Views Comments Previous Next Search

Нужны враги: Как убийцы музыки оказывались ее спасителями

2411107
НаписалГоша Биргер26 сентября 2011

История пиратства, или шесть с половиной случаев в истории музыки, когда пиратство становилось причиной прогресса

Нужны враги: Как убийцы музыки оказывались ее спасителями — Другое на Look At Me

В середине прошлого века музыкальная индустрия объявляла войну FM-радиостанциям. В восьмидесятых годах считалось, что музыку убивают кассетные рекордеры, а уже в этом веке убийцами были названы цифровые форматы. В итоге радио на долгое время стало лучшим инструментом промоушена, кассеты ушли в прошлое, оставив в наследство культуру микстейпов и много добрых воспоминаний, а эпоха нелегальных MP3 в итоге обернулась тем, что легальные цифровые продажи стали приносить лейблам больше денег, чем музыка на носителях. Журналист Олег Соболев, автор блога Opium Mass, специально для Look At Me вспомнил, каких врагов находили себе музыкальные правообладатели за последние сто лет и каким образом решались эти противостояния.

 

 

Конец XIX века. Незаконное копирование нот

Нужны враги: Как убийцы музыки оказывались ее спасителями. Изображение № 1.

Музыкальная индустрия, какой мы ее сейчас знаем, до изобретения звукозаписи, разумеется, не существовала — но это не означает, что у композиторов тех времен не было проблем с незаконным использованием своей интеллектуальной собственности. В основном эти проблемы касались незаконного копирования нот. Законы, регулирующие подобную деятельность, впервые появились только в конце XIX века, но и до них благородным и этически правильным считалось копирование нот исключительно консерваториями, университетами и специальными компаниями, которым разрешалось выпускать нотные тетради за определенную плату непосредственно композитору. Копирование и распространение нот, не производимое указанными институциями, было повсеместным — но мало кто выступал конкретно против него. Незаконное копирование нот не наказывалось вплоть до XX века — так, например, существуют сведения о неком американце, прозванном «королем пиратов», который в 1870–1880-е годы массово распространял подпольные ноты, используя для их печати новую по тем временам технологию фотолитографии.

 
Нужны враги: Как убийцы музыки оказывались ее спасителями. Изображение № 2.Вольфганг Амадей Моцарт
Один из первых противников пиратства. В своих письмах он неоднократно утверждал, что его «ранит» копирование нот без его ведома.

 

В итоге

Ассоциации, которые занимаются авторскими правами, собственно, появились в итоге как раз в противовес нотным пиратам. В конце XIX века базировавшиеся на нью-йоркской 28-й улице нотоиздательские конторы объединились в Ассоциацию издателей музыки США (NMPA), единственной целью которой фактически являлось лоббирование в Сенате законопроектов, касающихся защиты авторских прав композиторов и введения уголовной ответственности в отношении издателей и распространителей нелегально отпечатанных нот. Впрочем, в начале XX века внедрение подобных законов уже вряд ли имело смысл — сами же эти нотоиздатели настолько сильно забили рынок недорогими нотами, что пираты фактически перестали с ними конкурировать. Зато уже в наше время именно NMPA ответственно за урегулирование скандала с Napster и превращение его в легальный интернет-магазин, а также именно они повсеместно закрывают сайты с бесплатными табулатурами гитарных аккордов к защищенным авторским правом песням.

 

 

1920-е. Радио

Нужны враги: Как убийцы музыки оказывались ее спасителями. Изображение № 3.

Звукозаписывающая индустрия впервые столкнулась с серьезными финансовыми проблемами в двадцатых-тридцатых годах — в первую волну популярности радио. Еще в 1922 году уже тогда ставший главным вестником музиндустрии журнал Billboard опубликовал статью «Радио приходит в шоу-бизнес», где представлял радио как серьезную угрозу сформировавшимся устоям музыкального бизнеса того времени. Считалось, что из-за радио продажи музыки и сборы с концертов сильно уменьшатся; нужно было что-то делать, чтобы это предотвратить. В американском законодательстве— самом передовом по вопросам копирайта того времени — говорилось, что владелец авторских прав должен получать вознаграждение за любое публичное использование своей песни только в том случае, если это песня используется для получения выгоды. Именно то, что радио использует музыку в коммерческих целях,

Рассказать друзьям
24 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются