Views Comments Previous Next Search
Другое измерение: Прошлое и будущее стереокино — Кинозавтра на Look At Me

КинозавтраДругое измерение: Прошлое и будущее стереокино

Все о технологии 3D, которая спасет или погубит кинематограф

 

Другое измерение: Прошлое и будущее стереокино. Изображение № 1.

ТЕКСТ

Алиса Таежная

Кинозавтра — спецпроект Look At Me и МегаФон об экспериментах в кино и о людях, которые вошли в историю кинематографа, опередив свое время. От первых смелых опытов до удивительных открытий — эволюция технологий в кино продолжается на наших глазах. А о том, что станет с кино завтра, фантазируют молодые режиссеры.

Кино и фотография всегда были трехмерными в отличие от анимации и живописи — рисунок не обладает резкостью, а любой кадр на пленке акцентирует внимание на важных героях и событиях. Поэтому 3D можно считать тенденцией последнего десятилетия только в контексте переживания нового опыта зрителями в кинотеатрах. Но после того, как массовое кино начали качественно и убедительно переводить в стереоформат, у кинематографистов появилось весомое преимущество в борьбе с пиратами — за контент, и с сериалами — за зрительские симпатии.

 

Другое измерение: Прошлое и будущее стереокино. Изображение № 2.

 

В первые десятилетия кинематографической алхимии, когда были заложены эстетические основы киноискусства, стереопросмотры были одним из обычных околоцирковых развлечений. К счастью или к сожалению, примитивные технологии начала XX века и небогатый зрительский опыт не позволили современникам по достоинству оценить 3D-картинку: для этого нужны определенные визуальные привычки, натренированный глаз и, конечно же, очки и изображение хорошего качества. Если вспомните свои походы на фильмы в 3D десятилетней давности, наверняка ощутите легкую боль в глазах и голове. Удовольствие от первых 3D-фильмов в зрительском опыте с непривычки может обернуться тренировкой концентрации и гимнастикой для глаз.

 

С приходом цифрового оборудования и компьютерного пост-продакшна производить фильмы в 3D стало гораздо проще. Из-за глобализации упростилась доставка копий и стандартизировалась техника — IMAX и мультиплексы по всему миру экипированы одними и теми же машинами. Поэтому взрыв экспериментов с 3D пришелся на конец 1990-х годов, а приход формата в индустрию — на 2009 год, когда триумфальный прокат «Аватара» дал новую надежду голливудским блокбастерам. Однако 3D всего лишь визуальный прием, а не панацея от серьезной болезни, которой страдает современный Голливуд. 3D не может исправить плохой сценарий, некрасивую графику или угловатых актеров, которые не умеют вести себя в кадре. Напротив, акценты в стерео становятся более очевидными и выпуклыми, и недостатки усиливаются многократно.

Другое измерение: Прошлое и будущее стереокино. Изображение № 3.

 

Звенящие в воздухе монетки, самолет, падающий в пропасть, или бутылка, разбивающаяся в слоу-моушн на тысячи маленьких осколков — на эти фокусы сейчас мало кто купится. Уже в 2011 году, когда на волне популярности «Аватара» студии в спешке наклепали десятки посредственных боевиков, супергеройских саг и фантастики, цифры показали значительный спад интереса к 3D. Многих до сих пор раздражают запыленные очки и необходимость сидеть в них все три часа, пока идет сеанс. В большинстве стран цена билета на фильм в 2D и 3D различается в полтора раза. Здорово ли платить под сотню долларов за то, чтобы посмотреть мультфильм всей семьей с тремя детьми? Зрители могут быть готовы ко многим медиареволюциям, но не к тому, что кино вдруг станет предметом роскоши вроде ресторанов. Технология, которая еще три года назад казалась чуть ли не главным достижением киноцивилизации, сейчас сильно растеряла свой быстро набранный потенциал. Успех и неудача фильма снова зависят от видения режиссера или профессионализма студии, которая собирает для съемок идеальную команду арт-директоров, монтажеров и мастеров по спецэффектам.

 

История 3D

  • 1840
  • 1890
  • 1915
  • 1822
  • 1936
  • 1947
  • 1952
  • 1953
  • 1954
  • 1970
  • 1973
  • 1980
  • 1992
  • 2003
  • 2004
  • 2009
  • 2010

Британский физик Чарльз Уэтстоун изобрел стереоскопию неподвижных изображений. Копии кадра помещались в ящик стереоскопа, а линзы сводили две картинки в одну трехмерную.

Еще один британский изобретатель Уильям Фриз-Грин получил патент на движущиеся 3D-картинки. За счет механического движения две пленки одновременно проецировались в ящике стереоскопа. Но из-за сложности конструкции и недоступности технологии для больших экранов изобретение так и не стало востребованным при жизни своего создателя.

В Нью-Йорке впервые показаны немые короткометражные фильмы в 3D. На пленках, не дошедших до наших дней, было три стереозарисовки: деревенские сцены со Среднего Запада, отрывок популярного в то время фильма «Знаменитые игроки» и документальная съемка с Ниагарского водопада. Изобретение Эдвина Портера и Уильяма Уодделла с треском провалилось, хотя они первыми придумали использовать красный и зеленый каналы для проекции и задали эталонное расстояние между кадрами — 5 см. Журналистка, побывавшая на показе, написала: «Картинка трясется, как отражение в озере. Это очень отвлекает от сюжета. Кино в таком виде не увидит коммерческого успеха».

В Лос-Анджелесе состоялась премьера первого немого и полнометражного фильма в 3D «Сила любви». Фильм смотрели в стереоочках со стеклами красного и зеленого цвета. В конце 1920-х годов все эксперименты с 3D были приостановлены в связи с Великой Депрессией.

Сооснователь компании Polaroid Эдвин Лэнд представил в Нью-Йорке революционную технологию поляризации света на пленке. Две пленки синхронно проецировались на экран через два цветовых фильтра. Изображение объединялось в линзах очков, которые выдавали зрителям перед сеансом.

Режиссер Александр Андреевский снял первый звуковой фильм в формате 3D в СССР — «Робинзон Крузо».

Первый цветной фильм в формате 3D — «Бвана Дьявол», основанный на реальных событиях. Двое львов-людоедов охотятся на строителей железной дороги в Кении. Фильм вышел с тэглайном «Загадка века! Лев у вас на коленях! Любовник в ваших объятиях!» — и ознаменовал начало золотой 3D-лихорадки в Голливуде.

Американский мэйджор Warner Brothers выпустил на экраны Америки триллер «Дом восковых фигур» о скульпторе, который чуть не погиб в пожаре и начал мстить своим врагам, превращая их в восковые статуи. Фильм сопровождался стереозвуком. Качество проекции делало 3D-картинку четкой и убедительной только для центральных сидений средних рядов. От зрителей поступили жалобы на мигрени и боль в глазах. Они и стали причиной того, что технология 3D так и не прижилась в массовом кино до появления компьютерного пост-продакшна.

Альфред Хичкок снял в 3D цветной триллер «В случае убийства набирайте „M“», но из-за тотальной потери интереса к стереокино широкий зритель не увидел фильм в этом формате вплоть до переиздания в 1982 году.

Компания Stereovision, наконец, запустила в производство новую технологию 3D, которая была основана на проигрывании одной пленки, а не двух одновременно. Одинаковые изображения печатались в рамках одного кадра на расстоянии друг от друга, а специальная линза впереди проектора преобразовывала их в объемную картинку. Повреждения пленки перестали быть препятствием для 3D-проекции

В Осаке показали первый фильм для IMAX «Ребенок тигра». IMAX (аббревиатура "Image Maxumum") — стандарт новой пленки 65 мм. На долгие годы короткие и сложные в производстве IMAX-фильмы стали любимым развлечением в музеях науки и центрах документального кино. Длительность первых подобных экспериментов не превышала 40 минут.

Энди Уорхол и Пол Моррисси сняли собственное 3D-кино в формате Stereovision.

В 3D массово переводят классику экшенов и хорроров, например, «Пятницу 13-е» или «Челюсти».

В кино пришла технология Dolby Surround, дополняющая 3D-опыт сильным и всесторонним звуковым сопровождением.

Документальный фильм Джеймса Кэмерона «Призраки бездны» об исследовании затонувшего «Титаника» вышел в большой прокат и лег в основу глобального эксперимента с цифровой съемкой и 3D-продакшном, завершившегося триумфальным для режиссера «Аватаром».

Рождественский мультфильм Роберта Земекиса «Полярный экспресс» в 3D принес создателям почти в 15 раз больше, чем в стандартном 2D. Новую мультипликационную технологию начали копировать Disney и Pixar, и в следующее десятилетие мультфильмы стали все чаще выходить в трехмерном формате. В 2012 году компания Disney заявила, что прекращает производство двухмерных мультфильмов.

«Аватар» собрал за два месяца проката почти три миллиарда долларов при бюджете в 300 миллионов. Джеймс Кэмерон стал самым коммерчески успешным режиссером современности и пообещал продолжить свои эксперименты с 3D в следующих фильмах.

На Международной выставке потребительской электроники в Лас-Вегасе большинство производителей представили модели 3D-телевизоров для домашнего использования.
В конце 2000-х годов конвертация фильмов в 3D стала обычной практикой — затраты на эту техническую процедуру редко превышают 700 тысяч долларов, что кажется скромным вкладом в бюджет фильма, который составляет в среднем 50-70 миллионов долларов. В 3D перевели «Алису в Стране чудес» Тима Бертона, «Зеленый фонарь» Мишеля Гондри и «Запрещенный прием» Зака Снайдера, как до этого десятилетиями переводили успешные блокбастеры. Однако кинокритики и просто специалисты из индустрии часто замечают

принципиальную разницу в глубине резкости, детализации изображения и количестве визуальной информации между фильмами, снятыми и переведенными в 3D.Во втором случае каналы по отдельности кажутся слишком плоскими и стерильными, и даже их совмещение и подтягивание отдельных параметров в пост-продакшне не помогают избавиться от ощущения, что смотришь на допотопную стереооткрытку. В ситуации, когда пиратские способы распространения контента все чаще отвлекают публику от похода в кинотеатр, перевыпуск всеми любимого фильма в 3D — отличный способ повторно заработать на легендах мирового кинематографа.

 

15 классических сцен,
которые стоит перевести в 3D

3D — не панацея от всех бед
современного кинематографа

В эпоху расцвета кабельных каналов и video on demand поход в кинотеатр стал одним из череды событий долгого дня в торговом центре — между покупкой одежды и легким перекусом.

 

 

Если отделить авторское кино от мейнстримового довольно сложно и не всегда обязательно, то синефил и случайный гость кинотеатра — это две принципиально разные формации, как охотники за дорогим винилом и те, кто слушает в машине MP3. Увлеченных всегда меньшинство, и экономика голливудских студий не выдерживает конкуренцию за зрителя с телесериалами. Без всяких спецэффектов и 3D, а исключительно за счет саспенса, юмора и интриги, сериалы переманили у блокбастеров массовую аудиторию. Для наглядности можно обратиться к рейтингам IMDB — появление мамы в «Как я встретил вашу маму» вызвало больший ажиотаж, чем новый фильм Зака Снайдера. Премьеры превратились в рядовое событие, а перерыв между сезонами «Игры престолов» обещает взволнованное ожидание в течение 9 месяцев. Стивен Спилберг на это качает головой, а Роберт Макки говорит, что лучшие сценаристы ушли на телевидение. В таком случае 3D, безусловно, одна из немногих возможностей для массового кино заработать на прокате.

 

 

Другое измерение: Прошлое и будущее стереокино. Изображение № 4.

 

 

Еще одна возможность — копирайт. Двухлетний срок создателя Pirate Bay — предупредительная акция для всех, кто участвует в распространении пиратского контента (а это пара миллиардов человек). 3D пока невозможно скопировать, записать, своровать и в финале испортить ожидание от премьеры отвратительным камрипом. До тех пор, пока домашние кинотеатры будут уступать в размере публичным, удовольствие от водных брызг или автомобильной погони в 3D останется уделом больших зрительных залов. Реальность последних пяти лет показала, что взаимодействие с видеоконтентом разделяется на просмотр фильмов в дороге на мобильных устройствах и поход в кинотеатр за уникальным впечатлением. В этом контексте приложение для iPhone выглядит предпочтительнее для инвестиций, чем посредственный 3D-экшен. Статистика продаж iPad mini и других планшетов говорит о том, что аудитория предпочитает маленькое, но свое, а не огромное и коллективное. Само собой, уже придуманы технологии 3D-телевидения и 3D Blu-ray для домашнего просмотра, но эти небюджетные решения для видео еще должны пройти испытание временем и низкой покупательной способностью среднего класса. До тех пор диагонали экрана лэптопа будет достаточно, чтобы узнавать самое главное о мире кино, не заходя в кинотеатр.

Прошлый исход масс в телевещание в конце 1950-х обернулся ренессансом кинематографа — идейным и технологическим. И такое может повториться снова. Вполне возможно, что в ближайшее время киностудии в панике пустятся в совместные эксперименты с профессионалами из мира литературы, театра, рекламы и дизайна. Мэйджоры никогда не пошли бы на такое, находись они на волне оглушительного успеха в конце 1950-х годов.

 

 

Как наполнить
трехмерность смыслом

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8

Перепридумать анимацию

Студия Pixar c ее особым подходом к анимации и постоянно соперничающий с ней Disney отказываются от двухмерных мультфильмов, несмотря на то, что в XXI веке и 2D способно потрясти воображение. Перед прощанием с 2D студия Disney сделала кивок в сторону традиций, создав «Принцессу и лягушку» — идеальный мультфильм с танцующими зверьми, джазом и атмосферой Нового Орлеана. «Храброе сердце», «История игрушек», «Как приручить дракона», «Рапунцель» — только первые приходящие в голову примеры отличных мультфильмов, которым очень пойдет технология 3D.

Вдохновиться пластилиновыми и кукольными мультфильмами

Путешествуя по мирам странных сказок и не самых вменяемых героев, Тим Бертон вернулся с черной мультипликационной комедией «Франкенвини». В мультфильме о воскрешенной собаке сошлось все: узнаваемый стиль, классный сценарий, и прекрасно прорисованные герои, просто созданные для трехмерности. Тремя годами ранее наследующий «Алисе в стране чудес» мультфильм «Коралина в стране кошмаров» — о девочке, путешествующей среди своих мечт и кошмаров, — показал, что стилистика и простенькие спецэффекты пластилиновых мультфильмов и кукольного театра способны вдохновить на создание нетипичного и не очень детского мультфильма.

Перейти на сторону иллюзионизма

Неожиданный для многих фильм «Хранитель времени» Мартина Скорсезе — не только официальный оммаж и признание в любви рождению кино и мастерству Жоржа Мельеса, но и выход автора гангстерского кино на территорию сказок. Сэм Рэйми в фильме «Оз: Великий и ужасный» тоже вернулся к незапамятным временам и вечной детской классике. Ревайвл интереса к эпохе классического кино, еще не лишившегося магического флера, — очевидная тенденция, которая еще себя покажет.

Снять виртуальное кино с живыми актерами

Опыт Джеймса Кэмерона в «Аватаре» примечателен не только использованными технологиями, но и тем, как органично трехмерные сцены и весь 3D-формат подобраны под повествование — мимика и движения аватаров были сняты с настоящих актеров с помощью чувствительных датчиков. В рисованных героях «Мадагаскара» можно без проблем распознать мимику Бена Стиллера, Алека Болдуина или Криса Рока, отчего анимированных львов и зебру тоже можно считать экранными аватарами актеров. В очень удачных, но не таких резонансных «Приключениях Тинтина» Питер Джексон и Стивен Спилберг тоже снимали движения героев с их реальных имперсонаторов — так двухмерные комиксы Эрже превратились в обаятельное трехмерное приключение, настолько же технологичное, насколько и трогательно старомодное.

Сделать исследование непередаваемым опытом

Гуру документального кино и неустанный экспериментатор Вернер Херцог зашел на территорию 3D, чтобы передать зрителям свою самую сильную страсть — к исследованиям. Благодаря 3D хроника путешествия режиссера и съемочной группы в «Пещере забытых снов» передает не приукрашенное, а буквальное впечатление от открытия нового мира.

Придать кино осязаемость

Немец Вим Вендерс в своем посвящении соотечественнице, покойной звезде современного танца Пине Бауш, снял в 3D выступление балетной труппы, собранной и воспитанной самой примой. В руках Вендерса балет, который обычно не обнажает характера танцоров и деталей работы тела из-за расстояния между сценой и зрителями, перестает быть просто красивой постановкой и становится осязаемым опытом.

Напугать до смерти

Хорроры и слэшеры кажутся предельно идиотскими, пока окровавленная голова не подплывает к зрительскому креслу — 3D постепенно осваивает жанры эксплуатейшна. Чтобы выяснить, как выглядит классика и современность ужасов в 3D, вполне достаточно посмотреть переиздание «Пятницы 13-го» 1980-х годов и сравнительно новых «Пираний» — за счет трехмерных потоков крови и эффекта неожиданности оба фильма заставляют сердце убежать в пятки.

Снять сказку для взрослых

В десятилетие танцующих роботов и обжигающих 3D-взрывов кинематографисты стали забывать о хрупкости живых людей. Эту ошибку попытались исправить в своих фильмах Энг Ли, Баз Лурман и Марк Уэбб. «Жизнь Пи» с сенсационной картинкой и эзотерической подоплекой — это немного слишком для прожженного циника-киномана. Но растения, пожирающие людей, грация компьютерного тигра и летающий трехмерный кит воплощают мечту нашего внутреннего ребенка, начитавшегося книжек о приключениях. «Великий Гэтсби», поверхностная и сочная мелодрама по главной американской книге — не только торжественное, но и очень умно сделанное кино. Тот самый случай, когда мейнстримовый режиссер в танце уходит от буквальной экранизации. 3D-вечеринки и шампанское, которое льется рекой прямо на зрителя — простой, но действенный способ передать живые ощущения героев, недоступные литературе. «Новый Человек-Паук» борется с очередным злодеем, но в первую очередь он парень, который хочет завоевать внимание девушки. Когда в трехмерных лицах актеров считываются искренние, неподдельные эмоции, технологию вполне можно считать оправданной.

 

Новые измерения: Когда кино можно
будет понюхать и попробовать
на вкус?

 

Хотя человек получает 70 процентов информации с помощью глаз, мозг обмануть не так просто. Он распознает несоответствие происходящего вокруг и на экране и верит в кино только понарошку. Короткие 4D-ролики — это уход от условностей 3D и попытка дать максимум буквальных переживаний. Часто бывает, что даже плохо исполненные 4D-фильмы при правильном освещении, движении кресел и распылении воды или потоков воздуха, превращают иллюзию в реальность. 

Другое измерение: Прошлое и будущее стереокино. Изображение № 5.

Первое 4D-кино придумали в 1984 году, но из-за многочисленных сложностей технология тогда не покинула специально построенных для нее парков развлечений и аттракционов на киностудиях. В отдельных кинотеатрах показывали четырехмерного «Аватара» и «Путешествие к центру Земли» — но даже в этих масштабных постановках дублировались далеко не все 3D-эффекты.

В соответствии с сюжетом программируются шумовые эффекты, движение кресел и объектов в зале, распыление воды и газов (иногда с запахом). Время от времени в зале пролетают на тросах различные предметы, пластмассовые щупальца атакуют лицо, шею и руки ошеломленных зрителей. Механика, программирование и электричество для таких сеансов стоят дорого, поэтому часто одну и ту же 20-минутную программу показывают много лет подряд.

Представить, что в начале сеанса на зрителя обрушиваются потоки воды, а в следующем эпизоде его греет высокое тропическое солнце, можно — но это скорее фантазия, чем перспектива. Буквальная реальность состоит из еле уловимых колебаний окружающей среды, передать которые через 3D- или 4D-технологию можно лишь с большой оговоркой или частично: например, сюжетные сцены и диалоги зрители смотрят как обычное кино, а в пиковые моменты открываются возможности 4D — для передачи пространственных и тактильных ощущений. 

 

 

10 вещей, которые никогда
не сделаешь без 4D

 

 

Молодые режиссеры
о будущем кинематографа

В рамках совместного проекта МегаФон 4G и РОСКИНО шесть молодых российских режиссеров представили свои фильмы во время кинофестиваля в Каннах. Каждый из них снял на камеру мобильного телефона минутный фильм о поездке в Канны: «60 секунд. Для тех, кто не ждет».

Другое измерение: Прошлое и будущее стереокино. Изображение № 6.

Светлана Разгуляева

Я очень люблю 3D, но считаю, что использовать его нужно очень осторожно. Хорошее 3D не подменяет живую натуру компьютерной — оно создает осязаемую иллюзию, оставаясь сложным спецэффектом. А качественная 3D-графика изображает гиперболизированную реальность с удивительными и нездешними персонажами. Мне кажется, 3D готовит нам еще много приятных сюрпризов. Главное, чтобы режиссеры не забывали об условном мире кино и не превратили новейшие технологии в дорогой аттракцион. У меня в планах уже есть два фильма в 3D — короткометражный и полнометражный. В коротком метре я планирую использовать 3D, чтобы акцентировать нереальность происходящего на экране, а в полном метре я собираюсь применить 3D как спецэффект.
В идеале мне хочется научиться совмещать реальность с выдумкой так, как это умеет Тим Бертон. «Алиса в стране чудес» очень похожа на мультфильм — в ней точно так же создается условная, сказочная реальность. А ведь изначально кино — это и есть ожившие картинки. Как человек с художественным образованием, я активно использую возможности мультипликации во всех своих фильмах, в том числе в «60 секундах» для МегаФона.

Рассказать друзьям
1 комментарийпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются