Views Comments Previous Next Search

12 альбомов фотографий непривычной Африки

811221
НаписалMargo Ovcharenko9 декабря 2011

Новый альбом арт-фотографий Parasomnia от многообещающего фотографа Вивиан Сассен и еще 11 альбомов об Африке и ее жителях

К выходу новой книги замечательного голландского фотографа Вивиан Сассен с моделями-африканцами Look At Me вспоминает лучшие альбомы о непривычной Африке.


На протяжении всего XX века поехать в Африку влекло каждого второго выпускника фотошколы, журналиста-самоучку, писателя, режиссера или художника. Сняты сотни фильмов о голоде и геноциде, и до сих пор мечта каждого маленького документального фотографа — поехать туда и рассказать все правду о том, что там происходит. И африканцы, наученные десятками лет журналистского интереса, выносят заезжим белым, словно туристам, самого худого ребенка в деревне, одевая его в лохмотья и делая грустные глаза. Но какая Африка на самом деле, когда на нее смотрят сами жители континента? Или когда иностранный фотограф попадает туда и годами не может уехать, очарованный раз и навсегда прекрасным светом и лицами? 

В подборке вдохновляющих альбомов об африканцах непривычная Африка не из сводок военных репортажей или романтичных разворотов National Geographic, Африка без клише, увидеть которую удалось немногим.


12 альбомов фотографий непривычной Африки. Изображение № 1.

 


Parasomnia: A short Story by Moses Isegawa

Автор:
Вивиан Сассен
Издательство:
Prestel
Дата публикации:
29 ноября 2011 года
Заказать книгу


То, что делает Вивиан Сассен, заслуживает если не поклонения молодых фотографов, то хотя бы внимания. И заслуживает она это не просто потому, что у нее удивительное чувство света и цвета, но и потому, что она как Хельмут Ньютон этого десятилетия — сидит на двух стульях, популярна в двух мирах: мире фэшн-фотографии и мире арт-фотографии. Ее снимки пользуются популярностью на страницах Dazed & Confused и висят на стенах МоМа в Нью-Йорке. Эта редкая черта характера, благодаря которой, сохраняя свою индивидуальность, Сассен оказывается своеобразным хамелеоном. Отчасти это кроется в том, что, когда она была совсем ребенком, ее отец работал в госпитале в Кении, и вся семья жила там. И эти несколько лет, как говорит сама Сассен, изменили ее навсегда, она никогда не чувствовала себя стопроцентной голландкой и понимала, что никогда не станет своей в Африке. В одном из интервью на вопрос о том, какой была самая приятная похвала ее фотографиям, она ответила так:
 

12 альбомов фотографий непривычной Африки. Изображение № 2.

Я встретила одна европейскую даму, которая сказала, что мои фотографии показывают Африку невероятно интригующе и совершенно по-новому. Она почувствовала, что этим я совершила своего рода правосудие. Мне показалось это очень особенным, потому что это дама была из Африки. Не говоря уже о том, что талантливый писатель Мозес Ишегава полюбил мою серию так сильно, что предложил написать для моей будущей книги. И это был серьезный комплимент.


 

 

 

12 альбомов фотографий непривычной Африки. Изображение № 3.

Все эти снимки, кроме того, что показывают Африку с другой стороны, обладают еще одной особенностью: из-за того, что глубокие тени очень часто не дают разглядеть лица, Вивиан Сассен создает целый новый мир, мистичный и глубокий. И в своей последней книге фотограф продолжает развивать эту мысль, но настроение этой работы становится совсем иным, можно сказать более нервным и запутанным, чем и привлекает такое острое внимание.

12 альбомов фотографий непривычной Африки. Изображение № 4.

 

 

Еще 11 альбомов об Африке и африканцах

 

12 альбомов фотографий непривычной Африки. Изображение № 34.

 


12 альбомов фотографий непривычной Африки. Изображение № 35.

Zwelethu Mthethwa

Автор: Звелетху Мтхетхва
Издательство: Aperture, 2010

Первая монография южноафриканского фотографа Звелетху Мтхетхвы включает в себя очень своеобразные цветные портреты, урабанистические и деревенские пейзажи чернокожей части населения ЮАР. Один из критиков, назвал его работы афропессимизмом, и действительно, это не выставленная напоказ боль, это тоска в глубине каждого из взглядов. Но тоска немыслима без маленькой и хрупкой надежды, желания что-то изменить, ожидания, что что-то вот изменится. Но эта надежда не только в лицах рабочих в поле — эта надежда в том, как фотограф смотрит на скромные интерьеры комнат, почти лачуг, пейзажи. В их скромности он видит буйство цвета, странную гармонию, красоту гордости за принадлежность к этносу, стране и времени. 

Фотографии Звелетху Мхетхвы стали известны широкой публике только лишь после отмены цензуры, связанной с падением апартеида в 1994-м, он, несомненно, является одной из ключевых фигур современной африканской фотографии.

12 альбомов фотографий непривычной Африки. Изображение № 36.

 


 

12 альбомов фотографий непривычной Африки. Изображение № 46.

 


12 альбомов фотографий непривычной Африки. Изображение № 47.

A Million Shillings. Escape from Somalia

Автор: Аликсандра Фаззина
Издательство: Trolley, 2008

Миллион шиллингов  это всего лишь около пятидесяти долларов. Миллион шиллингов  цена, которую платят отчаявшиеся сомалийские беженцы, чтобы пересечь Аденский залив на том, что с трудом можно назвать лодками, имея один шанс к двадцати добраться до противоположного берега. Но до того как совершить это совершенно неадекватное путешествие, им необходимо пережить грабителей и насильников, работорговцев, дикие бытовые условия и только потом, уже только в самом конце есть шанс добраться до берегов Йемена. Это книга невероятно честная, экстремально близкая со стороны фотографа документация происходящих событий. Автор в течение двух лет шаг за шагом следовала за сомалийцами у которых не осталось никаких причин, чтобы не рискнуть своими жизнями. Эти фотографии с трудом можно назвать красивыми, потому что в первую очередь они пугают зрителя. Но та красота, которая в них есть, сродни красоте средневековых легенд, в которых герои сражаются с немыслимыми ужасами морских глубин, штормами и огнем. Эта история манит смотрящего и вчитывающегося в нее своей откровенностью, она — страшное пророчество, длящееся для жителей Сомали годами.


12 альбомов фотографий непривычной Африки. Изображение № 48.

 


 

12 альбомов фотографий непривычной Африки. Изображение № 60.

 


12 альбомов фотографий непривычной Африки. Изображение № 61.

Maske

Автор: Филлис Галембо
Издательство: Chris Boot, 2010

Книга «Maske», созданная Филлис Галембо, — плод длительной работы и включает в себя фотографии маскарадов в таких странах как Нигерия, Бенин, Гана, Сьерра-Леоне, Буркина Фасо, Замбия и Гаити. Фотографии в этой книге — странный микс этнографического исследования, портретной фотографии и фэшн-съемок. Самодельные маски и костюмы сфотографированы так, как будто они арт-объекты, почти что скульптуры, которые носят их создатели. Они не только приносят эстетическое удовольствие, но и являются своеобразными справочником образов, которыми полна мифология стран Африки. Это духи, обманщики, колдуны из первоначальной мифологии Африки и... костюмы колонизировавших их когда-то завоевателей.


12 альбомов фотографий непривычной Африки. Изображение № 62.

 


 

12 альбомов фотографий непривычной Африки. Изображение № 75.

 


12 альбомов фотографий непривычной Африки. Изображение № 76.

Permanent Error

Автор: Питер Хьюго
Издательство: Prestel, 2011

Питер Хьюго принадлежит к молодому поколению южноафриканских фотографов, молодому и одновременно очень известному. И, кроме того, что он выиграл множество наград, он обладает редким талантом отличного портретиста, чувством цвета и раз за разом рассказывает важные вещи о современной Африке. «Permanent Error» — это книга о свалке компьютерной техники в Гане, отдельном микрообществе; людях, живущих в облаке ядовитого пара, на выжженной земле, выплавляющих ценные металлы из обломков техники стран первого эшелона, которые отправляются туда  в теории  для того, чтобы уменьшить разрыв в технологической оснащенности. Эта книга интересна не столько тем, что заставляет нас задуматься о ядовитых отбросах, которые мы никак не утилизируем, но тем, что поражают люди, сохраняющие человеческие качества, редкие моменты нежности и покоя, доступные им в повседневной жизни в подобных условиях.


12 альбомов фотографий непривычной Африки. Изображение № 77.

 


 

12 альбомов фотографий непривычной Африки. Изображение № 88.

 


12 альбомов фотографий непривычной Африки. Изображение № 89.

Kitintale

Автор: Янн Гросс
Издательство: Yann Gross, 2010

Представьте, что вам снова пятнадцать. Только с условием, что нет никаких приставок, компьютеров, кинотеатров, парков развлечений и даже не очень веселых спорткомплексов. Есть телевизор, а там, ну, может быть, молодежный канал, и то иногда, если повезет. Как-то не очень весело, правда? Тинейджерам Уганды, живущим на окраине Кампалы, тоже было несладко. И они своими руками, без помощи гуманитарных организаций, видев только по телевизору, как выглядят скейт-парки, построили свой собственный. Автор книги, документируя такой важный феномен, как на данный момент первый и единственный скейт-парк в Восточной Африке, говорит, что скейтбординг спасает молодежь от вредных привычек и что те самые первые подростки, затеявшие это, не только учат младших, как делать трюки на рампе, но и обсуждают с ними вопросы, касающиеся многих семей в Уганде, такие как ВИЧ и малярия, пытаются привить уважение друг другу и взаимопомощь.


12 альбомов фотографий непривычной Африки. Изображение № 90.

 


 

12 альбомов фотографий непривычной Африки. Изображение № 97.

 


12 альбомов фотографий непривычной Африки. Изображение № 98.

Interior Relations

Автор: Ян ван Коллер
Издательство: Charles Lane Press, 2011

Ян ван Коллер, автор этой книги, вырос в семидесятые, и дом его семьи в Йоханнесбурге был полон чернокожих нянь и горничных. К ним относились почти как к членам семьи, но только почти. Они никогда не присутствовали на семейных фото и в путешествиях на отдыхе. Несмотря на то, что апартеид является уже прошедшей частью истории, по сей день чернокожие обслуживают белых в домах высшего класса в ЮАР. Делая фотографии для этого альбома, Ян ван Коллер просил женщин, по-прежнему обслуживающих дома белых, надеть свою лучшую одежду и позировать в доме, в котором они работают. Но это не запоздавшее извинение это доказательство того, что несмотря на свободу в выборе работы, классовость и разделенность общества все еще существуют в ЮАР.

В книгу «Interior relations» также включено эссе, написанное одним из самых известных писателей ЮАР Синдиве Магона, которая в молодости тоже работала в доме у белых и прошла через многие испытания, прежде чем ее уверенность и сила воли позволили ей вопреки всему стать писателем. Этот альбом коллекция прекрасных и грустных портретов женщин, для которых демократический режим все еще является видимостью.


12 альбомов фотографий непривычной Африки. Изображение № 99.

 


 

12 альбомов фотографий непривычной Африки. Изображение № 108.

 


12 альбомов фотографий непривычной Африки. Изображение № 109.

Long Story Bit by Bit. 
Liberia 20032007

Автор: Тим Хетерингтон
Издательство: Umbrage Editions, 2009

Тим Хетерингтон был документальным фотографом, чье творчество любили если не все, то очень многие. Около десяти лет он снимал во многих странах африканского континента, таких как Либерия, Сьерра-Лионе, Нигерия, Ливия. Книга «Long Story Bit by Bit. Liberia 20032007» начинается с фотографий тропических лесов, где автор фотографировал повстанцев, и содержит в себе все важнейшие события, произошедшие в Либерии за годы войн. Уничтожение тропических лесов, суд над Чарльзом Тейлором (либерийским диктатором) как военным преступником и многие другие. Его фотографии настолько запоминающиеся, настолько удивительные в своей чистоте и гуманизме, что, даже снимай он пасторальные пейзажи, в них была бы предельно высокая концентрация веры в перемены и доброту человека, даже если тот с гранатой в руке.


12 альбомов фотографий непривычной Африки. Изображение № 110.

 


 

12 альбомов фотографий непривычной Африки. Изображение № 123.

 


12 альбомов фотографий непривычной Африки. Изображение № 124.

Beaufort West

Автор: Михаэль Суботски
Издательство: Chris Boot, 2008

Михаэль Суботски — один из ключевых фотографов новой южноафриканской волны. И книга «Beaufort West» — первая опубликованная им книга, приурочена к первой выставка в Северной Америке, в МоМа, Нью-Йорк. Эта книга своей темой очень близка и понятна жителям России, потому что Бьюфорт-Уэст — это такой уездный город Н, находящийся на магистрали, ведущей от Кейптауна к Йоханнесбургу, в котором путешественник может найти все, что ему нужно, — бензозаправки, дешевые придорожные кафе, грязные мотели и получасовой секс. Этот город выбран не случайно, он о периферии развивающейся страны, то есть обо всей стране, за исключением двух крупнейших городов. Персонажи этой книги — люди, борющиеся за свое выживание, находящиеся в непрерывной сделке с моралью и совестью, которые обладают своеобразной красотой. Эти фотографии безусловно посвящены одной из важнейших болевых точек, когда разговор заходит о современной Африке, о ее отчаивающихся, любящих, живущих и дышащих людях.


12 альбомов фотографий непривычной Африки. Изображение № 125.

 


 

12 альбомов фотографий непривычной Африки. Изображение № 136.

 


12 альбомов фотографий непривычной Африки. Изображение № 137.

Avenue Patrice Lumumba

Автор: Гай Тиллим
Издательство: Prestel, 2008

Фотограф Гай Тиллим документирует Африку, истерзанную войной, ее жителей, выросших и сформировавшихся в годы лишений. В основе книги лежат фотографии зданий, городских пейзажи, в которых построенные не так давно здания, цветные, как будто бы комфортабельные для мирной и счастливой жизни в большом городе, разрушены и заброшены. Это грустная книга, которая передает позицию автора, что целый континент оказался оставленным странами первого мира, когда-то его колонизировавшими для собственной выгоды, и стал разрушаться. В то же время эта пессимистичная книга, не лишенная тонких и эстетически выверенных ходов, похожа на фотографии руин древних цивилизаций, где стати героев свергнуты, а храмы разрушены.


12 альбомов фотографий непривычной Африки. Изображение № 138.

 


 

12 альбомов фотографий непривычной Африки. Изображение № 150.

 


12 альбомов фотографий непривычной Африки. Изображение № 151.

David Goldblatt Photographs

Автор: Дэвид Голдблатт
Издательство: Contrasto, 2008

Когда вы говорите вашему другу-фотографу «ЮАР», можете быть уверены, что он думает «Дэвид Голдблатт». Или просто представляет себе страну, населенную героями фотографий Голдблатта. Конечно, герои этих изображений — обычные люди, день за днем находящиеся под давлением. Вот момент — и мы не думаем о нищете, а любуемся пейзажем, а вот непонятное с первого взгляда изображение: белый врач проверяет зрение у коренного африканца. Казалось бы, ничего особенного, но только не для тех, кто жил в ЮАР, когда не только здравоохранение, но и даже общественный транспорт был разделен: отдельно европейцы и неевропейцы. 

Эта монография включает в себя в том числе и период, когда фотограф стал использовать цветную, а не только черно-белую пленку. И все вместе эта книга  смесь прекрасных фотографий, в которых есть и чистая, непредвзятая радость моменту, и скромная роль наблюдателя, и документация моментов истории ЮАР, наложивших свой отпечаток на каждый день, каждый жест и каждое лицо в стране.


12 альбомов фотографий непривычной Африки. Изображение № 152.

 


 

12 альбомов фотографий непривычной Африки. Изображение № 160.

 


12 альбомов фотографий непривычной Африки. Изображение № 161.

Chemises

Автор: Малик Сидибе 
Издательство: Steidl, 2008

Эйфория, молодежь и свобода. Эти три слова интригуют и привлекают, а когда они складываются в идеальных пропорциях и становятся не просто словами, а самым настоящим историческим документом, в котором свобода — самая настоящая независимость Мали от Франции. Когда молодежь с жадностью поглощает новую музыкальную западную культуру, создает безумные миксы из традиционной и западной одежды, когда все пропитано радостью и сам фотограф проводит ночи во всех клубах города или снимает с такой же страстью футбольные матчи, свадьбы или празднование рождества. Фотографии Сидабе были впервые показаны в конце девяностых, а до этого, в течение тридцати лет, он не переставал снимать, потому что был влюблен в свое дело и людей, которыми был окружен. Это теперь и позволяет нам видеть, каким было его ателье Studio Malick, и красивых и счастливых людей Мали.


12 альбомов фотографий непривычной Африки. Изображение № 162.

Рассказать друзьям
8 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются