Views Comments Previous Next Search
Теория струн: 
Почему рок еще жив
и скоро снова победит — Другое на Look At Me

Другое

Теория струн:
Почему рок еще жив
и скоро снова победит

Возвращение молодых людей с гитарами в первый эшелон поп-культуры

Группа «Аквариум» объявила о том, что «уходит на дно». Группа Wavves предоставила в свободное прослушивание свой новый альбом. My Bloody Valentine и Дэвид Боуи вернулись. Ай Вэй Вэй решил попробовать силы в хеви-метале, совсем молодые Parquet Courts дали взрывной концерт на SXSW.

Текст: Олег Баранов

 

Москвичи Glintshake выпустили новый EP. Другими словами, рок стал поставлять действительно важные для многих новости чуть ли не ежедневно — не пройдет и полгода, как журналисты по всему миру затрубят о его возвращении. Look At Me объясняет, почему так случилось.

 

 

Теория струн: 
Почему рок еще жив
и скоро снова победит. Изображение № 1.

 

знаменитой фразе «Ничто не исчезает, ничто не появляется — все превращается», приписываемой химику Антуану Лавуазье, содержится единственно правильный ответ на вопрос, что стало с рок-музыкой. Во-первых, она, конечно,
не умерла, во-вторых — при всем богатстве традиции —
неожиданная потеря прочной связи с реальностью  вынудила

ее принять другие формы и больше вдохновлять, нежели наполнять современную культуру.

Новые рок-музыканты были скорее не рокерами, а в первую очередь фанатами «того самого рока» — Элвиса, The Beatles, Боба Дилана, Сида Вишеса или хотя бы Тома Йорка. Вместо того, чтобы продолжать действовать согласно исходным для рока идеалам, было решено снимать с него лекала. Другими словами, возрождать жанр методами не ренессанса, а ревивализма — по очереди перебирая все случившиеся за последние пятьдесят лет течения. Сработало: количество людей, ностальгирующих по тому или иному отрезку прошлого, примерно равно количеству людей вообще. Мы так или иначе оплатили бальзамирование живого, в общем-то, жанра. Не будем вдаваться в подробности пятнадцатилетнего обряда воскрешения, ведь образы, сопутствующие словам «гэридж-ревайвл» (The Strokes etc.), «пост-панк-ревайвл» (Interpol etc.) или «британское инди» (Arctic Monkeys), у всех пока еще перед глазами.

Заметные рокеры 2000-х играли не для, к примеру, пацифистов на демонстрации против войны во Вьетнаме, а для покупателей очередного худи и чиносов в «Топшопе». Ну а когда всеобщая эйфория по поводу доступной цифровой техники и достойного масс-маркета одежды в один момент все-таки сбавила обороты и интересы, скажем так, продвинутой молодежи сместились в сторону чуть более высоких ценностей, вместо рока появился хип-хоп и встроил в свою систему координат социальное расслоение, шовинизм, усиление давления со стороны правящих режимов и темные глубины подсознания.

 

 

 

 

 

Теория струн: 
Почему рок еще жив
и скоро снова победит. Изображение № 2.

   

 

Теория струн: 
Почему рок еще жив
и скоро снова победит. Изображение № 3.

 

музыки условно новой (все, что вокруг хип-хопа) перед условно старой (рок) появился ряд преимуществ. Первое из них — низкий порог входа, а вместе с этим — огромный поток свежей крови, причем не на местечковом, а на вполне себе серьезном уровне, потому как вертикальные лифты в новых жанрах тоже работали гораздо быстрее. Второе — легкое встраивание в современный

контекст. Посудите сами: в то время, как даже революции начинаются в соцсетях, куда проще высказываться тем, чей язык быстрее переводится в пост в фейсбуке и наоборот. Парни с гитарами — со своей обтекаемой тяжеловесностью — в этом смысле не главные герои.

И этот перевес в степени соответствия духу времени не мог не повлиять и на внимание к року со стороны медиа. Которые, недолго думая, переключились на тех, кто, во-первых, говорит на том же языке, во-вторых — с той же, практически, скоростью. Забавно, потому что любая музыка, берущая на себя хоть какую-то долю гражданской ответственности, сама превращается в медиа, и то, что более традиционные представители формы спешно кидаются ее поддерживать, — это что-то из области фрейдовского замещения.

 

 

Теория струн: 
Почему рок еще жив
и скоро снова победит. Изображение № 4.

Построенный на заимствовании всего и вся хип-хоп соответствующим образом пользуется и роком. Стиль жизни, сопутствующая мифология, визуальная эстетика не были, конечно, напрямую украдены у своих пионеров, просто сам факт пионерства и закрепления чего угодно за кем угодно не просто перестал иметь значения, а вообще исчез. Все сегодня принадлежит всем и побеждает тот, кто лучше всех смешивает краски.

Однако, следуя примете современности, все так или иначе яркие всплески любви к какому-либо музыкальному жанру (и не только) в определенный момент обречены на превращение в скучный штамп — мем, ставший «бояном». Скорости увеличиваются — и вот совсем недавно свежий «интеллектуальный хип-хоп» становится вещью обыденной. Рок за время, которое он находился в состоянии глубокой немодности, все подобные негативные коннотации растерял; признаться в любви к нему сегодня — такой же силы жест, как сказать пару лет назад, что Тимбалэнд — гениальный продюсер.

 

 

Теория струн: 
Почему рок еще жив
и скоро снова победит. Изображение № 5.

 

Теория струн: 
Почему рок еще жив
и скоро снова победит. Изображение № 6.

 

десь, наверное, пора перестать быть голословными и провозгласить наконец потенциально главных лиц новой рок-волны. Во-первых, группа Wavves, преступно слабо освещенная в русском интернете, но для калифорнийской молодежи становящаяся понемногу если не новыми Nirvana, то хотя бы новыми Green Day — в смысле популярности и

соответствия ожиданиям публики. Отличные живые концерты, по энергетике находящиеся где-то между фильмом «Суперперцы» и отжиманиями. Музыка, переворачивающая народный американский жанр поп-панк с ног на голову за счет американского же серфа и собственного мелодического гения лидера группы Натана Уильямса. Уверенная игра на поле совсем, казалось бы, чужеродной музыки — см. прошлогодний микстейп проекта Sweet Valley и феноменальный выход на последнем альбоме Биг Боя. Wavves изначально — не столько даже название группы, сколько творческий псевдоним Уильямса, но если раннюю его музыку еще можно было ассоциировать с одним человеком, то нынешнюю — очень сложно. Натан и его друзья к сегодняшнему моменту из оголтелых укурков превратились в настоящую поп-машину с торчащей из двигателя гитарой и сидящим за рулем марихуановым демоном, и что этой машине может помешать как следует разогнаться — вопрос сложный. Альбом Afraid Of Heights нам еще предстоит расслушать, но и так ясно, что Wavves — это надолго.

 

Теория струн: 
Почему рок еще жив
и скоро снова победит. Изображение № 7.

Теория струн: 
Почему рок еще жив
и скоро снова победит. Изображение № 8.

 

 

Второй в нашем списке — и снова калифорниец — Тай Сигалл. Автор нескольких десятков альбомов в качественном диапазоне от неудобоваримых звуковых экспериментов до натуральных шедевров (взять хотя бы альбом Melted) в прошлом году выпустил аж три альбома на довольно значимых лейблах и неожиданно для многих выехал в высшую лигу нового гаражного (и вообще) рока. Вдохновляющийся в одинаковой степени группами The Seeds, T.Rex, Hawkwind и Black Sabbath Сигалл представляет собой именно то, что современной рок-сцене нужно больше всего — продолжение полувековой традиции, но при этом не готовое сразу же влезть в мэйнстрим. Любому удачному для рок-музыки времени характерно поклонение именно маргинальным персонажам, не стесняющимся при этом выйти в люди (Wavves это тоже касается, но в чуть меньшей степени). Все необходимое для успеха у Сигалла уже есть — сыгравшаяся группа, отличный бэк-каталог и невероятная доля самоиронии, сочетающейся с полной самоотдачей. Не хватает, может быть, еще одного Melted — но такого, который в один день услышит весь мир, и тогда уже точно все.

 

 

 

Теория струн: 
Почему рок еще жив
и скоро снова победит. Изображение № 9.

 

 

Если говорить о Европе, то тут, пожалуй, стоит остановиться на группе Iceage. Четверо датских парней, выглядящих, как неудавшиеся копии голливудских звезд, были обычными школьниками, а потом решили стать хардкор-панк-группой. Проблематика хардкора (та, что, условно говоря, про разламывание стены между тем и этим) только, в принципе, успела уйти в жесткие ответвления рэпа, как сразу нашлись, как мы видим, люди, захотевшие вернуть ее на место. Редкого качества два альбома — это, конечно, не гарантия величия, да и вообще не гарантия чего бы то ни было, но не следить за Iceage сейчас — значит игнорировать одну из потенциально главных рок-групп нашего времени. Их можно (и стоит), конечно, записать в продолжателей дела Fucked Up, но последние ушли в сторону формальных экспериментов и уже слабо представляются как часть какой-либо волны.

Новым «большим» рок-звездам — поверьте, они станут классиками быстрее, чем вы придумаете картинку для демотиватора, — в спину дышат звездочки поменьше, которые работали не покладая рук, пока мы в двадцать третий раз слушали Channel Orange, скачивали новый микстейп Weeknd и смотрели новый клип Рианны. Звездочки поменьше: Föllakzoid, FIDLAR, Palma Violets, Parquet Courts, Ducktails, Youth Lagoon, The Men, Psychic Ills, King Tuff — и это не полный список. Ключевая фраза тут «пока мы ...» — целая сцена образовалась только потому, что взгляд современного потребителя похож на солиптический взгляд маленького ребенка: «Существует только то, что я вижу».

 

 

Теория струн: 
Почему рок еще жив
и скоро снова победит. Изображение № 10.

 

Теория струн: 
Почему рок еще жив
и скоро снова победит. Изображение № 11.

 

теперь, как говорил лягушонок Кермит, патриотическая часть. В стране, где рок-музыка так долго была тем единственным, что хоть иногда, но всех объединяло, новых героев ждут всегда. При встрече с кандидатами, впрочем, сдают назад — из-за объяснимого страха перед чем-то новым в первую очередь. Но сейчас ситуация удивительно похожа на

описанную выше международную, только с другим колоритом. Обусловленным во многом социальной составляющей. Неправда, конечно, что все сейчас возьмутся за гитары и примутся кричать в микрофон лозунги — это как раз лишнее. Просто воздух уже настолько наэлектризован, что позитивные вибрации, которые у нас так любят тянуть с Запада, банально не долетают. И приходится культивировать свою, истинно русскую радость, связанную одинаково сильно с поэзией и с ударом по морде. Итак, прямо сейчас в России есть группа Glintshake, совершенно логичным образом упаковавшая свою скопившуюся энергию в умное раздолбайство. Есть группа Sonic Death, достигшая невероятной цельности и ясности в живой ипостаси и готовая нанести новый, уже студийный, удар под дых всем. Есть ряд групп, из которых упомянуть хочется в первую очередь «Труд» и «Городок чекистов» и которые как раз про поэтику драки без собственно какой-либо драки в голове. Есть и с десяток других артистов, которые, очевидно, вписываются в эту тенденцию, но еще не успели набрать материала на полноценные высказывания. И все идет к тому, что довольно скоро имен, под которыми захочется подписаться, станет в разы больше, и продолжать игнорировать рок будет совсем уж глупостью.

 

Теория струн: 
Почему рок еще жив
и скоро снова победит. Изображение № 12.

Теория струн: 
Почему рок еще жив
и скоро снова победит. Изображение № 13.

Cover photo by Mikey G Ottawa/flickr.com

Рассказать друзьям
27 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются