MAG

Колонка байера: копипаст как метод

Написал karambolo, 15 ноября 2010 года

О том, как копирование из чего-то позорного стало вездесущим явлением и инструментом

Кто придумал клоги?

Когда мы недавно встречались с представителями датской марки Ganni в Париже, произошел конфуз. Они долго и искренне хвастались нам своей новой моделью обуви: полусапоги на деревянной колодке, устойчивый высокий каблук, гвоздики по периметру. В общем, примерно такие. Мы порадовались за них, а уже вечером эта модель случайно попалась мне в Look At Me Store. На следующий день мы снова увиделись, и я не преминула, конечно, блеснуть своей осведомленностью и поиронизировала на предмет оригинальности чудо-сапога. На что бедные датчане начали жаловаться, что, дескать, да, они наткнулись на коварного португальского производителя, который не хуже любого китайского фабриканта норовит одну и ту же колодку предложить всем своим клиентам. И с этими сапогами они тоже заметили прокол, но уже слишком поздно.


Клоги: 1. Kurt Geiger 2. French Connection 3. Kurt Geiger 4. Elie Tahari 5. UGG 6. Opening Ceremony 7. Steve Madden 8. UGG


Слишком поздно — поняла я через день в Лондоне — это заметила я. Совершив небольшой шоп-тур по универмагам, масс-маркету и даже так называемым дизайнерским магазинам, я увидела эти же сапоги-клоги в каждом втором. Мне стало стыдно, во-первых, за свои обвинения и за собственную темноту, во-вторых. Кстати, у Ganni на сайте этой модели уже нет — думаю, не потому что они сняли ее с продажи: скорее всего, это был бестселлер, который уже закончился. Как известно, всем нужно одно и то же. 

Но кто же был первым в этом длинном ряду? Вряд ли Chanel.


Хищные 90-e

Про копипаст я впервые задумалась, когда еще в конце 90-х пристально следила за творчеством молодых российских дизайнеров и разнообразными RFW во всем их диковатом угаре. И мне в голову тогда закралась неоригинальная, наверное, мысль, что иногда лучше цитировать, чем заниматься независимым творчеством. Посмотрев спустя 10 лет на работы выпускников гонконгского фэшн-института, я с облегчением поняла, что дело тут даже не в наших национальных грехах. Просто в школах моды во всем мире чаще всего учат чему-то очень далекому от реальности  скорее, театрализованному воплощению своей буйной фантазии. И смотреть на это с позиции потребителя даже нечестно. Но вернемся в 90-е.



Пока у нас зарождался фэшн, на Западе он начал умирать. Наступила эпоха компании Zara, которая не тратила денег на рекламу, зато закладывала в бюджет расходы на судебные процессы с марками, чьи оригинальные модели и разработки копировались в столице империи Zara, Ла-Корунье. Вряд ли и они были пионерами в технологии фэшн-копирки, но достигли в ней абсолютного совершенства. И что же? Это тоже стали копировать.


Империя образцов

Пример Zara оказался заразительным. Теперь абсолютно все игроки масс-маркета работают по методу copy-paste. В Париже после учебы я проходила стажировку в бюро стиля, чьим клиентом был Carrefour. Я наблюдала изнутри, как делается самая массовая (уровень супермаркета) коллекция. Причем для китайского Carrefour. Сначала стилисты делали красивую презентацию про актуальные тренды. Как в глянцевом журнале, только лучше и подробней: с уточнениями про правильные цветовые гаммы, фактуры, детали, принты и силуэты. Британский смог, неогранж, назад в 60-е, всё как положено. Это предложение первоначально утверждалось заказчиком, что-то корректировалось — и начиналась работа над одеждой. 



Тратить бюджет на технологов, конструкторов, швей на этой стадии никто не думал: всё делалось за счет образцов — закупленных в других парижских магазинах вещах. Где-то заколотые, где-то обрезанные, где-то между собой соединенные (а зачастую и как есть) — эти модели составляли основу будущей коллекции. К ней подбирали новые ткани, максимально приближенные к оригинальным, правда. Потом результат труда отправлялся вместе с парижскими стилистками в Китай, на производство, где проходил адаптацию к экономическим и технологическим возможностям. Так через некоторое время появлялся новый продукт, вот здесь неуловимо напоминающий марку X, а тут марку Y, а этим цветом марку Z. Честно говоря, я его никогда в глаза не видела, хотя в успехе не сомневаюсь. Зато вскоре после стажировки оказалась в Китае, где сама познала радости работы с образцами.


Порочный круг

Кстати, французы красиво называют образцы прототипами. Поэтому я не сразу поняла, когда мой новый работодатель, компания «Ж», попросил прихватить с собой в Гонконг чемоданчик образцов. Я подумала, что речь идет об образцах материалов. О нет, это был чемодан, набитый полупарами разной чудо-обуви, закупленной сотрудниками «Ж» в Милане и Москве. Недешевой, кстати, фирменной. Ей предстояло быть разодранной и скопированной трудолюбивыми китайцами, которым такие чемоданы несут со всего мира. И сами они, конечно же, привозят.



Новый опыт меня повеселил, конечно, но тогда я еще лелеяла надежду, что это удел дешевой обуви, а вот красивая одежда — совсем другое дело. Впоследствии оказалось, что грань очень расплывчата. Если у дизайнеров массовой, немассовой (неважно какой) марки одежды есть вдохновение и они вместе со своей командой создают красивые востребованные вещи, — это прекрасно. Но чудес не бывает. Стабильный коммерческий продукт, какого требуют владельцы и инвесторы, — результат работы не только дизайнеров, но и продакт-менеджеров, байеров, маркетологов, арт-директоров. Разных должностей тут море, но смысл в том, что абсолютно все сегодня работают с образцами: это проще и намного надежней. Тем более что это очень сильно упрощает работу с китайскими (и не только) фабриками. Вы гарантированно получите первый образец от фабрики быстрее и будет он лучше, если к техническому пакету приложите готовый прототип, который иногда может даже заменить сам пакет. 


Популярная сумка Proenza Schouler PS1 вдохновила не один демократичный портфель: 1. Proenza Schouler и Asos 2. Proenza Schouler и Topshop 3. Proenza Schouler и Topshop


Что-то сродни разочарованию настигло меня, когда я начала стабильно заниматься закупкой образцов. Походы по магазинам и тщательное сравнение ассортиментов сбили с толку окончательно: везде одно и то же. И понять, кто тут первый, а кто украл, невозможно. И это даже подделкой не назовешь, честно говоря. Просто ротация одного и того же материала с периодическим необъяснимым выплескиванием какого-то тренда — будь то леопардовый принт, desert boots или те же деревянные сапоги. И все срочно начинают воспроизводить этот тренд, просто у кого-то это получается хорошо, а у кого-то отвратительно. Это зависит от финансовых вложений, требований к качеству и таланта дизайнера, как ни крути. Потому что хорошо скопировать тоже надо уметь.


Читайте также: 10 примеров осенних копипастов — как вещи в масс-маркете совпадают с работами знаменитых марок.



Женя Федоровская — совладелец интернет-магазина Click-boutique.ru, журналист. Закончила филфак МГУ и post-graduate курс по менеджменту и маркетингу моды в парижском Institut Francais de la Mode. Работала редактором моды в разных журналах, а получив дополнительное образование — бренд-директором и байером для марок Evgenia Ostrovskaya, SoFrench, E2O и Lillies в Китае и в Москве.

Рейтинг
277
+ -
В избранное
Колонка байера: копипаст как метод
Добавил karambolo, 15 ноября 2010 в 17:01
Пожаловаться

Интересные посты

Комментарии к посту «Колонка байера: копипаст как метод» 53

nasty_corpsnasty_corps
15 ноября 2010 года в 18:05 #

отличный пост, и правда, везде одно и то же

14
alena-chulealena-chule
15 ноября 2010 года в 18:13 #

в этом есть свои плюсы. например, можно одеться дешево и "как в бутике".
и минусы - все вокруг носят практически одни и те же вещи

15
lenkinlenkin
16 ноября 2010 года в 7:09 #

но все же видно подделку, а если не видно, то такая подделка и денег порядочных стоит.

-5
toderetodere
16 ноября 2010 года в 11:43 #

подделка, это когда написан крутой фэшн бренд, а куплено это на рынке или в переходе под пушкинской площадью... а когда копируют идею это другое, причём не уверен, что якобы первоисточник, тоже не тиснул это у кого-то, просто мы про это не занем, а они это держат в страшной тайне. А с заимствованием идей, это наверное время такое, очень похожая ситуация и с музыкой и с кино и с книгами...

18
lenkinlenkin
16 ноября 2010 года в 13:29 #

предел фантазии, вы считаете, или идем по легкому пути?

0
toderetodere
16 ноября 2010 года в 17:34 #

слава Богу с фантазией всё по прежнему хорошо, а вот с алчностью и жаждой быстрой и лёгкой наживы... увы... становиться хуже. от этого страдает разнообразность ассортимента.
но я по прежнему совершенно не против дешёвых клонов. от этого никто не страдает, так как кто одевается в люксовых брендах не пойдёт в topshop и наоборот :)
а не хочешь быть как все, старайся ищи чтонить интересное. а так слишком просто, зашёл в zara прикупился и вот ты самый неповторимый :)))

1
julia_zverevajulia_zvereva
16 ноября 2010 года в 17:36 #

по легкому пути. что может быть легче того чтоб выпустить коллекцию с одеждой, схожей с дорогобрендовой, и выкинуть на полку за 2-3 тысячи) куча народу хотят одеваться "модно" и не дорого)

1
alena-chulealena-chule
16 ноября 2010 года в 13:34 #

увидят то не все. а очень узкий круг людей. а большая часть узнает куртку из H&M.

да ладно вам. все довольны. продажи прада от этого ничуть не упали. а тех кто одет именно в люксовые марки и так видно. И не думаю, что они сильно переживают из-за этого.

4
lenkinlenkin
16 ноября 2010 года в 13:44 #

ну я хоть и одеваюсь в меге, но покупаю не все - и на состав смотрю, и строчки просматриваю и обувь ТОЛЬКО в обувных магазинах покупаю (не в центро) ибо один раз купила в заре замшевые боты и очень радовалась когда замша через 10 дней треснула - я их сдала как бракованные, а их носить было ужасно - железные колодки бррр

ФИГНЕЙ похожей на вещь нас не удивишь :)))

0
thetopstylistthetopstylist
24 марта 2011 года в 18:21 #

полностью с вами согласен!!!

0
wil_dufwil_duf
15 ноября 2010 года в 18:27 #

очень актуальная тема сейчас, действительно, отличный пост

0
heartartheartart
15 ноября 2010 года в 18:47 #

ну да, можно себе позволить кое-что красивое и стильное, но за более-менее нормальные деньги. к сожалению до реальных брендов у нас мало кто может дотянуться.

0
beauti-hunterbeauti-hunter
15 ноября 2010 года в 19:02 #

Благодаря копипасту большее количество людей могут одеваться трендово и модно.

10
andyjessandyjess
16 ноября 2010 года в 9:41 #

Истинное счастье - найти удачный копипаст:D

4
ellentwigellentwig
15 ноября 2010 года в 19:31 #

чёрная Proenza Schouler - моя мини-мечта)

2
stereotapestereotape
15 ноября 2010 года в 21:18 #

макси, должно быть, Bentley?

0
arvarv
15 ноября 2010 года в 19:37 #

пост отличнейший.
согласна, что новоиспеченные выпускники институтов мод нередко делают одежду для театра.

2
alexseev01alexseev01
15 ноября 2010 года в 21:59 #

довольно тяжело выделится, поэтому так много эпатажа и пошлости

0
user1087user1087
15 ноября 2010 года в 22:10 #

ага, редчайшее, к сожалению, явление абсолютного 100% творчества, что вполне логичным является, отчего сожалеется ещё больше.

0
afoniaafonia
15 ноября 2010 года в 23:22 #

Модное, то оно может и модное, но как говаривали знатоки, чтобы быть модным, нужно опаздывать от моды примерно на год

2
navigatenavigate
15 ноября 2010 года в 23:45 #

а я таки рада этому факту. не все знаете ли могут себе позволить сумку от Alexa Chang (Mulberry), а потом видишь копию в H&M за 24 евро и душа радуется

8
toderetodere
16 ноября 2010 года в 11:31 #

Очень согласен!!! :)
Я за адекватную стоимость вещей!...

0
olikagrinevaolikagrineva
16 ноября 2010 года в 16:27 #

0000))) моя душа тоже радовалась))

0
strangesmilestrangesmile
29 августа 2011 года в 18:28 #

ага, я тоже лучше вместо Proenza Schouler за 90т куплю себе topshop за 5т. все равно вкус меняется, зачем так же тратиться на то, что потом все равно надоест

0
ira_cherni4kinaira_cherni4kina
16 ноября 2010 года в 0:18 #

печально, что оригинальность отходит на второй план по сравнению с трендом

1
euroasiaeuroasia
16 ноября 2010 года в 0:56 #

Ох, как вся работа по полочкам разложена - и в самую точку!)))
Самое грустное - когда режешь ножницами "прототипы" для отправки на фабрики.

0
brilliantikkbrilliantikk
16 ноября 2010 года в 7:52 #

Без копирования, к сожалению, индустрия моды не была бы такой прибыльной, какой она сейчас является...

1
andyjessandyjess
16 ноября 2010 года в 9:39 #

да уж с Zara это вобще прикол, мне кажется это даже как то низко копировать что-то:( тем более вещи серьезные: компания бизнес и тд..

0
sapobesapobe
16 ноября 2010 года в 10:53 #

когда в дело идут миллиарды, исчезают понятия "низко", "нечестно", "плохо"

0
andyjessandyjess
16 ноября 2010 года в 10:56 #

да, согласна, но все же лучше потратиться и создать что-то супер-пупер такое, что создаст прорыв

-1
tot_eshe_parentot_eshe_paren
16 ноября 2010 года в 10:26 #

На самом деле все закономерно и логично. Просто безусловные властители дум (Я имею ввиду оправдавших себя трендсетеров, не относящихся к mainstream-у) завоевали ту самую нишу, в которой можно преподносить что-то принципиально новое. Сомневаюсь, что кто-то с радостью стал бы поддерживать замечательную идею какого-нибудь river island-а выпускать нестандартные( в хорошем смысле) вещи, а копируя уже прижившиеся черты никто не остается обиженным. Тут можно и свою лепту внести в дизайн, и сослаться на такие прекрасные гвоздики, которые (вобщем-то, к сожалению) зарекомендовали себя у доброй половины mainstreem-овских марок.

3
hush_honey_hushhush_honey_hush
16 ноября 2010 года в 10:35 #

Оу, отличный текст!

0
heffyheffy
16 ноября 2010 года в 11:56 #

фактически фаст фэшн и есть - слизывание идей с подиумов и их демократизация. И это вполне закономерно. А что остаётся делать, если сумка Proenza Schouler 97000 рублей?

0
ulentinaulentina
16 ноября 2010 года в 12:54 #

есть базовый гардероб, который вполне можно сформировать из трендового копипаста.
но долны быть в гардеробе и какие-то дизайнерские, винтажные или хэнд-мейд вещи/аксессуары, существующие в единичном экземпляре. должно быть что-то индивидуальное в облике.

4
rusiqrusiq
16 ноября 2010 года в 13:58 #
7
yes_noyes_no
16 ноября 2010 года в 17:20 #

хорошая статья. с толком и без лишних эмоций)

0
tea-boomtea-boom
16 ноября 2010 года в 17:49 #

Истинная правда! Я сама когда-то работала в такой компании. Поскольку меня уволили во время затянувшегося острого бронхита, имею полное право назвать компанию - Westland:) закупается в Европе одежда уровня Кельвин Кляйн и перешивается в Китае из стоковых дешевых тканей с небольшими изменениями. Потом ходила по собеседованиям - везде одно и то же - Woolstreet, ostin, savage и тд. Это очень выгодная бизнес-модель

0
real_peachreal_peach
16 ноября 2010 года в 23:15 #

ладно, кто виноват не разберёшь, ну а ЧТО ДЕЛАТЬ?)

-1
nobody6nobody6
17 ноября 2010 года в 2:05 #

слушайте, ну вы просто не знаете историю. пиратством и копированием в сша занимались еще в конце 19 века, когда они были тем, чем сегодня является китай и юва. большие модные дома в середине прошлого века пытались себя оградить от копирования, запрещая публиковать изображения (часто рисованные) своих моделей ранее чем через месяц после показа и регламентируя допуск на них. при этом была распространена практика продажи туалей (макетов) кутюрных вещей более или менее массовым производителям. шанель, как вы все знаете, радовалась, когда видела дешевые подделки своих вещей - повышали популярность. есть мнение (из разряда мифов о всемирных заговорах), что сегодня большие люксовые бренды имеют непосредственную причастность к многочисленным дешевым подделкам через подставные фирмы и т.п. во всяком случае, было бы глупо не отъесть от этого пирога, т.к. люди, покупающие луи вуиттон в бутике и его дешевую копию в переходе разделены как небо и земля, но вторых не сопоставимо больше. что же до оригинальности и самобытности или как там вы еще это называете, то это качество присуще столь малому количеству творческих людей, что даже и обсуждать не хочется. кризис идей начался не вчера, о нем все знают, цивилизация находится на стадии упадка, так что нефиг тешать себя мыслями, что кто-то вам что-то оригинальное выдаст. вы просто плохо знаете историю и часто принимаете велосипеды за новые изобретения как в том анекдоте про американскую ассистентку, которой выдали копировальную бумагу (ксерокс сломался) и велели размножать тексты вручную, а она восхищалась прогрессом: "это ж надо, что придумали, скоро и ксерокс не понадобится"

2
dalv86dalv86
17 ноября 2010 года в 13:20 #

Приятно читать колонку баера, в которой профессионал делится своими наблюдениями. Не поливая при этом грязью русскую fashion действительность, и не обсуждая персонажей на первых рядах модных показов.

0
wanremwanrem
17 ноября 2010 года в 17:13 #

спасибо за статью:) может быть в ближайшее время частные швеи и молодые, креативные дизайнеры андеграунда начнут толкать свои свежие идеи и вливать их в массы.

0
holywinterholywinter
17 ноября 2010 года в 21:59 #

с этим ничего не поделать. 21 век.

0
marfedormarfedor
18 ноября 2010 года в 22:27 #

Жень, ну хоть бы сказала вскользь, что идея подобной статьи пришла не с потолка, а как бы подсказана потребителем - родной сестрой, которая отчаялась найти что-то хорошее, что не копируют все, то есть уникальное. И которая запуталась - где оригинал, а где копия. Хоть бы привет передала(((

0
karambolokarambolo
18 ноября 2010 года в 22:36 #

Марин, ты вообще моя муза!!!!! передаю тебе привет, самый что ни на есть аутентичный :-)

0
marfedormarfedor
18 ноября 2010 года в 22:38 #

Ну вообщем, это ладно, тема "везде-одно-и-то-же" раскрыта. Теперь надо раскрыть тему есть ли марки, которые не воруют идеи? Типа просто одежда немодная из вредности. Просто трусы, носки, юбки, платья. Мне стало в какой-то момент казаться, что вот uniqlo это такая марка и есть. Но я не уверена. Выше и ниже моды. Вот тоже тема.

0
sailorstalesailorstale
19 ноября 2010 года в 10:17 #

Женя, молодец, горжусь!

0
karambolokarambolo
20 ноября 2010 года в 11:07 #

Спасибо, Мить! Вообще спасибо всем за добрые слова, оч.приятно :-)

0
kaysikaysi
21 ноября 2010 года в 21:05 #

Копирование моделей не новость. Все давно этим занимаются, и даже Зара не первооткрыватель, и в общем-то это нормально. Кто-то производит идею, кто-то ее обкатывает и запускает в массы. Да и вообще сложно говорить о собственности идей,идеи-они в воздухе

В России в общем-то почти все до одного местные бренды только переделыванием западных коллекций и занимаются. Сама даже этим занималась когда-то

0
edelman3edelman3
23 ноября 2010 года в 18:48 #

очень крутые сапожки))))))))
на мой взгляд, сейчас вопрос "переплачивать за настоящий бренд или нет" стоит очень остро.
Лично я всё время руководствовалась мыслью, что лучше переплатить и носить качественные вещи....однако же теперь, когда копии по качеству всё меньше и меньше отличаются от оригинала, то назревает логичный вопрос: зачем платить больше?...
))))

0
littleblackdresslittleblackdress
7 февраля 2011 года в 20:10 #

Еще раз о том, что есть выбор!

0
littleblackdresslittleblackdress
7 февраля 2011 года в 20:11 #

Я бы с удовольствием купила Proenza, но для своего возраста я пока таких денег не зарабатываю, а копить придется очень долго.

2
ilinoizailinoiza
4 мая 2011 года в 14:44 #

очень полезный материал,спасибо!! ))

0
z883z883
21 сентября 2011 года в 16:28 #

Добавляем в избранное!
У меня был подобный опыт в London College of Fashion))) там учили делать "inspiration board" с известной марки и делать потом коллекцию для H&M.)) как помню, взяла Марка Джекобса и слабала коллекцию - до сих пор стыдно. По моим понятиям - это воровство, а препод сказала, что мы русские вообще странные...))))

0

Вход на сайт

Забыли пароль?

Войти, как пользователь

Регистрация через Facebook

У вас уже есть аккаунт на Look At Me?

Связать мои
аккаунты

Я регистрируюсь впервые

Регистрация через Facebook

Введите ваше имя пользователя и пароль Look At Me, чтобы связать его с вашим аккаунтом на Facebook

Я передумал, я не хочу связывать аккаунты. Продолжить регистрацию

Новое сообщение