Views Comments Previous Next Search
Как музыка делает нас умнее и счастливее — Приглашенный редактор на Look At Me

Приглашенный редакторКак музыка делает нас умнее и счастливее

Учёные о главном легальном допинге

Музыка сопровождает нас всю жизнь. Уже с 5 месяцев детям нравится двигаться в ритме с музыкой, а 90 % студентов пытаются под музыку заниматься. Учёные более ста лет разбираются с тем, как музыка влияет на нас, наше поведение и даже на наши физические возможности. Look At Me попросил журналиста и учёного Олега Виноградова рассказать о том, как музыка влияет на наш мозг.

Как музыка делает нас умнее и счастливее. Изображение № 2.

Читайте также:

Почему люди хотят быть как все

Как музыка делает нас умнее и счастливее. Изображение № 3.

Больше счастливых лиц

Всего одна песня может улучшить настроение на целый день. Учёные из Великобритании и Австрии установили, что весёлая музыка заставляет нас видеть повсюду счастливые лица. В исследовании 44 испытуемым давали прослушать весёлые или грустные музыкальные фрагменты. Сразу после мелодии на экране компьютера появлялось лицо, и испытуемые оценивали его эмоциональное состояние по 7-балльной шкале. Фотографии выбирали из большой базы данных, где лица уже были отсортированы как грустные, весёлые или нейтральные. О том, какой музыкальный фрагмент весёлый, а какой нет, авторы узнали, опросив людей в предварительном исследовании.

Оказалось, что после прослушивания весёлого музыкального фрагмента люди гораздо чаще оценивают нейтральные и даже грустные лица как весёлые. Во время демонстрации картинок электрическую активность мозга оценивали с помощью электроэнцефалографии. Этот метод обладает очень высоким временным разрешением. Учёным удалось установить, что реакция на картинку после весёлого музыкального отрывка изменяется уже через 1/10 секунды. Можно предположить, что музыка изменяет наше восприятие бессознательно и почти автоматически.

Как музыка делает нас умнее и счастливее. Изображение № 4.

Нейрофизиология мурашек на коже

Человек способен испытывать эмоции и во время прослушивания музыки. Стафон Коелш из Свободного университета в Берлине считает, что как минимум некоторые из них похожи на повседневные. В своём недавнем обзоре, опубликованном в Nature Neuroscience, он сравнивает почти 150 исследований активности мозга при прослушивании музыки. Среди разнообразных участков мозга, которые активируются, когда до нас доносятся мелодические звуки, есть три отдела, связанных с эмоциями: амигдала (или миндалина), прилежащее ядро и гиппокамп.

Амигдала — скопление нервных клеток в глубине больших полушарий. Этот отдел активируется, когда мы испытываем страх. На самом деле функции амигдалы куда более сложные, и сейчас многие учёные считают, что этот участок регулирует избегание или «приближение» к эмоциональному стимулу. Во время прослушивания музыки активируется большая боковая часть миндалины, которая определяет, негативная это музыка или позитивная. Если позитивная, то активируется верхняя часть миндалины и её связи с таламусом и прилежащим ядром (стоит отметить, что речь тут идёт о функциональной связи — не более чем корреляция). По мнению Коелша, именно это заставляет нас продолжать слушать музыку.

→ Амигдала

Как музыка делает нас умнее и счастливее. Изображение № 5.

 

Прилежащее ядро известно всем как центр удовольствия. Неудивительно, что во многих исследованиях этот отдел активируется во время прослушивания приятной для человека музыки. Активность прилежащего ядра позволяет предсказывать момент кульминации в музыкальном произведении, когда у человека от удовольствия возникнет дрожь и появятся мурашки на коже.

Гиппокамп известен благодаря исследованиям формирования памяти. Этот участок в глубине височной доли активируется во время прослушивания музыки с разной эмоциональной окраской. При этом его активность изменяется, если приятная музыка сменяется на неприятную. Учёные считают, что это изменение может быть связно с предотвращением слишком сильного негативного эмоционального ответа. Кроме того, известно, что гиппокамп может регулировать гипоталамо-гипофизарную систему, с помощью которой наш мозг влияет на большую часть гормонов в организме. И именно это может объяснять, почему уровень гормона стресса, кортизола, снижается при прослушивании приятной музыки.  

Также во время прослушивания музыки непроизвольно может возникнуть улыбка или выражение печали, зрачки могут расширяться или сужаться, изменяется электрическая проводимость кожи. Все эти реакции характерны для наших «повседневных» эмоций.

С другой стороны, Коелш отмечает, что часть эмоций из реальной жизни редко провоцируются музыкой. Например, чувство стыда или вины. А вот изумление, например, куда чаще связано именно с музыкой.

Как музыка делает нас умнее и счастливее. Изображение № 6.

Не такая уж грустная «грустная» музыка

Учёные из Японии разбирались, почему людям так нравится слушать грустную музыку. Участники эксперимента слушали грустное музыкальное произведение и должны были описать свои ощущения с помощью ключевых слов. Среди музыкальных стимулов был, например, ноктюрн «Разлука» Глинки.

→ М. И. Глинка, Ноктюрн «La Séparation». Адриано Паолини, фортепиано

 

В результате анализа оказалось, что условно грустная музыка вызывает амбивалентные чувства. Люди, с одной стороны, описывают музыку как трагичную, а с другой — наслаждаются ею и испытывают радость и романтические чувства.  В онлайн-исследовании 722 участников их разных стран удалось выяснить, что люди слушают «депрессивную» музыку с целью стимулировать воображение,  регулировать эмоции, чувствовать эмпатию и утешение. При этом сама музыка чаще вызывает у людей ностальгические чувства, а не грусть.

Как музыка делает нас умнее и счастливее. Изображение № 7.

Музыка не даёт сконцентрироваться

По словам Дэвида Мартина в книге «Doing Psychology Experiments» (на русском она выходила как «Секреты механизмов психики»), в качестве курсовой работы по экспериментальной психологии его студенты чаще всего предлагают изучить, под какую музыку эффективнее всего заниматься. Несмотря на большое количество работ о том, как музыка влияет на работоспособность, вопрос остаётся неизученным.

Большой мета-анализ 2011 года (исследование, в котором много маленьких экспериментальных работ превращают в одну большую с помощью специальной статистики) показал, что эффекты от музыки неоднозначны. Но точно ясно, что фоновая музыка мешает читать и не очень хорошо влияет на память. Правда, и к этим результатам стоит относиться осторожно. Как говорят авторы, некоторые специфические эффекты могли быть усреднены, но это скорее связано с тем, что таких специфических исследований было очень мало.

Есть много доказательств того, что положительные эмоции, которые вызывает музыка, могут повышать эффективность обучения или помочь концентрации внимания.

 

Как музыка делает нас умнее и счастливее. Изображение № 8.

 

С другой стороны, в исследовании, которое дало жизнь проекту Coffitivity, было показано, что фоновый шум может повышать креативность. В серии из 5 экспериментов учёные доказали, что средний уровень шума (примерно 70 дБ) повышает эффективность придумывания ассоциаций и генерирования новых идей.

Музыка может отвлекать молодых водителей от дороги. В 2013 году израильские учёные провели исследования того, как изменяется поведение молодых водителей (85 человек со средним стажем около 7 месяцев). Во время опыта водители слушали музыку, которую они сами предложили, музыку, подобранную исследователями, или ездили в тишине. Оказалось, что музыка, предложенная испытуемыми (в основном разновидности техно), приводит к более агрессивной езде и большему количеству ошибок за рулём. Музыка, предложенная исследователями, с умеренной сложностью восприятия, как правило, связана с более аккуратной ездой, нежели полное отсутствие музыки.

Как музыка делает нас умнее и счастливее. Изображение № 9.

Зачем ходить
в музыкальную школу

Даже несколько лет обучения музыке могут существенно изменить вашу жизнь. В 2008 году вышла часто цитируемая статья Марии Форгард и её коллег из Гарвардской медицинской школы. Исследователи попытались узнать, даёт ли детям преимущество игра на музыкальном инструменте. Среди 59 детей из обычных школ в Бостоне 41 обучали игре на разнообразных музыкальных инструментах (клавишных, струнных или на том и на другом), остальные 18 детей без музыкального образования были в контрольной группе.

Всего через 3 года обучения игре на музыкальных инструментах дети показывают более высокие результаты в заданиях, связанных с различением звуков, тонкой моторикой, словарным запасом и невербальной логикой. Авторы подчёркивают, что, несмотря на корреляционную связь этих показателей, длительность обучения музыке предсказывает степень различий, что и позволяет рассматривать обучение как причину этих различий.  

Это далеко не единственное исследование того, как обучение музыки влияет на когнитивные способности. Считается, что обучение музыке улучшает вербальную память, навыки чтения, общий IQ, социальные навыки, не говоря уже о связанных с музыкой когнитивных функциях: различении звуков и мелкой моторике.

 

Как музыка делает нас умнее и счастливее. Изображение № 10.

 

Ещё в 2003 году группа из Гарварда сравнивала мозг музыкантов и немузыкантов с помощью магнитно-резонансной томографии и повоскельной морфометрии — метода, позволяющего с высокой точностью найти структурные различия. У музыкантов куда более развиты самые разнообразные области мозга.

восприятие звуков: извилины Гешля, верхняя височная извилина

распознавание зрительных стимулов: нижняя височная доля

интеграция зрительной, слуховой и осязательной информации (верхние части теменной доли)

координация движения (левая верхняя доля мозжечка)

сложные двигательные акты (участки префронтальной коры)

По словам Аниты Коллинз из университета Канберры в Австралии, обучение музыке куда более полезно для развития когнитивных способностей, чем обучение другим видам искусства. Игра на любом музыкальном инструменте требует слаженных движений, точного распознавания звуков, одновременно с чтением нот.

Как музыка делает нас умнее и счастливее. Изображение № 11.

Музыка помогает бегать быстрее

В 1911 году Леонард Айрес установил, что велосипедисты крутят педали быстрее, если слушают музыку во время заезда. В недавнем исследовании было доказано, что при езде под музыку потребность велосипедистов в кислороде снижается на 7%. Другие исследования говорят о том, что люди могут тренироваться на беговой дорожке дольше, если слушают музыку. В среднем музыка заставляет нас двигаться немного быстрее, а уставать медленнее. Костас Карагеоргис из Брюнельского университета в Лондоне назвал музыку легальным допингом.

Существуют разные мнения по поводу того, как это возможно.  Часть авторов считает, что музыка вполне может отвлекать нас от чувства утомления во время тренировки. С другой стороны, определённый музыкальный ритм заставляет нас двигаться быстрее или медленнее и, в конце концов, ритмичнее, что и позволяет эффективнее расходовать энергию.

фотографии via Rasmin/Flickr, Andy P/FlickrMatthew McAndrew/Flickrdino recasens/Flickr, Bill Read/Flickr, Jeremy Hughes/FlickrDavid Rogers-Worrall/Flickr1366x768

Рассказать друзьям
8 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются