Views Comments Previous Next Search
«Жених — существо малозначимое»:
Горькая правда о свадебной фотографии — Приглашенный редактор на Look At Me

Приглашенный редактор«Жених — существо малозначимое»:
Горькая правда о свадебной фотографии

Почему невеста — главный клиент на свадьбе

Фотограф и преподаватель фотографии в школах Photoplay и Photohelp Андрей Рогозин продолжает рассказывать читателям Look At Me о нестандартных сферах фотоискусства. В прошлый раз он поговорил с фотографом архиерея, а сегодня речь пойдёт о свадебных фотографах.

В чём особенность работы свадебного фотографа?

 

В глазах общества бывают очевидные и однозначные профессии, но есть и спорные, непонятные и вовсе уж загадочные и подозрительные. Допустим, космонавт, дворник, банкир, рок-звезда, продавец в продуктовом магазине, футболист крупного клуба — профессии однозначные: общественный статус, уровень дохода и круг общения этих людей всем понятен. Легко можно предугадать, что для них важно в жизни, чем они измеряют успех, к чему стремятся. Услуги, которые оказывают представители этих профессий, ранжированы и разложены по ценовым категориям уже очень давно. Есть официант в привокзальном кафе — с понятной зарплатой и понятным уровнем сервисных услуг, которые можно требовать, а есть официант в мишленовском ресторане — с другой зарплатой и другими профессиональными обязанностями. Эта «матрица» оценок для большинства бесспорных профессий не менялась десятилетиями, если не веками. А есть профессии непонятные и неоднозначные: либо редкие — вроде профессионального гида в подводном заповеднике, либо совсем новые — вроде работы специалиста по этике или свадебного фотографа.

Свадебный фотограф сегодня и свадебный фотограф 15 лет назад — это настолько разные профессии, что даже непонятно, как их сравнивать. Чем вообще сегодня занимается свадебный фотограф? Фотографирует, скажете вы. Ну нет! Это всё равно что в ответ на вопрос «Чем занимается танцор?», сказать «Шевелит некоторыми частями тела», — вроде бы и верно, но никакого отношения к реальности не имеет. Как всегда, правильный ответ скрывается в верно сформулированном вопросе. И я бы задал такой вопрос: «Что хотел бы получить от идеального свадебного фотографа каждый участник свадьбы?» — всё-таки лучше продаётся тот продукт, который в большей степени удовлетворяет ожидания покупателя.

Первое, что нужно понять: заказчиком, по сути, всегда выступает невеста, и только невеста. Ради нее всё и устраивается, ведь жениху чаще всего достаточно было бы и 1/10, если не 1/100 от всего того, что жизненно необходимо невесте: в плане антуража, церемонии, помпы, ахов, охов и памятных моментов. Жених на свадьбе — существо малозначимое, его дело профинансировать событие и решить технические вопросы. Если, конечно, этим в организационно-творческом порыве не занялась невеста — тут уж ей мешать точно нельзя. Хотя и бывают исключения, потребителем конечного продукта становятся невеста, ее подружки и родственницы по женской линии, а значит, свадебный фотограф оказывает услуги в том же сегменте, что и визажист, маникюрша и женский парикмахер.

Жених на свадьбе — существо малозначимое, его дело профинансировать событие и решить технические вопросы

Какие жанры существуют в свадебной фотографии?

Хорошая свадебная фотография — это фотография, которая лелеет романтические чувства невесты. Отсюда вытекают три жанра:

 

«Жених — существо малозначимое»:
Горькая правда о свадебной фотографии. Изображение № 2.

Постановка в духе романтической диснеевской сказки или голливудской классики «Сладкий ноябрь» (чуть более спокойный и философско-романтический вариант);

«Жених — существо малозначимое»:
Горькая правда о свадебной фотографии. Изображение № 3.

Комедийная мелодрама со счастливым концом;

«Жених — существо малозначимое»:
Горькая правда о свадебной фотографии. Изображение № 4.

Документальные свидетельства глубоких романтических чувств в прекрасном окружении (тоже сказка, но в формате документального кино).

Узнаёте основные виды голливудских фильмов, выходящих из года в год? С их повторяющимися саундтреками и единственным отличием — фамилией исполнительницы главной роли? Конечно, это они! Потому что это продукт, ориентированный на ту же целевую аудиторию и рассчитанный на те же уязвимости.

 

Что должен уметь свадебный фотограф?

Чтобы невеста осталась довольна, Свадебный фотограф должен увеличить романтическую ценность свадьбы. Не только создать изображения — этого мало! — но и атмосферу услуги, качественно подать сервис. Тут можно провести аналогию с рестораном: конечно, вы приходите, чтобы поесть, но не в меньшей степени вы приходите за подходящей для вас атмосферой, за нужной именно вам музыкой, к официантам, которые, с вашей точки зрения, работают корректно. Иногда вы платите за атмосферу не меньше (если не больше), чем за еду. Так же и с фотографией: если вы нанимаете дешевого свадебного фотографа, то вы ожидаете от него фотографий — ну хоть каких-нибудь, чтобы «не ужасно» — именно за «не ужасно» вы и платите. И, разумеется, за 15–20 тысяч рублей вы ничего, кроме этого самого «не ужасно», и не получите. Если же вы нанимаете дорогого фотографа, то вы ожидаете вежливости, креативности, пунктуальности, соответствия в одежде и образе (плохо пахнущий мужик в фотожилетке и с матерком никогда не сможет адекватно заработать в роли свадебного фотографа, как бы гениально он ни снимал). А уж то, что картинки будут уровнем выше среднего, — это даже не обсуждается.

Свадебный фотограф — это действительно очень непростая профессия. Хотя бы потому, что в одном человеке должны сойтись:

 

«Жених — существо малозначимое»:
Горькая правда о свадебной фотографии. Изображение № 5.

Подходящее отношение к жизни вообще и институту брака в частности;

«Жених — существо малозначимое»:
Горькая правда о свадебной фотографии. Изображение № 6.

Умение руководить коллективом (сам фотограф, второй фотограф, ассистент, обработчик или аутсорсинг по обработке, стилист — для сложных постановок);

«Жених — существо малозначимое»:
Горькая правда о свадебной фотографии. Изображение № 7.

Высокий уровень визуальной культуры и безупречное владение технологией съемки;

«Жених — существо малозначимое»:
Горькая правда о свадебной фотографии. Изображение № 8.

Чувство стиля;

«Жених — существо малозначимое»:
Горькая правда о свадебной фотографии. Изображение № 9.

Самодисциплина и трудоспособность.

 

СВАДЕБНЫЕ ФОТОГРАФЫ РАБОТАЮТ В РАЗНЫХ ЖАНРАХ. И что именно снимает автор — сказку, комедию или хронику, — зависит от его отношения к жизни. Невозможно снять хорошую мелодраматическую комедию, если не чувствуешь вкуса к жизни, если сам не склонен радоваться и искать позитив во всём, что тебя окружает. Невозможно снять романтическую сказку о свадьбе, если не видишь в свадьбе ничего романтического или тем более сказочного. А для того чтобы снять романтическую хронику, нужно уметь замечать моменты, когда проявляются глубокие эмоции, нужно уметь читать людей и уметь им сострадать. Каждому направлению — свои навыки, свои цели, свои комбинации приемов съемки.

ХОРОШИЙ СВАДЕБНЫЙ ФОТОГРАФ — ЭТО РУКОВОДИТЕЛЬ МАЛЕНЬКОГО КОЛЛЕКТИВА, ВЛАДЕЛЕЦ МАЛЕНЬКОГО БИЗНЕСА, в котором есть и аутсорсинг (чаще всего — обработка), и логистика, и маркетинговые задачи. Если этого нет, то, скорее всего, создать и продать продукт высокого уровня не удастся. Не говоря о том, что уровень съемки должен быть стабильно на «четыре с плюсом» или выше, потому как непостоянство основной услуги — смерть для любого мелкого бизнеса. Фотографии всегда должны вызывать восхищенные вздохи, иначе просто нечего продавать — это не обсуждается, это подразумевается.

 

Работа свадебного фотографа — не офисная, где за вас всё уже решили, где есть нормированный рабочий день и гарантированные выходные с оплачиваемым отпуском. Здесь надо работать на износ, иногда по 16–18 часов в день, без перерывов, неспешного обеда с коллегами и периодического погружения в соцсети. Это не съемка натюрморта для журнала, когда в приятной студийной атмосфере под музыку и неспешные разговоры вы не спеша снимаете со стилистом 6–8 фотографий за день, а потом идёте пить кофе. Это не съемка моды для журнала, когда на площадке работает команда из 8–10 человек, когда всё подготовлено, всё можно сразу посмотреть на компьютере и, если что, — переснять, переделать, переодеть и перекрасить.

Свадебный фотограф работает в режиме репортажа — нет права на ошибку и пересъемку, но в то же время результат от него ожидают, как от фотографа в глянцевом журнале. И невеста, и жених почти всегда находятся в день свадьбы в сильнейшем стрессе, а фотографу нужно сделать из этого добрую, глубокую и романтическую сказку — поэтому он, помимо всего прочего, должен выступить в роли очень хорошего психолога. Да, работа высокоуровневого свадебного фотографа стоит достаточно дорого, но цена более чем оправданна.  

Работа свадебного фотографа стоит достаточно дорого,
но цена более чем оправданна

Что происходит со свадебной фотографией в России?

 

«Жених — существо малозначимое»:
Горькая правда о свадебной фотографии. Изображение № 10.

Предпочтения в свадебной фотографии меняются в зависимости от страны и общественного слоя. Например, в верхнем потребительском сегменте США больше всего ценят (и в эстетическом, и в финансовом смысле) именно документальную, не постановочную фотографию. Да, конечно, делаются и формальные парадные портреты «в рамку и на камин» — это часть обязательной программы. Но им не уделяется особо много времени, и это не воспринимается как важное умение фотографа, потому что «правда чувств важнее». В России же гораздо больше востребован вариант постановочной романтической диснеевской сказки, с жёстко заретушированными лицами, мощным, глянцево выглядящим тонированием  изображения и радикальными визуальными эффектами — это сразу становится понятно, стоит только посмотреть на лучшие фотографии с сайта mywed.ru.

Мало кто понимает, что такое хорошая свадебная фотография и за что нужно платить. Чтобы профессия свадебного фотографа стала понятной, устоявшейся и с очевидными для заказчика ценами, должно пройти время, ведь сейчас рынок свадебной фотографии в России переживает подростковый период — ему нет и двух десятков лет. Для большинства людей это выглядит так: ну пришел, ну пощелкал — что тут стоит таких денег? Пришел и пощелкал  и правда не стоит больших денег, но это работа уровня продавца хот-догов у вокзала. Смотреть на результат без слёз будет невозможно, и никакой радости эти фотографии в будущем не доставят.

↑ Пример работы свадебного фотографа, стилистически близкой к документальному кино.

«Жених — существо малозначимое»:
Горькая правда о свадебной фотографии. Изображение № 11.

 

 

← Лучшие фотографии с сайта mywed.ru.

А вот то, что за хорошими картинками стоит сложнейшая работа и куча скрытых от заказчика человеко-часов, большинству вовсе не очевидно. Как и то, что легкость, с которой делаются картинки во время съемки, — это легкость сродни той, которую демонстрируют фигуристы, выполняя какой-нибудь тройной аксель. Эта легкость — не результат того, что у человека хорошая камера, а того, что он долго учился создавать выразительные и сильные изображения, убил кучу сил и времени на то, чтобы научиться уверенно переводить эмоции из реальности на изобразительную плоскость. И, конечно, правильно подобрал аппаратуру — необязательно дорогую, но обязательно послушную и подходящую владельцу.

Увы, в массовом сознании выразительность съемки подменяется технологичностью. Если у тебя отличная камера — то и картинки будут отличные. Это, само собой, мало соответствует реальности. Журнальному фотографу проще — его снимки напечатали, это уже «официальное» признание, нечто недоступное, а потому статусное. И неважно, что эти фотографии сделаны не то что не топовой камерой с дорогой оптикой, а очень даже средним оборудованием — этого никто не знает. Военному фотографу тоже «просто» — лёг под танк, и всё, так никто, кроме него, не сможет, какую камеру ни купи. А с редким пейзажем — еще проще.

Увы, в массовом сознании выразительность съемки подменяется технологичностью

Во сколько обходится свадебному фотографу его работа?

 

Свадебному фотографу в каком-то смысле тяжелее всего: он снимает «как все гости», причем у многих камеры не хуже. Он снимает не малодоступные, редкие и удивительные, рискованные сюжеты — он просто «приходит и щелкает, как все». И именно это делает профессию свадебного фотографа такой неочевидной — заказчик просто не понимает, от чего зависит качество работы. Если бы понимал, то никогда не сказал бы, что 60–80 тысяч рублей за день хорошей свадебной съемки — это ужасно дорого. На самом деле это совсем, совсем немного — попробуйте на досуге подсчитать, сколько реально человеко-часов стоит за этим «днем» съемки и сколько получает фотограф в день. Уверяю вас, цифры окажутся вовсе не самыми привлекательными.

↑ Что представляет собой работа над фотографией

Для примера: минимально качественная обработка одной фотографии стоит 150 рублей, и это без какой-либо серьезной ретуши — там речь уже идет о тысячах рублей за карточку. Фотограф должен отдать, скажем, 100 фотографий — то есть только обработка обойдется в 15 тысяч. Как вариант, он сам просидит за ней пару полных рабочих дней — учитывая, что сколько-нибудь разумная обработка фотографии не может занимать меньше 5–6 минут, а самая простая портретная ретушь требует уже намного больше. Добавьте сюда время на организационные встречи, а также оплату работы ассистента и второго фотографа, плюс, возможно, аренду осветительного оборудования. А уж если речь идет о том, чтобы позвать стилиста и организовать сложную постановочную съемку — с идеей, аксессуарами, правильно созданным колоритом — и представить, сколько времени нужно, чтобы из 3 000 или 4 000 исходных кадров отобрать 100—150 лучших, то выходит, что весь процесс займет не один рабочий день. Но все эти тонкости массовому заказчику непонятны, из-за чего свадебная фотография и остается неочевидной профессией.

Профессию свадебного фотографа делает неочевидной то, что заказчик просто не понимает, от чего зависит качество работы

Рассказать друзьям
55 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются