MAG

История успеха 3D-кино и «Аватара» Джеймса Кэмерона

Написал sashaskolkov, 1 февраля 2010 года

Есть рекорды, которые уже никто никогда не побьет. И это не задержка дыхания на самое долгое время (18 минут 13 секунд, Каролин Мейер, 10 июля 2009), а например, кассовые сборы «Титаника».

Есть рекорды, которые уже никто никогда не побьет. И это не задержка дыхания на самое долгое время (18 минут 13 секунд, Каролин Мейер, 10 июля 2009), а например, кассовые сборы «Титаника».

1 835 300 000$ — такого результата можно было достичь только в 1997-м году. В 2004-м торренты, по некоторым оценкам, уже составляли 35% всего интернет-трафика в мире. Только самые оптимистичные голливудские продюсеры продолжали считать, что кассовые сборы будут увеличиваться. В ситуации, когда любой фильм можно за час скачать в blu-ray качестве, включить домашний кинотеатр и позвать друзей, с каждым годом остается всё меньше тех, кто готов куда-то ехать, отдавать деньги за сомнительный дубляж и сидеть в зале, набитом пассажирами метро.

Казалось бы. Но у Джеймса Кэмерона, создателя «Титаника», был свой взгляд на положение вещей. Он взял паузу на 12 лет (снял пару документальных фильмов о подводной жизни) и выпустил фильм, который нет смысла смотреть дома — «Аватар». На сегодняшний день кассовые сборы «Аватара» уже на 50 миллионов превысили сборы его предыдущего фильма. Это первый фильм в истории кино, который собрал 1 882 472 387$. Даже не так. Это первый 3D-фильм в истории кино, который собрал столько денег. Важное уточнение, потому что оно же является чуть ли не единственной причиной, которая заставила толпы зрителей встать и пойти — в кино.

Почти у каждого человека два глаза. Они видят мир чуть-чуть по-разному, потому что физически расположены в разных местах. Мозг обрабатывает полученную информацию и выдает нам трехмерную картину мира. Примерно такую.

Обычно фотографии (и кино) снимают одним объективом, поэтому никакого сдвига и соответствующего 3D-эффекта нет. Это просто, поэтому о возможности создания стерео-изображений догадались еще в 1838 году. Однако основной проблемой их широкого распространения было то, что человеческий мозг довольно сложно уговорить воспринимать два изображения как одно.

Если вы действительно хотите узнать больше о методах фокусировки глаз, стереоскопах и затворных стерео-очках, то читайте Википедию. Мы же не будем здесь всерьез углубляться в этот вопрос, чтобы не слишком удаляться от основной темы.

Если коротко, то идеальным вариантом является совмещение изображений и использование специальных очков, которые «убирают» одно из изображений для каждого глаза. Долгое время лидером в этом направлении были красно-синие очки, которые фильтровали изображения по цветам:

И хотя 3D-эффект был идеальным, а глаза (точнее, мозг) привыкали всего за 30 секунд, при этом методе страдала цветопередача. Некоторое время человечество работало над созданием фильтра, основанного не на цвете, что привело к созданию поляризованных очков, в которых вы, наверняка, и смотрели «Аватар». На этот раз немного страдает яркость, но больше, вроде бы, ничего.

Именно в красно-синих очках зрители увидели первый трехмерный фильм — The Power of Love (1922). Но в то время кино вообще было еще настолько молодым, что никто не воспринял этот эксперимент всерьез. «Золотая эра 3D» случилась намного позже, в 1952-55, когда посетители кинотеатров уже слегка устали жевать привычный попкорн (или что они там жевали), и захотели чего-нибудь нового.

Всё началось в 1952 с канадских (Now is the Time to Put On Your Glasses и Around is Around) и английских (A Solid Explanation, Royal River и The Black Swan) короткометражек, которые решил выпустить в прокат к Рождеству продюсер Сол Лессер. Волну популярности поддержали гиганты Columbia и Warner Brothers, которые сняли полнометражные стерео-фильмы: нуар-драму «Человек в темноте» и фильм ужасов «Дом восковых фигур».

Когда к ним подключились Walt Disney, Universal и 20th Century Fox (Melody, It Came From Outer Space, Inferno), стало ясно, что у стерео-кино большое будущее. Но если зрители были к этому готовы, технологии — нет.

Уже в конце 1953 года 3D-кино начало терять популярность по самым простым причинам: чтобы обеспечить трехмерное изображение, обе кино-ленты должны были проецироваться на экран абсолютно синхронно. Даже малейший сдвиг в случае неосторожности механика или дефекта одной из пленок сразу вызывал головную боль у зрителей, а иногда и вообще приводил к тому, что фильм становилось просто невозможно смотреть.

В 60-х годах 3D-кино вернулось на экраны с новой технологией, при которой использовался один проектор, но жанры фильмов оставляли желать лучшего (для истории кино): эротика, порно, ужасы или всё вместе. Технологии продолжали развиваться и в 80-е годы случился новый пик активности кино-гигантов в направлении 3D — в стерео вышли даже «Челюсти-3» и третья часть «Пятницы, 13-ое».

К 90-м годам технологии и математические расчеты наконец объединились и зрители впервые смогли выйти из кинотеатров без головной боли. Это был IMAX. Сначала в этом формате показывали только документальные фильмы (We Are Born of Stars, 1985), но как только преимущества стали очевидны, режиссеров долго уговаривать не пришлось.

В 2003 году Джеймс Кэмерон отказался снимать третьего «Терминатора» (он снял первые два, кстати), когда студия не пошла навстречу его требованиям — передать ему права на всех «Терминаторов» (которые он в начале карьеры продал за 1$) и снять в одной из ролей Линду Хэмилтон (Сара Коннор в первых двух частях).

Вслед за ним от «Терминатора-3» хотел отказаться Арнольд Шварценеггер, но Кэмерон дал ему мудрый совет: «Just do it, только попроси кучу бабла.» Что и было сделано.

В общем, Кэмерон сохранил деньги, вырученные от «Титаника», и решил вложить их в неожиданное предприятие: создать уникальную 3D-систему цифровых камер, которая позволит сделать еще один шаг вперед в направлении стерео-кино. С задачей справился Винс Пэйс.

Безупречное 3D-изображение, полученное с помощью этой системы (с простодушным названием Reality Camera System), впервые можно было увидеть в документальном фильме Кэмерона «Призраки Бездны», снятом под водой на месте гибели настоящего «Титаника». Эксперимент удался, получилось хорошо.

Но Кэмерону было мало снять новый безупречно-трехмерный экшн-фильм. Раз всё так хорошо, значит можно еще лучше: он посмотрел на успех 3D-мультфильмов типа «Вверх», потом на свои 3D-камеры, потом еще раз «Вверх», и понял, что с его оборудованием можно объединить реальность и компьютерную графику в 3D.

Так получился самый успешный фильм в истории кино на данный момент.

Чтобы достичь 3D-эффекта, одних поляризованных очков не хватит — как минимум, нужен еще специальный проектор с повышенной частотой кадров. Но технологии догоняют друг друга: в 2010 году Toshiba, Samsung, Sony, Panasonic и LG планируют представить свои версии домашних стерео-телевизоров. А пока — идите в кино!


Текст: Сергей Сафронов


Рейтинг
186
+ -
В избранное
История успеха 3D-кино и «Аватара» Джеймса Кэмерона
Добавил sashaskolkov, 1 февраля 2010 в 20:54
Пожаловаться

Интересные посты

Комментарии к посту «История успеха 3D-кино и «Аватара» Джеймса Кэмерона» 55

zyfzyf
1 февраля 2010 года в 21:14 #

не знаю, почему, но мне стало жутко смешно

-18
tujhcnflybrjdtujhcnflybrjd
1 февраля 2010 года в 21:19 #

Аватар этот уже подзаебал порядочно

66
terrafluterraflu
1 февраля 2010 года в 21:49 #

он не первый, да и не последний

6
lebblebb
1 февраля 2010 года в 22:05 #

он крайний)

-4
lebblebb
1 февраля 2010 года в 23:41 #

слева

-4
lebblebb
1 февраля 2010 года в 23:59 #

с декабря

-4
sve_karambasve_karamba
1 февраля 2010 года в 22:51 #

ага, скоро взамен ему Гарри П. "выйдет"

-8
williamwilliam
2 февраля 2010 года в 20:12 #

а меня Сумерки заебали, откровенно говоря

0
krabekkrabek
5 февраля 2010 года в 1:56 #

Это Кемерон заебал, денег дохуя, конечно, нашим бы молодым перспективным такие бабки, ещё лучше бы сняли, у Кемерона кстати бывшая молодец.. ''Повелитель бури'' её, ахуенен

2
tujhcnflybrjdtujhcnflybrjd
1 февраля 2010 года в 21:20 #

а 2 млрд долларов - это,конечно,что то невероятное

8
katrin_mechtakatrin_mechta
1 февраля 2010 года в 21:26 #

Мне всегда было интересно,как же работает 3Д кино,спасибо за пост,интересно. Будем ждать домашние стерео-телевизоры =)

5
bumbum
1 февраля 2010 года в 21:26 #

"при поддержке Jameson Irish Whiskey" - пара бокальчиков виски посодействовало написанию поста =)

18
maximselinmaximselin
1 февраля 2010 года в 21:46 #

пару бокальчиков и любое кино становится 3д )

30
terrafluterraflu
1 февраля 2010 года в 21:50 #

пару бокальчиков и уже кругом кино! )

9
makedonskymakedonsky
1 февраля 2010 года в 22:59 #

При поддержке Jameson Cameron:)

12
flegmaflegma
1 февраля 2010 года в 22:01 #

зажмурьте один глаз, ладонь сверните в трубку(подзорную) и смотрите на 3В текст, вот вам и 3D

2
dubstahdubstah
1 февраля 2010 года в 22:05 #

да сделать то что тебе нравится, таким образом как тебе хочется и заработать на этом 2 млрд, вот так нужно работать

3
sallanzysallanzy
1 февраля 2010 года в 22:33 #

абсолютно согласен с вами...
меня добивают люди, которые говорят что этот фильм плохой... - блин у меня есть пара весомых аргумента сказать, что все они не правы... итак.
1 ну плохой фильм... окей, но вы то уже отдали за него денег и посмотрели его, а вместе с вами еще не 1 миллион!!!
2 ну плохой фильм... окей, снимите лучше да заработайте на нем хотя бы 1/100 часть тех денег, которые собрал "этот плохой фильм"
Многие скажут, это не фильм собрал, это просто грамотный PR, а кто занимается грамотным PR'ом, конечно грамотные PR'щики, а такие люди как известно с хреновыми проектами не работают, да и поверьте статистике в хреновые проекты столько денег не вкладывают... а те пара исключений лишь подтверждают правило.
Спасибо за пост.

12
miumiupiupiumiumiupiupiu
1 февраля 2010 года в 23:29 #

ага

-7
johnniejohnsjohnniejohns
2 февраля 2010 года в 0:44 #

ага, сперва добейся. ха-ха
быть поваром для оценки вкуса блюда совсем не обязательно

7
badabingbadabing
2 февраля 2010 года в 10:49 #

и опять ты не прав )

-6
azbykaazbyka
1 февраля 2010 года в 22:20 #

м.

-3
logitech3000logitech3000
1 февраля 2010 года в 22:24 #

А я так и не пошла смотреть этот фильм.

-9
shopshop
1 февраля 2010 года в 22:35 #

У нас нет кинотеатров 3D. А хотелось бы, но мы в заднице.

19
paulglekpaulglek
1 февраля 2010 года в 22:53 #

Тебе нечего делать на LAM.

-87
igor_rusinovigor_rusinov
1 февраля 2010 года в 22:57 #

Это Вам нечего делать на LAM чем давать столь ублюдские советы.

32
shopshop
1 февраля 2010 года в 23:51 #

Спасибо!

12
lisamadlisamad
2 февраля 2010 года в 15:19 #

Игорь, еее!
Инна, давай уже 12 разгневанных мужчин посмотрим...

-2
shopshop
2 февраля 2010 года в 15:36 #

Уже три дня собираемся!

4
tikireytikirey
2 февраля 2010 года в 0:12 #

я вас прекрасно понимаю про 3д кинотеатры(

1
basyabasya
2 февраля 2010 года в 0:43 #

Первые недели он с большим успехом шел без всяких наворотов в виде 3Д. Я вообще не люблю 3Д - голова болит от любого, поэтому с большим удовольствием сходила на обычный.

-2
_dime__dime_
1 февраля 2010 года в 23:47 #

Только что из кинотеатра. Аватар в 3Д шикарен, я отстал сильно и последний 3д фильм смотрел ещё в красно-синих очках) а тут совершенно другая картинка... Потрясающе... жаловались на боль в глазах, я такого у себя не заметил, весь фильм пролетел на ура. Потрясающая картинка.
Думаю и надеюсь что в скором времени домашние телевизоры будут воспроизводить 3д, и мы сможем смотреть футбол в 3д, дискавери в 3д и концерты любимых рок групп в 3д ;)))

0
rainbow_toorainbow_too
2 февраля 2010 года в 13:24 #

Телеканалы будут показывать ЧМ по футболу 2014 в Бразилии в 3D-формате!!!

-3
_dime__dime_
3 февраля 2010 года в 18:12 #

Было бы интересно посмотреть такой матч. Будут ли у нас пабы или прочие показывать такие матчи предварительно раздав очки?)
Приходишь в спортбар, заказываешь очки и смотришь 3д футбол...

0
rainbow_toorainbow_too
5 февраля 2010 года в 10:18 #

выпить побольше - вот тебе и 3D

3
javelinesjavelines
2 февраля 2010 года в 18:37 #

да и до аватара были фильмы в 3д. хотя мне кажется, назвать это "стерео" изображением было бы правильнее.

«Кемерон, Кемерон. Аватар, Аватар. Триде, триде. Хотите реального трите - сходите в театр» © кто-то из твиттера

5
johnniejohnsjohnniejohns
2 февраля 2010 года в 0:42 #

"Так получился самый успешный фильм в истории кино на данный момент." Камеры, которые первыми использовал совсем не Джеймс, как вы написали, а Родригез в двух своих фильмах за несколько лет до него, совсем не причина успеха. (я на самом деле удивляюсь, как люди, которые пишут такие статьи так неграмотно подходят к фактам)

"James Cameron and Vince Pace developed the Fusion Camera System aka Reality Camera System 1 as way to shoot features in stereoscopic 3-D.[2] The digital high definition camera was used on Cameron's documentaries and movies Aliens of the Deep, Ghosts of the Abyss and Avatar. Robert Rodriguez also used the camera to shoot Spy Kids 3-D: Game Over and The Adventures of Sharkboy and Lavagirl in 3-D."

Причина по-моему очевидна - это пиар компания, подобной которой еще никогда не было, и которая возможно войдет в учебники. Я даже не удивлюсь, если узнаю, что туда было вбухано больше денег, чем сам бюджет.

0
bronepoezdbronepoezd
2 февраля 2010 года в 10:56 #

а я удивляюсь, какой смысл вооружаться одной статьей в википедии, чтобы пытаться найти ошибку в статье ) даже если сходить с нее по ссылкам, станет ясно, что родригез (spy kids) и кэмерон (призраки бездны) сняли свои фильмы в один год. Причем фильм кэмерона вышел в апреле 2003, а родригеза - в июне 2003. какие еще несколько лет? ))

8
johnniejohnsjohnniejohns
2 февраля 2010 года в 12:14 #

удивляйтесь. Я не ищу ошибки в статье, я просто ее читаю, и когда факты из того, что я знаю, не укладываются с тем что там написано, я сообщаю об этом. Просто в статье написано, что типа Кэмерон такой вот гениальный, и первым додумался пустить эту технологию в массы и именно поэтому фильм вышел такой успешный.

-4
e_lenae_lena
2 февраля 2010 года в 10:59 #

А вы поищите информацию и удивитесь. Никто и не скрывает, что на рекламу тратиться очень много денег, суммы сравнимые с затратами на создание. Но так делают многие, даже гораздо менее успешные фильмы. И в приведенной вами цитате сказано, что камеру все-таки придумали при участии Кемерона. Но в начале 2000 он не мог создать Аватар, и дело было даже не в 3д-эффекте или мокапе. А потому, что он сразу задумал полностью нарисованных персонажей и их мир. Ему пришлось ждать, когда компьютерные технологии дорастут до его задумок.
И побить все рекорды помог Аватару не PR, а "сарафанное радио" :)

0
johnniejohnsjohnniejohns
2 февраля 2010 года в 12:19 #

так а дело не только же в затратах, а как подошли к этой рекламной кампании.
Насчет технологий, так а что, не было что ли раньше фильмов с нарисованным ландшафтом и персонажами? По-моему были и еще как.

-4
brianboybrianboy
2 февраля 2010 года в 20:03 #

да, конечно, были. я вообще не вижу существенной разницы в качеств спецэффектов у аватара и того же стартрека, звездных войн (новых) и огромного количества 3d-мультиков (коралина, вверх, беовульф и т.д.).

3
basyabasya
2 февраля 2010 года в 0:45 #

Хороший пост, интересно. Про сине-красные очки было и так понятно, но прикола поляризированных я не знала. Спасибо. Хотя голова моя болит от любого :(

-3
lucky36lucky36
2 февраля 2010 года в 13:06 #

про 3D эффекты недавно показывали по TV!
после 30 минут просмотра в 3D очках начинает кружится голова...

-4
vetasvetas
2 февраля 2010 года в 13:46 #

а потом идёт пенка изо рта и ты падаешь, падаешь, падаешь... а очки над тобой смеются, смеются, смеются... и кресла переступают через твоё тело своими квадратными ногами...

Ой! Это же про другой фильм, я это про Алису в стране чудес... Простите.

-3
phil2realphil2real
2 февраля 2010 года в 14:25 #

ну что у вас за головы какие то неприспособленные??)))...да где кружится? когда болит???? у меня единственно закружилась голова когда в фильме они первый раз летали на драконах настолько все ахрененно было!))).. бля да смотрите тода дома по телевизорику все!..

-3
mpersonationmpersonation
2 февраля 2010 года в 16:57 #

Лукас, когда перевед Звездные войны в 3д - поборет кэмерона)...а может) но я лично буду надеяться)

0
goretskayagoretskaya
2 февраля 2010 года в 17:15 #

так и думала, что после такого огромного успеха фильма в 3D, компании выпускающие домашние кинотеатры и видео приставки должны озадачится вопросом их производства.
по поводу самого фильма, то лично для меня, все спас эффект 3D, на трехчасовой фильм сюжетную линию можно было бы придумать куда более закрученную.

0
brianboybrianboy
2 февраля 2010 года в 19:54 #

"сидеть в зале, набитом пассажирами метро."
а автор сам на тачке разъезжает? какой гордый! Наверняка какой-нибудь дешевый хэтчбэк, не лучше, чем метро. пиздец. и вообще есть вип-залы, чтобы с пассажирами метро не пересекаться

3
jabodromjabodrom
2 февраля 2010 года в 21:28 #

слишком много шумихи. да, слишком много её.

-1
trianglestriangles
3 февраля 2010 года в 0:07 #

3D - отличный способ борьбы с пиратскими компаниями а так же заработать побольше на сборах. Люди, не имея возможности смотреть такое кино дома, идут в кино. Потому сейчас в таких количествах выходят 3D фильмы. Это гораздо прибыльней тем более в свете событий связанных с кризисом.

а вообще я жду Алису в Стране Чудес очень.

0
bes_tolkoviybes_tolkoviy
3 февраля 2010 года в 15:31 #

а я не видел его еще.
После всей суматохи как-то и не особо хочется уже, в МакДаке - аватары, на афишах - Аватары, в рекламах - Аватары, в новостях - Аватары, заипло.
Но схожу как-нить, когда вся шумиха пройдет!

0
alexmalexm
3 февраля 2010 года в 22:38 #

Смотреть кино по ТВ или на компьютере и в кинотеатре (в обычном) - это две большие разницы. И фильм воспринимается иначе и эмоции другие и сам поход в кинотеатр - это целое событие (с друзьями или подругой). Все роскозни про ДВД и пиратов, которые, якобы, отвлекают аудиторию из кинотеатра - это шняга-оправдание PR-менеджеров, которые плохо сделали свою работу.
3D уже не однажды пытался вытиснить обычное кино. Не получалось. И видимо, причина в том, что большинство зрителей приходят в кинотеатр для того, чтобы поразбудить свои чувства. И далеко не все их будят экшеном и спецэффектами.
Ну и последнее. Что-то я не встречал обсуждений художественных достоинств фильма. Все смакуют 3D, спецэффекты и кассовые сборы. Прекрасная работа промоушен-менеджеров (тех, кто промывает мозги).

1
palkinpalkin
5 февраля 2010 года в 9:58 #

Да, вот он гений!!!Молодец, по поводу терминатора правильно сделал!!!

0

Вход на сайт

Забыли пароль?

Войти, как пользователь

Регистрация через Facebook

У вас уже есть аккаунт на Look At Me?

Связать мои
аккаунты

Я регистрируюсь впервые

Регистрация через Facebook

Введите ваше имя пользователя и пароль Look At Me, чтобы связать его с вашим аккаунтом на Facebook

Я передумал, я не хочу связывать аккаунты. Продолжить регистрацию

Новое сообщение