Views Comments Previous Next Search
Почему мы любим слушать одни и те же песни? — Вопрос на Look At Me

ВопросПочему мы любим слушать одни и те же песни?

Как повторяемость приводит к тому, что музыка нравится нам больше

Музыка обладает удивительной силой. Она может успокаивать, взбудораживать, лечить и вводить человека в состояние, близкое к трансу. Сегодня Look At Me разбирается, почему мы так часто слушаем одни и те же песни.

 

Почему людям нравится повторяемость в музыке?

Почему мы любим слушать одни и те же песни?. Изображение № 2.

Элизабет Маргулис

музыкальный психолог

Начнём с более общего вопроса: что такое музыка? Философы уже не раз пытались ответить на него. Большинство же людей просто скажут: «Я смогу определить, музыка это или нет, когда послушаю». В то же время наши представления о том, что такое музыка, очень расплывчатые. Простейшие повторения звуков могут привести к тому, что мы начнём воспринимать их как музыку. Поэтому разумнее спросить не «что такое музыка?», а «что мы воспринимаем как музыку?». И, судя по всему, ответом будет «то, что мы послушали снова».

Психологи доказали, что люди предпочитают явления, испытанные ими до этого, ещё в 1960-х годах, когда Роберт Зайонц открыл эффект «знакомости»: людям больше нравится предмет, если они его до этого видели. Человек думает, что ему легче воспринимать предмет не из-за того, что он с ним уже знаком, а из-за некоего положительного качества, которым этот предмет наделён. Этот эффект работает и в музыке, но со временем появились доказательства, что дело не только в нём.

Повторяемости в музыке много. Этномузыковед Бруно Неттл из Иллинойского университета считает повторяемость одной из универсальных характеристик музыки во всём мире. А по оценке музыковеда Дэвида Хёрона из Университета штата Огайо, мы слушаем уже знакомые нам отрывки музыки 90% времени, что проводим с ней. А ещё в нашей голове застревают повторяющиеся отрывки, которые мы слышим в ней снова и снова, что ещё раз доказывает, насколько важна повторяемость.

Повторяемость — это настолько важный элемент музыки, что он может превратить «немузыкальные» звуки в «музыкальные». Возьмём открытие психолога Дианы Дойч из Калифорнийского университета в Сан-Диего. В 1995 году она обнаружила иллюзию превращения речи в песню. Человек слышит произнесённую фразу, а после неё — отрывок фразы, который повторяется несколько раз, и у него создаётся впечатление, что речь превратилась в пение. Эта иллюзия показывает, что повторяемость влияет на наше восприятие таким образом, что мы начинаем думать, будто слышим не запись речи, а песню. Убедитесь сами:

 

Повторяемость в музыке подчёркивает нюансы и выразительные элементы, которые иначе прошли бы мимо нас

 

Повторяемость приводит к тому, что мы начинаем обращать внимание не на смысл сказанного, а на высоту тонов и ритмику. Более того, мы не просто пассивно слушаем музыку, а становимся активными участниками процесса в нашем воображении. К иллюзии превращения речи в песню близко и понятие семантического насыщения. Слово, которое повторяют вслух много раз, теряет значение и превращается в набор бессмысленных звуков. Повторяемость непосредственно связана и с понятием ритуала, в котором она помогает нам сосредотачиваться на происходящем. Повторяемость же в музыке подчёркивает нюансы и выразительные элементы, которые иначе бы прошли мимо нас. Это объясняет то, почему многие люди говорят, что когда играет любимая музыка, они чувствуют, будто растворяются в ней. 

Может ли музыка обходиться без повторяемости? Конечно, может, но наши исследования показали, что люди будут воспринимать её хуже. Мы дали послушать студентам, не имевшим музыкального образования, работы композиторов XX века Лучано Берио и Эллиотта Картера, которые намеренно отказывались от повторяемости. Испытуемые услышали как оригинальные версии композиций, так и изменённые, куда мы добавили повторяемость. Хотя вторые отрывки должны были звучать неестественно, студентам они понравились больше первых. Также они заявили, что эти отрывки, если сравнивать их с оригинальными, с большей вероятностью сочинил не компьютер, а человек.

В другом эксперименте психолог Карлос Перейра и его коллеги из Хельсинкского университета показали, что когда мы слушаем более знакомую нам музыку, участки головного мозга, отвечающие за эмоции, проявляют большую активность — нравится она нам или нет. Так что преобладание повторяемости в музыке по всему миру неслучайно. Повторяемость создаёт знакомые, а потому нравящиеся нам отрезки, которые позволяют предугадывать, что будет звучать дальше, и становиться соучастником произведения.

Источник

Рассказать друзьям
5 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.