Views Comments Previous Next Search
Фотограф советует фотографам: 13 фильмов, которые стоит посмотреть — Приглашенный редактор на Look At Me

Приглашенный редакторФотограф советует фотографам: 13 фильмов, которые стоит посмотреть

Документальные и художественные биографии, массовая культура, мода и красота в кино

Фотограф и преподаватель фотографии в школах Photoplay и Photohelp Андрей Рогозин продолжает рассказывать читателям Look At Me о разных сферах фотоискусства. Сегодня он предлагает список из 13 фильмов, которые, по его мнению, должен посмотреть каждый фотограф.

Фотограф советует фотографам: 13 фильмов, которые стоит посмотреть. Изображение № 3.

Какие фильмы подходят фотографам?

Разным фотографам нужны разные фильмЫ. Судите сами: могут ли фотограф моды и, скажем, военный фотограф вдохновляться одними и теми же фильмами? Найдут ли они точки соприкосновения в эстетике, общие культурные и этические императивы? Полагаю, что нет, а если общее и найдется, то это окажется малой долей глобального культурного багажа каждого из фотографов. Когда я стал изучать подобные материалы у западных коллег, выяснилась очень забавная вещь: пересечений ни в одном списке от известных фотографов не было. Причина проста: каждый составлял список любимых фильмов, того, что лично ему кажется важным, значительным, что вдохновляет и кажется образцом для подражания. Такой подход мне не кажется верным, поэтому я решил зайти с другой стороны: зачем фотографу смотреть фильмы и что он может из них почерпнуть?  

Во-первых, можно смотреть документальные и художественные фильмы-биографии — иногда весьма правдивые, иногда совсем нет. В них рассказывается о жизни великих фотографов, о том, как они работали, как находили свой путь в фотографии и что это вообще такое — работа фотографа и жизнь фотографа.

Во-вторых, можно смотреть фильмы, которые очень сильно повлияли на жизнь общества, которые задали вектор развития определенных стилей. Визуальный и образный ряд таких произведений очень часто цитируется в fashion-фотографии, потому что тема стилизации всегда была и будет актуальной.

В-третьих, можно смотреть фильмы именно ради картинки как таковой, то есть учиться видеть красоту мира у лучших в своем деле операторов. Тут, казалось бы, как и в двух предыдущих случаях, должны быть некоторые знаковые фильмы, но на деле есть слишком много стилей, разных способов видеть красоту — в один перечень всё не уложить.

Фотограф советует фотографам: 13 фильмов, которые стоит посмотреть. Изображение № 4.

Биографические
фильмы

«ДУХ ФОТОГРАФИИ» (The Genius of Photography) — первый из двух прекрасных документальных сериалов о фотографии, который я могу рекомендовать всем. Он посвящен истории фотографии от ее возникновения и до наших дней. Авторы создают некую логичную и непротиворечивую картину развития фотографического жанра как единого целого. Точка зрения, мягко говоря, спорная, но в академических кругах популярная: гораздо проще выстроить простую модель и отсекать всё, что в нее не укладывается, нежели признать, что не всегда понятно, как кто-то стал популярным. Тем не менее фильм очень вдохновляет и раскрывает зрителю глаза на то, насколько разнообразен мир фотографии и как она развивалась.

«КОНТРОЛЬНЫЕ ОТПЕЧАТКИ» (Contacts) интереснее, хотя он и более специфичен. Каждый отрывок длиной 10–15 минут посвящается творчеству одного автора. Герои первого диска — классики репортажной фотографии, среди которых: Брессон, Кляйн, Джиакомелли, Куделка. Второй и третий диски посвящены арт-фотографам, причем второй — сложившимся классикам арт-фотографии, а третий — концептуальным современным авторам. «Контрольные отпечатки» особенно интересны тем, что в большей части серий второго и третьего дисков фотографы сами рассказывают о себе. Нам предлагают не «испорченный телефон» чьей-то критической статьи и даже не академический искусствоведческий анализ, а живой голос самого фотографа. Это делает фильм очень важным и интересным для любого творческого человека.

Трейлер «Военного фотограФа»
(War Photographer) КРИСТИАНА ФРАЯ

 

Картина «Военный фотограФ» (War Photographer) КРИСТИАНА ФРАЯ — еще один очень важный документальный фильм, который стоит посмотреть любому автору, связанному с фотожурналистикой и репортажем. Главный герой фильма — Джеймс Нахтвей, величайший военный фотограф конца XX века, и он же — оператор большей части фильма, так как мы видим мир через мини-камеру, закрепленную на его фотоаппарате. Сразу скажу: фильм очень тяжелый, местами страшный, но я не знаю ничего, что бы более точно показывало работу настоящего репортера, который снимает не ради денег и славы, а ради людей и жизни как таковой.

«Фотоувеличение» (Blowup) Микеланджело Антониони и «Мех» (Fur: An Imaginary Portrait of Diane Arbus) Стивена Шейнберга это те художественные фильмы, которые я рекомендую. И тот, и другой — притчи, иносказания, фантазии на тему жизни фотографов, но оба прекрасны и точны в мелочах, очень точны на уровне сверхидей и архетипов. При этом «Фотоувеличение» — это и реклама жизни fashion-фотографа, и жесточайшая критика модной фотографии, а «Мех» — сон об арт-фотографии и мечта о творческом освобождении. Самый интересный эффект достигается, если посмотреть эти фильмы один за другим. В одном — свингующий Лондон 60-х со всеми проявлениями гедонизма, нервной роскошью, судорожной одержимостью музыкой и модой, тотальной пустотой и ничтожностью главного героя как личности. В другом — закулисная Америка 60-х, бегство от социальных норм успешности и общепринятого американского образа жизни, своего рода дауншифтинг и воспевание фрик-культуры как способа найти настоящего себя. 

Фотограф советует фотографам: 13 фильмов, которые стоит посмотреть. Изображение № 5.

Знаковые фильмы

Теперь о кинолентах, которые связывают фотографию и массовую культуру, фотографию и моду. Они стали знаковыми для своего поколения или какой-то культурной прослойки, настолько прочно осели в головах зрителей, что даже современные авторы, которые не слышали об этих картинах, сами того не зная, цитируют внедренные этими фильмами архетипы и образы. Я обратился за помощью к коллеге, прекрасному преподавателю фотографии, специалисту в области современной моды Владе Красильниковой. Что очень важно, она прекрасно разбирается в истории визуальной культуры XX века. Конечно, это выжимка, но все перечисленные ниже фильмы важны:

«Андалузский пёс» СальвадорА Дали и ЛуисА БунюэлЯ (1929 год). Бунюэль утверждал, что единственным правилом, которому они следовали, было не использовать любые идеи или образы, потенциально имеющие рациональное объяснение. И в результате «Андалузский пёс» — один из первых и, возможно, главный фильм «нового искусства». На нем построена заметная часть всей культуры сюрреализма как такового.

«Андалузский пёс» (Un chien andalou) Сальвадора Дали и Луиса Бунюэля

 

«На последнем дыхании» ЖанА ЛюкА ГодарА (1959 год) — дебютный фильм режиссера. Он был таким же открытием для своего времени, как «Андалузский пёс» для предыдущей эпохи. С него начался кинематограф «французской новой волны». Трюффо, Шаброль, Малль — все эти авторы работали в ритме, заданном «На последнем дыхании». Под их влиянием развивались Коппола, Полански, Скорсезе, Тарантино.

«Забриски-пойнт» Микеланджело Антониони (1968 год) претендует на то, чтобы считаться центральным фильмом для культуры хиппи. Что уж говорить о его влиянии на мировую культуру, если даже Рязанов в разгар брежневского застоя, в 1973 году, цитирует концовку этого фильма в своей прекрасной комедии «Невероятные приключения итальянцев в России».

«Кофе и сигареты» ДжимА ДжармушА (2004 год) снимались 17 лет. Его в этот список мы включили просто потому, что это замечательный фильм, и нам хочется, чтобы вы его посмотрели!

Фотограф советует фотографам: 13 фильмов, которые стоит посмотреть. Изображение № 6.

Красивые фильмы

В этой части списка я расскажу, что такое красота в кино лично для меня.

«Любовное настроение» Вонга Карвая — совершенно умопомрачительный в плане колористики и работы со светом. Это, пожалуй, один из трех фильмов, которые я могу пересматривать с любого места, без начала, без конца, фрагментами, просто смакуя картинку и наслаждаясь гармонией оттенков ткани на костюмах героев, цветом мокрых стен и игрой цветного, живописного по своей сути света.

«Герой» Чжана Имоу, где цвет гораздо более плакатный, броский, насыщенный, но не менее прекрасный, чем у Карвая. Конечно, и вне разговора о колористике «Герой» — фильм во многом знаковый. Хотя бы потому, что это квинтэссенция традиционного представления о китайских боевых искусствах, в отличие от фильма «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», который у многих ревнителей чистоты стиля вызывал массу нареканий.

Трейлер «Бегущего по лезвию» 
(Blade Runner) Ридли Скотта

 

«Город Грехов» Роберта Родригеса. Это первый в истории фильм, который сумел полноценно передать пластику городского освещения, — каким его изображают в комиксах и каким его подразумевали в ранних детективах в стиле нуар. Рваное, жесткое, слепящее освещение, множественные тени, отсутствие единого светового пространства — всё это создает уникальную по стилю картинку, которую невозможно забыть или проигнорировать. 

«Бегущий по лезвию» Ридли Скотта. До него вся кинофантастика выглядела по-другому. Он породил «Матрицу», «Темный город», «Луну 2112» и многие другие. «Бегущего по лезвию» я, если честно, готов включить в любую часть этого списка. Да, в нем нет ни слова о фотографах, но весь фильм построен на важнейшем для любого творческого человека вопросе — чьей именно жизнью ты живешь и насколько она твоя? Повлиял ли этот фильм на культуру как таковую? Конечно, и его влияние не ограничивается жанром научной фантастики. Интересен ли он картинкой? Я думаю, окончательный ответ на этот вопрос вы получите, когда посмотрите окончательную версию фильма, которую Ридли Скотт в 2007 году представил на Венецианском кинофестивале.

Рассказать друзьям
9 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются