Views Comments Previous Next Search
Что знают и умеют будущие дизайнеры «Яндекса» — Школа дизайна на Look At Me

Школа дизайнаЧто знают и умеют будущие дизайнеры «Яндекса»

Руководитель Школы — о том, как выбрать 30 дизайнеров из 780

Look At Me продолжает рассказывать о Школе дизайна «Яндекса» — преподавателях, занятиях и знаниях для будущих дизайнеров продукта. В этом материале заместитель руководителя департамента дизайна «Яндекса» и руководитель Школы Лола Кристаллинская объясняет, какие знания, навыки и личные качества помогли нынешним ученикам поступить в Школу дизайна.

Что знают и умеют будущие дизайнеры «Яндекса». Изображение № 2.

Лола Кристаллинская

руководитель Школы дизайна

Мы получили 780 заявок на участие в школе, из которых должны были выбрать 30 участников. Искали талантливых, инициативных людей, с которыми хотелось бы поделиться знаниями, — разных, но непременно интересных друг для друга. Нам было важно, чтобы набор в школу был максимально понятен, — прежде всего нам самим. Каждому человеку, подавшему заявку на отбор, мы можем чётко объяснить результат. 

Принятие решения было сложным и многофакторным — аналогичным тому, как мы ищем дизайнеров в «Яндекс». Нет одной «серебряной пули», которая гарантирует попадание к нам: это всегда совокупность факторов и точное совпадение культурного кода и с нами, и с той командой, в которую мы ищем человека.

Что знают и умеют будущие дизайнеры «Яндекса». Изображение № 3.

Нет одной «серебряной пули», которая гарантирует попадание к нам: это всегда совокупность факторов

 

Строить общую систему отбора мне помогла Маша Кудряшова, которая уже много лет занимается developer relations в «Яндексе» и умеет формулировать профессиональные портреты разработчиков разных направлений. Вместе мы сформулировали набор вопросов, ответы на которые давали бы полное представление о кандидате. Потом мы разделили вопросы между анкетой, собеседованием и общением после принятия в школу. Было важно не перегрузить анкету (большие анкеты никто не заполняет) или не испугать раньше времени вопросами о навыках программирования (такой опыт давал преимущества при поступлении, но не был определяющим). Мы старались не пропустить алмазы, готовые к огранке, — неочевидных кандидатов (впоследствии мы назвали их «оленятами»). Это ребята, которые по набору формальных признаков не проходили отбор, но в их ситуациях и анкетах было для нас что-то очень важное, что никак нельзя было пропустить. 

В отборе кандидатов в школу я запланировала четыре этапа. Первые два проводили не-дизайнеры: мне хотелось, чтобы мы ослабили профессиональный фильтр и не пропустили перспективных ребят. Третий и четвёртый этапы проводились уже с участием дизайнеров. Здесь включался фильтр по профессиональным качествам: как кандидат выполнил задачу, какова было логика его действий, как представил свою работу, как рассказал о себе.

 

Приём заявок и работа
над ошибками

Что знают и умеют будущие дизайнеры «Яндекса». Изображение № 4.

 

полнота заявок

качество ответов

Первый этап был полон внимания и заботы — как на видео, где котики осторожно будят утром хозяина лапкой. Нам не хотелось, чтобы из-за очевидной недоработки или явной неполноты анкета не прошла отбор. Никаких решений, кроме разметки спама, на этом этапе не принималось. Оля Пересыпко (менеджер академических программ «Яндекса») проверяла полноту заявок и качество ответов, писала кандидатам индивидуальные письма о том, каких сведений недостаточно, просила их подумать и прислать доработанный вариант. Некоторым кандидатам это помогло, и в конечном счёте они прошли в школу. Но в целом дорабатывать анкету или ответы взялись только 30% участников.

 

Личные качества, возможности
и опыт

Что знают и умеют будущие дизайнеры «Яндекса». Изображение № 5.

 

 

 

Мышление, речь, системность (оценивались на основе эссе).

Культура дизайна и насколько кандидат «наш» (смотрели эссе, социальные аккаунты, стилистику фотографии в анкете).

Близость и лояльность к «Яндексу» (опять эссе, социальные медиа, близкое окружение, кто в друзьях). Этот пункт не такой страшный и серьёзный, как кажется. Было интересно — есть ли у нас общие друзья? Совпадаем ли мы в интересах? Вопрос лояльности мы затрагивали только по одной причине: нет смысла тратить время человека на участие в нашей школе, если он изначально настроен к нам негативно, — скорее всего, восприятие информации от нас окажется заблокированным. Мы не можем нравиться всем — это нормально.

Второй этап обеспечивал равные условия кандидатам без опыта работы и тем, у кого уже был опыт в профессии. На этом этапе отбор производила я. Моей задачей было увидеть и оценить личностные качества кандидата, баланс его возможностей и опыта, желание попасть в проект, глубину проработки заявки, культурный код и совместимость с нами.

Мне помогло, что я не дизайнер и никогда им не была. Я более 15 лет работаю с дизайнерами, умею их нанимать, умею оценивать дизайн, отличаю хорошую работу дизайнера от слабой, но всё же мой фильтр тестового задания и портфолио более мягкий, чем у любого дизайнера. В ежедневной работе я как раз тот самый человек, который обеспечивает часть работы департамента дизайна под кодовым названием «про людей и процессы».

 

Профессиональные навыки

Что знают и умеют будущие дизайнеры «Яндекса». Изображение № 6.

 

 

 

Профессиональный опыт, что умеет. Оценивали портфолио и рекомендации
от арт-директоров и ведущих дизайнеров, полученные на этапе объявления набора в школу
(мы писали им личные письма, предлагали посоветовать хороших ребят).

Понимание трендов и «продуктовость». Это самые неосязаемые критерии, самые субъективные. Оценивались через эссе, портфолио и тестовое задание (гипотетические Яндекс.Игры).

Эстетика: в каком виде поданы материалы и эссе, как презентованы мысли на тему Яндекс.Игр, предпочтения по шрифтам в работах и анкете.

Третий этап — уже мелкодисперсный фильтр. Его задача — соблюсти баланс мнений, уйти от субъективности. На этом этапе отбор производили арт-директора и ведущие дизайнеры компании: Андрей Лось, Рома Искандаров, Ваня Семёнов, Миша Мильников, Костя Горский. Мы старались обеспечить перекрёстное мнение четырёх или даже пяти участников по каждой заявке.

 

 

Билеты на лайнер

Мне очень хотелось, чтобы в оценке анкет мы могли выразить сугубо субъективные эмоции. Всплеск «я так хочу и так чувствую», легализованный и уважаемый в общем процессе. Поэтому я придумала упражнение «Билет на лайнер». Каждый из нас проделывал его для каждого кандидата в завершение оценки — давал или не давал билет от себя. Суть упражнения: представьте, что вы капитан большого красивого белого лайнера. Вы идёте в кругосветное плавание и можете взять с собой людей, которые вам понравились и с которыми вы готовы провести три месяца жизни (время работы школы).

У вас есть четыре варианта:

не давать билет

дать билет эконом-класса (встречаться нечасто, на мероприятиях круиза)

дать билет бизнес-класса (встречаться часто, но всё же не всё время)

билет первого класса (всё время в круизе общаться, встречаться на капитанском мостике)

Это упражнение очень понравилось команде и помогло в принятии решений при последующей сортировке анкет. Забегая вперёд, в процессе мы поняли, что для эконом-класса нужно вводить три градации (эконом плюс, эконом, эконом минус), — мы используем этот опыт в следующий раз. По итогам отзывов дизайнеров и с учётом выданных билетов я определяла, переходит ли кандидат на четвёртый этап.

 

 

 

Личное впечатление

Что знают и умеют будущие дизайнеры «Яндекса». Изображение № 7.

 

деловой этикет и базовая культура общения (как принял приглашение, подключился ли вовремя, как знакомился, как заканчивал разговор)

речь и коммуникации, способность к общению

соответствие своему образу из анкеты

опыт в разработке

готовность к интенсиву летом (мы намеренно подробно рассказывали о нагрузке во время занятий)

Четвёртый этап — это уже запредельная химия, время встреч по Skype. По итогам первых трёх этапов мы пригласили на личные встречи 74 человека, из которых нам нужно было выбрать 30 участников. Выбирали трудно, понравились многие.
В итоге мы решили, что за свои ювелирные труды можем получить вознаграждение, и выбрали ещё двух кандидатов, всего 32.

На этапе собеседований к нам присоединилась Аня Чеботкевич, которая руководит группой подбора для разработки и дизайна в «Яндексе» и сопровождает весь наём дизайнеров. Аня провела с нами первые 40 встреч, помогла войти в режим и взять темп, необходимый для собеседований длительностью 30 минут.

В оценке анкет мы могли выразить сугубо субъективные эмоции — всплеск «я так хочу и так чувствую», легализованный и уважаемый в общем процессе

 

Перед собеседованиями Тарас Шаров (руководитель отдела продуктового менеджмента и дизайна) проанализировал анкеты приглашённых вместе с нашими комментариями и выдал свои билеты на лайнер. Его оценка дополнила финальный образ перед встречей: Тарас особенно обращал внимание на «замороченность» анкеты, на то, как вложился в неё поступающий, была ли возможность поступления для него ценной.

На каждую встречу мы заложили по 30 минут. Мы задавали вопросы, которых не было в анкете, по заранее составленному чёткому плану. Нам было важно соблюсти равные условия для всех: задавать одинаковые вопросы, давать одинаковую информацию. По итогам мы делали выводы: подтверждает ли кандидат свой билет на лайнер и подходит ли он коллективу дизайнеров «Яндекса». Решение о поступлении принимали уже на основе отранжированного списка.

Наша система отбора дала необходимый результат: мы набрали отличных ребят. Благодаря четырём этапам и участию девяти человек у нас получился взгляд с четырёх сторон: Оля проследила и максимально обеспечила полноту заявки, я отобрала всех интересных нам кандидатов без жёсткой привязки к опыту и тестовому заданию, арт-директора строго оценили профессиональную часть, Тарас сделал упор на проработанность заявки и нацеленность на получение места в школе, на предпринимательскую составляющую, если так можно сказать.

Фотографии: Станислав Сабиров

Рассказать друзьям
3 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются