Views Comments Previous Next Search

Чужой среди «Чужих»: История космической саги от 1979 года до «Прометея»

5434714
НаписалVasily Milovidov31 мая 2012

Как Ридли Скотт, Джеймс Кэмерон, Дэвид Финчер и Жан-Пьер Жене изменили мир кинофантастики.

Чужой среди «Чужих»: История космической саги от 1979 года до «Прометея» — Интервью на Look At Me

Сегодня на экранах почти всей планеты стартовал главный блокбастер года, долгожданный «Прометей» Ридли Скотта — последняя по дате выхода и первая по сюжету часть космической эпопеи про людей и Чужих. «Прометей» замыкает цикл, начатый самим Скоттом в далеком 1979 году и навсегда изменивший стандарты научной фантастики (которую, как оказалось, можно превратить почти в высокое искусство). И хотя студия и авторы фильма неловко пытаются дистанцироваться от оригинальной тетралогии (почему — можно узнать из их интервью), это, конечно же, официальный приквел «Чужого», обещающий раскрыть тайну происхождения человечества, Вселенной и вообще. Look At Me рассказывает, как эта футуристическая история о красавице и чудовище обрела культовый статус.

Как это часто бывает в кино, успех «Чужого» — череда случайностей, которые не всегда предвещают удачный исход. В середине 1970-х молодой сценарист, гик и выпускник киношколы Дэн О’Бэннон, одержимый идеей правильного научно-фантастического фильма, написал историю про битву космонавтов со злобным пришельцем и чуть было не продал ее Роджеру Корману (известному производителю фильмов категории «Б»), но в итоге доверился режиссеру и продюсеру Уолтеру Хиллу — тот и вовсе фантастику недолюбливал и намеревался сделать из сценария обычный дешевый ужастик. Но получившийся фильм стал культовым, заглавный монстр — самым узнаваемым в кинематографе, к франшизе приложили руку одни из самых талантливых режиссеров последних тридцати лет, а по вселенной «Чужого» была написана не одна научная работа и сделано несколько глупейших видеоигр. О том, как так получилось и какое отношение все это имеет к «Прометею» — читайте дальше.

 

Чужой среди «Чужих»: История космической саги от 1979 года до «Прометея». Изображение № 1.

Чужой среди «Чужих»: История космической саги от 1979 года до «Прометея». Изображение № 2.

Чужой среди «Чужих»: История космической саги от 1979 года до «Прометея». Изображение № 3.Ридли Скотт

 

Решив не марать руки о ненавистный жанр самостоятельно, Хилл и его коллега, продюсер Дэвид Гиер, сделали не самый очевидный выбор в пользу Ридли Скотта — успешного режиссера рекламных роликов и автора фильма «Дуэлянты» про кровную вражду двух гусар во времена наполеоновских войн. Скотт оказался крайне своенравным автором, с четкой целью сделать из фильма что-то достойное и с полезным навыком не слушать советы продюсеров. 

Он-то и привлек к созданию монстра и всей инопланетной эстетики фильма противоречивого художника, адепта биомеханики Ганса Гигера. В итоге «Чужой» более чем на половину получился не только детищем Скотта и О’Бэннона, но и порождением мрачного воображения швейцарского мизантропа, который перенес в фильм свои работы почти что в первозданном виде.

 

Чужой среди «Чужих»: История космической саги от 1979 года до «Прометея». Изображение № 4.Ганс Гигер

Работы Ганса Гигера. Изображение № 5.Работы Ганса Гигера

 

Дом с привидениями 

Несмотря на то что «Чужого» можно было по праву назвать первым полноценным сай-фаем нового поколения («Звездные войны» были слишком сказочными и детскими, а «Космическая одиссея» Кубрика — слишком экспериментальной и заумной), по словам самого Скотта, фильм — всего лишь вариация на тему историй про дом с привидениями (или хижину в лесу), где компанию обывателей по одному уничтожают монстры.

 

Чужой среди «Чужих»: История космической саги от 1979 года до «Прометея». Изображение № 14.

Чужой среди «Чужих»: История космической саги от 1979 года до «Прометея». Изображение № 15.

 

Космические дальнобойщики

 В «Чужом» хижину в лесу заменили на космический корабль «Ностромо», а обывателей — на космических дальнобойщиков, представляющих из себя традиционную для кино 1970-х компанию работяг, которых больше всего на свете интересует вопрос премиальных и когда они наконец вернутся домой (выделяется лишь

скрывающий до поры до времени свои истинные мотивы злобный андроид). Команда отзывается на радиосигнал с неизвестного планетоида, где обнаруживает еще один корабль — инопланетный, под завязку набитый яйцами с непонятными организмами. Один из таких организмов откладывает в любопытном космонавте зародыш будущего монстра (окрещенного впоследствии ксеноморфом), и так начинается одна из самых эффектных и страшных эпопей в мире кинофантастики.

Феминизм

Неочевидное даже по нынешним меркам решение сделать главным героем фильма женщину было принято собственно Уолтером Хиллом. Противостояние Чужого и лейтенанта Эллен Рипли (первой и главной звездной роли Сигурни Уивер) стало одним из архетипичных мифов современной поп-культуры, а сам фильм впоследствии не раз рассматривался с точки зрения вопросов сексуальности в целом и феминизма в частности. Весь «Чужой» наполнен скрытой сексуальной символикой: начиная с крайне двусмысленного способа оплодотворения инопланетным организмом одного из членов экипажа и последующей сцены

 

 

Чужой среди «Чужих»: История космической саги от 1979 года до «Прометея». Изображение № 16.

«рождения» фаллического вида монстра, а также многочисленных акцентов на подавлении персонажа Рипли коллегами. Неугасающий интерес к фильму во многом связан именно с тем, что «Чужой» оказался не только увлекательным, страшным и одним из самых совершенных сай-фаев в истории, но также метафорой борьбы женщины за право голоса и противостояния сексуальной опасности.

Чужой среди «Чужих»: История космической саги от 1979 года до «Прометея». Изображение № 17.

 

Чужой среди «Чужих»: История космической саги от 1979 года до «Прометея». Изображение № 18.

Чужой среди «Чужих»: История космической саги от 1979 года до «Прометея». Изображение № 19.

Чужой среди «Чужих»: История космической саги от 1979 года до «Прометея». Изображение № 20. Джеймс Кэмерон

 

Несмотря на критический и коммерческий успех «Чужого», сиквела пришлось ждать целых семь лет. Сценарий на стол продюсерам положил Джеймс Кэмерон, начинающий режиссер и дикий фанат оригинала — его версия понравилась Хиллу и Гилеру настолько, что в случае успеха его первого фильма («Терминатор») Кэмерону было обещано доверить и режиссуру. Тот, как известно, не то чтобы провалился, и будущий автор «Аватара» принялся за работу над одним из самых успешных сиквелов в истории кино

Чужой среди «Чужих»: История космической саги от 1979 года до «Прометея». Изображение № 21.

 

 Военный сай-фай

Дабы не повторять старую формулу, Кэмерон выкинул почти всю хоррор-составляющую первого фильма и обратился к жанру, намного более актуальному для летнего блокбастера 1986 года и который впоследствии прославит режиссера больше всего (по крайней мере до выхода «Титаника»), — военному сай-фаю про суровых парней с большими пушками.

Чужой среди «Чужих»: История космической саги от 1979 года до «Прометея». Изображение № 22.

 

Космический десант

Они-то и эскортируют проспавшую пятьдесят семь лет в криосне Рипли обратно на планетоид, который со времени действия первого фильма был колонизирован, но, по понятным причинам, с колонистами прервалась связь. Летит команда туда якобы спасать людей и истреблять монстров

(среди разношерстного экипажа вояк также присутствует агент корпорации «Вейланд-Ютани» со злым умыслом и обязательный для франшизы андроид — на этот раз хороший). На деле все оказывается не так просто, и Рипли приходится вновь брать ситуацию в свои руки.

Чужой среди «Чужих»: История космической саги от 1979 года до «Прометея». Изображение № 23.

 

Семья

Но самое интересное в варианте Кэмерона — это даже не смена жанра с хоррора на боевик (теглайном фильма была фраза «Теперь это война»), а попытка заменить мизантропический посыл первого фильма своим, впоследствии традиционным гуманистическим.

Одиночку Рипли из первого «Чужого» режиссер здесь наделяет подобием семьи: потенциальным партнером из команды солдат, а также сразу двумя дочерьми — одной настоящей, но погибшей, и приемной, найденной среди завалов вымершей колонии (персонаж девочки Ньют — один из самых любимых у поклонников франшизы). Главным злодеем Кэмерон при этом делает тоже женщину — королеву Чужих. В итоге «Чужие» получились фильмом не о противостоянии мужского (пусть и инопланетного) и женского начала, а про двух матерей, защищающих потомство и семью.

Чужой среди «Чужих»: История космической саги от 1979 года до «Прометея». Изображение № 24.

 

Чужой среди «Чужих»: История космической саги от 1979 года до «Прометея». Изображение № 25.

Чужой среди «Чужих»: История космической саги от 1979 года до «Прометея». Изображение № 26.

Чужой среди «Чужих»: История космической саги от 1979 года до «Прометея». Изображение № 27.Дэвид Финчер

 

Спустя несколько лет Fox заказали Хиллу и Гилеру новую серию «Чужих» — в итоге было написано несколько вариантов сценария (один из них был даже авторства известного писателя Уильяма Гибсона), и продюсеры обращались ко многим режиссерам, но так и не смогли определиться с финальным видом картины. Студия же хотела быстрого заработка на успешной франшизе и не желала отлагательств, поэтому в срочном порядке режиссировать новый фильм был нанят успешный клипмейкер Дэвид Финчер.

Производство «Чужого 3» в результате оказалось крайне проблемным, и мир чуть было не потерял одного из лучших современных режиссеров, которому Fox всю дорогу вставляли палки в колеса — вскоре после выхода фильма Финчер пообещал больше никогда не снимать кино (к счастью, обманул).

Чужой среди «Чужих»: История космической саги от 1979 года до «Прометея». Изображение № 28.

 

Готическая драма

Несмотря на все препятствия и отсутствие готового сценария, фильм получился на удивление финчеровским — уже тогда отчетливо была видна стилистика, которой будет придерживаться режиссер впоследствии. «Чужой 3» получился самой мрачной и серьезной частью франшизы, с сильным влиянием готики — почти индустриальной драмой про апокалипсис.

Космические зэки

По одной из изначальных идей действие картины должно было происходить на планете, населенной неким монашеским орденом. Монахов в итоге было решено заменить на заключенных — правда, тоже христиан-фундаменталистов. Лейнтенант Рипли падает в спасательном шаттле на планету своих кошмаров — вокруг одни мужчины-преступники (пусть и уверовавшие и вставшие на путь исправления), а где-то поблизости снова бродит ее злейший враг — ксеноморф. Но главные проблемы у героини происходят внутри нее самой.

 

Чужой среди «Чужих»: История космической саги от 1979 года до «Прометея». Изображение № 29.

Чужой среди «Чужих»: История космической саги от 1979 года до «Прометея». Изображение № 30.

 

Апокалипсис

Решение Финчера еще на вступительных титрах убить суррогатную семью Рипли (капрала Хикса и Ньют из кэмероновского фильма) крайне разозлило зрителей — предыдущая часть к тому моменту стала чуть ли не самой любимой у поклонников франшизы.

Но режиссер явно хотел как можно сильнее абстрагироваться от «Чужих» и вернуться к мрачной эстетике фильма Ридли Скотта и даже усугубить ее, насколько это возможно. К тому же Финчер намеревался снять финальную часть сериала и понимал, что главная драма в нем — отношения между Рипли и Чужим. Если первая часть разбиралась с вопросом сексуальности, вторая — семьи, то «Чужой 3» получился скорее сдобренной религиозными аллюзиями историей про самопожертвование. Фильм не полюбился фанатам и был разруган критиками, но, возможно, именно он достоин встать в пантеон рядом с оригинальным «Чужим».

Чужой среди «Чужих»: История космической саги от 1979 года до «Прометея». Изображение № 31.

 

Чужой среди «Чужих»: История космической саги от 1979 года до «Прометея». Изображение № 32.

Чужой среди «Чужих»: История космической саги от 1979 года до «Прометея». Изображение № 33.

Чужой среди «Чужих»: История космической саги от 1979 года до «Прометея». Изображение № 34.Жан-Пьер Жене

 

После провала предыдущей части Хилл и Гилер решили вдохнуть во франшизу новую жизнь (или все-таки заработать еще немного денег), наняв телевизионного сценариста и будущего автора «Мстителей» Джосса Уидона, а в режиссерское кресло посадив Жана-Пьера Жене, который через пару лет после своего «Чужого» снимет «Амели». Провал создателей будет ждать еще более страшный, чем в прошлый раз, а франшиза после этого фильма совсем пойдет вразнос.

Европейский арт-сайфай

Благодаря Уидону и Жене, двум очень разными, но одинаково ироничным авторам, «Воскрешение» получилось крайне странным миксом самых разных идей — боевиком, снятым как европейская артовая фантастика, но с шутками будто из телевизионного ситкома. Несмотря на многочисленные отсылки к предыдущим частям, в фильме не осталось почти ни капли мрачной атмосферы и серьезности. 

 

Чужой среди «Чужих»: История космической саги от 1979 года до «Прометея». Изображение № 35.Джосс Уидон

Уидон в итоге от фильма открестился, сказав, что его сценарий был загублен — дело тут, возможно, в том, что Жене на тот момент практически не говорил по-английски.

Чужой среди «Чужих»: История космической саги от 1979 года до «Прометея». Изображение № 36.

 

Космические ученые и наемники

Что «Воскрешение» максимально отходит от мифологии вселенной «Чужого», ясно уже из синопсиса — спустя двести лет после событий предыдущего фильма ученые клонируют Рипли, скрестив ее ДНК с ксеноморфом с целью последующего производства биологического оружия — мутанта человека и Чужого.

Научную станцию в какой-то момент захватывают наемники (среди них любимый актер Жене Доминик Пинон, Рон Перлман, а также андроид в исполнении Вайноны Райдер), а многочисленные подопытные монстры вырываются наружу.

Чужой среди «Чужих»: История космической саги от 1979 года до «Прометея». Изображение № 37.

 

Закат франшизы

«Воскрешение» был воспринят критиками и простыми зрителями как недоразумение — от эстетики франшизы не осталось ни следа, и тем более казалось сущим кощунством тревожить прах покойной Рипли ради странной абсурдистской фантастики (хотя Уивер, кажется, хорошо провела время, играя несколько комедийный вариант своей героини). После фильма Жене полноценных продолжений так и не последовало, а ксеноморф перекочевал в совсем уж позорный спин-офф-сериал — «Чужой против Хищника».

Чужой среди «Чужих»: История космической саги от 1979 года до «Прометея». Изображение № 38.


 Чужой среди «Чужих»: История космической саги от 1979 года до «Прометея». Изображение № 39.

Чужой среди «Чужих»: История космической саги от 1979 года до «Прометея». Изображение № 40.

Решение вернуться спустя тридцать с лишним лет ко вселенной своего второго фильма Ридли Скотт объясняет тем, что «Чужой» оставил несколько интересных вопросов без ответа — вопросов, на тему которых режиссеры следующих частей тоже почему-то забыли высказаться. Для реализации замысла автор позвал молодого сценариста Джона Спэйтса и одного из создателей «Остаться в живых» Дэймона Линделофа. 

 

Чужой среди «Чужих»: История космической саги от 1979 года до «Прометея». Изображение № 41.Дэймон Линделоф

 Изначально планировалось, что фильм будет полноценным приквелом первого «Чужого», но в итоге было решено отойти от магистральной линии франшизы и сконцентрироваться на том, что осталось за кадром предыдущих частей. А осталось вот что:

Чужой среди «Чужих»: История космической саги от 1979 года до «Прометея». Изображение № 42.  

 

Питер Уэйланд

Компания «Уэйланд-Ютани», один из постоянных антагонистов вселенной «Чужого» (именно они каждый раз исподтишка посылали Рипли на встречу с ксеноморфом с целью заполучить в свои руки смертоносное существо). Действие «Прометея» происходит за тридцать лет до событий первого фильма Скотта, и основатель компании «Уэйланд Индастриз» Питер Уэйланд — гений-миллиардер в исполнении Гая Пирса — все еще жив, и именно он отправляет команду исследователей на поиски внеземной жизни.

Чужой среди «Чужих»: История космической саги от 1979 года до «Прометея». Изображение № 43.

 

Космический жокей

«Прометей», по сути, является реализацией идей, которые изначально были заложены в сценарий «Чужого», но по тем или иным причинам отправились в корзину. Одним из самых загадочных элементов первого фильма был, безусловно, инопланетный космический корабль и его огромный

мертвый пилот-гуманоид, который оказался в фильме лишь по настоянию Скотта: продюсеры считали его необязательным для сюжета и слишком дорогостоящим для производства

Чужой среди «Чужих»: История космической саги от 1979 года до «Прометея». Изображение № 44.

 

Лавкрафт

Изначальный сценарий О'Бэннона к «Чужому» был сильно вдохновлен повестью известного автора ужасов Говарда Лавкрафта «Хребты безумия» — про экспедицию в Антарктику, которая обнаруживает следы некоей древней цивилизации, ответственной за зарождение всей жизни на Земле и истребленной впоследствии одним из своих порождений. Собственно, «Прометей» — попытка развить ту же тему и ответить на вопрос, кто же был этот мертвый пилот инопланетного корабля, везшего

смертоносный груз. По версии Скотта, это Инженеры — раса полубогов, создавших человечество, а теперь решивших его уничтожить. Интересно здесь то, что из-за слишком сильных пересечений с«Прометеем» студия Fox решила отменить давнишний проект мечты Гильермо дель Торо — экранизацию той самой повести Лавкрафта. Стоило ли это таких жертв, можно узнать в кинотеатрах города уже сегодня.

Чужой среди «Чужих»: История космической саги от 1979 года до «Прометея». Изображение № 45.

 

Читайте также:
Чужой среди «Чужих»: История космической саги от 1979 года до «Прометея». Изображение № 46.
Как это устроено: Как делают трейлеры голливудских фильмов

Чужой среди «Чужих»: История космической саги от 1979 года до «Прометея». Изображение № 47.
Прямая речь: Ридли Скотт, Майкл Фассбендер и Дэймон Линделоф о «Прометее»

 

 
Рассказать друзьям
54 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются