Views Comments Previous Next Search
Художники о конце света: Жиляев, Темен, Махачева, Сакин, Recycle — Итоги света на Look At Me

Итоги света

Художники о конце света: Жиляев, Темен, Махачева, Сакин, Recycle

Look At Me просит пятерых современных художников рассказать о том, что они бы сделали в день апокалипсиса

Как вам наверняка уже сообщила какая-нибудь рассылка в фейсбуке, после 21 декабря лучше ничего не планировать. Да что рассылки — все только об этом и говорят. Современные художники вдохновляются апокалипсисом, режиссеры снимают фильмы про перерождение и новую эру, мультфильмы — и те рассказывают о конце света.

Мы тоже решили основательно подойти к возможной катастрофе — в конце концов, следующий шанс попрощаться с миром нам представится еще очень не скоро. Поэтому, пока все остальные издания традиционно верстают свои «Итоги года», мы подводим
итоги уходящего света.

 

Мы решили поговорить с теми представителями человечества, кто явно найдет (да и сейчас находит) вдохновение в конце света — художниками. В конце концов, большая часть современного искусства — это акции. Берлинская биеннале, проходившая этим летом, была полностью посвящена социально-политическому искусству — то есть тому, как искусство соединяется с реальностью. Мы попросили пять современных художников — Арсения Жиляева, Протея Темена, Таус Махачеву, арт-группу Recycle и Романа Сакина — рассказать, какую акцию они бы устроили в последний день.

Материал подготовила: Анна Савина

Художники о конце света: Жиляев, Темен, Махачева, Сакин, Recycle. Изображение № 1.

 

Художники о конце света: Жиляев, Темен, Махачева, Сакин, Recycle. Изображение № 2.

 

Арсений Жиляев

Есть такая знаменитая фраза, которая была у Джемисона, потом у Жижека, потом просто разошлась по статьям и пресс-релизам к выставкам современного искусства: «Нам легче представить конец света, чем конец капитализма». Я бы в качестве своей последней акции перед лицом надвигающейся катастрофы предложил забавную игру — небольшое исследование для читателей LAM. Пусть каждый из прочитавших этот материал ответит в комментариях на вопрос: «Что вы будете делать, если завтра закончится капитализм?» Полученные результаты я бы подробно задокументировал и выставил бы в первой экспозиции будущего музея революции как последнее произведение под лейблом «современное искусство».

 

Художники о конце света: Жиляев, Темен, Махачева, Сакин, Recycle. Изображение № 3.

 

Протей Темен

Любой перформанс существует только при наличии хотя бы одного из двух обязательных компонентов: зрителя и документации. Соответственно, для того, чтобы осознанно и концептуально точно ответить на вопрос о сценарии акта в момент конца света, необходимо представить ситуацию. Для этого мы должны выявить основные виды концов света.

Сценарий первый. Супербыстрый

Занимает менее пяти минут и сопровождается захватывающим зрелищем: взрыв или падение огненных сфер с неба. Совершенно очевидно, что при таком развитии событий ни одно произведение искусства не сможет конкурировать по аттрактивности с концом света. Единственное, что остается, — документация. Однако, учитывая, что все живое гибнет, максимум, что можно себе позволить в этот момент, — фото на полароид. Это при учете того, что снимок будет произведен в первую секунду, а оставшееся до смерти автора время будет отведено под защиту полученного, еще проявляющегося снимка.

Аудитория

В случае, даже если этот снимок найдут другие цивилизации (при условии, что вообще смогут объяснить себе найденное изображение), они вряд ли смогут сопоставить контекст события, внутри которого была создана работа, и его перформативную часть, а значит, и не смогут выступать в роли аудитории.

 

Художники о конце света: Жиляев, Темен, Махачева, Сакин, Recycle. Изображение № 4.

 Художники о конце света: Жиляев, Темен, Махачева, Сакин, Recycle. Изображение № 5.

 

 

 

 
Сценарий второй. Умеренно медленный

Занимает от недели до месяца. Уничтожающие все живое бактерии или постепенное наводнение и обморожение.

Аудитория

Первую половину этого периода все внимание потенциальной аудитории будет захвачено СМИ для постоянного мониторинга развития событий с одной стороны и попытки сохранить жизнь в случае ухудшения с другой. Таким образом, единственные не занятые в этот момент люди, потенциальные зрители, могут быть разделены на три группы.

Группы зрителей

Первая — это горожане, парализованные страхом. При всем потенциальном успехе этой группы в роли аудитории решающим минусом будет являться их остекленевший взгляд и лицо, подернутое поволокой принятия неотвратимости бессмысленности бытия. Мы и так часто видим их в качестве широкой массы гостей выставок даже в мирное время и решительно можем сказать: это ужасная аудитория, нет смысла ничего ей показывать.

Вторая группа — выживальщики. Они благодаря событиям ХХ века уже достаточно много времени посвятили подготовке к катастрофам и в данный момент на максимально доступной скорости перемещаются в свои норы в лесах. Бардовская лирика всегда шла в разрез с высказываниями художников, и нет смысла что-то исправлять в последние часы Земли.

Третья группа: спокойно принимающие судьбу и никуда не торопящиеся бонвиваны фолаута. Они были бы идеальной группой для демонстрации, если бы при первом доступном случае уже не лежали бы одурманенные и опьяненные в заброшенных лакшери-ресторанах.

В последние дни перед концом ситуация бы накалилась окончательно и приняла бы одну из двух форм.

Первая — это массовые акты мародерства, и в таком случае любой перформанс закончился бы смертью автора от пули и/или изнасилования с последующим грабежом.

Вторая форма, более возвышенная — все люди взялись бы за руки и начали молиться, но и в таком случае художнику пришлось бы туго — за перформанс во время ритуальных действий художника посадили бы в тюрьму до конца света.

Сценарий третий. Максимально медленный

Тут возможны также две точки зрения. Часть людей уже сейчас (с определенной долей смысла в своих утверждениях) говорит о том, что наш мир в это мгновение медленно гниет. А это значит, что любые виды перформативных практик возможны. К сожалению, ни одна из них в чистом виде не будет являться хоть сколько-нибудь популярной с художественной точки зрения, а это значит, что можно и не начинать. Вторая точка зрения предполагает распад мира в течение нескольких месяцев или года.

Аудитория

В таком случае 80% времени потенциальная аудитория будет действовать как обычно, но, скорее всего, момент мародерства наступит раньше, чтобы успеть насладиться отобранным. Незанятые в мародерстве люди (включая и защищающуюся сторону) будет стремиться стать более духовными и познать любые виды телесного опыта, упущенного ранее. К сожалению, это никак не играет в пользу перформанса, так как восполняться будут пробелы, более ориентированные на физический опыт по причине их заведомо работающего результата, к которым искусство никогда и близко не имело отношения.

Последняя неделя медленного сценария будет проходить по принципу второго, а значит, аудитория будет состоять из пьяниц, убийц и болванов, которые, повторимся, всегда были ужасной аудиторией. И вместо того, чтобы их развлекать, апокалиптичному художнику–перформансисту можно посоветовать провести последние часы, пополнив собой ряды любой из этих групп ради сохранения статуса искусства как максимально чистой деятельности сознательного человека.

 

Художники о конце света: Жиляев, Темен, Махачева, Сакин, Recycle. Изображение № 6. 

 

 


Художники о конце света: Жиляев, Темен, Махачева, Сакин, Recycle. Изображение № 7.

 

Художники о конце света: Жиляев, Темен, Махачева, Сакин, Recycle. Изображение № 8.

 

Таус Махачева

Если никто кроме меня не будет знать о приближающемся конце света, тогда я продам все, что у меня есть, найду/куплю/обменяю все видеоработы, в которые я была когда-либо влюблена, и устрою огромный бесплатный опен-эйр со всем необходимым, включая показ этих работ. Это, конечно, нельзя назвать моим перформансом, но это единственное, что я хотела бы сделать перед тем, как мы все будем поглощены земной плотью.

 

 

 

 

 

Художники о конце света: Жиляев, Темен, Махачева, Сакин, Recycle. Изображение № 9.

 

Recycle

Нам повезло. Если вдруг действительно что-то произойдет, то когда нашу цивилизацию откопают, найдут именно наши работы. Дело в том, что наша выставка Paradise Network открывается 20-го декабря.

 

Художники о конце света: Жиляев, Темен, Махачева, Сакин, Recycle. Изображение № 10.

 

 

Художники о конце света: Жиляев, Темен, Махачева, Сакин, Recycle. Изображение № 11.

  

 

Художники о конце света: Жиляев, Темен, Махачева, Сакин, Recycle. Изображение № 12.

 

Роман Сакин

Конец света — это весело. Ничего не могу с собой поделать, но когда о нем думаю, в глубине души появляется радость. Может быть, потому, что это будем делать все вместе и одновременно, как встречать Новый год.

И вот я решил придумать что-то праздничное, торжественное и разрушающееся. Если бы конец света был близок и известна точная дата, то к назначенному дню я построил бы здоровенное сооружение-башню с названием «Разрушающаяся башня встречи конца света». Эта башня должна состоять из множества деталей, чем-то напоминающих строительные леса. И она должна иметь недостроенный вид. На самом верху — кабинка для меня. В кабинке — пульт управления. При помощи этого пульта у башни красиво отваливаются детали. Отрыв детали сопровождается взрывом пиротехники с огнями. Разваливание башни должно продолжаться два-три часа. Тут надо так подгадать, чтобы последние детали отвалились одновременно с гибелью мира.

 

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются