Views Comments Previous Next Search
Художники о конце света: Арт‑группа AES+F — Итоги света на Look At Me

Итоги света

Художники о конце света: Арт‑группа AES+F

Знаменитый арт-коллектив рассказывает о том, почему так интересно перепридумывать апокалипсис в каждой новой работе

Как вам наверняка уже сообщила какая-нибудь рассылка в фейсбуке, после 21 декабря 2012 лучше ничего не планировать. Да что рассылки — все только об этом и говорят. Современные художники вдохновляются апокалипсисом, режиссеры снимают фильмы про перерождение и новую эру, мультфильмы — и те рассказывают о конце света. 

Мы тоже решили основательно подойти к возможной катастрофе — в конце концов, следующий шанс попрощаться с миром нам представится еще очень не скоро. Поэтому, пока все остальные издания традиционно верстают свои «Итоги года», мы подводим итоги уходящего света.

 

Одна из самых известных за рубежом российских арт-групп AES+F в этом году представила свою видео-трилогию о конце света в московском Манеже и берлинском Martin Gropius Bau, а до этого уже сделала около сотни выставок по всему миру. Работы AES+F эпичны, многозначительны и изобилуют цитатами из мифов, античной живописи и кино. Группа образовалась в конце 80-х и с тех пор умудрялась каждым своим произведением улавливать дух времени. Глянцевая оболочка и игра «в гламур» (как пишут журналисты) не должны отвлекать от больших тем, которые AES+F поднимает. Специально для Look At Me художники рассказали нам о том, почему все так ждут обещанного конца света, и как они используют тему апокалипсиса в своих работах.

Текст: Евгений Святский, участник арт-группы AES+F

Работы использованы с разрешения AES+F

 

 

 

Разнообразные религиозные культы постоянно обещают некий финал, ужасный суд в наказание за грехи, переход в другое состояние. Соответственно, ожидание конца света связано с мистическим мироощущением. Фантазия людей постоянно рисует картины того, как это будет выглядеть. Поскольку эта тема интересует человечество, она находила отражение и в наших работах, в проектах разного времени под самым разном углом зрения.
 
«Исламский проект» середины 1990-х изображал хоть и не буквальный конец света, но, во всяком случае, серьезные глобальные изменения, происходящие в мире. Это была альтернативная версия глобализации — мы изобразили то, как выглядела бы глобализация ислама, что для многих ныне живущих тоже является своего рода «концом света». Также был проект «Who Wants to Live Forever…» («Кто хочет жить вечно…»), посвященный судьбе медиа-звезд (селебритис), которые достигают пика звездной карьеры именно своей смертью, то есть, тоже, в каком-то смысле, концом света. Это история про принцессу Диану, про то, как она демонстрирует свои раны любителям некрофильских подробностей.

 

 

 

 

Художники о конце света: Арт‑группа AES+F. Изображение № 1.

 

 

 

 

Проект «Дефиле» (2000-2007) посвящен последнему загробному путешествию, это работа про моду и смерть, столкновение двух категорий — категории абсолютных ценностей, таких, как жизнь и смерть, и ценностей эфемерных, но претендующих на роль супер-важных, таких как мода. Кроме того, существует традиция украшения похорон в самых разных культах — это попытки заговора смерти, украшения и снаряжения покойника наилучшим образом в последнее путешествие. Мы сделали работы с изображением безымянных покойников, которые как бы дважды умерли из-за того, что умерли забытыми и неизвестными, наряженных в знаменитые одежды.

 

 

 

 

Мы наделили младенцев
неевропейской внешностью, поскольку нам
представляется, что христиан-европейцев должны будут
судить представители других этносов.

 

 

 

 

Есть у нас также скульптурный проект «Ангелы-Демоны» (2009), который непосредственно интерпретирует откровение Иоанна, то есть «Апокалипсис», одну из версий конца света. Парад ангелов и демонов из откровения Иоанна превратился у нас в серию скульптур, где они стали синкретическими существами, ангелами-демонами, младенцами с хвостами и крыльями, с разной мерой того и другого. Причем мы наделили младенцев неевропейской внешностью, поскольку нам представляется, что христиан-европейцев должны будут судить представители других этносов (т.к. христианство, в основном, все-таки европоцентричная религия). Эти гигантские черные скульптуры из файбергласса на красных подиумах стояли на главной улице в Лилле во Франции, где жил в Средние века Алан де Лиль, поэт, мистик и философ, который, в числе прочего, занимался комментарием и интерпретацией «Апокалипсиса» — так мы перекинули мостик между прошлым и современностью. В эту же серию входит скульптура «Первый всадник», то есть «дева на звере» — образ из того же источника, в нашей интерпретации — девочка на тираннозавре. Первая копия этой скульптуры стоит сейчас перед Русским музеем в Петербурге, а вторая копия путешествует по миру.

Художники о конце света: Арт‑группа AES+F. Изображение № 2.

 

 

 

Художники о конце света: Арт‑группа AES+F. Изображение № 6.

 

 

И, наконец, есть трилогия «The Liminal Space» (2005-2012), которую недавно показывали в Москве и в Берлине. В нее входят «Последнее восстание», «Пир Трималхиона» и Allegoria Sacra. Проект, в каком-то смысле, также посвящен загробному путешествию — эти работы про ад, рай и чистилище и, одновременно, про наш мир. В «Пире Трималхиона» есть несколько катастроф, которые случаются в жизни отдыхающих обеспеченных граждан, которые находятся в роскошном отеле на экзотическом острове, в некой модели рая, но туда все время вламываются какие-то обстоятельства, которые нарушают эту идиллию — то есть такой перманентный «конец света», после которого все возвращается «на круги своя». Allegoria Sacra (Священная аллегория) посвящена смене времен, перерождению, перевоплощению, трансформации и переходу в новое состояние т.е. также концу света. Таким образом, мы достаточно разнообразно высказались на эту тему.

Художники о конце света: Арт‑группа AES+F. Изображение № 7.

 

 

 

 

Возможно, в этом году совпали какие-то обстоятельства, которые заставили людей обратить внимание на ожидаемый конец света по версии индейцев Майя. Обычно такого рода ожидания охватывают секты, очень сильно религиозно ориентированных людей, которые уходят в скиты, подземные убежища, начинают молится — при этом все остальные продолжают заниматься своими обыденными делами. 21 декабря — это, скорее, «гламурный» конец света на фоне медийных переживаний и экономического кризиса.

С другой стороны, я, например, ощущаю, что происходит поворот, реструктуризация мира. Процесс глобализации, который достиг сейчас такой стадии, когда в него начинают втягиваться периферийные экономики и страны, для которых характерен эффект разновременного бытия. Люди, мыслящие категориями XVI века, пользуются технологиями и возможностями, в том числе и финансовыми, XXI века, но пользуются всем этим на уровне своего сознания. При своем мироощущении, своих понятийных категориях люди сталкиваются с совершенно другими реалиями и пытаются приспособить
эти реалии к себе.

 

 

Художники о конце света: Арт‑группа AES+F. Изображение № 8.

Причем этот процесс идет везде по-разному, и, что естественно, возникают разнообразные конфликты. Некоторые люди предпочитают блокировать какие-то события, отказываться их воспринимать. Человек — противоречивое существо, умудряется на словах что-то отрицать, а на деле этим пользоваться, вступать во взаимодействие с новыми реальностями. Это все порождает состояние фрустрированности, неясное и тревожное ожидание каких-то драматических событий, на которое и наложилось вовремя отысканное предсказание Майя. Но какое оно имеет отношение к современной реальности? Их религия, их научные воззрения очень далеки от сегодняшнего мира и крайне туманны, как всякие предсказания.

 

В любом случае, нет никаких средств что-либо изменить. Остается либо заниматься своими делами, либо метаться в поисках решений. Из-за того, что это глобальная медийная «история», многие озабочены тем, как оформить это событие, какие вечеринки провести. С другой стороны, такого рода обстоятельства всегда дают повод для размышлений, для рефлексии, в том числе и художественной. Наверное, в этом есть польза — это заставляет людей задуматься, посмотреть на себя, кто мы есть и что нам за это будет, человечество впадает в ожидание и предвкушение наказания за содеянное.

Рассказать друзьям
2 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются