Views Comments Previous Next Search
Как автомобили без водителя изменят мир — Вопрос на Look At Me

ВопросКак автомобили без водителя изменят мир

И почему мы перестанем владеть вещами

Как автомобили без водителя изменят мир. Изображение № 1.

Текст

Екатерина Сивкова

Каждую неделю Look At Me находит ответ на один неожиданный вопрос. На этой неделе пользователь Quora рассказывает о том, как внедрение самоуправляемых автомобилей повлияет на разные сферы жизни общества.

 

Вопрос:
Какими могут быть неочевидные позитивные и негативные последствия широкого распространения самоуправляемых автомобилей?

Как автомобили без водителя изменят мир. Изображение № 2.

Сэм Лессин

«Распространение самоуправляемых автомобилей
будет проходить в три этапа:

Перспектива 5–10 лет: такую машину сможет купить каждый, но право ее использовать будет только у пассажира с водительским удостоверением, который будет нести юридическую ответственность за управление автомобилем. Процент самоуправляемых машин на рынке будет небольшим.

Перспектива 25–30 лет: требования к «резервному оператору» (пассажиру), несущему юридическую ответственность за автомобиль, постепенно ослабнут. В конечном счете во время поездки пассажир сможет спать на спине или быть крайне пьяным. Автомобили всё еще будут находиться в частной собственности. Очень большой процент американских машин будут самоуправляемыми.

Далёкое будущее: облачные решения для сферы транспорта станут реальностью: автомобили больше не будут в личной собственности. Когда вам нужно будет добраться из пункта A в пункт B, вам просто нужно будет вызвать самоуправляемое транспортное средство, и оно доставит вас, куда нужно. Примерно то, что Uber делает сегодня, — но реальная ценность будет возникать не из системы кругооборота транспорта вокруг людей, а из кругооборота вещей, объектов или инструментов, в которых мы нуждаемся в повседневной жизни и которые мы используем экономически неэффективно.

Как автомобили без водителя изменят мир. Изображение № 3.

 

Имея эти стадии перед глазами, легко заметить, что трансформации становятся интересными только на стадии № 2, но только стадия № 3 может преобразить все сферы (недвижимость, розничную продажу и т. д.), так как она сократит наш коллективный спрос на большую часть благ:

Стадия № 1, где автомобили — самоуправляемые, но нуждаются в юридически ответственном лицензированном водителе. Всё пока очень скучно, такие автомобили — в новинку для большинства людей. Несмотря на то что оператор не управляет автомобилем, он несет ответственность, в случае если машина врежется в кого-то или нанесет вред третьим лицам, — в той же мере, что и обычные водители.

Стадия № 2 преображает города и влияет на то, как мы путешествуем на большие расстояния. От этого страдают авиакомпании, кроме того, снижается стоимость недвижимости в черте города. Стоимость домов в пригороде, наоборот, возрастает, потому что они становятся более доступны для транспорта.

Авиакомпании понесут убытки, потому что поездки на машине будут выгоднее перелётов (из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско например). Естественно, речь не идет о далеких межконтинентальных путешествиях, но география полётов авиакомпаний в любом случае сократится. Поэтому популярнее станут большие аэробусы, а не маленькие самолеты.

Как автомобили без водителя изменят мир. Изображение № 4.

 

Города пострадают от этого (а пригороды, наоборот, будут переживать лучшие дни), потому что добираться от работы до других мест станет куда удобнее. Жить и работать в том же районе, где находится работа, — это будет скорее в виде исключения, чем правила. Кроме того, не исключен новый бум розничной торговли и баров. Если сейчас, когда вы идете в бар, остро стоит вопрос, как добраться домой, то с самоуправляемыми машинами таких забот не будет.

Как это отразится на нас лично? К примеру, прямо сейчас мне нужно выделить приблизительно 45 минут, чтобы добраться от моего родного города до Манхэттена. Это слишком долго. Я не хотел бы жить там и столько добираться на работу, поэтому я предпочитаю жить в городе. Однако если бы поездка была ограничена 15 минутами, что без проблем реализуемо при более эффективной организации дорожного движения, парковок и другого, я бы предпочел жить в Нью-Джерси, а не в Манхэттене.

На стадии № 3 начинается настоящее веселье. Главная инновация самоуправляемых транспортных средств не в том, чтобы болтаться на заднем сиденье, а в том, что никто не будет владеть автомобилями в принципе, и это трансформирует всю экономику в целом.

Как автомобили без водителя изменят мир. Изображение № 5.

 

Ни у кого не будет своего автомобиля

 

Вы просто заплатите, если вам будет нужно куда-то съездить, и только тогда, когда вам это по-настоящему нужно (с тем же рыночным ценообразованием и по всем правилам рынка). Раз вам не нужна машина, вы будете просто вызывать недорогостоящее такси, как в сервисе Uber, которое почти моментально подъедет к вам. Можно сказать, что Uber — это грубый прототип того, что нас ждет в будущем. Даже сейчас, если вопрос цены не стоит остро, Uber — это гораздо более эффективный способ передвижения по Сан-Франциско, чем своя машина. 

Проблема Uber заключается в том, что этот сервис доступен только в густонаселенных районах. Когда я был в Чикаго (пусть и многонаселенный мегаполис, но с небольшой концентрацией Uber-мобилей) и решил воспользоваться услугами Uber, это было настоящим провалом: я потратил 30 минут на то, чтобы поймать машину. В общем, вы не можете навсегда отказаться от своего авто, пока Uber не «покроет» весь мир.

Как автомобили без водителя изменят мир. Изображение № 6.

 

Меньшее число машин в мире

 

Чем более эффективно мы распоряжаемся автомобилями, тем меньше нам их нужно. Я не знаю точный процент, но могу предположить, что совсем небольшое количество машин реально перемещаются в каждый момент. Это будет большим ударом для автомобильной промышленности (мало чем отличающимся от того, какой Airbnb нанес гостиничному бизнесу) — скорее всего, им придется отказаться от производственной модели и розничной торговли автомобилями для частных покупателей, а перейти на облачные сервисы по транспортировке.

Еще более плачевный итог для автомобильной промышленности: если вы не владеете автомобилем, то вас совсем не заботит, как выглядит ваше средство передвижения. Некоторые фанатики, я уверен, будут иметь автомобили премиум-класса, но, держу пари, большинству людей будет важнее просто добраться из пункта A в пункт B.

Как автомобили без водителя изменят мир. Изображение № 7.

 

Парковки будут застроены

 

Невероятно огромные площади, используемые сейчас в качестве парковок и гаражей, будут отданы в распоряжение девелоперам и застройщикам. Избыточные парковки превратятся в парки, недвижимость и другие объекты.

Как автомобили без водителя изменят мир. Изображение № 8.

 

Люди будут жить в небольших домах

 

Самоуправляемые автомобили окажут огромное влияние на кругооборот самых разных вещей. Когда автономные транспортные средства станут доступны на рынке, переменам подвергнется феномен микрохранения. Вместо того чтобы жить со всеми вещами, которыми вы изредка пользуетесь, вы, вероятно, поместите их в более удобное место вне дома, раз вы всё равно с легкостью сможете транспортировать ту или иную вещь в любой момент. Единственная причина, по которой вы живете со всеми своими вещами, состоит в том, что пока дешевле владеть вещью, чем брать ее напрокат. Вы платите большие деньги за квадратные метры с хорошим видом: неужели ваш хлам должен занимать часть пространства?

Как автомобили без водителя изменят мир. Изображение № 9.

 

Люди будут владеть меньшим
количеством вещей

 

Это вообще что-то удивительное: вы будете в состоянии арендовать всё, если это можно доставить, и будете нуждаться в меньшем количестве вещей в целом. С самого появления интернета люди создавали комьюнити, чтобы обмениваться вещами, — ведь не всем из нас ежеминутно нужны дрель или грабли. Это работает в некоторых случаях, но в общем и целом логистика таких вещей — настоящая проблема. Но как только каждую вещь можно будет эффективно транспортировать, мечта коллективного пользования станет реальностью — представляете, насколько крутым может быть совместное использование атомов, а не частиц.

Таким образом, думаю, каждый из нас будет обладать хранилищами за пределами города, и вещи окажутся у нас дома только в случае, если будут по-настоящему нужны. Возможно, будут созданы коммунальные склады, функционирующие по принципу аренды. Стоит нам почувствовать необходимость в той или иной вещи, мы просто сообщаем об этом, после чего нам ее доставят.

Сценарий стадии № 3 кажется мне очень вероятным: без крупного прироста населения количество вещей, находящихся в собственности, значительно снизится. Конечно, мы не будем свидетелями полного цикла внедрения самоуправляемых автомобилей, — даже не уверен, что мы доживем до стадии № 2. Но стадия № 3, безусловно, преобразит каждую сферу нашей жизни».

Рассказать друзьям
2 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются