Views Comments Previous Next Search
Информационные войны:
Как спастись от пропаганды — Как это работает на Look At Me

Как это работаетИнформационные войны:
Как спастись от пропаганды

Почему удается манипулировать общественным сознанием

Информационные войны:
Как спастись от пропаганды. Изображение № 1.

Текст
Антон Мухатаев

Для большинства современных государств открытые военные конфликты стали бессмысленными, что отражает статистика. Согласно выкладкам канадского учёного Стивена Пинкера, от войн между племенами в древности погибало в 9 раз больше людей, чем от войн в XX веке, а в Средневековье жертвами насилия становились в 30 раз больше человек, чем в последние годы. По оценке ООН, сейчас в активной стадии находятся 11 крупных конфликтов (с более чем 1 тыс. погибших за год). Это не так много, если сравнивать с предыдущими эпохами. Другое дело, что участились так называемые информационные войны. Look At Me разобрался, что они собой представляют и как не стать их жертвой.

Что такое информационная война?

Информационные войны:
Как спастись от пропаганды. Изображение № 2.

Любая война — это вооружённая борьба между несколькими сторонами, которые добиваются своих целей. Для информационной войны характерно то, что её участники пытаются получить преимущество над противником, а не победить или полностью уничтожить его. Она может быть как следствием, так и причиной традиционной войны, а также развиваться сама по себе: например, во время выборов или политического кризиса.

Что входит в понятие информационной войны?

Информационные войны:
Как спастись от пропаганды. Изображение № 3.

В широком смысле информационная война включает в себя манипулирование информацией и средствами коммуникации, сбор данных, пропаганду, саботаж логистики и электроники, слежку и другие меры. В прикладных значениях термин близок к понятиям психологической войны (дезинформация и пропаганда) и кибервойны (воздействие на каналы коммуникации). Большинство людей затрагивает первый тип, поэтому речь пойдёт о нём.

Как ведётся информационная война?

Информационные войны:
Как спастись от пропаганды. Изображение № 4.

Основные задачи информационной войны — повлиять на систему ценностей людей, изменить их поведение и способ мышления, лишить способности сопротивляться. Воздействуют при этом не только на противоборствующую, но и на свою сторону. Для этого лучше всего подходят средства массовой информации, прежде всего — телевидение. Оно по-прежнему создаёт эффект присутствия и соучастия успешнее, чем интернет в целом и социальные сети в частности. Как и рекламные кампании, информационные войны отличаются друг от друга по степени воздействия (ровные, нарастающие и нисходящие), направленности (целевые и общественные) и охвату (региональные, национальные и международные). Иногда информационные войны ведутся импульсно, с периодическими всплесками активности.

Как манипулируют сознанием?

Информационные войны:
Как спастись от пропаганды. Изображение № 5.

Манипулируют всегда скрытно: если вы знаете, что вами пытаются манипулировать, значит, это не удалось. Техники манипулирования постоянно совершенствуются. В первую очередь важно не то, что говорят, а то, как говорят. В наши дни пропаганда не даёт прямые ответы: когда людям слишком откровенно навязывают чужую точку зрения, они сопротивляются. Вместо этого пропаганда подталкивает людей к выводам, чтобы они думали, что пришли к ним сами. Всего исследователи выделяют несколько десятков правил, которым следуют манипуляторы.

Какими приёмами пользуются манипуляторы?

Информационные войны:
Как спастись от пропаганды. Изображение № 6.

 Вводят новые термины и образы, которыми описывают происходящее. Пропагандисты используют языковые приёмы (фонетические и лексические), а также существующие в обществе предрассудки и заблуждения, чтобы придать положительный или отрицательный окрас каким-то явлениям или группам людей. С помощью этого получается выставить противоположную сторону в уничижительном виде — например, обесчеловечить их, приравняв к животным или растениям.

 Злоупотребляют статистикой. Если у человека хорошая память и подвешен язык, он может задавить любые аргументы цифрами. Не каждый обыватель может быстро считать и оценивать, так что в подходящем контексте статистика становится сильным оружием — особенно социологическая, которая вдобавок ссылается на мнение большинства.

 Изменяют повестку дня. Манипуляторы выбирают из всего ряда событий те, которые видят наиболее выгодными для себя. Во время информационной войны медиа переполнены ложными информационными поводами и игнорируют одни происшествия в угоду другим. Так, через СМИ поддерживается высокий градус напряжения вокруг нужной темы.

 Ссылаются на анонимные источники. Манипуляторы пользуются утечками информации — как правдивыми, так и выдуманными. Делается это для того, чтобы придать некоторым утверждениям более высокую достоверность: утечки раскрывают информацию, якобы доступную единицам, что вовлекает человека в происходящее. Тем более что люди зачастую не верят заявлениям официальных лиц и во всём ищут скрытый смысл.

 Дают высказаться экспертам. В глазах обычных читателей, слушателей и зрителей эксперты обладают доступом к особым, уникальным знаниям — кем бы эти эксперты ни были. Как и ссылка на утечку информации, это ещё один способ придать суждению более высокую достоверность.

 Погружают в лёгкий транс. Звуковой и видеоряд могут усыплять сознание и открывать подсознание, из-за чего вы перестаёте воспринимать информацию критически. Это справедливо даже в том случае, если радио или телевизор работают лишь фоном.

 Запугивают альтернативным сценарием. Иногда проще не выдумывать свои достоинства на пустом месте, а искать недостатки у противника. Получается частичная правда: «Да, сейчас всё не очень хорошо, но может быть ещё хуже». Это действенно, потому что большинство людей готовы довольствоваться малым — только совсем плохо не стало бы.

Почему манипулирование работает?

Информационные войны:
Как спастись от пропаганды. Изображение № 7.

Человеку важно осознавать себя частью общества и сверяться с мнением большинства. Через СМИ можно навязать любую точку зрения под видом мнения большинства. Люди, которые придерживаются иного взгляда, побоятся высказаться, если решат, что с ними мало кто согласится — хотя на деле большинство может быть с ними согласно. Кроме того, человеку необходима система координат — он не может жить в неопределённости. Пресса создаёт иллюзию цельной картины мира и объясняет все события, не выходя за её рамки. Во всё, что этому не противоречит, охотно верят. Здесь возникает и почва для конспирологии: не все события легко объяснить стечением обстоятельств, мотивы людей не всегда прозрачны, поэтому проще свести всё к заговору.

Как не стать жертвой информационной войны?

Информационные войны:
Как спастись от пропаганды. Изображение № 8.

Есть только одно идеальное противоядие — почти полностью изолировать себя от СМИ. Но в постиндустриальном обществе это возможно только в том случае, если вы станете отшельником. Тем, кто не готов к такой радикальной мере, пригодятся несколько советов, которые позволят сгладить влияние дезинформации и пропаганды до минимума:

Старайтесь читать, а не слушать или смотреть. Когда человек читает, он мыслит критичнее, и его не так просто ввести в заблуждение.

 Помните приёмы манипулирования и подмечайте их в жизни. Как говорилось выше, если вы обнаружили манипулирование, то оно уже не сработало на вас.

Не доверяйте безусловно ни одному источнику. Если вы избежали пропаганды одной стороны, это не значит, что вы не станете жертвой пропаганды другой стороны: во время войны врут все.

Также помните, что информационные войны ведутся поэтапно. Поддерживать высокий градус напряжения долго не получается, а потому в самые напряжённые моменты войн разумно устраивать себе информационную диету. Например, уехать в отпуск или засесть за какой-нибудь сериал, книгу или видеоигру.

   

Информационные войны:
Как спастись от пропаганды. Изображение № 9.

Валерий Соловей

профессор, заведующий кафедрой
связей с общественностью МГИМО

«Информационные войны могут вестись долго, в зависимости от продолжительности кризиса. Начинаться они могут внезапно, почти одномоментно, но чаще всего общество втягивают постепенно, по нарастающей. С академической точки зрения любая информационная война — это коммуникационная кампания высокой интенсивности, та же самая рекламная или PR-кампания.

Чтобы избежать отрицательного влияния информационных войн на себе, лучше не смотреть телевизор, а читать новости и статьи. Это главная рекомендация. А все остальные, как ни странно, относятся к ментальной гигиене: 1) постараться не включаться в информационную ситуацию эмоционально, а то становишься её заложником; 2) всегда помнить, что за картинкой стоят страдания реальных людей; 3) ограничить время на просмотр новостей и новостных сайтов (скажем, 15–20 минут в день — этого вполне достаточно, чтобы быть в курсе событий); 4) ни в коем случае не жить политикой, а отдавать дань культуре (хотя бы походу в кино); 5) очень полезно и важно хотя бы 15–20 минут в день гулять (лучше в парке) — это снимает психоэмоциональное напряжение. Так что, видите, никаких секретов и тайн нет — мы все это хорошо знаем. Но, увы, не делаем».

images via shutterstock 1, 2, 3 and via behance.com/jarmolowicz

Рассказать друзьям
17 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.