Views Comments Previous Next Search
Я хочу стать байером
— что дальше?
 — Кем стать на Look At Me

Кем статьЯ хочу стать байером
— что дальше?

Профессионалы о том, как приобрести необходимые навыки

Байер — тот, с кем хочет дружить каждый вменяемый дизайнер. Они не только влияют на то, что носят люди, но и диктуют, какие вещи добавить в следующую коллекцию марки, основываясь на продажах. Байер — не всегда человек с каким-то безупречным вкусом (хотя без него — никуда), скорее, он отлично разбирается в цифрах и имеет коммерческое чутье. Стать закупщиком одежды может и продавец: достаточно показать магазину, что ты знаешь, что нужно покупателю. Look At Me поговорил о профессии с людьми, которые занимаются байингом и ритейлом в России, чтобы понять, где учиться, что читать и за кем следить, чтобы овладеть нужными навыками.

  

 

Где учиться?

Я хочу стать байером
— что дальше?
. Изображение № 4.

Высшая Школа Экономики

Экономический факультет

Я хочу стать байером
— что дальше?
. Изображение № 5.

Istituto Marangoni

fashion business &
brand management

Я хочу стать байером
— что дальше?
. Изображение № 6.

IFA Paris

MBA Fashion Business

Я хочу стать байером
— что дальше?
. Изображение № 8.

ESMOD

Fashion Business

Я хочу стать байером
— что дальше?
. Изображение № 9.

London College of Fashion

Buying and Merchandising

 

  

 

О том, почему хороший вкус ничто
без знания экономики

Я хочу стать байером
— что дальше?
. Изображение № 10.

Я хочу стать байером
— что дальше?
. Изображение № 11.

Бернардо Паоли

Преподаватель Британской
высшей школы дизайна

Программа Fashion Business специально создана для тех, кто хочет понять, как устроена индустрия моды и как правильно рассчитать все экономические показатели успешного ведения бизнеса в данной сфере. Большое внимание уделяется аналитике и изучению спроса на рынке, так как именно они и являются основополагающими факторами успешного бизнеса. Для работы байера это ключевые навыки.

Безусловно, байингу можно научиться. То, чему научиться нельзя, — любовь к моде и к красивым вещам, которые должны быть в крови. Умение проанализировать данные продаж предыдущих сезонов, знание текстиля и тенденций, умение прочувствовать необходимости и пожелания целевой аудитории бренда — все эти навыки легко приобрести. Важен и опыт: все свои знания нужно проверить опытным путём, многократно выезжая на закупки на Запад. Сначала будут ошибки, но их со временем станет меньше. Нельзя быть хорошим закупщиком без знаний экономики, но зато с хорошим вкусом. Закупки – это результат точных расчётов. Плохие закупки — плохой бизнес. Байеры "на ощущениях" способны погубить любой, даже самый успешный, бизнес. Самая важная рекомендация: не применять в закупках критерий: "это нравится мне, значит, это понравится и покупателям". Байер работает на основе точных данных.

Байер — очень ответственная работа, так как успех модного бизнеса зависит в первую очередь от ассортимента товара в бутике. Если покупатель зайдёт в ваш бутик и не найдёт того, что ожидал найти, – это в первую очередь ошибка байера. Байер всегда крайний. Именно поэтому в Москве такой скучный ассортимент в бутиках: байеры боятся ошибок и покупают каждый новый сезон одно и то же, в основном базовые вещи.

Я хочу стать байером
— что дальше?
. Изображение № 12.

 

  

 

За какими
сайтами следить

Я хочу стать байером
— что дальше?
. Изображение № 13.

Business of Fashion

Главный сайт о бизнесе моде, не только в Европе и США, но и в Азии

Я хочу стать байером
— что дальше?
. Изображение № 14.

This is Paper

Новые марки, которые и продавать-то страшно

Я хочу стать байером
— что дальше?
. Изображение № 15.

Wall Street Journal

Много аналитики

Я хочу стать байером
— что дальше?
. Изображение № 16.

WWD

Последние новости моды 24/7

Я хочу стать байером
— что дальше?
. Изображение № 17.

Financial Times

Еще больше аналитики

Я хочу стать байером
— что дальше?
. Изображение № 18.

Fashionomica

О бизнесе на русском

Я хочу стать байером
— что дальше?
. Изображение № 19.

Dazed Digital

О главных новичках

Я хочу стать байером
— что дальше?
. Изображение № 20.

Style.com

О марках, которые точно закупят

Я хочу стать байером
— что дальше?
. Изображение № 21.

An Imaginary
Блог с интервью

Я хочу стать байером
— что дальше?
. Изображение № 22.

used magazine

О лондонской сцене

Я хочу стать байером
— что дальше?
. Изображение № 23.

Refinery29
О новых американцах

 

  

 

О том, как работают байеры
независимых проектов

Я хочу стать байером
— что дальше?
. Изображение № 24.

Я хочу стать байером
— что дальше?
. Изображение № 25.

Анонимный байер

«Кузнецкого моста 20»

В байинге нужно знать не только и не столько модные тенденции, сколько всё, что происходит в мире вокруг, в политике, искусстве и даже в животноводстве. Мы проводим постоянный ресерч в интернете, также книги, пресса, друзья, блоги. К тому же, у „Кузнецкого Моста 20“ уже наработан хороший имидж на мировом рынке — каждый день получаем десятки предложений от брендов, в том числе очень достойных.

Мы часто выбираем ключевые, сильные модели с показов. На покупку таких вещей могут поначалу не решиться клиенты, но на скидках за ними охотятся модники. Всегда верим на 100 % в вещи, которые закупаем и привозим. Если закупка окажется неудачной, следующая будет более удачной!

График сильно варьируется в зависимости от времени года. В периоды подготовки к закупке и непосредственно байинг-сессий график очень напряжённый, буквально 24/7. Примерно в середине сезона есть время немного передохнуть, помедитировать, искать новые интересные штуки. Но расслабляться не имею права — анализирую продажи, поддерживаю контакты с дизайнерами и поставщиками и мониторю таможенные дела.

В первую очередь чёткость, ответственность и логическое мышление. Также отличный вкус и способность понять потребности аудитории. Ещё интуиция — отличное качество для байера. В байинг не нужно идти людям, которые не дружат с таблицами, математикой и статистикой, а просто любят моду.

Я хочу стать байером
— что дальше?
. Изображение № 26.

 

  

 

За выборками каких магазинов следить

Я хочу стать байером
— что дальше?
. Изображение № 27.

Opening Ceremony

Все, что будут хотеть продвинутые модники завтра

Я хочу стать байером
— что дальше?
. Изображение № 28.

Machine-A

Лучшие из лучших независимых дизайнеров, недавние выпускники и будущие Карлы и Марки

Я хочу стать байером
— что дальше?
. Изображение № 29.

Creatures of Comfort
Марки премиум с удобной одеждой

Я хочу стать байером
— что дальше?
. Изображение № 30.

La Garconne
Contemporary cool

Я хочу стать байером
— что дальше?
. Изображение № 31.

Net-a-porter
Главный люксовый магазин

Я хочу стать байером
— что дальше?
. Изображение № 32.

Farfetch
Гигантская выборка всего. Правда.

Я хочу стать байером
— что дальше?
. Изображение № 33.

Colette
Люкс в смес с парижским шиком

Я хочу стать байером
— что дальше?
. Изображение № 34.

Muuse
Независимые марки со всего света

Я хочу стать байером
— что дальше?
. Изображение № 35.

Avenue32
Десятки молодых дизайнеров

 

 

 

  

 

О том, как из продавца-консультанта
вырасти в байера люксового аккаунта
и не умереть на Неделях моды 

Я хочу стать байером
— что дальше?
. Изображение № 36.

Я хочу стать байером
— что дальше?
. Изображение № 37.

Сергей Ежов

Байер Aizel Moscow

Я часто вижу тренинги и курсы для байеров (некоторые даже посещал), но чаще всего это лекции ни о чём и с очень субъективной информацией, но при этом стоят довольно приличные деньги. Байером можно стать путём долгой и продуктивной работы в этой индустрии. Я начинал 10 лет назад, как и многие в профессии, с продавца-консультанта. В течение года я смог наработать неплохую клиентскую базу и попросил повышения до менеджера по работе с VIP-клиентами. Потом был довольно продолжительный период прямых продаж и высоких показателей. Я захотел и дальше развиваться в этой сфере и мне было интересно участвовать в отборах коллекций и в планировании ассортимента бутика (на тот момент я работал в крупном мультибрендовом магазине). И мне эту возможность дали. За восемь лет я поработал в нескольких проектах — от монобрендовых бутиков до departmens store.

Я не могу точно рассказать, как развивать коммерческое чутьё, — кажется, с таким же успехом можно учить развивать инфракрасное зрение. Уверен, что это приходит только с опытом. Любой новый бренд — это риск! И не только по эстетическим соображениям. Все именитые и исторически сложившиеся бренды уже имеют свою производственную базу, фабрики, чёткие системы логистики и доставки. А молодые и новые дизайнеры размещают свои заказы на чужих производствах и иногда даже не понимают, как они смогут чётко и вовремя произвести и доставить заказ.

Если открутить время на лет пять назад, то процесс поиска новых марок был намного сложнее. Тогда не было такого количества модных порталов, сайтов, блогов, журналов и т. п. И искать новые бренды можно было только на выставках или по рекомендациям знакомых байеров, ну и посещая огромное количество шоу-румов. Теперь же, когда fashion-индустрия становится всё более и более глобализированной, поиск становится более комфортным. В интернете ты можешь увидеть коллекцию дизайнера, который тебе понравился, или о нём говорят, как о начинающем и перспективном, и ты можешь назначить с дизайнером встречу, чтобы вживую посмотреть его одежду и идеи.

 

Люди, которые сформировали своё мнение на основе журнальных статей, думают, что байер — это такой небожитель

 

 

Количество мифов о байерах огромно! Люди, которые не работали в этой должности или сформировали своё мнение на основе журнальных статей, думают, что байер — это такой небожитель, который летает из Нью-Йорка в Милан, оттуда в Париж, ходит на показы, посещает различные вечеринки, а в перерывах находит время забежать в шоу-рум и отобрать коллекцию для бутика. Скажу честно, когда я только начинал заниматься закупками, то так себе это и представлял. Однажды я попытался соединить посещение показов с посещением шоу-румов и на пятый день понял, что не могу встать утром с кровати от усталости, поэтому о показах уже давно забыл! А рабочий день во время байинг-сессии начинается с 9–10 утра и заканчивается в 19–21 вечера. У нас бывали такие командировки, где ежедневно было по 10–12 встреч, это очень тяжело. К концу дня тебе уже сложно отличить одного дизайнера от другого и ты вообще не понимаешь, что происходит вокруг. Но потом берёшь себя в руки и включаешься, ведь от нашего выбора зависят продажи и работа бутика. Но и плюсов в этой профессии не меньше. Заграничные поездки четыре раза в год; знакомство с огромным количеством людей, которые, как и ты, работают в этой сфере или около неё; видеть и отбирать то, что будут носить через год; ну и в первую очередь — это колоссальный опыт!

Когда приезжаю с закупок на Неделях, начинаю согласовывать закупку с руководством. Ещё раз обдумываем или делаем изменения. А потом начинается самая рутинная работа — письма. Ежедневно через мою почту проходят около 100 писем с изменениями, подтверждениями и т. д. Связь с поставщиками и нашими партнёрами — одна из моих основных обязанностей. Помимо этого, также остаётся работа с клиентами в зале — это помогает чувствовать обратную связь от покупателей, их желаний и потребностей.

Что должно быть у байера? Чёткое ощущение того, что хочет твой клиент! Чувствовать тенденции и бестселлеры на сезон вперёд! Никогда не думать, что ты знаешь в этой профессии всё и обо всём! Осознавать свои ошибки и победы!

Я хочу стать байером
— что дальше?
. Изображение № 38.

 

  

 

Я хочу стать байером
— что дальше?
. Изображение № 39.

10 вещей, которые нужно знать
о модном бизнесе в России,
по мнению Дениса Ерхова, директора ITEMS

 

  

Для кого?

«С самого начала байер должен включить воображение. Выбор каждой марки, вещи, цвета и материала должен быть обращён к покупателю. Ты всегда должен представлять, кто будет носить и как он будет пользоваться этой вещью от начала до конца. Удобно ли это в этом будет ехать в метро или на машине, не будет ли жарко на работе, пустят ли тебя вообще в этом в офис, легко ли будет это почистить после вечеринки. Многие компании тратят миллионы, для того чтобы понять, кто их целевой покупатель. Чем больше знаешь, тем лучше. Не стоит ориентироваться на себя, по крайней мере, только на себя».

  

Что?

  

«Продаются истории, а не тряпки. Концепция — едва ли не единственное, что сейчас отличает одну вещь от другой. Существует миллион брендов, но далеко не все обладают своим УТП. Это может быть история о принадлежности к той или иной культуре, о каком-то особенном производстве и изготовлении. Каждый магазин несёт определённый меседж, и чем чётче он его формулирует, тем больше вероятность привлечь покупателя».

  

Размеры

  

«У всех брендов есть свои целевые рынки. Многие азиатские бренды несовместимы с жизнью за пределами Азии. Зачастую их L-размеры едва налезают на русские S, а то и XS. Австралийцы и северные бренды зачастую рассчитаны на более высоких и крупных людей, что тоже вызывает некоторые проблемы. Кстати, повальное увлечение спортом и правильным образом жизни тоже сильно влияет на покупаемые размеры, можно сказать, народ худеет. Небольшие размеры приобретают всё большую популярность. Одежду всегда нужно мерить на заказе и учитывать все физические особенности потенциальных покупателей».

  

Цены

  

«В России, в отличие от Европы, на одни и те же марки и даже на одни и те же вещи цены почти везде разные! Важен постоянный мониторинг цен. Если вы где-то можете найти цены ниже, это не совсем значит, что они честнее, возможно, кто-то просто занимается демпингом, продавая бренды по заниженной стоимости, но это редкость».

  

У всего есть
своя цена

  

«Часто бывает, что знакомишься с брендом: и концепция ничего, и вещи ноские, и вот уже кажется, готов писать заказ. Берёшь лайншит, и всё желание пропадает. Белая базовая футболка не может стоить в закупке 90 евро. Футболки в целом не должны стоить в ритейле больше 100 евро! Так что не перегните палку — ваш покупатель вряд ли захочет купить простой хлопковый свитшот за 20 000 рублей».

  

Кто стоит за брендом

  

«Математика математикой, но действительно важно, кто стоит за брендом. Отношение в коллективе — действительно важно. Ценнее всех бренды, в которых выдержан баланс между коммерцией и концепцией. Одно не может существовать без другого. Бренды, как правило, выставляют свои условия по оплатам, по срокам поставок, по местам их продаж, но нельзя забывать, что в основе всего стоят не вещи, а человеческий фактор, а значит, нужно уметь договариваться».

  

Откуда берётся

  

«Ярлык „made in …“ всегда будет иметь весомую роль. Несмотря на то что где угодно можно произвести вещь отличного качества, огромный диапазон производственных мощностей в Китае зачастую портит имидж этому региону. Часто вещи, произведённые там, лучше европейских производств, в силу развитых технологий. Но неазиатское происхождение всегда будет оставаться одним из финальных плюсов при выборе той или иной вещи перед кассой. Тем не менее, весь мир сделан в Китае».

  

Тотал-лук

  

«Как правило, для того чтобы передать дух марки, одной футболки или одних красивых принтованых брюк недостаточно. Отношение к бренду выстраивается от общей картины! Покупатели любят миксовать разные марки, но каждый подсознательно опирается на эстетику, которую несет марка. Конечно, не стоит относить все бренды сюда. Часто у марок получается делать только что-то одно, например, свитшоты, но им больше и не нужно».

  

Российский путь и заимствования

  

«Никогда не слушай то, что советуют другие страны. Когда начинаешь работать с маркой, презентация коллекции всегда начинается и ин, и аут. Вероятность того, что европейские или азиатские бестселлеры совпадут с нашими, — минимальны, если, конечно, речь не идёт о тигровых свитшотах Kenzo. Речь не идёт о том, кто что считает красивым. На первый план выходят банальные климатические условия, ну и ментальные особенности. В Дании кожанки и лёгкие плащи-халаты WOOD WOOD улетают нарасхват, мы, конечно, их тоже продаём, но их можно носить от силы три недели в году, а то и меньше. Там же, кстати, чем веселее рубашка, тем больше вероятность, что её купят. У нас рубашка должна оставаться рубашкой, белой или серой, главное — комфортной и простой, а то мало ли что». 

  

Обувь

  

«В отличие от Европы, у нас существует культ каблуков. Это придаёт девушкам женственности, нежности и ощущение празднества. Это ментальность, это красиво. Неважно, высокий он или низкий. Каблуки будут перевешивать здесь всегда. Существует мнение, что одежные бренды делают обувь намного хуже, чем узкоспецифицированные обувные бренды – с этим нельзя не согласиться. Слишком уж это сложный процесс, делать качественную и носкую обувь».

фотография via shutterstock

  

Рассказать друзьям
6 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются