Views Comments Previous Next Search

Мнение: Почему летние фестивали больше не в моде

912138
Написалалиса таёжная18 июля 2012

«Это все еще весело, но уже не так модно, как было раньше»

Стоит ли делать фестиваль для тридцати тысяч или для пяти? Можно ли на этом заработать или можно только уйти в ноль или даже прогореть? Фестивалей становится больше, разобраться в них все сложнее, а лайнапы часто копируют друг друга: со стороны неочевидно, что именно происходит с летними фестивалями

Look At Me поговорил с промоутером и директором отличного хорватского фестиваля Stop Making Sense Крисом Гринвудом о том, как сделать собственный фестиваль ради удовольствия себя и всех посетителей. Крис рассказал, почему каждый фестиваль начинается с комьюнити, как важно выделиться из списка и как море и цены на авиабилеты могут стать решающим фактором успеха.


Мнение: Почему летние фестивали больше не в моде. Изображение № 1.
Крис Гринвуд

музыкальный промоутер, создатель лондонского клуба Cargo, фестивалей The Big Chill и Stop Making Sense

 

Почему фестивали страдают от медиаистерии и как можно испортить даже самую удачную идею

Работать с музыкой я нигде не учился. Как многие, я начинал диджеем в конце 80-х в Нью-Йорке. После этого устраивал вечеринки на складах, продвигал музыкантов и работал с клубами в Вест-Энде в 90-х. Мои интересы всегда вращались вокруг танцевальной музыки — от джаза до драм-н-бейса и диско. В нулевых клубы стали моей основной работой: я построил лондонский клуб Cargo и работал с площадками как промоутер. Параллельно началась фестивальная история: шесть лет я был директором фестиваля The Big Chill, для одного алкогольного бренда я полностью делал музыкальную программу на девяноста фестивалях. The Big Chill мы вырастили с шести до почти сорока тысяч человек. Два года назад мы продали его компании Festival Republic, и они пошли по слишком коммерческому пути: в первый год в хедлайнерах была M.I.A, во второй - Канье Уэст. Это совсем не то, чем The Big Chill был раньше: мы букировали Леонарда Коэна, Дэвида Бирна, Mighty Bush, Cinematic Orchestra, подбирали всевозможную странную и чудесную музыку. В итоге прошлым летом билеты на The Big Chill не распродались, в этом году его вообще отменили. 



Независимый дух испарился, а вместе с ним и крутизна


Вообще сейчас в индустрии небольшая истерика — по крайней мере в Англии весь этот фестивальный пузырь начинает сдуваться. Причин этому несколько: фестивалей слишком много, больших артистов на всех не хватает, а в раскрутку молодых музыкантов лейблы не вкладываются. В итоге вся нагрузка идет на организаторов: чтобы выделиться, им приходится изворачиваться, платить все больше денег, из-за этого растет итоговая цена билетов.  Кроме того, как это часто у нас бывает, любовь медиа оказалась коротка: фестивали на какой-то момент стали сверхмодными, в это сектор «впрыгнули» все бренды — фестивальные коллекции появились даже у дорогих косметических марок. Независимый дух испарился, а вместе с ним и крутизна. Это все еще весело, но уже не так модно, как было раньше.

 

Почему фестиваль не может быть для всех сразу


Мнение: Почему летние фестивали больше не в моде. Изображение № 2.

На The Big Chill я отвечал за всю танцевальную музыку, у меня был свой огромный клубный шатер. И, когда мы его продали, я просто решил продолжать в этом же направлении, только в более приятном месте, где будет тепло и солнечно и где не надо будет носить много одежды. Поэтому мой нынешний фестиваль Stop Making Sense — это в основном электроника, но больше андеграунд, а не Swedish House Mafia и прочий трэш. Все сцены и площадки курируются «сессионными» командами: в основном это организаторы программ в лондонских клубах, например Dalston Superstore и The Camp, есть еще ребята из Subclub, из Глазго, парижского Secousse, берлинских Tresor и Panorama Berghain.



Я просто решил продолжать в этом же направлении, только в более приятном месте, где будет тепло и солнечно и где не надо будет носить много одежды


В следующем году будут люди из Скандинавии. Они привозят своих резидентов и выбирают хедлайнеров. Получается, что SMS — это много клубных вечеринок в одном месте, и они идут нон-стопом с обеда до шести утра в течение пяти дней. Плюс наша публика чуть постарше, чем на других фестивалях, — по статистике, это люди 28-29 лет, которые приезжают в Хорватию хорошо отдохнуть: здесь они могут снять виллу недалеко от пляжа и непосредственной тусовки. 

 

Почему теперь британцы едут за музыкой в Хорватию, а не наоборот


Мнение: Почему летние фестивали больше не в моде. Изображение № 3.

Классический фестиваль — когда публика фактически заперта на поле, как стадо коров, и людям приходится и спать, и есть в одном месте. У нас этого нет. SMS в этом плане гораздо более открыт, и к тому же он приносит настоящую пользу комьюнити: в этом плане Хорватия —  удивительная страна, ведь совсем недавно там была война. Мы стараемся как можно больше вовлекать местное население, мы даже дали хорватам возможность купить билеты дешевле — на местных сайтах они вывешены по специальной цене. Вообще нам повезло с командой из Загреба, там растет музыкальная сцена, есть очень хорошие диджеи и промоутеры с правильным отношением к музыке. А главное, есть люди, которые пишут обо всем этом, —журналисты, блогеры и так далее.



Есть прямые лоу-кост-перелеты —это очень важно. И, как известно, погода в Англии — полный отстой


Публика на фестивале в основном британская — из-за тусовки, ребята из Ист-Энда, нас еще называют «Хакни на море». Атмосфера на SMS точно такая же, как на Кингсланд-роуд, только велосипедов не хватает. Британцев в Хорватии много по самым простым причинам: есть прямые лоу-кост-перелеты — это очень важно. И, как известно, погода в Англии — полный отстой. То есть вы легко можете потратить 500-600 фунтов на британский фестиваль, и нет никакой гарантии, что вас не затопит под дождем и грязью. За те же деньги мы делаем для людей настоящие каникулы —с отличной музыкой, солнцем, новыми хорошими знакомствами. Сами хорваты —очень милые люди, а еще на юге Европы всегда много итальянцев, немцев и швейцарцев.


Почему отличаться от других важнее, чем думать о прибыли и лайнапе


Мнение: Почему летние фестивали больше не в моде. Изображение № 4.

Если сравнивать наш фестиваль Stop Making Sense с другими британскими историями в Хорватии, то мне приходят в голову такие вот отличия. Outlook гораздо моложе в плане публики, более «дабстеповый». И он гораздо больше — тысяч человек, в то время как мы — всего две тысячи. У Dimensions —огромный лайнап, который явно стоил очень больших денег. Честно говоря, по моему опыту ведения сорокатысячного фестиваля, все это — очень большой стресс. Зарабатывать, если повезет, ты начинаешь только на пятый-шестой год, а работа со спонсорами накладывает свой отпечаток. С одной стороны, у тебя есть деньги на рекламу и раскрутку, с другой стороны бесплатным сыр бывает только в мышеловке. Hideout — гораздо более коммерческий фестиваль, в более туристической части Хорватии. И они используют уже существующие клубы в качестве площадок — не очень прогрессивная идея. 



Можно жить у кого-нибудь в огороде, например. Для нас, европейцев, это очень интересный опыт

Место, которое мы нашли для SMS, —это бывший лагерь отдыха, который в коммунистические времена был построен для югославских нефтяников. Здесь есть частный пляж, частный мини-порт и тому подобное. «Дизайн» всего этого, конечно, немного потертый — для вас, я  думаю, это не так необычно, как для европейцев. Архитектура не самая выдающаяся (хотя там легко можно проводить фэшн-съемки), но функциональная. И природа там просто невероятная: я думаю, что в те времена для суперважных работников нефтяной индустрии они выбрали специальное место —с лучшим видом, лучшим расположением. Все это выглядит, как необитаемый остров или сцена из диснеевского мультика про Питера Пэна. Плюс там есть что-то в духе санатория на пятьсот человек: совместное проживание для троих-четверых человек вместе с билетом на фестиваль будет стоить 200 фунтов. Но в основном люди снимают жилье в городе: многие местные жители сделали пристройки к своим домам специально, чтобы сдавать туристам: можно жить у кого-нибудь в огороде, например. Для нас, европейцев, это очень интересный опыт.  

 

Почему делать фестиваль в России сложно и просто одновременно


Мнение: Почему летние фестивали больше не в моде. Изображение № 5.

Однажды мы делали фестиваль в Гоа — вот там россиян было очень много. Почему-то почти все драгдилеры были русскими. Мы искренне заинтересованы в ваших людях, ищем поддержки, но пока это все в проекте. Я был с одной вечеринкой в Москве и встречался с промоутерами, но вся история была больше про фейсконтроль, избранную богатую публику и прочее. Это совсем не то, что делаем мы. Первое условие для международного фестиваля — дешевые прямые перелеты. И, желательно, море. У вас же есть море? Возможно, вам, как и нам, дешевле просто поехать в Хорватию на фестиваль.



Первое условие для международного фестиваля —дешевые прямые перелеты. И, желательно, море. У вас же есть море?


Если кто-то вдруг захочет вывезти своих артистов и публику, мы будем рады видеть их в нашей команде. А вообще, конечно, тем, кто непосредственно задействован в музыкальной сцене, гораздо проще сделать что-то самим на месте. Взять нас, например, — у нас нет спонсоров, мы рекламируем себя только через друзей, блогеров, вся коммуникация идет через интернет. И когда из этого в итоге вырастает фестиваль, когда все случается, ощущения совершенно магические. Люди почти что плачут, когда садится солнце в последний вечер фестиваля. Ничто с этим не сравнится.

Рассказать друзьям
9 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются