Views Comments Previous Next Search
Цифровой этикет: «Баянов» не бывает — Общение на Look At Me

ОбщениеЦифровой этикет: «Баянов» не бывает

Старые шутки всегда обретают новый смысл

В рубрике «Цифровой этикет» Look At Me рассуждает, как лучше вести себя в интернете. На этой неделе объясняем, почему «баяны» должны остаться в 2005 году.

 

 

Не называйте вещи, которые вы уже видели, «баянами»: не все их видели, а некоторые уже успели стать классикой.

Цифровой этикет: «Баянов» не бывает. Изображение № 2.

 

Слово-мем «баян» (или «боян») в значении повторно опубликованной информации, будь это шутка, видеоролик или что-то ещё, пришло в российский интернет то ли с форума сайта Auto.ru, то ли вовсе из фидонета. Каким бы ни был его путь, в середине 2000-х оно было везде: наверное, ни один постоянный пользователь интернета не упускал возможности назвать что-нибудь устаревшим, если такая возможность появлялась. При этом если первоначально его использовали только в отношении контента, повторно опубликованного в том же месте, то вскоре им стали обозначать все неновые вещи. Сейчас, в 2015 году, это понятие кажется устаревшим. И хотя количество его упоминаний постепенно падает, его всё равно часто используют.

 


Вспомните хотя бы недавнюю историю
с китайским приложением My Idol
: мем возник и надоел всем меньше чем за сутки

 

Но дело в том, что за последние 10 лет изменилась сама природа контента, в том числе мемов и шуток. Если раньше он распространялся по-настоящему вирусно, постепенно от человека к человеку и от одного сообщества к другому, то теперь он спонтанно возникает и почти сразу исчезает в разных точках интернета, которые часто связаны друг с другом лишь формально. Вспомните хотя бы недавнюю историю с китайским приложением My Idol: мем возник и надоел всем меньше чем за сутки. Поэтому если кто-то и размещает старую шутку, это совсем не повод сразу обвинять человека в повторе — с высокой вероятностью, её многие ещё не видели или она уже успела стать классикой, уместной почти всегда. Более того, старые интернет-шутки (или те, которые появились до повсеместного проникновения интернета) обрастают в контексте 2015 года новыми смыслами, не заложенными изначально, а потому в привычном понимании назвать их «баянами» нельзя.

   

ЛИНДА БЁРЦЗАЙ

специалист по 
новым медиа

«Повторяемые интернет-мемы — это генеративные системы, которые представляют собой набор инструментов и контекстов для их использования и возникают в больших группах людей. В книге The Future of the Internet Джонатан Циттрайн приводит пять факторов, которые влияют на генеративность: эффективность, приспособляемость, сложность освоения в совершенстве, доступность, переносимость. Чем сильнее проявляются эти качества, тем больше людей могут поучаствовать в системе — именно так развивается и поддерживается генеративность».

Источник

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются