Views Comments Previous Next Search
Что такое креативность 
на самом деле — Приглашенный редактор на Look At Me

Приглашенный редакторЧто такое креативность
на самом деле

Учёные советуют, как стать творческой личностью

В современном обществе способность к творчеству ценится чуть ли не выше других личностных качеств. Look At Me попросил журналиста и учёного Олега Виноградова рассказать, из чего состоит творческий процесс и как определить креативного человека.

   

 

Творчество — это вид когнитивной деятельности, который ведёт к новому или необычному видению проблемы. Под это определение подходят сотни вещей: решение задач, проектирование оперы или атомного реактора, музыкальная импровизация. Креативность  (от лат. creatre — творить) в этом случае — всего лишь способность к творчеству. К сожалению, исследования творчества едва ли охватывают все эти феномены.

В качестве примера попробуйте решить эту задачу (говорят, что меньше чем 1 человек из 10 может решить её правильно, а точнее максимально рационально, ведь правильного ответа тут нет и вовсе):

Вы с другом путешествуете в горах (в оригинальном источнике это был бразильский тропический лес, можете представить его) и наталкиваетесь на ущелье. Глубина ущелья — 12 метров 192 сантиметра, ширина — 18 метров 288 сантиметров, длина — несколько километров. У вас с собой 6-метровая лестница, плоскогубцы, спички, свечи, бесконечный запас верёвки, а вокруг камни. Как вы переберётесь через ущелье?

(ответ в конце материала).

Что такое креативность 
на самом деле. Изображение № 2.

Из чего состоит творческий процесс

В начале ХХ века британский психолог Грэм Уоллес создал одну из первых концепций творческого процесса, описав его основные этапы. Всего их четыре.

ПОДГОТОВКА — постановка задачи и весь предшествующий опыт 
(уроки математики или занятия в художественной школе);

ИНКУБАЦИЯ — отвлечение от задачи. Часть учёных считают, что на этом этапе 
мы забываем первоначальные неэффективные решения. Другие полагают
что активно работает наше бессознательное, анализируя сотни ассоциаций;

ИНСАЙТ — озарение, просветление. Роберт Солсо в своём знаменитом учебнике отмечает, что инкубация далеко не всегда приводит к озарению: «Мы все знакомы 
с людьми, которые большую часть своей жизни пребывают в инкубации, 
но так и не достигли просветления»;

ПРОВЕРКА — длительной этап проверки идей и их отбора.

Экспериментального подтверждения эта концепция почти не получила, 
но во многом напоминает отчёты о работе знаменитых творческих личностей. Самый известный пример — открытие свойств автоморфных функций французским математиком Анри Пуанкаре. Он вспоминает, что несколько недель безуспешно работал над функциями. Затем отправился в геологическую экспедицию, где совсем этим не занимался. Решение пришло к нему неожиданно. Пуанкаре вспоминает: «Мы садились в омнибус, и, когда я поставил ногу 
на подножку, ко мне без всякой видимой подготовки пришла идея о том, 
что преобразования, которые я использовал в определении автоморфных функций, идентичны преобразованиям неевклидовой геометрии».

Что такое креативность 
на самом деле. Изображение № 3.

Кто такой творческий человек

Считается, что творческие люди эксцентричны, интерактивны, неконформны 
и противоречивы. Последние 100 лет исследователи пытались понять, как
на самом деле устроена личность творца: от книги Чарльза Ламброзо 
«Гениальность и помешательство» до сложных моделей современной психологии. Стоит отметить, что в исследованиях креативности и творчества редко изучают иконических гениев (big-C, как их называют когнитивные психологи). Обычно изучают творцов, которые набрали самые высокие баллы в тестах на креативность (или little-c); например, придумали самое необычное применение кирпичу.

В психологии есть много моделей, описывающих человеческую личность. Самая популярная среди них — так называемая «большая пятёрка», в которую входят:

ОТКРЫТОСТЬ ОПЫТУ — любознательность, хорошее воображение 
и широкий круг интересов.

ЭКСТРАВЕРСИЯ — возбудимость, коммуникабельность, энтузиазм, 
напористость, самоуверенность.

НЕВРОТИЦИЗМ — эмоциональная неустойчивость, чувствительность.

ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ (сознательность) — самоконтроль, желание следовать правилам.

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ — доверие, доброта, альтруизм.

Некоторые факторы очевидно связаны с креативностью, например, открытость опыту и высокий уровень экстраверсии. С другими факторами всё не так однозначно. Высокий уровень невротицизма — характерная черта многих художников, хотя учёные чаще бывают эмоционально стабильными.

Добросовестность — тоже неоднозначный фактор. Креативная личность должна быть обособленной и не подчиняться правилам. Художники получают очень низкие оценки по этой шкале, а учёные — даже выше, чем в среднем в популяции. Американский исследователь Григорий Фист заметил, что креативные учёные 
в среднем получают куда более высокие оценки по этой шкале, нежели их менее креативные коллеги. Добросовестность связана с умением эффективно организовать работу и достичь лучших результатов в любом виде творчества. 
Это первое доказательство противоречивости творческой личности.

Доброжелательность — фактор, который почти во всех исследованиях негативно коррелирует с креативностью. Учёные сходятся на том, что творческие люди имеют тенденцию к низкому уровню доброжелательности. Они не склонны 
к командной работе, часто несдержанны в обществе, нетолерантны 
и производят не самое хорошее впечатление. Американский психолог венгерского происхождения Михай Чиксентмихайи заметил, что творческие 
люди демонстрируют особенности личности, которые у обычных людей редко считаются позитивными. «Вероятно, парадоксальные особенности личности 
и многогранный характер — отличительный признак творческого человека», 
— говорит учёный. 

 

Творческие люди имеют тенденцию к низкому уровню доброжелательности

 

Модель «большой пятёрки» не объясняет, какие особенности личности на самом деле связаны с креативностью. Поэтому исследователи Женевского университета объединили факторы из большой пятёрки в суперфакторы. Учёные выясняли, 
как суперфакторы связаны с генерацией и отбором идей. Они предполагали, 
что пластичность и дивергентность отвечают за создание идей, в то время 
как конвергентность помогает выбрать лучшую.

ПЛАСТИЧНОСТЬ («открытость к опыту» и «экстраверсия»);

ДИВЕРГЕНТНОСТЬ (низкий уровень «добросовестности» и «доброжелательности»);

КОНВЕРГЕНТНОСТЬ (высокий уровень «добросовестности»).

В двух последовательных экспериментах приняли участие более 200 человек. 
Они заполняли 3 вида опросников: о личностных особенностях, создании идей 
и достижениях в «творческих занятиях» (например, писательстве или сочинении музыки). Для анализа данных авторы использовали моделирование структурными уравнениями (SEM). Это особый метод компьютерного моделирования, который позволяет анализировать причинные связи.

В результате оказалось, что именно высокий уровень пластичности и дивергентности (это самодостаточные, независимые нонконформисты) помогает генерировать идеи. Это напрямую связано с высоким творческим потенциалом. 
С другой стороны, высокий уровень конвергентности помогает отбирать лучшие идеи, но само по себе это не влияет на творческий потенциал. То есть исключительно конформные, самокритичные люди практически никогда 
не преуспевают в творчестве. Креативные люди полны парадоксов.

Что такое креативность 
на самом деле. Изображение № 4.

Почему деление
на левое и правое полушарие — это миф

Первые свидетельства о связи областей мозга и креативности появились благодаря пациентам с разнообразными поражениями мозга. Были случаи, когда пациенты с очагом эпилепсии в левых лобно-височных областях неожиданно открывали у себя творческие способности. Недавно подобный случай описали 
и для пациента с очагом в правом полушарии. Творческое озарение посещало 
и пациентов с лобно-височной деменцией (особый, довольной редкий вид старческого слабоумия). Позже систематические исследования показали, 
что такие случаи — скорее исключение. Автор подобного исследования 
Катерин Ранкин заметила: «Несмотря на творческие успехи отдельных пациентов, в среднем для людей с лобно-височной деменцией более характерна апатия».  

Исследования пациентов с поражением центральной нервной системы — 
не единственный способ выяснить, чем креативные люди отличаются 
от остальных. Совсем недавно в арсенал исследователей попал ещё один метод, основанный на магнитно-резонансной томографии, — воксельная морфометрия (воксел — это трёхмерный пиксель). Метод основан на том, что данные МРТ особым образом обрабатывают и стандартизируют, так что можно напрямую сравнить различия в размерах разных отделов мозга.

Рекс Юнг, исследователь университета Нью-Мехико, сравнивает особенности мозга творческих людей. Участников эксперимента поделили на две группы 
по результатам тестов на креативность и сравнили отличия в строении их мозга. 
В одном из таких исследований установили, что у людей с высоким уровнем креативности толще правая задняя поясная извилина — её видно, если два полушария разделить между собой. Некоторые области мозга у креативных людей были тоньше и меньше — например, язычная извилина, веретеновидная извилина, левая лобная доля, левая латеральная орбитофронтальная кора и правая угловая извилина. Интересно, что у людей с более высоким IQ есть преимущество 
в размерах мозга, а с творчеством дела обстоят иначе.

 

Некоторые области мозга у креативных людей были тоньше и меньше

 

Юнг отмечает, что различия серого вещества можно связать с определёнными функциональными сетями, например, сетью когнитивного контроля (cognitive control network). С её помощью объясняют такие функции, как переключение внимания, осознанное принятие решений и рабочую память. В сеть когнитивного контроля входят боковые участки префронтальной коры и задние области теменной коры.

Сеть когнитивного контроля обычно подавляет работу другой нейрональной сети — сеть оперативного покоя (от англ. default mode network, можно встретить
и другие варианты перевода: сеть пассивного режима работы мозга, или сеть пассивного режима, сеть базового режима и так далее; к сожалению, в русском языке не прижился пока ни один из этих терминов)
. Сеть оперативного покоя активна при свободном бодрствовании — например, если вы мечтаете. Она образуется из соединения медиальной лобной коры, медиальной височной коры, задней части поясной извилины, нижней части теменной коры и многого другого.

Именно с этой активностью связывают работу воображения, генерацию новых идей и неожиданных ассоциаций — и в том числе музыкальную импровизацию. Лимб и Браун, исследователи Университета Южной Калифорнии, продемонстрировали, что во время музыкальной импровизации на фортепиано активируются области коры, связанные с сетью оперативного покоя. Активность работы мозга регистрировалась с помощью фМРТ. Примерно так же ведёт себя 
и мозг рэперов во время фристайла.

Теперь вы понимаете, почему идея о творческом правом полушарии — это всего лишь миф. Левое не меньше связано с работой сложных сетей и, соответственно, с творчеством, креативностью и генерацией идей. Хотя (по данным некоторых исследований) во время решения творческих задач активность справа чуть больше, это совершенно не доказывает доминантной роли правого полушария 
в творчестве.

Что такое креативность 
на самом деле. Изображение № 5.

Как стать творческим

Бегайте по утрам, ешьте больше белков, планируйте ваш день, проводите бизнес-встречи на свежем воздухе — в интернете можно найти тысячи советов, как стать креативнее. Существуют сотни образовательных методов повысить творческий потенциал. Если верить большому мета-анализу, многие из них работают, особенно те, которые развивают когнитивные навыки и применение на практике. Не стоит забывать, что во многих лабораториях исследователи активно стимулируют мозг человека электрическими или магнитными полями и добиваются фантастических результатов при решении задач. Тут я бы хотел остановиться на способах, предложенных психологом Хейзом ещё в конце 70-х годов прошлого столетия. Даже авторы современных методов разделяют мнение, что это чрезвычайно важно.

ПОМНИТЕ: БОЛЬШЕ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ — БОЛЬШЕ ТВОРЧЕСТВА. Почти всех гениальных людей объединяет усердие. Знаменитые художники и учёные тратили многие годы на совершенствование своих навыков и сбор информации.

СОЗДАВАЙТЕ ПРАВИЛЬНУЮ АТМОСФЕРУ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА. Стоит вспомнить про мозговые штурмы, о которых говорит профессор UCL Винсент Волш. Это хорошо работает не только в группах, но и с самим собой.

ИЩИТЕ АНАЛОГИИ. Сложные новые задачи часто похожи на те, которые мы уже не раз решали, но далеко не всегда это легко распознать.

 

(Ответ на задачу: стоило заполнить ущелье бесконечным запасом веревки и спокойно перейти на другую сторону. Этот пример позаимствован из отличного учебника по когнитивной психологии Роберта Солсо).

фотографии via ShutterstockPaul KapteinLinda GavinEpiforma Design

Рассказать друзьям
10 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.