Views Comments Previous Next Search

Прямая речь: Венецианская Биеннале глазами очевидцев

119409
НаписалNastya Mikhailova 31 июля 2011

Главное арт-событие года глазами побывавших в Венеции художников и критиков: специально для MAG

В Венеции продолжается 54-ая международная биеннале современного искусства — MAG уже рассказывал о том, что это за фестиваль, а наш специальный корреспондент отправился на огромную выставку, чтобы рассказать и снять арт-объекты из разных уголков мира, которые в этом году оказались в центре внимания.

В этом материале MAG рассказывает о победителях биеннале, которых выбрали куратор и жюри, и публикует личные впечатления российских художников и кураторов, уже посетивших биеннале Венеции. Все представленные работы можно будет увидеть вживую в Венеции вплоть до 27 ноября, а ровно через месяц в рамках биеннале начнется другое знаковое событие — Венецианский кинофестиваль.


Прямая речь: Венецианская Биеннале глазами очевидцев. Изображение № 1.

Золотой лев: Кристиан Марклей

Кристиан Марклей (Christian Marclay) известен прежде всего своими экспериментами со звуком и звуковыми носителями. На протяжении последних 30 лет он активно использует технику коллажа, порой самым наглым и уж точно не прямолинейным образом — сводит максимально искаженные треки, склеивает части разных пластинок (и их обложек) и использует их в качестве строительного материала для своих инсталляций, удлиняет аккордеон до 7 метров и отливает гитару из резины. Но на биеннале был показан его последний проект «The Clock», представляющий собой 24-часовой коллаж из киноотрывков, содержащих изображение часов. Каждую минуту на экране появляются циферблат — наручные, настенные, цифровые, с маятником или секундомеры, все эти часы синхронизированы с местным временем и показывают ровно ту минуту, в которой на самом деле находится зритель. В итоге среди мелькания тысяч киногероев, сюжетов и мизансцен теряется само чувство времени, оно становится не характеристикой момента, а главным героем.

 

Изображение 1. undefined.. Изображение № 2.The Clock, video, 2011


Прямая речь: Венецианская Биеннале глазами очевидцев. Изображение № 19.

Серебряный лев: Харун Мирза

Серебряного льва биеннале, которого обычно вручают многообщеющим молодым художникам, в этот раз получил британец Харун Мирза. Чаще всего его инсталляции — это манипуляции со звуком, светом, видео, материалами и объектами в пространстве. В каком-то смысле это физические эксперименты, построенные на элементарных законах акустики, оптики и электричества, но в школьных кабинетах физики такого не увидишь. Основная работа Мирзы на биеннале представляют собой небольшую комнату, полностью изолированную от внешних шумов и света, а также поглощающую любое эхо. Под потолком комнаты висит кольцо из светодиодов, подключенное к усилителю. Пропорционально нагнетаемые гудящий звук и слабый, мигающий свет, одновременно замирают и оставляют наблюдателя в полной тишине и темноте.

Прямая речь: Венецианская Биеннале глазами очевидцев. Изображение № 20.


Прямая речь: Венецианская Биеннале глазами очевидцев. Изображение № 39.

Особое упоминание: Клара Лиден

Жюри биеннале этого года отдельно выделяет работу Клары Лиден — молодой шведки, партизанскими методами критикующей и разрушающей среду мегаполисов. Большинство её работ, будь то видео, перфоманс или инсталляция, коррелируют с непосредственным местом, где они показаны, и через них художница пытается найти необычные формы взаимодействия с  урбанистическим пространством. Многие из её работ находятся где-то на грани вандализма или хулиганства — так и для биеннале в Венеции Лиден украла 10 мусорных ящиков из разных городов и поместила их в закуток, напоминающий неблагополучные улицы Нью-Йорка, Берлина или Шанхая.

Прямая речь: Венецианская Биеннале глазами очевидцев. Изображение № 40.

Кроме того, золотым львом была отмечена экспозиция Кристофа Шлингензифа в павильоне Германии, о которой Look At Me уже рассказывал. Особого упоминания удостился павильон Латвии, представлявший проект Дариуса Миксуса "За белым занавесом", а Франц Уэст и Элен Стюртевант были награждены почетными львами за общий вклад в искусство


 

Мнения профессионалов, посетивших биеннале в Венеции

Прямая речь: Венецианская Биеннале глазами очевидцев. Изображение № 46.

 


 

 

Александра Рудык, редактор Interview
www.weloveinterview.ru

Биче Куригер объявила темой Биеннале каламбур «ILLUMInations». Ну и казалось бы, тащи Элиассона, Тарелла, всех любителей лампочек и ярких эффектов. Ну то есть понятно, что еще куча подтекстов: нация, просвещения, озарение. Но думалось, что свето-теневых аттракционов и развлекательных искусств будет валом. Но их практически не было. Один танк перед американским павильоном и по мелочи внутри. Но в целом, совсем немного. В Джардини вообще в большинстве национальных павильонов было не светло и весело, а реально страшно.

 



Двухэтажный лабиринт набит телевизорами, куклами Барби, тренажерами, мобильными телефонами и морем ушных палочек.


Например, в павильоне Франции Кристиан Болтански забабахал строительные леса, по которым как кинопленка бежит лента из гигантских черно-белых снимков не то только родившихся, не то уже умерших младенцев, и, помня о жестких тематических пристрастиях художника, мурашки бегут от макушки до пят без остановки. Отпускает только, когда понимаешь, что есть еще электронные табло, которые ежесекундно показывают количество родившихся и умерших в этот самый миг людей. Первые побеждают, так что восторг от наглядного чуда рождения должен побеждать тревогу от близости смерти. Но так не работает.

Прямая речь: Венецианская Биеннале глазами очевидцев. Изображение № 47.Кристиан Болтански, павильон Франции

В павильоне Швейцарии отличный «Кристалл сопротивления» Томаса Хиршхорна, на удивление совсем не страшный скорее абсурдно-критичный. Пространство устроено как душная инсталляция в виде двухэтажного лабиринта, туго набитого идиотски склеенными между собой скотчем объектами:  телевизоры, куклы Барби, тренажеры, мобильные телефоны и море ушных палочек. В секунду считывается мессадж, что всегда очень приятно: критика общества потребления, плодит все новые и новые бестолковые предметы и объекты. Ура!

Прямая речь: Венецианская Биеннале глазами очевидцев. Изображение № 50.Томас Хиршхорн, павильон Австрии

Странное ощущение от павильона Англии. По началу опять страшно от всех этих запутанных трущобных комнаток и сараев Майка Нельсона. Но на третьем повороте кажется, что не так уж и крута эта тотальная инсталляция, и получше видели. Какой-то сильно расширенный «Туалет» Кабакова, где еще и предметы скудно заполняющие комнаты, не сатира на нищету и возможность триумфального освобождения, как в случае русской инсталляции, а скорее безрадостная констатация фактов, в которую тебя буквально насильно загоняет художник. Только на психику эта духота, нищета и тесность давит ого-го как.

Прямая речь: Венецианская Биеннале глазами очевидцев. Изображение № 54.Майк Нельсон, павильон Великобритиании

Апофеоз тотального ужаса — получивший льва павильон Германии. Вообще в любой церкви, когда в ней темно, много народу, иконостасов с локальной подсветкой и прочей мистической атрибутики, у меня всегда ощущение, что я на похоронах. И тут то же самое. Что вообще логично: проект сделан в память умершего год назад художника объединения FLUXUS и театрального режиссера Кристофа Шлингензифа. Пространство превращено в храм, где вместо икон художественная графика и экраны с видеозаписью акций и спектаклей. Посетители же восседают на скамейках, как прихожане. Вокруг артефакты: болезненные куклы в молельных и настоящие раковые рентгенограммы. Такой торжественный погребальный театр, где очень интересно, но стыдно за собственное любопытство и страшно ненароком увидеть что-нибудь смертельное.

Прямая речь: Венецианская Биеннале глазами очевидцев. Изображение № 61.Кристоф Шлингензиф, павильон Германии


 

Прямая речь: Венецианская Биеннале глазами очевидцев. Изображение № 64.

 




Катя Саттон, сокуратор BAIBAKOV art projects и корреспондент artforum.com

Хотя в изначальных планах организаторов были и такие захватывающие вещи, как круиз по каналам с просмотром фейерверков, выписывавших в небе строки любовных стихотворений, в этом году на Венецианской Биеннале никаких взрывов не прогремело —был разве что маленький пшик. Главный куратор Биче Куригер собрала впечатляющую группу умных и достойных художников, таких людей как Керстин Братш из Das Institut, Андро Векуа, Рашид Джонсон и москвичку Аню Титову. Но обратил ли кто внимание на все эти впечатляющие работы? Большинство посетителей проходили сквозь павильоны Джардини с улыбкой, мол «Да, мы наконец получили то искусство, о котором так долго твердили, но чего же нам хотеть теперь?»

 

Прямая речь: Венецианская Биеннале глазами очевидцев. Изображение № 65.Керстин Братш, Das Institut

Одной из причин недовольства стал широко освещенный проект «Commercial Break» авторства Даши Жуковой, Алекса Деллала, под кураторством Невилла Вейкфилда — в рамках  которого планировалась трансляция работ более чем ста двадцати авторов на огромном экране, путешествовавшем по каналам. Но из-за каких-то административных препятствий, возникших в последний момент, огромный экран был заменен приложением для iPad. Спрашивается, ради чего терпеть печально известное качество венецианских гостиниц и еще более удручающего качество местной пиццы, когда можно было с тем же успехом все посмотреть дома на Youtube?

 

Хотя стоит отметить, что вне Джардини было несколько павильонов, выгодно отличавшихся от основной массы. В первую очередь речь идет конечно же о проекте норвежца Бьерна Мелгаарда, пригласившего своих собственных студентов поучаствовать в строительстве сквота у моста Академии. Шотландка Карла Блэк изобразила причудливый пейзаж при помощи пудры и помады (пускай и остается лишь гадать, как ее творение пережило испепеляющую жару...) А любимая загадочная фигура Литвы Дариус Миксус сделал бесспорно концептуальный ход своим проектом «За белым занавесом» — выставкой, приглашавшей посетителей внутрь художественного хранилища, где те смогли ознакомиться с последними «шедеврами».

 

Прямая речь: Венецианская Биеннале глазами очевидцев. Изображение № 75.Карла Блэк

 


Прямая речь: Венецианская Биеннале глазами очевидцев. Изображение № 82.

 


 

 

Вика Газинская, дизайнер

За три с половиной дня, которые мне удалось побывать в Венеции, я смогла увидеть не так уж и много, и это естественно. Все охватить не возможно, да и не нужно! Даже основную программу я обошла не всю: Сады — частично, Арсенале — почти целиком. Признаюсь - ничего не задело до глубины души.

Зато, как и в прошлый раз, с придыханием могу говорить об экспозициях Франсуа Пино. В этом сезоне Пунта делла Догана была для меня лучшим решеным пространством, которое я видела в Венеции. Это неудивительно. 

Прямая речь: Венецианская Биеннале глазами очевидцев. Изображение № 83.Пунта делла Догана, фонд Франсуа Пино

 

Повторение своего произведения «Ascension» 2005 года (в Рио де Женейро) представил и один из моих любимых художников Аниш Капур. Два года назад собор Сан-Джорджо Маджоре был «отдан» другому гению, правда, кинохудожному — Питеру Гринуэю. На этот раз я посетила собор, чтобы посмотреть на инсталляцию Капура..

 

Прямая речь: Венецианская Биеннале глазами очевидцев. Изображение № 91.Аниш Капур, "Ascension" 

Думаю, мне стоит вернуться в Венецию до ноября, где я смогу посетить то, что не успела за те короткие, но впечатляющие три дня. Венеция — это красивейшее, уникальное историческое пространство, в котором так сложно и так восхитительно удается некоторым художникам представлять свое искусство! Эта идея интеграции изначально мне кажется уже гениальным произведением искусства — этаким перфомансом! Поэтому я, только вернувшись, жду следующего Биеннале, которое, к сожалению (а может быть и к счастью) пройдет только лишь через два года.



Прямая речь: Венецианская Биеннале глазами очевидцев. Изображение № 93.

 


 

Протей Темен, художник

proteytemen.com

Так как материалов по Джардини и Арсеналу достаточно, я лучше расскажу про интернет–павильон на соседнем острове Сан Серволо. Основатель павильона Милтас Манетас (также один из создателей движения цифрового искусства Neen) проводит его уже второй раз в рамках биеннале.

Куратором павильона в этом году стал веб–художник Рафаэль Розендаль, участник Neen, упоминавшийся не раз на Look At Me. Так, основной выставкой павильона стала — BYOB (Bring Your Own Beamer). Идея этого проекта меня привлекла в своей заграничной расслабленности: несколько десятков человек с проекторами собираются вместе, чтобы в темном пространстве устроить спонтанную выставку–вечеринку.



По ощущениям ближе всего интернет–трип: тамблеры и вимео сливаются в единое пространство, схожее со сценами из sci-fi и киберпанк-фильмов.


Самой важной чертой такого подхода становится соединение и подвижность проекций. В отличии от галерейных, жестко закрепленных экспозиций, здесь художники могут комбинировать свои работы с чужими, переходить от плоскостных вещей на спонтанный мэппинг и снова возвращаться на свое место. 

Тема смешения и вторжения на чужое пространство мне представлялось наиболее интересной. Для этого я привез набор из 17 видео–скульптур, которые от движения проекции становились самостоятельными сказочными организмами. На их основе была сделана серия видео–масок, специально для проецирования на лица людей.

Примерно так выглядел двор с моей стороны:

Съемку масок из–за дождя пришлось перенести на следующий день на пляж Лидо:

По ощущениям ближе всего интернет–трип: тамблеры и вимео сливаются в единое пространство, схожее со сценами из сай-фай и киберпанк фильмов, где комментарии и лайки можно прописать автору прямо на месте.


 

Другие материалы о Венецианской биеннале:

Рассказать друзьям
11 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются