Views Comments Previous Next Search
Как офисы захватила популярная медитация — Вопрос на Look At Me

ВопросКак офисы захватила популярная медитация

Популярная медитация как тренировка для ума

Начиная с этой недели Look At Me будет регулярно писать в рубрику «Как жить лучше» об осмысленной жизни, полезных лайфхаках и способах лучшего распоряжения своим временем. В первом материале мы разбираемся, как медитация перестала быть прерогативой буддистов и мистиков и стала похожа на регулярные тренировки для ума.

  

«Я понял, что необходимо напоминать людям, зачем им вообще нужна медитация. Недостаточно сказать просто “Давайте смотреть на мир с любовью и добротой” — они назовут это хиппи-бредом», — говорит Чед Менг-Тан в своём интервью. В 1991 году он стал буддистом, в 1995-м сделал один из первых буддистских сайтов, а в 2007-м специально для Google разработал свой курс «Поиск в себе» — Search Inside Yourself — неожиданное применение тех 20 % рабочего времени, которые корпорация предоставляет каждому сотруднику на саморазвитие.

 

С тех пор «приятный славный парень»  (такова официальная должность Менга в Google) неустанно напоминает покупателям своих книг, посетителям семинаров и всем остальным, зачем им нужна медитация. «Концентрация, отдых, самоконтроль» — написано большими буквами на обложке его книги. Далай-лама отзывается о ней, как о способе прийти к счастью и внутреннему миру, а Эрик Шмидт ставит в один ряд с остальными великими идеями, рождёнными в Google. На курс Менга в Google записываются в очередь по 400 человек, а сама корпорация недавно построила огромный лабиринт для медитаций-прогулок.

Экспансию за пределы Google, однако, идеи Менга начали относительно недавно — с 2007 года интерес к mindfulness (которую мы, за неимением точного перевода, будем далее называть «осмысленность». Именно осмысленность должна стать результатом медитативных практик) вырос в 3 раза, достигнув потолка в апреле этого года. Wired посвятил Менгу большой фичер с разъяснениями: медитация — больше не понятие из эзотерического угла в книжных магазинах, который все рациональные люди привыкли обходить стороной; медитация — это тренировка ума, ваш путь к счастью и повышению зарплаты, а также немалый вклад в мир во всём мире, что и является конечной целью Менга. В сентябрьских номерах примеру Wired последовали американские Esquire и GQ — выпустив каждый по подробному гиду по медитации и осмысленности.

  

Как офисы захватила популярная медитация. Изображение № 2.

Метод Менга

Менг настаивает на том, что не требует многого от своих занятых учеников — один вдох-выдох в день, две минуты на диване или полчаса — одинаково достаточно. Главное — регулярность. В каждой из глав Менг учит новому способу медитировать: от самого простого — следить за дыханием — до медитации в разговоре, на прогулке и так далее. Примитивная медитация, по Менгу, — это прежде всего тренировка внимания, и она состоит из собственно концентрации на дыхании и возвращении внимания всякий раз, как человек отвлекается.

Медитация удобно вписывается в стандартные каноны продуктивности, поднятой на флаг самыми разными медиа от Fast Company до 99u, специализированного проекта Behance. Медитируй две минуты в день — и тебе повысят зарплату, назначат начальником и станут улыбаться в общественном транспорте. Стратегия Менга «напоминай людям, зачем им это нужно» притягивает новичков, но отталкивает тех немногих, кто разбирается в вопросе. Знающие люди говорят, что фокус на грядущих достижениях мотивирует, но противоречит самой идее фиксации на текущем моменте своей жизни. «Как говорил один дзен-буддист, если мы смотрим одним глазом на место назначения, то и правильный путь ищем только одним глазом», — напоминает в своём блоге на Medium автор книги Wisdom 2.0 Сорен Гордхамер.

  

Буддисты-популяризаторы

Как офисы захватила популярная медитация. Изображение № 3.

Чед Менг-Тан

Chade Meng Tan

Как офисы захватила популярная медитация. Изображение № 4.

Энди Паддикомб

Andy Puddicombe

Как офисы захватила популярная медитация. Изображение № 5.

Джон Кабат-Зинн

Jon Kabat-Zinn

  

Медитация, которая всегда давала нам право на 20 минут в день с закрытыми глазами на диване, отрицала мультизадачность и оверачиверство — сегодня странным образом становится такой же строчкой в резюме, как уверенное использование ПК. Из странноватого хобби медитация, к примеру, в Силиконовой долине, превращается в обязательную тему для беседы у кулера.

 

С каждым фичером в толстых журналах или приложением для iPhone популярная медитация становится всё больше похожа на селф-хелпы «10 способов эффективной работы» или «Четырёхчасовая рабочая неделя». Но и то, и другое — разное выражение одного импульса: стать лучше, жить эффективнее, реже кричать на коллег, чаще переводить через дорогу бабушек и дошкольников. Неважно, повысят вас за это на работе или нет; в удивительный момент, пока медитация перестала быть увлечением людей в гаремных штанах и ещё не стала очередной бессмысленной и модной штукой, имеет смысл потратить две минуты и для собственного спокойствия, и для мира во всём мире — во всяком случае, если верить Менгу.

Как офисы захватила популярная медитация. Изображение № 6.

 

Headspace
(ios, android)

Приложение-помощник для медитации

 

Чтение

Три книги о популярной медитации

 

 

Рассказать друзьям
10 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются