Views Comments Previous Next Search
Новые сериалы в России: «Атомный лес» и «Супер Олег» — Итоги света на Look At Me

Итоги света

Новые сериалы в России: «Атомный лес» и «Супер Олег»

Интервью с создателями двух ТВ-инструкций по выживанию в любых условиях

Как вам, наверняка, уже сообщила какая-нибудь рассылка в фейсбуке, после 21 декабря 2012 лучше ничего не планировать. Да что рассылки — все только об этом и говорят. Современные художники вдохновляются апокалипсисом, режиссеры снимают фильмы про перерождение и новую эру, мультфильмы — и те рассказывают о конце света.

Мы тоже решили основательно подойти к возможной катастрофе — в конце концов, следующий шанс попрощаться с миром нам представится еще очень не скоро. Поэтому пока все остальные издания традиционно верстают свои «Итоги года» мы подводим
итоги уходящего света.

 

Складывается ощущение, что телевизионщики тоже готовятся к концу света. В ноябре на телеканале «2x2» стартуют сразу два новых русских сериала — один («Атомный лес») про последствия техногенной катастрофы, другой («Супер Олег») — про супергероя, который (в теории) спасет человечество. Look At Me связался с создателями обоих сериалов — Алексеем Лебедевым и Игорем Меерсоном — и спросил их о том, как все начиналось и к чему может привести.

Интервью: Олег Баранов, Даниил Трабун

 

Новые русские сериалы:

Новые сериалы в России: «Атомный лес» и «Супер Олег». Изображение № 1.

«Атомный лес»

 

 

Новые сериалы в России: «Атомный лес» и «Супер Олег». Изображение № 2.

«Супер Олег»

 

АТОМНЫЙ ЛЕС

Выходит по пятницам в 22:22 на «2x2»

 

  

 Новые сериалы в России: «Атомный лес» и «Супер Олег». Изображение № 3.

АЛЕКСЕЙ ЛЕБЕДЕВ

Сценарист, продюсер и автор идеи

 
Расскажите, как все начиналось.

Я не помню какого-то конкретного момента, так сказать, рождения сериала. У меня всегда в голове достаточно идей, и иногда что-то получает возможность вырасти в полноценные проекты. Но история «Атомного леса» на «2x2» я могу сказать, как началась. Мне позвонил Кирилл Иванов («Самое Большое Простое Число» — прим. ред.), который тогда был продюсером канала, сказал, что они собираются запускать собственное производство, и спросил, нет ли у меня чего-то интересного. А у меня было, так что мы встретились, поговорили, и все завертелось.

 

Скажите честно, что раньше появилось — название
или фабула?

Сначала фабула, точнее — общая идея того, что должно происходить. А названия разные были в разное время — и «Термоядерный медведь», и какие-то «Атомные медведи». Но потом от привязки к медведям захотелось уйти, потому что там много всякой живности — лес, в общем. И национальное наше животное там не в одиночестве.

Почему вы решили делать сериал про животных? Так проще рассказывать истории?

Ну, история в том, что там ведь не обычные животные. Произошла некая техногенная катастрофа, и обычные лесные звери очень быстро эволюционировали под воздействием всякой радиации — у них появилась речь, и они стали строить свою цивилизацию на отгороженном, из-за катастрофы, опять же, пространстве. При таком раскладе легче рассматривать самые разные конфликты — от первобытных до более современных  за счет того, что животное и человеческое у персонажей в одинаковой степени присутствует. А с персонажами-людьми пришлось бы выкручиваться, иногда какими-то искусственными способами.  Лесная среда еще позволяет обычные людские проблемы довести до какого-то абсурда, это раскрепощает.

 

В целом это на «Пору приключений» похоже немного, там ведь тоже катастрофа и тоже ее последствия.

Я смотрел «Пору приключений» не всю, только несколько серий, и о том, что там что-то страшное произошло, мне друзья рассказали, что там есть серия, в которой все объясняется. А у нас это изначально проговаривается, и никаких вопросов нет. В «Поре приключений», насколько я понял, эта катастрофа — такое обстоятельство, которое оправдывает нахождение мальчика и его необычной собаки в сказочном мире, но не то, чтобы на нем там все держится. А у нас, ко всему прочему, есть и обычная, человеческая цивилизация, и она будет по ходу сериала часто проявлять себя.

 

Произошла некая техногенная катастрофа, и обычные лесные звери очень быстро эволюционировали под воздействием всякой радиации

 

 

 
У этих животных есть какое-то основное стремление, чего они хотят в итоге добиться? В «Поллитровой мыши», например, герои стараются время, которое вдруг остановилось, снова запустить.

У нас нет какой-то конкретной точки входа в их историю, и так же нет точки выхода. Я не знаю, как мы бы смогли пронести какую-то их цель через каждую серию. В потенциале это бесконечная и нелинейная история. Каждая серия посвящена какой-то своей теме.

 

А что удерживает героев вместе?

Во-первых, у них там, так сказать, отношения. А во-вторых, из этого леса и не сбежишь. Как из чернобыльской зоны, например — все отгорожено и все перемещения отслеживаются. Вы бы хотели, живи вы неподалеку от зоны прошедшей катастрофы, чтобы к вам что-то двухголовое вдруг прибежало? 

 

Ваш мультфильм, понятное дело, для взрослых. Но что бы сделало его детским — достаточно просто скабрезности вырезать?

Как человек, который сделал, по сути, первый российский детский сериал («Смешарики» — прим. ред.), скажу вам, что дело не в скабрезностях. Ребенок требует не вычищенной речи, а понятных контекстов. Когда ты делаешь сериал для взрослых, ты именно что можешь позволить себе выход на более сложные контексты и темы. Как обустроена жизнь в офисе, или что происходит, когда ты сталкиваешься с продавцом-хамом, детям ведь непонятно и не нужно это. А сам ход истории и для взрослых, и для детей один и тот же.

 

Но вы все-таки на какие темы через сериал говорите?

На те, которые волнуют человека, скажем, восемнадцати  двадцати пяти лет. Взаимоотношения с противоположным полом, с начальством.

 

То есть это «Смешарики» для тех, кто подрос?

Я бы так точно не стал говорить, это только отпугнет зрителей, боюсь. Но есть и объективное отличие. В «Смешариках» — герметичный мир с определенным количеством локаций и персонажей, без насилия и внешних каких-то врагов. А у нас мир тоже в каком-то смысле герметичный, но очень большой, и персонажей у нас целая куча, они сменяют друг друга, пропадают, возвращаются, но они всегда есть в мире сериала. Мы можем все время вытаскивать из кармана чертиков. В «Смешариках» появление нового героя сразу вызывало бы вопросы в духе «Ой, а что это такое из кустов вылезло и что оно вообще тут делает?» А в «Атомном лесе» в любой момент может появиться какой-то неизвестный мутант, сделать что-то странное, убежать и в целом разрядить обстановку даже, а не накалить. Бог из машины и рояль в кустах одновременно. И вообще наш лес, он хоть и лес, но по сути — город. Что еще хорошо с животными: они позволяют очень много. Если бы сериал был про людей, многие вещи смотрелись бы странно. А с животными любая, даже табуированная тема, выглядит нормально. Насилие, например. Я при этом не сторонник простого отрывания голов героям ради развлечения, скорее — за абсурд, вскрывающий истинную суть вещей. Чувствуешь себя увереннее, когда не надо ни перед кем кривляться и политкорректность изображать.

 

А с животными любая, даже табуированная тема, выглядит нормально. Насилие, например.

 

   
Это, помимо всего прочего, первый российский сериал подобного толка. Вы чувствуете какую-то особую ответственность по этому поводу?

Я бы не об ответственности говорил, а о невероятном кайфе от того, чтобы делать что-то первым. А вся моя ответственность, на самом деле, — это придерживаться графика. Мне как продюсеру еще дико повезло, что у меня есть надежный сценарист, это я сам. От меня в этом смысле требуется немного: истории, истории, истории и так далее. А их в голове масса, а вокруг — еще больше. Я не знаю, что такое творческий кризис даже. Иногда попадаются истории, которые сложно структурировать, но поводов и правда полно: вышел на улицу, и вот они, конфликты, только успевай записывать.

 

То есть сторонних сценаристов вы не планируете привлекать?

Знаете, если бы вы мне сказали, где этих сценаристов взять. Их ведь нет. Точнее, может, и есть, но я их не вижу. А так я рад даже научить кого-то техническим моментам, вроде того же структурирования, только было бы кого. Но я вот студию себе еле-еле, но все-таки собрал, может, когда-то и со сценаристами дело пойдет.

 

Западные мультфильмы для взрослых часто напичканы цитатами из кино, литературы и вообще других областей искусства. В вашем сериале как с этим?

Поначалу я этим баловался, но это как-то неправильно. Понятно, что любая цитата — это признание в любви. Только эта любовь очень редко передается зрителю, чаще так и остается чужеродной капсулой. Если уж ты делаешь собственный мир, то давай-ка ты и инструменты подбирай подходящие, а не просто те, которые нравятся. Хотя, знаете, может, мы и найдем какую-то возможность срастить наш мир с тем, что существует вокруг. Головы, как в «Футураме», мы использовать не сможем, но фантазия на то и фантазия, чтобы работать в неожиданных направлениях. 

 

СУПЕР ОЛЕГ

Повторный показ первого сезона — с 3 декабря по будням в 23:40 на «2x2»

 

 

 Новые сериалы в России: «Атомный лес» и «Супер Олег». Изображение № 4.

ИГОРЬ МЕЕРСОН

Продюсер и сценарист

 
Как я понимаю, идея выросла из скетча?

Точно. Ребята — Алексей Смирнов и Антон Иванов — придумали однажды двух таких забавных персонажей: народного героя Супер Олега и его антагониста, противника Плохого Пашу. Сделали скетч. Потом этот скетч был успешно нами забыт, а на просторах рунета этот ролик стал собирать поклонников. Школьники, да и не только, стали делать пародии... А мы с Сашей Незлобиным организовали компанию и захотели делать что-то из серии пародии на супегеройское кино. И тогда всплыло воспоминание о том, что персонажи-то есть уже! И мы на год сели разрабатывать этот сериал, потому что скетч — это скетч, а драматургическая история — это совсем другое. У нас была куча вариантов и концепций, мы долго-долго над ним корпели, и в итоге сняли пилот без режиссера и оператора — своими силами. Позвали друзей на эпизодические роли. Получилась десятиминутная история — практически мультфильм, снятый людьми. Ну, естественно, в таком комиксном стиле.

Естественно, комикса такого не существует?

Нет, мы все это придумали. Но десятиминутный формат — он не телевизионный. Ну и мы хотели выкатить сериал в интернет. Но смонтировав эту десятиминутку, мы что-то так возгордились (смеется), нам так понравилось. Вспомнили, что друзей у нас на телевидении много... Ну и, может, за интернетом будущее, но какие-то нормальные деньги пока можно заработать только на телике. Подумали над ТВ-форматом. Мы же не сразу на «2x2» пошли, их, может, и десять минут устроило бы.

 

Во всем мире формат мини-серий, в общем, вполне себе живет. Взять тот же Eagle Heart на Adult Swim.

Так вот, поскольку мы не сразу пришли к «2x2», то мы погрязли еще на полгода в разработке настоящего двадцатичетырехминутного формата. У нас-то изначально была комиксно-мультяшная история про супергероя и суперзлодея как выжимка из какой-то гигантской истории. Для получасовых эпизодов надо было придумать классическую вторую линию супегеройского кино — кто эти герои, чем занимаются, отношения, профессия. Ведь только когда приходит беда... Короче, мы долго сидели над второй линией. Взаимодействия разрабатывали, любовный трегульнгик. И вот с этим сценарием стали ходить по телеканалам. Но единомышленников нашли только на «2x2». Мы хотели такой трэш-юмор — а они сказали: «Все супер! Делайте, что хотите».

 

Комикс про Супермена появился во времена Великой депрессии, сегодня в России появляется сериал про Супер Олега, а на прилавках лежат комиксы Bubble про четырех тоже российских спасителей человечества.

Мы с тобой виделись в прошлый раз на стэндапе Дилана Морана и, в принципе, тут на эмоциональном уровне есть что-то близкое. Нам тогда Дилан рассказал, что такого всплеска популярности стэндапа, как во время экономического кризиса, в Англии никогда раньше не было. Потому что это, с одной стороны, возможность для какого-то открытого протеста, а с другой — развлекуха, которая расслабляет в стрессовой  ситуации. Люди стадионами сейчас собираются вместе поржать — хоть какое-то единение происходит. Потому что в остальное время все только сильнее разводит людей друг от друга.

 

И появление супегероев тоже в этой парадигме.

Да, я думаю, что супергеройством что-то подобное работает. Я не большой спец в истории, но думаю, что во времена Великой депрессии, также как и у нас сейчас, под большой вопрос ставилась национальная идея. Типа, что это за идея, если у нас так все дерьмово? И супегерой, как это ни смешно, пусть это детская латексная история в оранжевых трусах, но действует на подсознание. Происходит объединение какое-то. Людям хочется на кого-то рассчитывать, и пока оно выражается в таком немного комическом и детском виде. Но это ж только начало.

 

И супегерой, как это ни смешно,
пусть это детская латексная
история
в оранжевых трусах,
но действует на подсознание.

 

 

 
И еще ощущение того, что обычный человек может вот так вот вдруг стать супегероем. У нас совсем недавно стали появляться сериалы, в которых персонажи (характеры, образы) по крайней мере похожи на реальных россиян — ну, «Реальные пацаны» или «Интерны» на ТНТ, к примеру. Супер Олег без костюма — похож?

 Да, мы как раз хотели сделать его близким к нам, хотя, возможно, это и не очень профессионально с точки зрения теледеятелей. Наверняка надо думать про абстрактного «массового» зрителя. Но Супер Олег — это такого общее наше альтер эго. Основной, конечно, Леша Смирнов — он его изначально и придумал. Тут главное все-таки делать то, что ты понимаешь, видишь вокруг, в чем разбираешься. «Интернов» делали ребята, которые по образованию медики. И они понимали всю кухню, жизнь тех, кто только что закончил медучилище. Так вот, в жизни Супер Олега зовут Олег Ежиков. Но история не про жизнь комиков, а про жизнь обычного парня: с проблемами, с которыми сталкиваются в его возрасте. А вот кем он работает, чем зарабатывает на жизнь, мы придумывали в последнюю очередь. Шли от его личной жизни. Чтобы у него в жизни было максимальное количество знакомых всем нам конфликтов. Мы его придумали таким небольшим неудачником. Да, он влюблен в соседку Татьяну Пичугину и стесняется ей в этом признаться. Живет с бабушкой — двадцатилетние понимают, какой это груз ответственности.

 

А родители где?

Мы хотим выпускать не один сезон, поэтому оставили себе место для разгона. Отец Олега, к примеру, сидит, а мама говорит, что он работает, конечно же, где-то за границей. Мы хотим, чтобы отец внес новую жизнь через пару-тройку сезонов, когда всем надоест чистое противостояние Олега и Плохого Паши, чтобы появился еще один конфликтный персонаж.

 

Вы «Декстера» смотрели? Напоминает чем-то.

Конечно. Короче, мы долго думали над реальной жизнью нашего героя. У многих наших двадцатилетних знакомых одинаковые проблемы, поэтому мы придумали его ищущим, пытающимся найти работу. Он такой понятный персонаж — не только москвичам и петербуржцам понятный. Не «креативный кластер», а человек из  народа. Да, у всей российской молодежи такие проблемы, да, все пьют дешевое пиво в подъезде и не знают, как себя применить в этой жизни. Но это реальный мир, а есть еще супегеройский. Тут мы думали, что и у антигероя, и у героя должна быть своя команда. У Супер Олега команда не в таком американском смысле, которая действительно помогает. Это настоящее русское супергеройское кино, поэтому наша команда, которая как бы должна была помогать супегерою, она (смеется) хорошо, что не мешает. Один алкаш, другой придурок... Мы стали думать, в какую среду Олега запихнуть. Надо было его поместить в понятное место, но, с другой стороны, окружить не совсем нормальными людьми. Ты смотрел «Задержку в развитии»? Его зачем-то закрыли.

 

Да, у всей российской молодежи
такие проблемы, да, все пьют
дешевое пиво в подъезде
и не знают,
как себя применить в этой жизни.

 

 

 
Смотрел, прекрасный, да. Обещают в 2013-м возобновить.

Отлично, буду ждать. Там как раз с героем мы себя еще можем ассоциировать, а вокруг него такая замечательная плеяда дебилов, с которой нет. Вот мы думали, в какую среду запихнуть нашего неудачника. Решили — в ЖЭК. В связи с тем, что у него нет работы, а деньги срочно нужны, в рамках первого сезона он работает в ЖЭКе. Но в призме супергеройского мира оказывается, что ЖЭК — это ассоциация супергероев, а бухой электрик — супергерой, который управляет электричеством... Такая российско-советская действительность, всем нам близкая.

 

Российскую реальность, как я понимаю, вы сильно исказили.

Да, это практически мультик, сыгранный живыми актерами и снятый на видеокамеру. То, что никогда никто в российском телевидении точно не делал. В мультфильмах мы же всегда все прощаем: со мной нога говорит отрубленная — нормально. У нас вот есть даже серия, где Россией управляет, скажем так, непонятная субстанция (смеется).

 

Рассказать друзьям
9 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются