Views Comments Previous Next Search
Как режиссёры создают психоделические эффекты в кино — Как это работает на Look At Me

Как это работаетКак режиссёры создают психоделические эффекты в кино

Природа изменённого сознания и его экранные адаптации

Как режиссёры создают психоделические эффекты в кино. Изображение № 1.

Текст
Родион Данилов

Режиссёры за всю историю кино предпринимали множество попыток воссоздать психоделический опыт на экране. Задача, прямо сказать, довольно не простая. Чтобы ухватить суть и передать то глубокое физическое, эмоциональное, психическое и духовное переживание с помощью ограниченных средств, нужно обладать большим талантом. Мы подобрали короткий список картин, в которых психоделические эффекты показаны наиболее впечатляюще, а также разобрались в их природе.

Данный материал предназначен для читателей старше 18 лет.

  

История: 20–30 годы

Первыми перенести психоделический трип на экран пытались аниматоры. В мультфильме про кота Феликса 1927 года герой при странном стечении обстоятельств съедает ботинок и консервную банку, после чего начинает испытывать некоторого рода отравление, которое переносит его в бредовый мир галлюцинаций, где он бежит от гигантской курицы, видит Санта-Клауса, превращающегося в ведьму, и сражается с воображаемыми злодеями и пр.

  

Felix the Cat — Dines and Pines
1927 год

 

Другой пример — всем известный диснеевский мультфильм «Дамбо» 1940 года. В нём летающий слонёнок выпивает магическую воду из колодца и наблюдает галлюцинации в виде калейдоскопа из танцующих слонов, фракталов и прочих странных образов. Питер Стаффорд в книге Psychedelic Encyclopedia пишет, что один из ведущих аниматоров этого мультфильма участвовал в экспериментах с запрещёнными ныне веществами, которые проводились в 20-е годы в Германии психиатром Куртом Берингером. Кроме того, художник Пол Лаффоли намекал, что сам Уолт Дисней регулярно экспериментировал с погружениями в изменённое состояние, пока жил в Европе в 30-е годы.

60-е годы

В 1960-х, во времена психоделической революции, количество тематических фильмов резко возросло. Большинство из этих картин, такие как «Дикарь на улицах» (1968) и «Love-ins» (1967) были коммерческими проектами, снятыми в попытке извлечения выгоды из всеобщего интереса к культуре хиппи, превращающими её в медийную сенсацию. Однако Роджеру Корману в своём фильме «Трип» (1967), который, кстати, был снят по сценарию Джека Николсона (того самого), удалось передать саму суть психоделического опыта и весьма достоверно передать визуальные эффекты. Питер Фонда, сыгравший главного героя, был известен в то время как один из представителей контркультуры Голливуда, и картина, которая, может быть, сейчас кажется несколько наивной, очень быстро обрела статус культовой. Корман, который экспериментировал с изменениями сознания ради «исследований», создал психоделическую атмосферу с помощью кружащихся проекций, цветных огней, джазовых импровизаций и карликов и каруселей, которые появляются в кадре из ниоткуда.

  

Трейлер фильма «Трип» (The Trip) 1967 год

 

Фильм «Беспечный ездок», исследующий молодёжную субкультуру 60-х, также не обошёлся без сцен, передающих психоделический опыт. Главная из них — та, в которой герои Питера Фонды и Денниса Хоппера посещают фестиваль Марди Гра, а затем попадают на кладбище вместе с двумя проститутками. При съёмках сцены использовался объектив фишай, необычные ракурсы, фоновые шумы и «рваный» монтаж.

80-е годы

В 80-е интерес к психоделической культуре спал, однако картина «Другие ипостаси» Кена Рассела, снятая по роману Пэдди Чаефски (основанного на экспериментах Джона Лилли с камерой сенсорной изоляции в начале 1960-х), переняла дух ушедшей эпохи хиппи. Этот фильм можно было бы назвать психоделическим фильмом ужасов. Он изобилует мрачными демоническими видениями, которые наблюдает герой. Сцены трипа наполнены библейскими мотивами и религиозными символами, что придаёт ленте зловещую атмосферу. Кроме использования драматической музыки, слоу-мо и эзотерического флёра, режиссёр очень умело использовал метод комбинированной съёмки.

  

Сцена из фильма «Другие ипостаси» (Altered States)

90-e годы

В 1998 году режиссёр Терри Гиллиам выпустил свою блестящую экранизацию книги Хантера С. Томпсона «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», которая представила зрителям, пожалуй, самые впечатляющие психоделические галлюцинации из когда-либо созданных ранее в кино. Особенно запоминается сцена, в которой Рауль Дюк, принявший самую невероятную смесь веществ, заходит в отель. Гиллиам, который имеет удивительный талант подмечать самые причудливые формы человеческого восприятия, тонко передал типичные проявления психоделического трипа. Видения с плавающими узорами и странными мутантами, созданными с помощью компьютерной графики, очень убедительно иллюстрируют реальный психоделический опыт.

  

Сцена из фильма «Страх и ненависть в Лас-Вегасе»

Почему люди наблюдают эти причудливые визуальные эффекты

Почему люди во время психоделического опыта наблюдают эти причудливые визуальные эффекты? Это загадка, над которой бьются учёные умы уже не один десяток лет. По сей день, даже с постоянно развивающимися возможностями томографии и сканирования мозга, этот вопрос интригует исследователей. В 2000 году Журнал королевского сообщества опубликовал большую статью о природе странной геометрии зрительных галлюцинаций (вы можете прочитать её, если уже ознакомлены с теорией возмущений Рэлея-Шредингера и аналитикой нелинейной устойчивости подобных сокращений Ляпунова-Шмидта). Одно её название «Геометрические зрительные галлюцинации, евклидова симметрия и функциональная архитектура стриарной коры», а также список авторов, включающий математиков из университетов Юты, Чикаго и Хьюстона, исследователей из Института биологических исследований Дж. Солка и Национального института здравоохранения, говорят о сложности этих процессов, протекающих в мозге. Проблема изучения психоделических эффектов лежит на стыке неврологии, психофармакологии, когнитивистики и геометрии.

Как режиссёры создают психоделические эффекты в кино. Изображение № 2.

Во время изменённого состояния активность нейронов ядер шва угнетается, кроме того, оказывает дезингибирующее влияние на структуры мезолимбической и мезокортикальной систем

Как режиссёры создают психоделические эффекты в кино. Изображение № 3.

 

Известно, что во время изменённого состояния активность нейронов ядер шва угнетается, кроме того, оказывает дезингибирующее влияние на структуры мезолимбической и мезокортикальной систем. Исследования психоделических препаратов показали, что стимуляция любой из сенсорных систем приводит к повышению активности голубого пятна. Этим можно объяснить явление синестезии (когда человек «слышит» цвета или «ощущает» звуки) и перекрещивание импульсов разной модальности.

В медицинской литературе выделяется несколько видов визуальных эффектов, которые можно наблюдать при изменённом состоянии. Именно их и пытаются изобразить кинематографисты в своих картинах.

  

 

 Типы визуальных эффектов

 

Обострение зрения

Как режиссёры создают психоделические эффекты в кино. Изображение № 4.

Это самый низкий уровень психоделического опыта. Часто это ощущение также связано с расширением поля обзора. Также медики описывают обострение восприятия визуальных деталей внешней среды, чёткости контуров объектов. При этом сама среда никак не меняется внешне, возрастает уровень детализации её восприятия. Например, узоры и текстуры, которые ранее, возможно, никогда внимания не привлекали, вдруг начинают быть более ярко выражены, а при взгляде на повседневный пейзаж вырисовывается вся его сложность и красота.

Усиление восприятия цветов

Во время «неглубокого» психоделического опыта начинают выделяться и становиться ярче и живее краски и цвета. Другими словами: красный кажется краснее, а зелёный — зеленее. В отличие от трезвого состояния, всё вокруг кажется более контрастным и насыщенным, чем обычно. Воссоздать этот эффект в кино, кажется, проще простого: достаточно сделать иную цветокоррекцию и выкрутить контрастность. И этим активно пользуются режиссёры. Один из ярких примеров — фильм «Области тьмы», где кадры с героем Брэдли Купера, не принимающего NZT, выглядят тускло и серо, а после приёма таблетки картинка в фильме начинает играть красками.

  

Обострённое распознавание паттернов:

Как режиссёры создают психоделические эффекты в кино. Изображение № 5.

Одна из способностей человека — умение распознавать и выделять важные повторяющиеся образы (например, лица людей). При этом многие психоактивные вещества стимулируют эту способность.

В научной литературе этот феномен называется парейдолией и весьма хорошо задокументирован. Типичные примеры этого явления в повседневной жизни — то, как мы вдруг начинаем находить узнаваемые образы в облаках или лица в неживых предметах. В ходе психоделических опытов этот эффект может стать намного более явным. Например, листья на дереве могут показаться скоплением крошечных зелёных существ, облака могут превратиться в фантастических зверей и т. д. В сочетании с этим в ходе трипа проявляется повышенный интерес к симметричным геометрическим и органическим моделям, например, к узору напольной плитки или обвитой плющом стене, которые раньше никогда не привлекали внимания. Особенно завораживают повторяющиеся паттерны на обоях, одежде или восточных коврах.

Искажения

Эффекты искажения относятся ко второму уровню психоделического опыта. В общем, они могут быть описаны как изменения в восприятии по отношению к внешней среде. Они проявляются в различных подкомпонентах. Визуальный дрейф — является наиболее распространённым видом искажения. Объекты и пейзажи деформируются, и эти изменения постепенно нарастают тем сильнее, чем дольше человек смотрит на объект. При этом искажения постоянно меняют своё направление, скорость и ритм. Видео выше демонстрирует этот эффект при среднем уровне интенсивности. Для создания «дышащей стены» в видеоредакторе на изображение была наложена карта, которая затем была анимирована.

  

Морфинг

Также часто объекты или пейзажи «оживают» и будто бы «дышат», сдуваются и снова расширяются в согласованном ритме, аналогично лёгким живого организма. При более интенсивном эффекте видимые объекты становятся полностью дезорганизованы, причём в непредсказуемом ритме и спонтанных направлениях. Объекты также могут менять свой размер, форму, конфигурацию. Подобный эффект наблюдает герой трагикомедии «Гарвардская тусовка» (2001).

Таяние

Во время психоделического опыта распространён эффект таяния, при котором объекты и пейзажи как бы начинают стекать и медленно терять свою структурную целостность. Похожее происходит с текстурами и витиеватыми и сложными рисунками, например, узор ковра или древесины, которые начинают «извиваться» и «плыть» подобно реке. В картине «Поле в Англии» Бена Уитли (помимо других впечатляющих эффектов) герой видит, как поле с высокой травой начинает колыхаться подобно морю.

  

Изменение цветов

Очень часто объекты, особенно ярких расцветок, начинают изменять цвет. Например, мох на камне может плавно стать вместо зелёного красным, затем синим, после чего обратно зелёным, причем за очень короткий промежуток времени. Цикличность повторения опять же напоминает, будто краски и текстуры «дышат».

Искажённое восприятие пространства

Как режиссёры создают психоделические эффекты в кино. Изображение № 6.

При изменённом состоянии человек искажённо воспринимает глубину и слои объектов и пейзажей, которые он наблюдает. Классическим примером этого может быть то, как объекты с заднего плана переходят на передний, и наоборот. Другим примером нарушения восприятия глубины является её полная потеря, когда вся видимая картинка на время «объединяется» в одно плоское изображение.

  

Шлейфы

В медицинской литературе также упоминаются шлейфы, которые оставляют за собой движущиеся объекты. Подобные эффекты можно наблюдать на фото, сделанных с помощью длительной выдержки.

Фрактализация пространства

Один из самых любопытных эффектов — повторение симметричных текстур и узоров, таких как трава, асфальт, гравий, листья, кора дерева и т. п. Узоры, как в калейдоскопе, многократно отражаются друг в друге на очень детализированных уровнях и трансформируются в огромный массив абстрактных форм, образов, выстроенных по принципу фракталов. Режиссёр Гаспар Ноэ отлично передал это с помощью компьютерной графики в своём фильме «Вход в пустоту».

Другой культовый фильм, в котором показан один из самых известных кинематографических трипов, — «Блуберри». В картине, где герои принимают аяхуаску — напиток, который делают жители Амазонки из местной лианы. Визуальные CGI эффекты, изображающие видения, потрясают своей многомерностью, изысканностью и витиеватостью.

Фильм «Штурмуя Вудсток» оскароносца Энга Ли («Жизнь Пи», «Горбатая гора») не был обласкан мнениями кинокритиков, тем не менее в ленте довольно удачно передан психоделический опыт в самых деликатных нюансах. И это получилось вовсе не случайно. Создатели картины провели тщательное исследование субъективных эффектов при изменённом сознании и то, как они могут быть адаптированы для экрана. В итоге трип передаётся с помощью анимации, внезапных переходов к слоу-моушену, трюков с разными объективами и «зыбкими» компьютерными эффектами.

  

image via shutterstock.com & constructinginteractivespace.blogspot.ru

Рассказать друзьям
7 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются