А значит, про жизнь и всех нас, пока молодых еще чуваков.

Однако есть ряд штук, которые меня искренне радуют:

1. факт, что идея реализована;

2. шрифт Cooper для заголовков;

3. что это не такой веб, к которому мы привыкли,
не лебедевско-горбуновский и не хипстерский в тенденциях
журнальной типографики семилетней давности;

4. скрупулезность разработки орнаментов и сам принцип эстетизации
кривого-косого пользовательского изображения
и введение его в новый графический контекст;

5. что, возможно, это старт большой и правильной штуки;»

Съешь меня: Основатель сервиса Haochi о том, как создать лучший блог про китайскую еду. Изображение № 17.

 

 

 

ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ

Мы работаем и придумываем, чтобы все случилось как можно скорее и заработало в полную силу. Обновления — ежедневно на главной и странице проекта в ФБ. Чтобы первыми узнать об открытии полной версии (или о том, что ничего не получилось), заполните простую форму на странице-тизере — www.haochi.ru. Пока сервис не начался, Haochi существует в унылом жанре фотоблога о еде — лента из веселых картинок, мы стараемся получить от этого пограничного состояния максимум веселья.

СПАСИБО ЗА ПОМОЩЬ

Диме Алексашину, Кириллу Гришанину, Наде Голубевой, Кириллу Данченко, Альберту Крисскому, Кате Князевой, Александру Мальцеву, Сергею Муратову, Адаму Синикину, Игнату Шаметько, Виллу Цзи, Astroshock.ru

 

 

Рассказать друзьям
4 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются