Views Comments Previous Next Search
Точка входа в урбанистику для непрофессионалов — Книги на Look At Me

КнигиТочка входа в урбанистику для непрофессионалов

«Городской конструктор» Витольда Рыбчинского

Каждый четверг журналист и исследователь Алексей Павперов будет выбирать одну интересную книгу и делиться прочитанным. В этом выпуске — рецензия на «Городской конструктор» Витольда Рыбчинского.

 

Витольд Рыбчинский

«Городской конструктор»

Strelka Press
2014

Точка входа в урбанистику для непрофессионалов. Изображение № 2.

Точка входа в урбанистику для непрофессионалов. Изображение № 3.

Купить

267 руб.

Профессор Пенсильванского университета раскрывает в своей лаконичной книге сжатую историю урбанистики, как бы подготавливая благодатную почву: сначала для того, чтобы показать появившиеся из неё наиболее выпуклые феномены актуальной городской застройки. А затем для попытки ответить на два самых главных вопроса о будущем городов: в каких из них мы хотим жить, и в каких из них нам жить придётся, чтобы не проснуться однажды в эпицентре инфраструктурного, экономического и экологического коллапса.

В целом взгляд Рыбчинского оптимистичен. Сначала в его повествовании ранние идеи об организации жилых пространств переплетаются и борются друг с другом, теоретики делают макеты с протяжёнными кластерами высотных башен, утопающих в зелени и многоуровневых магистралях — их критикуют идеологи естественной застройки городов. Затем приходят рука об руку кризисы — экономический и последовавший за ним смысловой, проектировщики начинают нелепо ошибаться, но происходит это на самом деле для того, чтобы в конце концов муниципальные власти соединили усилия с застройщиками и инвесторами на пути к умному и гармоничному строительству, учитывающему интересы всех его участников и потребителей, вобравшему в себя всё самое лучшее из смелых идей первопроходцев урбанистики. Получается, теперь можно подумать, как сократить выбросы парниковых газов, и что мы будем делать, когда через несколько десятилетий стремительно начнёт дорожать бензин.

Точка входа в урбанистику для непрофессионалов. Изображение № 4.

Два самых главных вопроса о будущем городов — в каких из них мы хотим жить, и в каких из них нам жить придётся

 

Описание Рыбчинского крайне толерантно к непрофессионалам — в первую очередь это история идей, а не перетасовка архитектурных стилей или молекулярное изучение кейсов (хотя их, наглядных и крайне подробно описанных, здесь очень, очень много). Сначала журналист Чарльз Малфор Робинсон, прогуливаясь по грязным и дисгармоничным улицам молодых американских городов, понимает, что населённые пункты нужно банально обустраивать, и начинает кампанию «за красивый город». Таким образом он на какое-то время становится главным специалистом в американском городском планировании.

Чуть позже излишне энергичный французский художник пытается шокировать посетителей индустриальной выставки, куда его по блату пристроила Гертруда Стайн. В шестидесятые социальное жильё, построенное под впечатлением от его архитектуры гигантских форм, будут сносить как рассадники преступности, совершенно не приспособленные к нуждам бедного населения. По злой иронии создавший их архитектор Минору Ямасаки окажется создателем ещё и злосчастных Башен-близнецов, но в книге об этом всего одна строчка — движение урбанистической мысли занимает автора намного сильнее, чем исторические анекдоты.

После небоскрёбов, геометрично расставленных в сетках генеральных планов, появится ещё один журналист — непримиримая бунтарка Джейн Джекобс, которая вернёт фокус внимания с футуристических проектов на улицы живого и непредсказуемого организма городских кварталов. Она напишет великую книгу «Смерть и жизнь больших американских городов» и впервые сравнит их с полями в ночи — в темноте появляются и угасают очаги костров: на самом деле это городские места силы, в которые стремятся попасть люди.

Точка входа в урбанистику для непрофессионалов. Изображение № 5.

Движение урбанистической мысли занимает автора намного сильнее, чем исторические анекдоты

 

Неспешно подступая к условной современности, которая начинается примерно в 1956 году после учреждения из сплава архитектуры и городского планирования новой дисциплины urban design, Рыбчинский переходит к ещё свежим открытиям своих коллег — переосмыслению и облагораживанию «простаивающих» набережных, возникновению иконических объектов-звёзд вроде музея Гуггенхайма в Бильбао, которые могут стать мощнейшими факторами влияния на развитие города (а могут и не стать), проектированию первых супермагазинов — моллов и супермаркетов. Количество кейсов уплотняется, попутно можно узнать, где впервые появились ценники и как были придуманы такие революционные изобретения, как торговый контейнер и тележка для продуктов. Но позитивный финал на самом деле был заложен ещё в самом начале книги — во время строительства инновационного и социально значимого парка на набережной в заливе Бруклина. Вместо того, чтобы снести построенный двести лет назад заброшенный причал с узкоколейкой, уничтожают только его первую фракцию и таким образом отрезают оставшуюся часть от материка — чтобы крысы не смогли добраться до детёнышей морских птиц, которые, по замыслу планировщиков, скоро совьют там свои гнёзда.

  

Рассказать друзьям
2 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются