Views Comments Previous Next Search

Мне жаль, что из рецензий исчезают баллы

Антон Мухатаев объясняет, как ироничное отношение к оценкам в рецензиях могло бы спасти и оценки, и сами рецензии.

Мне жаль, что из рецензий исчезают баллы. Изображение № 1.

 

Мне грустно. Люди слишком серьёзно относятся к оценкам в рецензиях, и рецензенты больше не хотят ставить баллы. Сначала после редизайна их вырезал мой любимый сайт о музыке Fact Magazine, а затем так же поступил классный сайт о видеоиграх Eurogamer (правда, там оставили полезные медальки-рекомендации). Эти издания неслучайно британские: хотя американская культура мне нравится куда больше островной, я считаю, что европейцы куда лучше умеют критиковать популярную культуру — наверное, всё дело в традициях жанра.

Аргументы, почему в рецензиях пора отказаться от оценок, приводят такие:

  Одним числом невозможно обозначить все тонкости: очень разные вещи получают одинаковые оценки; 

  Музыка, видеоигры и остальная популярная культура вошли в такое состояние, что оценить их числом больше нельзя;

  Читатели обращают слишком много внимания на оценки, не уделяя внимания самим текстам.

В ответ на эти, безусловно, обоснованные высказывания я процитирую любимое высказывание нашего главного редактора Риты Поповой: «И?».

Мне жаль, что из рецензий исчезают баллы. Изображение № 2.

 

Начнём с того, что оценки никогда не обозначали все тонкости чего бы то ни было. Это просто невозможно, и ни один рецензент в здравом уме не подумает, что оценки — нечто большее, чем число рядом с текстом (по-моему, это должны были понять все, кто учился в школе). Я всегда относился к оценкам как к юмористическому (хотя тут скорее подойдёт слово whimsical) окроплению рецензии, которое её дополняет, а не заменяет, а во многом живёт отдельно. Как вообще можно воспринимать оценки иначе? У меня с друзьями в своё время было развлечение: угадывать в точности до десятой оценки новых альбомов на Pitchfork и до 0,5 на Tiny Mix Tapes. Очень часто мы попадали в цель: в мифологии чисел этих сайтов легко разобраться. Кстати, точно так же надо относиться к любым спискам и топам: они не претендуют на достаточное описание реальности, это её (зло)намеренное искажение и преломление.

Оценка — это шутка, фарс, но в то же время очень важная вещь, маркер и сигнал, который помогает нам ориентироваться во всё ускоряющемся потоке нового. В 2015 году я не хочу тратить слишком много времени на новые сериалы, книги, альбомы и игры. Мне нужно точно знать, что я узнаю что-нибудь новое, что меня развлекут, удивят и не заставят жалеть о потраченных часах. Я должен быть уверен в выборе, но и в скорлупе запираться не хочу. Сейчас это как никогда просто сделать, следуя только советам близких друзей или тому, о чём все говорят в ленте Facebook. Без рецензий в таком случае никуда, но им тоже, как и тому, на что их пишут, нужен предварительный отбор — и тут помогают оценки. 

Но читатели относятся к оценкам слишком серьёзно. Они думают, что и рецензии — это очень серьёзно, а уж оценка — серьёзнее некуда, что одновременно беда и спасение. Беда — потому что люди неправильно понимают то, что видят и читают. Спасение — потому что оценки привлекают к рецензиям тех, кто с их содержанием изначально не согласен. Люди спорят, пыхтят, ругаются — это не всегда происходит в вежливой форме, но само по себе здорово. Куда хуже, если все будут сидеть по углам и запрутся в пузырях. К сожалению, культура фильтров на Facebook к этому очень располагает — можно закрыться вообще от любых мнений, кроме тех, что совпадают с твоим.

Мне жаль, что из рецензий исчезают баллы. Изображение № 3.

 

Закрыться от внешнего мира в 2015 году как никогда просто, и критики, люди, которые пытаются анализировать весь поток популярной культуры, нас от этого спасают. Да, вы можете быть с ними не согласны, но эти люди смотрят, слушают, играют и, возможно, даже думают об этом больше вас — им есть с чем сравнивать, есть о чём судить. Поэтому к их мнению надо хотя бы прислушиваться, начинать всегда с себя. Знаю ли я столько же, сколько автор? Больше ли у него опыт, внимательнее ли он меня? Слишком часто оказывается, что заблуждаются не критики, а читатели, заранее всё решившие и не готовые хотя бы немного избавиться от предрассудков. Я говорю прежде всего о себе, человеке, который за год может полностью изменить мнение об отдельном музыканте от «терпеть не могу» до «он лучший».

Любой внимательный читатель Look At Me знает, что мы не пишем рецензий — у нашего сайта совершенно другая задача. Тем не менее другие издания, которые их пишут, остаются очень полезными, и мне жаль, что они убирают оценки, пишут меньше рецензий или перестают их писать в принципе. Чтобы этого больше не происходило, давайте сделаем так: когда вы в следующий раз откроете рецензию с оценкой, которая вам заведомо не нравится, выдохните и расслабьтесь. Как справедливо писал в своём блоге Гриша Пророков, это просто мнение. Вот своему блогу я поставлю оценку. Прямо сейчас.

2,5/4

Да, я предпочитаю 4-балльную систему оценок с шагом в 0,5 балла. Это наиболее сбалансированная система, которая не приводит к инфляции оценок и, с одной стороны, отказывается от лицемерия 10-балльной системы, где оценки распределяются слишком неравномерно и неоднозначно, а с другой — получается более точной и подробной, чем 5-балльная система, где тройка воспринимается как неудача — хотя такого быть не должно. Возможно, всеобщий переход на 4-балльную систему хотя бы немного спасёт нас от прекрасного хаоса, в котором пребывает популярная культура.

фотографии via Shutterstock 

Рассказать друзьям
8 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются