Views Comments Previous Next Search
Мадонна в найденном: случайные сюжеты — Блог Димы Неяглова на Look At Me

Блог Димы НеягловаМадонна в найденном: случайные сюжеты

Современные идеи в историческом контексте

Мадонна в найденном: случайные сюжеты. Изображение № 1.

Дима Неяглов

Директор дизайн-группы Alt Space и креативный директор Digital October Group,
переводчик, книжный коллекционер

Каждую неделю на Look At Me выходит колонка креативного директора Digital October Димы Неяглова о дизайне, типографике, рекламе, литературе и логике. В своих статьях Дима часто ставит актуальные задачи в исторический контекст. Сегодня он расскажет о динамическом нарративе.

  

 

В «Твиттере» иногда происходят занимательные или смешные совпадения, типа такого:

Мадонна в найденном: случайные сюжеты. Изображение № 3.

 

 

Кто здесь пошутил? Авторы твитов пишут совсем по другому поводу. Тот, кто сделал скриншот, просто заметил и зафиксировал шутку. Будь на его месте другой человек, и будь у другого человека желание сделать скриншот, шутка вышла бы та же. И сам «Твиттер», конечно, как гигантский составитель лент, не умеет составлять шутки. Выходит, что шутки как бы возникают ниоткуда.

  

 

 

Здесь мы имеем дело с самозарождением сюжета, или динамическим нарративом. Для него требуется среда («Твиттер»), которая способна организовывать поток смысловых сообщений (твитов), и иногда в присутствии наблюдателя эта среда порождает сюжеты как бы сама по себе.

В современном искусстве такие взаимодействия совершенно не новость.
Вот скульптура, установленная в Музее современного искусства Хельсинки:

Мадонна в найденном: случайные сюжеты. Изображение № 4.

Авторneighbour_totoro

Она выполнена из гипса, но если её сфотографировать против белой стены, получается иллюзия картины. Скульптор даёт фотографам возможность создавать бесчисленное количество разных картин. Тот же вопрос: кто тогда настоящий автор? Скульптор заранее не знает, какие картины возникнут из его скульптуры. Фотографы не смогли бы создавать картины, не имея в качестве исходной среды специально выполненной скульптуры. Без взаимодействия скульптуры и инстаграмщика акта искусства не получается.

  

 

 

Примерно те же принципы стоят за мешапами — музыкальными произведениями, составленными из нескольких других. Мой любимый — Эми Уайнхаус и The Beatles.

Автор — DJ LK

Ещё лучше трек Кида Коалы (Kid Koala) под названием Barhopper, где фразы, вырезанные из разных радиопередач, создают новый рассказ.

  

 

 

Постмодерн сказал нам, что **ВСЁ ЕСТЬ СРЕДА**. Только пока что мы видим её только там, где хотим искать. Например, совершенно незаметна «Мадонна в найденном» на этой картинке:

 

Мадонна в найденном: случайные сюжеты. Изображение № 5.

 

Хотя, конечно, шуток с саджестом существует более чем достаточно:

Мадонна в найденном: случайные сюжеты. Изображение № 6.

Наша слепота по отношению к нарративам мешает нам с ними работать. Пока что мы, как губки, впитываем случайные совпадения динамических сюжетных средств.

  

 

 

Если попробовать сказать себе, что всё, с чем ты работаешь повседневно, — сюжетная среда, можно попробовать найти новые подходы к интерфейсам, презентациям, дизайну и всему чему угодно, что только работает со смыслом.

Есть, к примеру, интерфейсы, где эта работа видна.

Мадонна в найденном: случайные сюжеты. Изображение № 7.

Фраза ...is wednesday продолжает название меню today.

Можно представить себе объявление, которое работает подобным образом:

 

ВНИМАНИЕ
не бесконечно.

Расслабься в баре,
но будь сосредоточен за рулем.

 

В данном случае объявление использует другие объявления как исходную среду для создания сюжета.

  

 

 

Как заметил Коля Яремко (бывший старший разработчик-эксперт в «Яндексе» — прим.ред.): «Ретаргетинг рекламы — тоже попытка сюжета пролезть через объектность интернета. А ты положил в корзину продукт и оставил его там. Но по сюжету ты должен оформить заказ. Поэтому мы тебе будем везде этот сюжетный ход предлагать вместо случайного баннера, баннер будет продолжать неоконченный сюжет. На этом примере мы увидим проблематику подобной сюжетности: если я уже купил нужное мне в другом месте, мне никак не избавиться от этого уже ненужного мне сюжета. Невозможно объяснить этому «подсказчику», что я в нём больше не нуждаюсь».

Я не пишу здесь об играх, поскольку в этой области последние несколько лет сюжетных экспериментов больше, чем можно было бы уместить в статью.

Осознание сред исходного материала, с моей точки зрения, может не только дать новые объекты для интерфейсов, копи, архитектуры или (особенно) гейм-дизайна, но и слить эти профессии с искусством на гораздо более глубоком уровне, чем мы сейчас представляем.

 

  

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются