Views Comments Previous Next Search
Как найти в интернете деньги на свой проект — Как это работает на Look At Me

Как это работаетКак найти в интернете деньги на свой проект

Инструкция по краудфандингу, часть первая

Что делать, если есть отличная идея, слаженная команда и для воплощения мечты нужны только деньги? Можно попытаться взять кредит или найти инвестора, а можно выложить видео с представлением проекта и пару скетчей на Kickstarter и собрать деньги или по крайней мере стать знаменитым. Look At Me изучил вопрос, поговорил с теми, кто помогает русским командам на Kickstarter, и теми, кто добился успеха.

 

На что собирать

Для начала нужно определить шансы успеха проекта на краудфандинг-платформе. Главным мировым краудфандинг-сервисом до сих пор остается Kickstarter, поэтому начнем с него. До 2012 года тремя главными (и любимыми спонсорами) направлениями на Kickstarter были технологии, дизайн и игры. Статистику собрал автор The Next Web и программист Бенджамин Джексон.

 

 

Как найти в интернете деньги на свой проект. Изображение № 2.

1. Games 

$50 млн

2. Film 

$42 млн

3. Design

$40 млн

4. Music 

$25 млн

5. Technology 

$16 млн

В 2012 году видеоигры вырвались на первое место. Как писали в официальном блоге компании, перелом случился в феврале — игра Double Fine Adventure собрала $1 млн всего за 24 часа. Успех не случаен — у создателя игры Тима Шейфера еще до релиза проекта на Kickstarter была огромная лояльная аудитория фанатов, выросших на его классических приключениях Full Throttle и Grim Fandango, а его презентационный ролик был практически шедевром D.I.Y-комедии. После этого количество игровых проектов возросло в разы, а чарт по итогам года выглядел так: игры (первое место c $50 млн), кино, дизайн, музыка и технологии.

Double Fine Adventure. Изображение № 3.Double Fine Adventure

Но ЭТИ данные не дают достаточно информации для того, чтобы запускать проект. Каждое приложение, гаджет или фильм — отдельная история, которую нужно представлять своим спонсорам специально. Особенности и статистику каждого проекта легко изучить, используя сайт Kicktraq. Не стоит забывать учиться на чужом опыте.

Два самых больших российских краудфандинг-сервиса Planeta.ru и Boomstarter пока не могут похвастаться такими цифрами, как Kickstarter, но и там случаются свои прорывы. На более социальной Planeta.ru успешно собирает деньги веб-издание Colta.ru и недавно почти миллион рублей было пожертвовано на сайд-проект группы «Би-2» (участники — сооснователи «Планеты»). На Boomstarter требуемые суммы смогли собрать книги («Зеленый драйвер. 24 часа экологичной жизни», «Как люди думают»), программа телеканала «Дождь» «Вечерний Герасимец» и снова русские рокеры — «Глеб Cамойлоff & The Matrixx» (350 000 руб. на песню и клип)

Как найти в интернете деньги на свой проект. Изображение № 4.

В России популярностью пользуются гражданские и социальные проекты: Colta, «РосПил»

 

Как собирать деньги на Kickstarter

Видео

Визитной карточкой любого проекта на Kickstarter является презентационное видео. Это рекламный ролик, который в первую очередь должен показывать продукт и быть в меру душевным. Будущие жертвователи должны полюбить вас и ваш проект, а для этого в интернете, как известно, нужны не большие деньги, а выдумка. Важное дополнение: вы должны рассказать о своем проекте на хорошем английском или (в крайнем случае) добавить субтитры. Звук должен быть идеальным. Многие проекты не собрали деньги, только потому что сделали скучное или непонятное видео.

 

 Удачное и неудачное видео на Kickstarter

 

Тим Шейфер записал смешное видео, которое подробно рассказывало об игре и команде.

 

Как найти в интернете деньги на свой проект. Изображение № 5. 

 

 

 

Как найти в интернете деньги на свой проект. Изображение № 6.

 

Разработчики Slashear придумали прекрасную игру, но зачем-то ускорили свой голос и записали некачественный звук.

Описание проекта

Под презентационным видео находится описание проекта. Основное правило: все должно быть просто, понятно, честно и полезно. Лучше прочитать несколько книг по журналистике или найти знакомого редактора, чтобы читатели не терялись в каше текста. Важно показать, что у вас уже что-то есть: прототипы гаджета, скетчи к видеоигре, раскадровка фильма.

 

Не стоит бояться описывать риски. Жертвователи на Kickstarter — соинвесторы, а не покупатели, поэтому ваш проект должен быть полностью прозрачен.

Как говорит Евгений Жуков, профессиональный посредник для российских проектов, которые желают попасть на Kickstarter: «Они — полноценные попечители проекта. Бекеры (От backers — жертвователи в терминологии Kickstarter. — Прим. ред.) верят в идею проекта и помогают автору не только финансово, но и активно участвуют в продвижении проекта по „сарафанному радио“ среди своих друзей. Более того, многие также активно участвуют в самом проекте, помогая, например, советами, подкидывая новые идеи, указывая автору на ошибки, помогая в тестировании продукта, корректируя описание продукта на их родном языке». О том, что бекеры — гораздо больше, чем просто покупатели, пишут и в официальном блоге Kickstarter под заголовком Kickstarter is not a Store.

Как найти в интернете деньги на свой проект. Изображение № 7.

Зачем российским разработчикам могут понадобиться посредники, мы рассказываем во второй части

 

Реклама на профильных сайтах и в блогах

создателя первого российского сообщества «Русские на Kickstarter» зовут Анти А. Данилевский. Сообщество существует в формате закрытой группы на Facebook и занимается взаимопомощью — практически каждый из сооснователей имеет собственные краудфандинг-проекты. О продвижении Данилевский говорит: «Для неизвестных команд, не обладающих уникальным продуктом и/или звездной славой, без рекламной кампании делать нечего. Самая распространенная ошибка наших авторов сегодня — это запуск кампаний на русский авось, надеясь разобраться по ходу дела. Это не работает. Холодные контакты с прессой не работают практически никогда. Рассылки журналистам, даже на публичные имейлы, в основном приводят к обратному эффекту, иногда даже до жалоб на спам или негативным обзорам».

 Как найти в интернете деньги на свой проект. Изображение № 8.

Разработчики Lightpaсk из Ижевска собрали $500 784 вместо $261 962
за свою версию навесного «эмбилайт» для телевизора

Данилевский  считает, что кампанию вполне можно провести самостоятельно. Все, что нужно, — озаботиться этим вопросом заранее. Подготовить контакты, познакомиться с журналистами и редакторами, которым интересна тематика проекта. Писать редактору, пишущему в основном про кино, о том, какую прекрасную открывашку вы придумали, не имеет смысла. По мнению Данилевского, важен warm start, который на самом деле — половина успеха последующей кампании. Кстати, такая подготовка потребует не меньше сил и времени, чем сама кампания. Подготовка в данном случае означает не только расписанный бизнес-план, но часы исследования интернет-площадок. Стартовой точкой здесь могут послужить сайты http://www.alexa.com, http://www.google.com/trends, но это только вершина айсберга.

Как найти в интернете деньги на свой проект. Изображение № 9.

«Самая распространенная ошибка наших авторов сегодня — это запуск кампаний на русский авось, надеясь разобраться по ходу дела. Это не работает»

Анти Данилевский

создатель первого российского сообщества «Русские на Kickstarter»

Как найти в интернете деньги на свой проект. Изображение № 10.

Совсем другая ситуация с командами, у которых уже есть фанаты: «Я общаюсь с ребятами, собравшими несколько миллионов долларов на Kickstarter, из индустрии компьютерных игр, и там почти не было маркетинга. Хотя все считают, что туда вложены огромные деньги, это не так: играют известность авторов проектов и то, что они делают востребованные их целевой аудиторией игры. Топовые порталы сразу же пишут о таких проектах, ведь для них это великолепный инфоповод. Их подхватывают меньшие игроки, блогеры, форумные завсегдатаи, и информация о проекте может разлететься по множеству ресурсов за пару часов после старта. Но это если речь идет либо о невероятно востребованном и новаторском продукте, либо о проекте звезды мировой величины».

Награды

Почти каждая краудфандинговая платформа позволяет назначать призы за определенные суммы пожертвований. Над бонусами, которые получат бекеры, заплатившие, к примеру, 10, 20, 30 и 100 долларов, нужно хорошо подумать. В июле 2012 года на сайте Хабрахабр Данилевский описал особый тип бекеров — коллекционеров: «Кто-то может собирать исключительно майки, кто-то — брелоки или флешки, кому-то все равно, что это, лишь бы было определенной тематики (например, космос или экология). Кто-то может таким образом покупать игрушки для своих детей: и ребенку приятно, и проекту польза, и сам получил удовлетворение от сотворенного добра (причем двунаправленного — по отношению сразу и к авторам проекта, и к своему любимому чаду!)». С Данилевским согласен Игорь Белкин, собравший деньги на свой альбом на схожей с Kickstarter платформой IndieGogo: «Важным пунктом программы было выдумывание перков. Судя по распределению средств впоследствии, как минимум с двумя мы угадали: их в итоге раскупили, и на них пришлось сильно больше половины от всех поступивших средств».

«Мораль проста: материальные вознаграждения нужны и полезны».

О сложностях, с которыми можно столкнуться на Kickstarter, альтернативных краудфандинг-платформах в России и мире и том, как можно собрать деньги на собственном сайте, читайте в следующей части «Как найти деньги на свой творческий проект в интернете».

Рассказать друзьям
12 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются